kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К 200-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа создана к концерту, посвященному 200-летию со дня рождения Даргомыжского. В ней представлены сведения о эпохе композитора и вокальном творчестве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К 200-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского»

Совершить путешествие в прошлое, перенестись на 100- 200 лет назад – разве это не увлекательная мысль? Ведь каждому интересно представить себе жизнь людей того времени, чем они занимались, какая была мода, как они проводили свой досуг, как жили люди искусства, чьи имена мы помним и чья музыка жива по сей день?

Пожалуй, самым интересным городом России и богатым по музыкальным событиям 200 лет назад был Петербург.

Если б можно было оказаться в то время и пройти по его вечерним улицам, то можно было услышать, как из многих домов доносятся звуки музыки. Музыка была частым гостем в быту многих людей. Чуть ли не в каждой семье кто-нибудь пел или играл на фортепиано, гитаре, арфе… Друзья собирались вместе, чтобы скоротать время и провести вечер за игрой…

Подобные картины часто можно было наблюдать в Петербурге первой половины 19 века.

Но были дома, подобные дому Одоевского, Виельгорского, Жуковского, Дельвига, Марии Шимановской, которые выделялись в Петербурге как особо важные очаги музыкальной культуры. В них постоянно собирались лучшие люди музыкального и литературного мира того времени: Пушкин, Глинка, Лермонтов, Крылов, Вяземский, Верстовский и многие другие люди искусства.

И вот в то время в начале 30-х годов 19 века в кругах петербургских любителей музыки часто стал появляться очень остроумный, весёлый молодой человек яркой художественной одарённости.

«Ростом он был не выше Глинки, но не так строен, а голова его казалась ещё более превышавшей общую пропорцию, так как верхняя часть её расходилась в ширину. Выступающие скулы, немного вздёрнутый и притом слегка приплюснутый нос, довольно толстые губы, небольшие, как бы несколько прищуренные глаза, курчавые, но тщательно слева направо причёсанные тёмно-русые волосы придавали желтоватому, как бы болезненному лицу какой-то особенный, весьма оригинальный характер. Манера держать себя выдавала человека хорошего тона».

Молодой человек виртуозно играл на фортепиано, свободно, как книгу, читал любые поставленные ему на пюпитр ноты, легко исполнял труднейшие партии скрипки и альта в инструментальных ансамблях. Талантливого юношу звали Александром Сергеевичем Даргомыжским. Именно ему мы посвящаем сегодня концерт в честь 200-летия со дня рождения композитора.

Когда Даргомыжскому было 4 года в 1817 году, его семья из Тульской губернии переехала в северную столицу и здесь в Петербурге и прошла вся дальнейшая жизнь великого русского композитора.

Даргомыжский, как и все русские музыканты того времени, был, по существу, самоучкой. Он стремился развивать навыки сочинения, проигрывая большое количество музыкальной литературы. Однако, решающим в судьбе Даргомыжского-музыканта стало знакомство в 1834 году с Михаилом Ивановичем Глинкой. Великий русский композитор был первым человеком, который указал Даргомыжскому на его настоящее призвание. Глинка был старше на 9 лет, но это не помешало дружить им всю жизнь.

Даргомыжскому было всего 20 лет, и уже тогда наметилась основная область его творчества – вокальная музыка. Он написал более 100 романсов. Большую художественную ценность представляют в первую очередь романсы на слова Пушкина. До конца жизни Александр Сергеевич Пушкин оставался любимым поэтом композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Сочинив очередной романс на стихи Пушкина, он писал другу: «Опять тёзка. Что делать, не могу шагнуть без него».

Сл. Пушкина, муз. Даргомыжского «Юноша и дева»

В романсах Даргомыжского на стихи Пушкина особенно ощущается влияние лирики Глинки. Даргомыжский даже обращался к тем же текстам, что и Глинка («Только узнал я тебя», «В крови горит огонь желанья», «Не называй её небесной», «Ночной зефир» и многие другие). Сейчас прозвучит романс «Ночной зефир». Тема романса - далёкая Испания. В музыке нарисован пейзаж южной ночи, прекрасная испанка и молодой кабальеро, поющий у её балкона серенаду.

Сл. Пушкина, муз. Даргомыжского «Ночной зефир»

Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Более того – он является создателем новых вокальных жанров – лирико-психологических монологов, народно-бытовых сценок, сатирических песен. Романсы и песни Даргомыжского пользовались широкой известностью. Как только композитор заканчивал сочинение, оно немедленно исполнялось на музыкальных вечерах. «Здесь в Петербурге, - писал Даргомыжский с лёгкой иронией, - романсы мои до такой степени поются, что и мне надоели». В его доме по четвергам устраивались музыкальные вечера, в которых звучала русская музыка. Они сыграли большую роль в музыкальной жизни Петербурга. И нередко Даргомыжский сам выступал в качестве исполнителя своих произведений. Вообще же голос Даргомыжского был чрезвычайно оригинальным. Современники свидетельствуют, что при первой встрече с композитором голос его невольно поражал почти комически, вследствие неожидаемого очень высокого, даже пискливого тембра (это произошло из-за осложнения после кори). Настоящего певческого голоса у Даргомыжского не было, но пел он с таким выражением, какому мог позавидовать даже профессиональный певец.

Сл. Н. Языкова, муз. Даргомыжского

«Влюблён я, дева-красота.»

Как и Глинка, Даргомыжский в значительной степени содействовал развитию национальной вокальной школы. Он с гордостью говорил, что «не было в петербургском обществе ни одной известной или подающей надежды любительницы пения, которая не пользовалась его уроками, или, по крайней мере, советами». Он учил певцов доносить до слушателя смысл исполняемого произведения, оттенки поэтического текста. Он даже заставлял певцов, прежде чем петь, продекламировать текст, объясняя при этом детали его содержания. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», - говорил Даргомыжский. Враг внешней эффектности, борец за правду и искренность в творчестве, он добивался этих черт и в исполнительстве.

Сл. Жадовской, муз. Даргомыжского

«Я всё ещё его люблю»

На воспитание Даргомыжского сильно повлиял его отец. Самолюбивый и очень остроумный от природы, Сергей Николаевич воспитывал эти качества в своих 6-ти детях: у Александра Даргомыжского было 3 сестры и 2 брата. Особенно поощрялось в семье остроумие. Отец даже платил детям по двадцать копеек за каждую удачную шутку и едкую остроту. Склонность к насмешке и иронии у Даргомыжского впоследствии привела к тому, что многие опасались его «острого» языка. В гостиной Карамзиной всегда царила атмосфера остроумия. Было даже принято соревноваться друг перед другом в сочинении эпиграмм и каламбуров. Даргомыжский был всегда на высоте. А чувство юмора проявилось и в творчестве. Сейчас прозвучит комическая песня-сценка «Мельник», в которой композитор с помощью вокально-интонационных средств создал 2 контрастных образа – мельника и его жены, и обрисовал их с юмором в конкретном живом действии.

Сл. Пушкина, муз. Даргомыжского «Мельник»



Талант Александра Сергеевича Даргомыжского ярко проявился во многих музыкальных жанрах: он автор опер «Эсмеральда», «Каменный гость», «Русалка». В последнее десятилетие своей жизни он создал симфонические произведения: «Баба-Яга», «Казачок», «Чухонская фантазия». Но всё - таки ведущим жанром его творчества оставалась вокальная музыка. Новаторские поиски Даргомыжского привели к тому, что он явился создателем особого типа романса – лирико-драматического. В них композитор отходит от привычной сентиментальной лирики и непрерывно текущих мелодий, он создаёт новые мелодии, состоящие из выразительных декламационных интонаций, которые чутко отражают поэтическое содержание. Даргомыжского всё сильнее привлекает поэзия Лермонтова.

В известном Петербургском салоне Карамзиной Даргомыжский неоднократно встречался с Лермонтовым. Он был там и на последней встрече в апреле 1840 года перед отъездом поэта в ссылку на Кавказ. Лермонтов прочитал тогда своё стихотворение «Тучки небесные». Затем быстро простился и уехал. А через год на Кавказе 27 лет от роду он был убит на дуэли. Под впечатлением от последней встречи Даргомыжский написал романс «Тучки небесные». В дальнейшем поэзия Лермонтова служила Даргомыжскому источником вдохновения. Сейчас прозвучит проникновенный монолог на стихи Лермонтова «Мне грустно».

Сл. Лермонтова, муз. Даргомыжского «Мне грустно»



В 1858 году Даргомыжскому 45 лет и его приглашают работать в редакцию журнала «Искра». «Искра» отражала взгляды передовой демократической части русского общества. Этот сатирический журнал в фельетонах, пародиях, карикатурах изобличал взяточников и бюрократов, часто затрагивал вопросы социального неравенства. Даргомыжский был приглашён туда не случайно. В литературных кругах Петербурга хорошо было известно сатирическое дарование Даргомыжского. Под псевдонимом он писал в журнал фельетоны и заметки, которые высмеивали увлечения светских кругов итальянской оперой, полное их равнодушие к судьбам русского национального искусства.

В этот период с особенной силой расцветает сатирический талант Даргомыжского, и он создаёт две замечательные вокальные сцены: «Червяк» (о мелком чиновнике, который потеряв человеческое достоинство, пресмыкается и ползает как червяк у ног «сильных мира сего») и «Титулярный советник». Стремясь к тонкому воспроизведению текста, Даргомыжский снабжает песни необычными ремарками: «очень скромно», «с полным уважением», «улыбаясь и заминаясь», «прищурив глаз». Подобные обозначения требуют от исполнителя не только выразительного пения, но и актёрской игры.

Яркой образности добивается Даргомыжский и в песне «Титулярный советник». С одной стороны он рисует образ униженного, робкого и неуверенного в себе человека, а с другой – властную и надменную генеральскую дочку.

Сл. Вейнберга, муз. Даргомыжского «Титулярный советник»

Интересно, что сам Даргомыжский с 14 лет работал в коммерческом банке при министерстве императорского двора. Он дослужился до чина титулярного советника и ушёл в отставку, хотя очень преуспевал по службе благодаря своему уму и работоспособности. Музыка стала делом всей его жизни.

Даргомыжскому не очень везло с постановками его опер, они быстро снимались из репертуара театров, публика не сразу по достоинству оценивала новаторские достижения композитора, но оперы имели большой успех у демократической публики. Даргомыжский всё это очень болезненно переживал.

При жизни Даргомыжского состоялось два больших концерта из его произведений. Первый прошёл по инициативе Одоевского, когда композитору было 40 лет. Концерт принёс огромный успех Даргомыжскому и был отмечен, как один из самых блистательных в сезоне. Друзья и почитатели таланта композитора преподнесли ему серебряный с изумрудами капельмейстерский жезл на память об этом событии. А второй концерт был в Бельгии во время заграничного путешествия в 1864 году, Даргомыжскому был 51 год. Прозвучали симфонические произведения композитора и увертюра к опере «Русалка». У концерта был громадный успех. Авторитет Даргомыжского вырос необычайно. Все отмечали большой талант и художественное мастерство композитора, свежесть и самобытность его творчества.

Даргомыжского называют продолжателем традиций Глинки, но в то же время, он был первым русским композитором, который поднял в своём творчестве тему социального обличения, он расширил круг образов вокальной лирики. Даргомыжский вошёл в историю русской музыки как композитор-реалист, которого Мусоргский называл «великим учителем музыкальной правды».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
К 200-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского

Автор: КАФАРОВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта. "
    ["seo_title"] => string(104) "otkrytoie-zaniatiie-na-tiemu-liermontov-i-muzyka-posviashchionnoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "195747"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427960477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Сценарий музыкальной гостиной "Великие композиторы России""
    ["seo_title"] => string(56) "stsenarii_muzykalnoi_gostinoi_velikie_kompozitory_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "630031"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1681998294"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка открытого урока на тему: "210 лет со дня рождения А.С.Даргомыжского""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogo_uroka_na_temu_210_let_so_dnia_rozhdeniia_a_s_dargomyzhskogo"
    ["file_id"] => string(6) "632789"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685482940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства