КАЗАХСКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Проект подготовила музыкальный руководитель Новикова Н.А.
Цель:
1. Познакомить детей с различными видами казахских народных музыкальных инструментов, формировать представление об оркестре. 2. Через ознакомление с историей происхождения казахских народных музыкальных инструментов, развить чувство патриотизма, сформировать уважение к традициям казахского народа.
3. Воспитывать уважительное отношение к музыке, к культуре казахского народа.
- 1934 году состоялся очередной Республиканский слет народных талантов. В нем участвовали народные музыканты со всех уголков Казахстана. На слете выступил небольшой ансамбль домбристов из 11 человек, которым руководил Ахмет Жубанов. Это было ядро будущего коллектива- оркестра казахских народных инструментов.
ОРКЕСТР КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
НОСИТ ИМЯ ВЕЛИКОГО КУРМАНГАЗЫ
Казахские народные инструменты можно разделить на три основные группы: струнные, духовые и ударные .
1. Группа струнных инструментов состоит из щипковых и смычковых. К струнным щипковым относятся- домбра, шертер, жетыген. К смычковым- кобыз.
кобыз
домбра шертер
жетыген
Если есть душа,то наверняка, она звучит как кобыз .
Домбра — старинный двухструнный щипковый инструмент.
Самый популярный казахский музыкальный инструмент.
Ж
Е
Т
Ы
Г
Е
Н
уникальнейший музыкальный инструмент, который стал популярным благодаря своему непередаваемому звучанию. И пусть однажды жетыген и был утерян, сегодня он благополучно восстановлен в музыкальном наследии казахского народа
Название « жетиген » означает « 7 поющих струн ».
Послушайте легенду.
« В глубокой древности жил старик, было у него 7 сыновей. В лютую зиму погиб весь скот. Люди остались без еды. Поселилось в юрте горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына убитый горем отец выдолбил кусок сухого дерева, натянул на него струну и, поставив под неё подставку, сложил погребальный плач - жоктау «Родной мой».
После смерти второго сына старый отец натягивает вторую струну- так родился кюй «Разбитое крыло». Третьему сыну он слагает кюй «Любимый мой», четвертому посвящается кюй «Погасло пламя», пятому сыну- «Утерянное счастье», умирает и шестой сын, так родился кюй «Затмило солнце» и, наконец, натягивает последнюю седьмую струну и исполняет кюй «Горе от утраты семи сыновей»
Этот инструмент использовался в древности степными баксы(шаманами — целителями)для различных обрядов.
По легенде кобыз создал Коркыт Ата, великий шаман и сказитель степей,основатель музыкального искусства игры на кобызе. По преданиям казахов легендарный отец музыки,создатель песни на земле. Покровитель поэтов и музыкантов.
Кобыз
Кобыз — это казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами.
Играют на кобызе, сжимая его в коленях,коротким смычком.
2 .Группа духовых включает следующие инструменты- сыбызгы, уран, керней, камыс сырнай, кос сырнай, муиз сырнай, саз сырнай, ускирик, тастаук, шанкобыз.
шанкобыз
уран
ускирик
муиз сырнай
камыс сырнай
саз сырнай
тастаук
тастаук
камыс сырнай
ускирик
ускирик
Саз сырнай
ускирик
сыбызгы
- Сыбызгы - старинный духовой музыкальный инструмент.
- Изготовленный из латуни. Имеет три отверстия. В результате передувания извлекается более 20 звуков. Диапазон — две с половиной октавы.
- Своеобразный способ звукоизвлечения создаёт мягкий тембр. Сыбызгы изготавливались из дерева курая, были распространены среди пастухов.
Духовые инструменты- керней или муиз сырнай брали во время охоты для подачи сигналов, т.к они отличались громким звучанием и были слышны на больших расстояниях.
муиз сырнай
Шанкобыз
Шанкобыз - небольшой самозвучащий язычковый инструмент.Маленький металический инструмент,который состоит из ободка с вытянутыми сужающими концами и тонкого металлического стержня. На шанкобызе играли обычно женщины, баюкая младенца в колыбели бесик.
3 . Группа ударных инструментов включает следующие инструменты: дабыл,дангыра, кепшик, дауылпаз, шындауыл, асатаяк и конырау.
Асатаяк - этот инструмент баксы внешне напоминает жезл, украшенный орнаментом. К его верхушке подвешивают колокольчики-конырау, которые при встряхивании дают громкое звучание. Жезл позвякивал при ходьбе и, согласно верованиям, отгонял тем самым злых духов. Услышал звон, знай — шаман близко. . И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа. Уже в прошлом столетии оба инструмента стали постепенно забываться, их заменил кобыз, взявший на себя роль данных ударных инструментов.
Громкие звуки ударных инструментов- дабыла, дауылпаза, шындаула созывали людей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках.
Народные инструменты являются замечательным источником изучения национальной культуры. Народ сам создает свои музыкальные инструменты, переделывает их, отбирает самые лучшие и приспосабливает для своих целей.
ЗАДАНИЕ: ИЗ ДВУХ СИМВОЛОВ СОСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Ответ: ДОМБРА
Определите где находится музыкальный инструмент кобыз ?
№ 2
№ 1
№ 3
Ответ: Кобыз под номером №1
№ 1
Какой музыкальный инструмент в этой группе лишний?
Ответ: Шанкобыз. Он входит в группу духовых инструментов.
Уникальное наследие казахского народа – музыкальные инструменты.Разновидность казахских национальных музыкальных инструментов говорит о богатой культуре нашего народа и играют огромную роль для казахского народа.