Просмотр содержимого документа
««Особенности исполнения на классической гитаре»»
Доклад по теме: «Особенности исполнения на классической гитаре»
В истории музыки классическая гитара занимает особое место. Она пришла к нам из глубины веков. За время своего существования гитара многократно видоизменялась. Окончательно инструмент сформировался и принял современные очертания около трех столетий назад.
Эпохой расцвета классической гитары называют период с конца XVIII до середины XIX веков. Такие гитаристы как Д. Лгуадо, Ф. Сор, М. Каркассн, Ф.Карулли, М. Джулиан и другие раскрыли возможности гитары как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Используя некоторые народные приемы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы.
В начале XX века наблюдается новый виток в истории развития классической гитары. Первоначально гитара была инструментом для домашнего музицирования. Однако усилиями таких выдающихся мастеров- исполнителей как Ф.Таррега и Л. Сеговия, классическая гитара превратилась в солирующий концертный инструмент и по праву заняла достойное место рядом с такими инструментами как скрипка, виолончель, фортепиано.
В последнее время популярность и интерес к классической гитаре продолжает расти. Поэтому обучение игре на классической гитаре - одно из приоритетных направлений современного музыкального образования в специальных учебных заведениях и в системе дополнительного образования детей. Оно обусловлено, с одной стороны, демократичностью и доступностью инструмента, с другой стороны - стремлением подрастающего поколения к приобщению к лучшим традициям музыкального искусства. Систематические занятия на гитаре способствуют всестороннему музыкальному развитию ребенка, воспитанию у него тонкого художественного вкуса, музыкального слуха, любви к музыке, расширению музыкального кругозора.
Классическая гитара - это одна из самых распространенных гитар, является прародительницей всех остальных разновидностей гитар. Ведь именно классическая гитара появилась самой первой, потом уже на ее основе стали производиться и все остальные разновидности гитар. По общепринятой тенденции родина этого инструмента Испания, именно оттуда и стала распространятся классическая гитара со второй половины XVIII века.
Характерные особенности классических гитар:
1) данная гитара обладает достаточно широким и плоским грифом. У многих начинающих гитаристов возникают трудности при игре, особенно у музыкантов с небольшими кистями рук;
2) у классических гитар от головки грифа до корпуса гитары расположено и доступно только 12 ладов;
3) метки ладов(точки) на грифе располагаются не на передней плоскости грифа, а на боковой поверхности;
4) на классических гитарах устанавливаются нейлоновые гитарные струны, что значительно снижает силу изгиба, действующую на гриф;
5) на классических гитарах отсутствует защитная пластина, которая на эстрадных акустических гитарах устанавливается под резонаторным отверстием. Так как на классических гитарах в основном не играют медиатором, здесь применяется так называемый классический стиль игры, следовательно, поцарапать корпус нельзя. Но никто не запрещает вам играть на классике используя медиатор, поэтому если вы хотите играть медиатором, а не пальцами, то пожалуйста играйте и на классической гитаре используя медиатор.
Рассмотрим более подробно устройство классической гитары.
Классическая гитара, как и любая другая гитара состоит из двух основных частей это корпус и гриф. Разберем подробнее из чего именно.
Корпус классической гитары состоит из верхней деки. Обычно изготавливается из цельного массива дерева, порода древесины - ель или кедр. На более дешевых моделях верхняя дека делается из фанеры. На звучание гитары особое влияние оказывает, как раз именно верхняя дека гитары. Немного выше центра, на верхней деки, располагается резонаторное отверстие или как его еще называют розетка. Диаметр этого отверстия 8,5 см. Внутри верхняя дека укрепляется при помощи пружин, для того чтобы от усилий натяжения струн дека не деформировалась. Под пружинами здесь понимаются не железные пружины, а небольшие деревянные перекладины.
Нижней деки. Или как ее еще называют задняя стенка корпуса гитары. Также как и верхняя дека изготавливается либо из цельного массива дерева, либо же из фанеры. В зависимости от пород древесины нижняя дека может быть полностью плоской, или немного выпуклой.
Обечайки. Это две полоски, изготовленные из той же древесины, что и нижняя дека. Ширина этих полосок обычно не превышает 10 см. Обечайки соединяют между собой верхнюю и нижнюю деки, и образуют так называемые боковые стенки.
Подставки. Предназначена для крепления струн. Устанавливается подставка в нижней части верхней деки. Представляет собой прямоугольную пластину, длиной приблизительно 20 см.
Гриф классической гитары состоит из:
Головки грифа. Выполняется из куска дерева в котором выпиливаются два отверстия и устанавливается колковый механизм, предназначенный для натяжения и ослабления струн.
Самого грифа. Выполняется из цельного куска древесины. Порода дерева для грифа это в основном кедр. Гриф крепиться к корпусу гитары при помощи так называемой пятки. На передней поверхности грифа устанавливается тонкая пластина которая называется накладкой. На более дешевых моделях накладка отсутствует. На передней поверхности грифа на определенном расстоянии устанавливаются металлические порожки. Расстояние между порожками называется ладом.
Неотъемлемой частью классической гитары являются шесть нейлоновых струн.
По качеству материала, из которого сделаны гитары, они часто подразделяются на три серии: beginner («начинающий») - части корпуса сделаны из «шпона» («ламината»), имитирующего массив дерева. Solid Top («цельная верхняя дека») - верхняя дека сделана из цельной резонансной ели или кедра, обечайки и нижняя дека - из «шпона». Concert guitar, концертная, «бюджетная» и «мастеровая» гитара. Все части такой гитары изготавливаются из цельного отборного дерева ценных пород.
Существуют близкие классическим гитары, представляющие собой своего рода «отклонения от «нормы»:
1. Гитары, произведённые в СССР на основе «русской» семиструнной гитары.
В Советском Союзе было налажено массовое низко-технологичное производство шести и семиструнных акустических гитар. Главная их отличительная особенность - гриф, крепящийся к корпусу при помощи винта с четырёхгранной головкой (отдельно выпускался специальный гитарный ключ для регулировки этого грифа). Гитары выпускались с металлическими струнами. Большой тираж «фабричных» гитар и удешевлённое производство «наводнило» рынок гитар и сформировало своеобразное несколько искажённое представление о гитаре у советского обывателя.
2. Классическая гитара с «вырезом» в корпусе возле грифа (cutaway).
Часто подобные инструменты являются электро-акустическими, т.е. оборудованы звукоснимающим устройством.
3. «Многострунные» классические гитары - гитары с количеством струн, большим, чем шесть.
Сюда можно отнести популярную некогда семиструнную «русскую» гитару со специфическим строем «Соль-мажор», а также необычные «экспериментальные» инструменты. Последние, как правило, единичны и связаны с конкретным именем исполнителя или мастера. Например, известны такие гитаристы-восьмиструнники, как Николай Свищев (Россия) или Пол Голбрейт (Paul Galbraith, Великобритания). Гитара, на которой играет Пол Голбрейт («Брамс-гитара», работы Дэйвида Рубио) в известной степени уникальна. Играть на ней нужно, как на виолончели, уперев штырь, предусмотренный конструкцией гитары, в резонаторный ящик, дополнительно усиливающий звук гитары. Мензура для каждой струны - своя (увеличивается в сторону низких струн), в связи с чем лады на грифе не параллельны, а «расходятся» от тонких струн к басам и подставка поэтому расположена под углом. Менее известны такие гитары, как девяти-струнная «Гран»-гитара, связанная с именем Устинова Владимира Николаевича, пропагандировавшего её в конце 20 века, а также - 10-струнная гитара Эгберто Гисмонти.
Мы можем сделать выводы:
1. Классическая гитара - один из самых популярных инструментов во всем мире и используется в совершенно разных выступлениях, при этом являясь незаменимым атрибутом любого похода или бардовского фестиваля.
2. Исполнение на гитаре отличается обилием приемов звукоизвлечения, с помощью которых выявляются богатые красочные возможности инструмента. Звук гитары не обладает большой силой. Он хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучанием других инструментов, что обусловило применение гитары для аккомпанемента пению и в камерных ансамблях.