Просмотр содержимого документа
«"Музыка эпохи Возрождения"»
МУЗЫКА
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение( Ренессанс)
Возрождение , или Ренессанс - эпоха в развитии культуры стран Европы в XIV-XVI веках.
Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые жанры - мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной.
Возрождение( Ренессанс)
В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры - прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение - это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века - скрипка.
Возрождение (Ренессанс)
К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая школа (многоголосная музыка) .
В английской музыке XVI - начала XVII века музыкальное Возрождение нашло отражение в жанре мадригала и в других жанрах светской вокальной и инструментальной музыки, в частности, лютневой.
На рубеже XVI-XVII веков как самостоятельный жанр оформилась опера.
ПАЛЕСТРИНА (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Palestrina) (около 1525 — 1594)
Итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Его мессы, мотеты, мадригалы — вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения нидерландской школы, наметил переход от полифонии (многоголосию) к гомофонии (одноголосию).
Наследие Палестрины составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Палестрина является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Долгое время он работал руководителем хора в соборе Святого Петра в Риме.
ЛАССО Орландо(Lasso; наст. Ролан де Лассю) (около 1532 — 1594)
Франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.). Внес множество новаторских приемов в жанр мотета, сочинял
Мессы и шуточные песни. Лассо создал пассионы («страсти») ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.
БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623)
Английский композитор, органист, вёрджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, и др.
ПЕРИ (Peri) Якопо (1561-1633)
Итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты. Написал музыку первым операм — «Дафна» и «Эвридика»
МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643)
Итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642). Монтеверди был крупнейшим композитором эпохи Ренессанса, в его произведениях обобщены почти
все достижения вокально-инструментального творчества того времени и намечены пути перехода к развитию искусства барокко.