kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальный словарь. А - Б.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стендовой презентации раскрывается смысл таких слов, как аккомпанемент, ария, аранжировка, баркарола, бельканто.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный словарь. А - Б.»













Музыкальный

словарь





















Аккомпанемент

В переводе с французского – сопровождение.

А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше? Давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна.









Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды. Поэтому музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью.

Ещё через 100 лет в инструментальной и вокальной музыке аккомпанемент начал “договаривать” то, что “недосказано” солистом, или создавать музыкальные иллюстрации к содержанию произведения.

А ещё иногда аккомпанемент может становиться равноправным партнёром мелодии.

Обычно в музыкальном произведении есть главная партия (или главная мелодия) и сопровождение, то есть аккомпанемент. Можно аккомпанировать певцу или музыканту, играющему на каком – нибудь инструменте. Певцу аккомпанируют на рояле, на гитаре, на баяне… В качестве аккомпаниатора может выступать даже целый оркестр, как, например, в опере. И тот же оркестр аккомпанирует скрипачам, виолончелистам, пианистам – всем, кто играет на сольных музыкальных инструментах.

Аккомпанемент зачастую важен не менее, чем мелодия. Особенно в современной эстрадной музыке, где у многих певцов довольно ограниченные вокальные данные. Вот когда выразительное музыкальное сопровождение может скрасить недостатки солиста. И наоборот – хорошего певца можно слушать и без аккомпанемента.



Аккомпаниатор – исполнитель аккомпанемента.


Аккомпанировать – исполнять аккомпанемент.

Аранжировка

Аранжировка – значит переделка, переложение.





Это как у фотографа в фотоателье. Можно сделать много фотографий. Лицо одно, а наряды разные.

Самые невероятные.







То космонавт в скафандре в открытом космосе.





То супер герой – планету спасает.





То бравый солдат на службе.



Можно сделать разные снимки с помощью картонных макетов.



На одном космонавт нарисован, на другом супер герой, на третьем солдат.

А может сказка? Только вместо лиц – пустые места. Выбирай!

Подошел сзади, просунул лицо в отверстие, а фотограф щелк – и готов портрет. Лицо твое – а остальное - чужое.

При чем тут музыка?

Вот как это можно объяснить. Бывает, слушаешь песню, и узнать не можешь. В лицо, то есть по мелодии, по словам, - хорошая знакомая. А вид весь новый. Бывает, еще раз с той же песней встретишься, и опять она по - новому выглядит. В чем дело?

А дело в том, что песня по разному аранжирована.

Ария

А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.


Именно в ариях герои опер душу открывают. Перед кем? Перед каждым из нас, сидящим в зале. Ничего удивительного, что они прямо в зал обращаются, когда арии поют.

В жизни люди могут думать молча. В музыке – не имеют права. Кому нужна молчаливая музыка?


Ария – это мысли вслух о самом себе. А поведать о себе – значит доверить сердечную тайну. Ария существует только для личных переживаний.

Песня может быть для двух, трех голосов, для хора. Ария – никогда. Ария – от имени одного человека. Ария – для одного голоса.

Чаще всего арии поются. Реже исполняются на каком-нибудь певучем музыкальном инструменте – без слов, разумеется. Но ария все равно остается арией – одноголосной мелодией с аккомпанементом, в которой тебе, слушателю – и никому больше – музыка доверяет что – то глубоко личное и ждет от тебя сочувствия.

Баркарола

Красиво звучит слово, как женское имя, а на самом деле о барже напоминает. Барка – по-русски – лодка. Баркарола в переводе с итальянского – песня лодочника. У лодочников, оказывается, есть свои песни. Только почему песню лодочника не по-русски называть надо? Потому что есть в слове баркарола изюминка особая. А в переводе, даже точном, она пропадает.



Удивительный итальянский город Венеция. Старые прекрасные здания любуются в воде своим отражением. А мимо по каналам скользят венецианские лодки – гондолы. В них лодочники – гондольеры перевозят людей, распевая при этом песни. Баркаролы иногда имеют и другое название: песни венецианских гондольеров. Песни лодочников – баркаролы –

прославили с давних пор Венецию не меньше, чем другие ее чудеса. Наверное, потому, что многие ее чудеса сохранились в баркароле: и красота города, и тихий плеск волн, и ласка южного неба.

В других странах тоже стали сочинять баркаролы вроде венецианских. Иногда песни, а иногда инструментальные пьесы, похожие на песни. Как бы картинки, нарисованные звуками. Разные, конечно, получались картинки. Но в каждой, если вслушаться, непременно что – то о лодке и о воде напоминает. В музыке всех баркарол обязательно что-то колышется, покачивается, плещется.

Художница Елена Березина.

Бельканто

Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. Вот как надо много уметь, чтобы спеть в манере бельканто.

Это старая манера итальянского оперного пения, которая считается эталоном вокального искусства. Она была оперной нормой примерно 200 - 300 лет назад. И современники писали о том, что это было ангельское, божественное пение! Чтобы спеть в манере бельканто – особый талант нужен.



Это пение обворожительной красоты, такое, что сердце замирает. Можно сказать, высший пилотаж в пении.

Цель вокальной техники бельканто - сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть.

Если от природы голос имеет красивый тембр - это огромный бонус, но главное в бельканто - это техника, а именно:

  • ровный тембр во всех регистрах (обычно у вокалистов есть зоны, в которых голос звучит лучше или хуже)

  • умение плавно и долго вести мелодическую линию (как будто ты чертишь узор, не отрывая пера от бумаги)

  • подвижность, как у флейты, умение петь любые колоратуры

  • чистота интонации (без постоянного вибрато - раскачивания голоса, прикрывающего вокальные огрехи, что характерно для современного вокала)

  • эмоциональная наполненность в рамках прекрасного - умение исключительно мельчайшими нюансами голоса (а не мимикой и актёрской игрой) передать суть образа

  • негромкий, деликатный и нежный тон (оркестры и залы были тогда небольшими, и нужды форсировать звук не было). Никто не вопил на верхних нотах во всю силу, это стало нормой в 19 веке.



  • умение долго и без видимых усилий вести мелодию на одном дыхании или держать последнюю ноту (искусно скрывать свою естественную потребность дышать).

И учителя вокала знали приёмы, как достичь таких стандартов, а публика именно за тем и ходила в оперу - чтобы послушать прекрасное пение.


Художница Антонина Леонардовна Ржевская.

(1861 – 1934)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Музыкальный словарь. А - Б.

Автор: Русинова Вера Михайловна

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ТЕМА   «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ В РАССКАЗАХ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ» "
    ["seo_title"] => string(124) "tiema-muzykal-nyi-slovar-v-rasskazakh-kak-sriedstvo-formirovaniia-piervonachal-nykh-navykov-muzykal-noi-kul-tury-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "111586"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407662482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
    ["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "362708"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480157423"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок музыки в 5 классе. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-muzyki-v-5-klassie-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera"
    ["file_id"] => string(6) "171874"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423736279"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект образовательной деятельности «В музыкальном королевстве»"
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_v_muzykal_nom_korolievstvie"
    ["file_id"] => string(6) "356704"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478615946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Виды музыкальной деятельности в семье"
    ["seo_title"] => string(35) "vidymuzykalnoidieiatielnostivsiemie"
    ["file_id"] => string(6) "339210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471098794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства