Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся.
Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся.
Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития школьников
¨К важнейшим показателям креативности относятся :
¨творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
¨ самовыражение, иначе—свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; пение танцы.
¨ интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект»--способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку ( Х. Гарднер );
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся. »
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся.
Составила М.А. Булыгина музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
Музыкальная развивающая среда
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности школьников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития школьников.
К важнейшим показателям креативности относятся :
творческая активность , т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
самовыражение , иначе—свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; пение танцы.
интеллект , «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект»--способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку ( Х. Гарднер );
знания и навыки ( Л. Ермолаева—Томина ).
Факторы способствующие личностному развитию учащихся.
информационный, позволяющий развивать интеллект;
социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность .
Среда—это атмосфера, в которой ребёнок дышит, живёт и развивается
Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде ( Р. М. Чумичева ).
Музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре,
Среда представляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности ( чему-либо научиться ). Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в школе, семье и социуме.
Социальная среда
В музыкально-образовательной среде кроме указанныхкомпонентов присутствует исоциальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие.
Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса.
В социальной составляющей среды необходимо выделить такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды.
Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребёнка и культивирующего его музыкальное творчество, важная задача педагога.
О проблеме значимости социальной среды в развитии творческих способностей ребёнка говорил В. А. Ясвин, который показал, что педагоги должны учитывать не только среду учреждения, но и особенности семей воспитанников, в том числе взаимодействия с ребёнком в процессе домашнего музыкального воспитания.
Творческая образовательная среда
Творческая образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание.
Творческая среда характеризуется прежде всего творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.
Наши достижения.
Дипломы ансамбля «Родные напевы» , солистов.
Районные конкурсы и смотры
Учащиеся на сцене школы и клуба
Целостность содержания музыкальной среды, строится на следующих основах:
Психологическая Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
Эстетическая Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;
Педагогическая Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.
Эмоциональная характеристика среды
Эмоциональный факторв виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем и музыкальным руководителем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей—такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.
Социум как среда музыкального просвещения ребёнка.
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей—развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Концерт гитарной песни учащихся средней школы «Звонкая струна»
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих школьные учреждения ( концерты, музыкальная школа, спектакли ).
Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности в школе.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей—он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции ( утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т. п. ).
Эстрадный концерт в школе
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе—им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.