Сценарий музыкальной гостиной "Великие композиторы России"
Сценарий музыкальной гостиной "Великие композиторы России"
2023 год наполнен знаменательными датами великих музыкантов – 1 апреля 2023 года исполнилось 150 лет со дня рождения известного русского композитора С.В.Рахманинова.
Так же в этом году в России и мире пройдет ряд мероприятий, посвященных юбилеям других не менее талантливых музыкантов. Центральными событиями станут 150-летний юбилей Сергея Васильевича Рахманинова, 210-летие А.С.Даргомыжского, 150-летие со дня рождения великого русского вокалиста Ф.И.Шаляпина, 100-летие со дня рождения композитора-песенника Э.В.Колмановского, 120-летие со дня рождения М.И. Блантера, 140-летие со дня рождения А.В.Александрова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель мероприятия – популяризация Всероссийского события - года музыки, в честь юбилея «русского гения» композитора С.В. Рахманинова и юбилеев других талантливых композиторов России; возможность реализации творческих достижений учащихся детской школы искусств на сцене.
Задачи:
- приобщение детей к высокохудожественным образцам музыкального творчества;
- знакомство детей с информацией о Всероссийском годе музыки;
- создание эмоционально-насыщенной творческой среды для участников-артистов и зрителей;
- активизация творческого учебного процесса в связи с подготовкой концертной программы.
Ведущий:
Дорогие ребята! 2023 год наполнен знаменательными датами великих музыкантов – 1 апреля 2023 года исполнилось 150 лет со дня рождения известного русского композитора С.В.Рахманинова.
Так же в этом году в России и мире пройдет ряд мероприятий, посвященных юбилеям других не менее талантливых музыкантов. Центральными событиями станут 150-летний юбилей Сергея Васильевича Рахманинова, 210-летие А.С.Даргомыжского, 150-летие со дня рождения великого русского вокалиста Ф.И.Шаляпина, 100-летие со дня рождения композитора-песенника Э.В.Колмановского, 120-летие со дня рождения М.И. Блантера, 140-летие со дня рождения А.В.Александрова.
(Звучит музыка: «Вокализ» На экране портрет С.Рахманинова)
Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии.
С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. Кроме того, он обучался в пансионе Зверева, а также в Московской консерватории.
После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере.
В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию.
Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер.
В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся.
Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году.
Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства.
После затяжной болезни в 1943 году музыкант ушел из жизни.
Произведение С.В. Рахманинова до сих пор находятся в коллекции любителей музыки и исполняются профессионалами.
Слушание музыки:
1.Итальянская полька.
2.Концерт№2 для фортепиано соркестром.
3.Романс «Весенние воды» на стихи Тютчева.
Александр Васильевич Александров
13 апреля 1883 года родился композитор Александр Александров, хоровой дирижер, автор музыки Гимна СССР и Гимна Российской Федерации.
Александр Васильевич Александров (1883-1946)родился в селе Плахино (Рязанская область) в многодетной семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны.
Родители пели в церковном хоре, любили и часто исполняли русские народные песни, частушки, а нередко и духовные песнопения.
У мальчика оказался абсолютный слух и хороший голос, он быстро схватывал и запоминал мелодии и тексты песен. Его нередко приглашали петь в местном церковном хоре, а так же на свадьбах и народных гуляниях. В семь лет Саша пошел в земскую школу, но проучился там всего два года.
В 1889 году в село приехал солист Петербургского церковного хора П.А.Заливухин. Услышав маленького Сашу, он уговорил родителей отпустить его в столицу для обучения. В 1891 году Александров переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора. В 15 лет окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Санкт-Петербурга.
В 1897 году стал учеником регентских (дирижерских) классов Придворной певческой капеллы (ныне Хоровое училище имени М. И. Глинки), по окончании которой в 1900 году получил звание регента.
Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, однако в 1902 году, из-за болезни и тяжелого материального положения был вынужден прервать учебу.
Александров перебрался в Бологое, работал регентом соборного хора, преподавал хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах.
С 1906 года работал регентом архиерейского хора в Твери, вел хоры в ряде учебных заведений. В это же время написал симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь».
В 1909 году вернулся к учебе, но уже в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году с большой серебряной медалью по классу композиции у С. Н. Василенко, а в 1916 году — по классу пения у У. Мазетти.
В 1913 году вернулся в Тверь. Начав свою карьеру там в качестве регента архиерейского хора, Александров спустя всего несколько лет стал самой значимой фигурой в музыкальной жизни города. Ни одно городское учебное заведение не обходилось без его хоровых уроков, будь то мужская классическая гимназия или школа Морозовской фабрики. В 1913 году в зале Общественного собрания Твери Александров организовал постановки теперь уже мировой классики – «Пиковая Дама» и «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Фауст» Ш.Гуно, «Жизнь за царя» М.И.Глинки. В этих постановках был и режиссером, и дирижером, и хормейстером, а иногда и певцом.
Еще одним детищем Александрова стала первая в Твери музыкальная школа, где обучались взрослые и дети, которую он организовал и возглавил. Впоследствии школа была преобразована в музыкальное училище.
Более четверти века - с 1918 по 1946 годы – Александров преподавал в Московской консерватории. В 1922 году стал профессором. Среди его многочисленных учеников — К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Д. Б. Кабалевский, К. П. Кондрашин и др.
С 1919 по 1930 годы также преподавал композицию и хоровое пение в Музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории). Также с 1919 года был помощником руководителя 2-й группы Первого государственного хора.
В 1928 году Александров вместе с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным создал Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова). Был его музыкальным руководителем, а с 1937 года — начальником, художественным руководителем и главным дирижером. Объехал с ансамблем весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевав в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже.
При полном аншлаге во Франции прошло 15 концертов, был снят полнометражный музыкальный фильм, крупнейшие фирмы грамзаписи «Полидор» и «Коламбия» выпустили 14 дисков.
В том же 1937 году Александрову было присвоено звание Народного артиста СССР.
Во время Великой Отечественной войны Александров создал известные песни «Священная война»,«Несокрушимая и легендарная».
В 1943 году на основе своего «Гимна партии большевиков» создал мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим Сталиным.
Исполнение: Чудинова Софья А.Александров. Гимн
Эдуард Савельевич Колмановский
«Хотят ли русские войны», - вопрос, заданный в стихотворных строках поэтом Евгением Евтушенко, звучал из уст Марка Бернеса, Георга Отса и других популярных советских певцов с музыкой Эдуарда Колмановского. Это одна из главных и самых известных песен его авторства.
Композитор родился 9 января 1923 года. В этом году исполняется ровно век со дня рождения композитора. Родители будущего музыканта Савелий и Раиса были выходцами из белорусского Могилева, знали друг с друга с детства, но поженились после того, как судьба снова свела их в городе на Неве.
Мальчик рано остался без папы. Савелий скончался от болезни, когда сыну было всего два годика. Отчимом Эдуарда стал родной дядя, брат отца.
В квартире Колмановских был рояль, оставшийся от прежних жильцов. Инструмент стоял для мебели, играть никто не умел. Будучи ещё малышом, как только научился ходить, Эдик стал проявлять к нему неподдельный интерес. Склонность к музыке стала очевидна ещё с пеленок, когда мальчик подрос, его отдали учиться в музыкальную школу к известному педагогу Ольге Фабиановне Гнесиной. Потом он получил образование в Гнесинском училище и в Московской консерватории. Студенческие годы пришлись на военное время, композитор провел их в эвакуации в Свердловске.
Обычную, общеобразовательную школу Эдуард посещал с меньшим энтузиазмом, чем музыкальную, но именно благодаря школе композитор обрел любовь всей своей жизни.
Как и его родители, он связал свою судьбу с подругой детства. Избранницей стала одноклассница Тамара Майзель.
В этом же году начинается творческая деятельность Колмановского.
Эдуард Колмановский сочинил более 200 песен, многие из которых стали нетленной классикой и продолжают исполняться до сих пор. Колмановский- композитор фильмов и спектаклей, ему принадлежат 4 классических сюиты, опера «Белоснежка», поставленная в 1966 году Детским музыкальным театром.
Театр был второй большой страстью Колмановского наряду с музыкой и громко заявил он о себе именно как театральный композитор. Первым большим успехом в его музыкальной карьере называют МХАТовский спектакль «Двенадцатая ночь» по мотивам У. Шекспира.
В общей сложности насчитывается около 3-х десятков работ, куда входят мультипликационные, полнометражные, телевизионные фильмы, фильмы-спектакли.
Музыка Колмановского звучит в мультфильмах «Гадкий утенок» (1956), «Али-Баба и 40 разбойников» (1959), Муравьишка-хвастунишка (1961), в картинах «Весна на Одере» (1967, реж. Л. Сааков), «Вас Вызывает Таймыр» (1970, реж. А. Коренев), телефильме «Денискины рассказы» и многих других.
Колмановский – свидетель военных событий, в творчестве всех представителей этого поколения тема войны нашла яркое отражение. Песня «Хотят ли русские войны» родилась в 1961-м. Она писалась специально для Марка Бернеса.
По воспоминаниям певца, Евтушенко давно хотел сочинить для него песню. Однажды, когда певец и поэт встретились на выставке, Бернес попросил его: «Напиши песню о войне, напиши, хотят русские войны или нет». Отталкиваясь от этой фразы, Евгений Александрович начал импровизировать и сочинил текст.
Есть информация, что заглавную строчку Евтушенко «привез с собой» из зарубежной поездки. В разговоре Марк Наумович напомнил ему слова, которые и так вертелись в голове, тем самым подтолкнув к написанию песни.
Эдуард Савельевич Колмановский покинул этот мир в июле 1994 года, на 72-м году жизни. Его музыка и песни продолжают звучать, знакомы и любимы многими поколениями слушателей.
Вокальный ансамбль «Солнышко»
песня «Хотят ли русские войны?»
Матвей Исаакович Блантер
10 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного советского композитора Матвея Исааковича Блантера (1903-1990).
«Русская песня — русская история». Эти слова Максима Горького применимы и к массовой советской песне. Не ошибаются музыковеды, утверждая, что песни наши — летопись нашей жизни! Вписать страницу в эту летопись — значит обладать чутьем истинного, настоящего художника, каким является М. И. Блантер.
Сегодня наши космонавты перед полетом повторяют дружеское напутствие: «Присядем, друзья, перед дальней дорогой». В грозном сорок первом добровольцы уходили на передовую с бодрым кличем «До свиданья, города и хаты». В годы войны любимыми были песни «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Моя любимая». И это все —песни Блантера.
Музыка Блантера помогает всем честным людям бороться за правду, где бы они ни находились. В республиканской Испании, сражавшейся против Франко, в 1936 году звучала песня «Партизан Железняк». В разгар немецко-фашистской оккупации на земле Эллады греческие повстанцы сочинили гимн на основе «Песни о Щорсе». В застенках гестапо Ю. Фучик часто напевал любимую песню Густы — своей верной подруги-жены. Это была «Песня о казачке».
Да, именно в борьбе лучшие песни композитора обрели долгую жизнь. И даже мирная «Катюша» встала на защиту справедливости. В горах Италии вольная русская песня вдохновляла партизан, громивших Муссолини. «Катюша» продолжает свое триумфальное шествие и сегодня. Ее прекрасно знают в Японии, ее поют негры Южной Америки. И неслучайно поэт А. Малышко восторженно написал о том, как встретился он в Оклахоме с русской «Катюшей».
На разных языках звучат и новые песни Блантера: «Утренний Токио», «Прощание с Болгарией», «Песенка о Праге». И всюду они вызывают добрую улыбку, ибо в них — солнечный свет, живущий в сердцах наших современников.
В чем же особенность лучших песен композитора, завоевавших искреннее признание широких масс?
«Лирика — один из важнейших жанров песенного искусства, — говорит Блантер.—Можно, воспевая высокие гражданские идеи в лирической песне, затронуть самые тонкие струны души человеческой…» О чем бы ни говорил композитор, даже о большом, значительном, он сохраняет теплоту душевную. О космонавтах, о родине нашей, о буднях солдатских Блантер повествует как близкий наш друг, как собеседник.
Сердечная интонация соединяется в творчестве композитора с активными жанрами, например сурового марша «Летят перелетные птицы» или танца «Под звездами балканскими», «Лучше нету того цвету».
Многие произведения Блантера стали поистине народными.
В годы Великой Отечественной войны солдаты пели в блиндажах и окопах его песни, часто не зная автора. А сегодня не все любители футбола помнят, что знакомые слуху «улыбчатые» позывные, открывающие трансляцию матчей со спортивного поля, — это «Футбольный марш» Блантера.
Наверное, эти прекрасные строки могут стать эпиграфом ко всему творчеству народного артиста СССР М.И. Блантера
Вокальный ансамбль «Солнышко» песня «Под звездами балканскими»
К какому бы жанру ни обращался Блантер, все его песни пронизаны духом оптимизма, духом жизнелюбия. Это полностью отвечает эстетической позиции композитора, выраженной в словах: «Эстрадная, бытовая или героическая, песня у нас одна — советская!»
Я через правду К песням приобщился. Я через песню истину нашел…