kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока на тему: "210 лет со дня рождения А.С.Даргомыжского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему: "210 лет со дня рождения А.С.Даргомыжского"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1» п.Ключи Усть-Камчатского муниципального района



Открытый урок отделения вокально-теоретических дисциплин преподавателя Гариповой Алисы Минтагировны

с учащимися 4 и 5 класса Петровым Олегом и Рыковой Дарьей.


Дата проведения: 28.02.23


Тема: 210 лет со дня рождения А.С.Даргомыжского


Цель урока: более глубокое усвоение и актуализация знаний, расширение кругозора

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных знаний учащихся

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления

  • Расширение музыкального кругозора

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту

  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке


Формы работы: групповая.

Методы обучения:

- словесные (беседа, объяснение нового материала);

- практические (работа над произведениями);

- метод прослушивания и анализа;

- репродуктивные (ответы на вопросы по теме)


Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова 3 год обучения, компьютер, презентация, нотный материал, аудиоматериалы, видеоматериалы.

Структура урока:

1.Организационная часть – 5 минуты

2.Основная часть – 30 минут

3.Заключительная часть – 5 минут











I. Организационная часть

1. Приветствие. Представление ученика.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Вступительное слово учителя о ходе проведения урока

II. Практическая часть

Слайд 1

Здравствуйте. 14 февраля исполнилось 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского.

Сегодняшний наш урок будет посвящен его жизненному и творческому пути. Мы вспомним различные моменты из его жизни, а также узнаем интересные факты его биографии.

Давайте для начала Даша расскажет нам кто же такой Александр Сергеевич Даргомыжский.

Даша: Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, педагог, мастер вокальной миниатюры. Создал новый тип оперы – народно-бытовая лирико-психологическая драма и новый стиль интонирования речи – ариозно-декламационный.

П: А как называл Даргомыжского М.П.Мусоргский?

Слайд 2

Даша: «Великий учитель музыкальной правды».

П: Когда и где родился Даргомыжский?

Олег: 14 февраля (2 февраля по старому календарю) 1813 года в Тульской Губернии. Его раннее детство прошло в Смоленском имении отца. Кстати, по соседству с Новоспасским имением, где родился и вырос Михаил Иванович Глинка.

Слайд 3

П: Почему имя Даргомыжского всегда ставят рядом с именем Глинки?

Слайд 4

Юля: Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки. Они жили в одно время и занимались одним делом – созданием русской классической музыки.

П: Да. Глинка и Даргомыжский жили не только в одно время, но и в одном городе - Петербурге. Также они покинули Смоленскую область в один и тот же год – в 1817-ом, правда, в разном возрасте: юному Глинке было 13 лет, а маленькому Даргомыжскому – всего 4 года. А зачем Глинка приехал в Петербург?

Даша: Чтобы учиться в Благородном пансионе.

П: А Даргомыжский?

Даша: Потому что отец получил должность в канцелярии Коммерческого банка, и вся семья переехала в Петербург.

П: Кем были родители Даргомыжского?

Слайд 5

Юля: Мать – Мария Борисовна Даргомыжская, была не только прекрасной хозяйкой дома, но и творческим человеком. Она писала стихи, пьесы, поучительные рассказы.

Отец – Сергей Николаевич Даргомыжский, был довольно строгим и требовательным человеком.

П: Верно. Отец будущего композитора - Сергей Николаевич, был незаурядным человеком. Он начал свой путь с небольшой должности почтового чиновника, но прирожденный ум и сила воли помогли ему подняться достаточно высоко: он вышел в отставку в генеральском чине действительного статского советника. (Это гражданский чин 4-го класса давал право на потомственное дворянство. Соответствовал чину генерал-майора в армии. К людям с таким чином обращались «Ваше превосходительство».)

Сергей Николаевич был человеком остроумным, находчивым в беседах, и он стремился развивать эти качества у своих детей. Для них существовала даже поощрительная премия: за оригинальную шутку или ловкий ход в разговоре ребенок получал 20 копеек. Композитор Даргомыжский, который пережил своего отца всего на пять лет, многое унаследовал от него: вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, критический подход к окружающим. Все эти черты ярко проявятся и в творчестве композитора.

П: В семье Даргомыжских было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Виктор, Людмила и Эрминия. Все дети в семье Даргомыжских воспитывались дома, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.

Слайд 6

Сергей Николаевич приглашал в дом лучших учителей и не считался с затратами. Александра Сергеевича с 6-летнего возраста обучали игре на фортепиано. Вспоминая свое детство, Даргомыжский писал: «Страсть и прилежание мое к музыке были так сильны, что я, не смотря на многочисленные уроки, которые должен был приготовлять приходящих русских и иностранных учителей, на 11 и 12 году моего возраста уже сочинял самоучкой разные фортепианные пьески и даже романсы».

Слайд 7

Первой учительницей фортепиано была Луиза Вольгеборн, однако она, как писал композитор, «только целовала и ничему не научила». Затем её сменил другой учитель – Адриан Трофимович Данилевский, хороший пианист и очень требовательный педагог. Однако Данилевский не поощрял желания своего ученика сочинять музыку. Все сочинения, которые Даргомыжский приносил ему, получали оценку «весьма скверно» и тут же безжалостно уничтожались. Удалось спасти совсем немногое – несколько романсов и фортепианных пьес. Но никакие наказания не смогли заставить Даргомыжского отказаться от своего увлечения.

Слайд 8

«На 18 и 19 году моего возраста, - вспоминал Даргомыжский, - написано было мною, конечно, не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, 2 квартета, кантаты и множество романсов. Некоторые из этих сочинений были тогда же изданы».

Слайд 9

Завершил пианистическое образование Даргомыжский у выдающегося пианиста-виртуоза и композитора Франца Шоберлехнера, который жил тогда в Петербурге. Шоберлехнер был учеником Иоганна Гуммеля, а И. Гуммель в свое время учился у Моцарта. Таким образом, Даргомыжский стал как бы правнуком Моцарта по искусству игры на фортепиано и добился в этом искусстве больших успехов. Не случайно Глинка, вспоминая первую встречу с Даргомыжским, назвал его «бойким фортепьянистом».

Кроме занятий на фортепиано, Даргомыжский брал уроки игры на скрипке и мог принимать участие в квартетных вечерах.

Слайд 10

Также, родители Даргомыжского, заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, пригласили в дом ещё одного учителя - учителя пения Бенедикта Цейбиха - прекрасного певца, актера и режиссера. Благодаря ему Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал прекрасным педагогом. За всю его творческую жизнь у него было свыше 60 учеников. Правда, природа не одарила Даргомыжского красивым голосом. Голос его был испорчен в юности болезнью кори, от которой он чуть не умер и вследствие чего не мог говорить нормально. Его голос напоминал писклявое сопрано, охрипшее от простуды (смесь детского голоса с голосом взрослого, который осип). Тем не менее, пение Даргомыжского приводило многих в восхищение.

Слайд 11

Вот что писал один из его современников: «Декламация у него была доведена до совершенства, а также задушевности была бездна, так что ради этих последних качеств забывалась странность его голоса».

Слайд 12

Большие успехи молодого композитора, его талант, как исполнителя скоро привлекли к нему внимание музыкальных любительских кругов. «В 1830 годах, - пишет Даргомыжский, - я был уже известен в Петербургском обществе, как сильный пианист. Ноты я читал, как книгу. В квартетах я исполнял вторую скрипку и альта, можно сказать, безукоризненно. Лучшие артисты оставались довольны игрою моею».

В это время Даргомыжский часто посещает литературные, музыкальные салоны.

П: Что такое салон? В каких выражениях используется это слово?

Юля: Салон красоты, салон-парикмахерская, салон обуви, одежды. Это то место, где предоставляются какие-либо товары или услуги.

П: Верно. С французского языка это слово переводится как гостиная для приемов и вечеров.

Cлайд 13

Салоны были неотъемлемой частью светской жизни аристократии, своеобразная форма проведения досуга. В салонах, помимо светских разговоров, велись беседы о литературе, зачитывались литературные новинки и, конечно, музицировали. В исполнении любителей музыки можно было услышать не только песни и романсы, но и фортепианные пьесы, квартеты, а иной раз и симфонические произведения. Таких салонов в 1830-х годах в Петербурге было не счесть.

Давайте узнаем о некоторых самых известных салонах, которые принесли большую просветительскую пользу России.

Слайд 14

В первую очередь это салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского, человека блестяще образованного в самых разных областях, который, казалось, дышал воздухом искусства, литературы, музыки. Он был отличным музыкантом: пианистом и композитором, а его родной брат Матвей – профессиональным виолончелистом, принимавшим участие в концертах самого высокого класса.

Слайд 15

Братьев Виельгорских знала вся просвещенная Москва и весь просвещенный Петербург. Их дом был настоящим культурным центром, где встречались известные писатели и музыканты, актеры и живописцы, люди науки. Здесь выступали многие мировые известности: Ференц Лист,

Роберт Шуман, Гектор Берлиоз и другие. Всякий артист с громким именем, приехав в Петербург, считал честью представиться Михаилу Юрьевичу. Несомненно, постоянным гостем здесь был и Даргомыжский.

Слайд16

Также часто его можно было встретить и в салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого писателя-историка. Современники говорили, что здесь создавались литературные и художественные репутации, обсуждались литературные новинки или иные произведений искусства. В этом радушном и высоко эстетическом доме любили бывать Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Слайд 17

Да. Даргомыжский, как и Глинка, жили в одно время с великим русским поэтом Пушкиным и испытывали сильное воздействие его творчества. Поэтическое слово Пушкина озаряло весь их творческий путь, вдохновляло на создание лучших сочинений. Александр Сергеевич Пушкин был самым любимым поэтом Александра Сергеевича Даргомыжского. Широко известна фраза Пушкина, адресованная Даргомыжскому: «Опять тезка! Что делать, не могу шагнуть без него».

Знакомство в 1834 с Михаилом Ивановичем Глинкой открыло для Даргомыжского новую страницу его творчества. В то время Глинка только вернулся из первой заграничной поездки.

П: Из каких стран вернулся Глинка?

Олег: Из Италии и Германии.

П: верно.

Слайд 18

Несмотря на разницу лет, знакомство очень скоро перешло в дружбу. «Одинаковая любовь к искусству, тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский, - и мы скоро сошлись и искренне подружились. Много играли мы с ним в четыре руки, разбирали симфонии Бетховена и увертюры Мендельсона в партитурах». Целеустремленность Глинки, его настоящее профессиональное отношение к искусству, произвели на Даргомыжского неизгладимое впечатление. «Я был в восхищении», - вспоминал Даргомыжский, - пример Глинки и дельные советы Кукольника, известного литератора и друга Глинки, заставили меня серьезнее заняться изучением теории музыки».

Слайд 19

Глинка передал Даргомыжскому свои тетради с записями лекций своего учителя, Зигфрида Дена и Даргомыжский занялся серьезным изучением музыкально-теоретических предметов.

Слайд 20

Вскоре по примеру Глинки Даргомыжский задумывает сочинение большой оперы. По совету русского поэта Василия Жуковского, он приступает к сочинению оперы «Эсмеральда» на сюжет популярного в те годы романа Гюго – «Собор Парижской Богоматери». Работа над «Эсмеральдой» шла быстро. В 1839 году опера была закончена и передана Даргомыжским в дирекцию театров, однако из-за пренебрежительного отношения руководителей императорских театров к отечественному искусству, Даргомыжскому пришлось 8 лет ждать, прежде чем его опера была поставлена на сцене Московского театра.

Слайд 21

Еще более печальной оказалась судьба оперы-балета Даргомыжского «Торжество Вакха» на текст Пушкина. Написанная в 1848 году, опера была поставлена на сцене, лишь через 19 лет, чем Даргомыжский был глубоко расстроен. «Ты спрашиваешь, как идет моя музыка? – писал он с грустью в одном из своих писем, - Да как ей идти, проход то тесен.»

Несмотря на это Даргомыжский не переставал усиленно работать. Основной областью его творчества на ближайшие годы после «Эсмеральды» становится вокальная камерная лирика.

Слайд 22

«Я начал, - рассказывает Даргомыжский, - множество отдельных вокальных пьес – романсы, песни, арии, дуэты, трио, квартеты». Вокруг Даргомыжского группируется кружок талантливых любителей, певцов и певиц, многие из которых стали в дальнейшем замечательными русскими артистами. К этому времени он стал признанным в Петербурге преподавателем пения. Он всегда охотно занимался с певцами и певицами-любителями, проходил с ними свои сочинения.

Слайд 23

«Могу смело сказать, - писал в последствии Даргомыжский, - что не было в Петербургском обществе почти ни одной известной и замечательной любительницы пения, которая не пользовалась моими уроками или по крайней мере моими советами».

В первый период его творчества, в 30-е - 40-е годы еще не выявляются полностью все характерные особенности его композиторского стиля, но уже появляется ряд произведений, имеющих большую художественную ценность.

Слайд 24

Вершиной камерно-вокального творчества этого периода является ряд романсов на стихи Пушкина – «Я вас любил», «Ночной Зефир», «В крови горит огонь желанья», «Юноша и дева» и другие.

Романс “Ночной зефир струит эфир” (на слова Пушкина) есть и у Глинки, и у Даргомыжского.

слайд 25


Ночной зефир” — это один из лучших романсов Даргомыжского. В этом романсе заключены индивидуальные различия в подходе обоих композиторов к одному и тому же тексту. У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжский же подходит к стихам более конкретно и делает из романса сцену.





Давайте послушаем романс «Ночной зефир» и проанализируем его характер и в какой форме он написан.

Слайд 26+музыка

Даша (После прослушивания) – в форме рондо. Рефрен – повторяющаяся тема – фраза «Ночной зефир струит эфир» и два эпизода.

П: - Хорошо. Юля, какой по характеру первый эпизод?

Юля: Контрастный, в до мажоре. “Вот взошла луна золотая”. Даргомыжский рисует испанку. Музыка танцевальная, в фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Затем снова рефрен.

П: - Олег, что композитор рисует во втором эпизоде?

Олег: “Сбрось мантилью, ангел милый”. Композитор изображает серенаду кавалера перед дамой. Смена темпа. Также слышны переборы струн. Музыка более плавная, нежная

Рефрен и эпизоды контрастные по характеру.

Слайд 27

П: Отталкиваясь, подобно Глинке, от формы самого стихотворения, Даргомыжский строит романс на сопоставлении музыкально - контрастных эпизодов. Как и Глинка, он применяет для воплощения ночного пейзажа и образа шумящей реки яркие колористические средства (в данном случае - колышущийся ритм в аккомпанементе, сумрачное звучание низких регистров фортепиано) и обрисовывает грациозный образ юной испанки характерными оборотами танцевальной музыки.

Однако если «Ночной зефир» Глинки является поэтической картиной, и мы воспринимаем образ молодой испанки как бы застывшим на фоне ночного пейзажа, то «Ночной зефир» Даргомыжского - целая сцена, насыщенная действием.

Слайд 28

Уже в начале 40-х годов, имя Даргомыжского приобретает широкую известность и начинает играть заметную роль в музыкальной жизни столицы. По приглашению музыкального общества в Петербурге, Даргомыжский становится во главе его концертов. «Я взялся, - сообщает он в письме другу быть дирижером музыкального общества, собирающегося раз в неделю. В команде у меня оркестр из 20 человек-любителей и такой же хор».

Слайд 29

В сентябре 1844 года, Даргомыжский предпринимает свою первую поездку за границу, посещая крупные музыкальные центры - Берлин, Брюссель, Вену, Париж, их оперные театры и концерты, знакомясь с новинками французского оперного и симфонического искусства. Главной целью путешествия был Париж - признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений. Там он знакомит европейскую публику со своими сочинениями. Даргомыжский все более и более проникается мыслью о том, что все это не то, чего бы ему хотелось. Прибывание в чужих краях пробуждает в Даргомыжском глубокое чувство национального самосознания. В дали от родины он с новой силой начинает чувствовать неодолимую потребность писать «по-русски». Музыка приобретает в его глазах значение жизненного-важного дела.

Слайд 30

Уже возвратившись в Россию, он пишет своему другу, что нет в мире народа лучше русского и что ежели существует в Европе элементы поэзии, то это в России.

Слайд 31

Зрелый период творчества Даргомыжского начинается в 1845 году, после его возвращения на родину. Со второй половины 40-х годов, он начинает работать над сочинением оперы «Русалка». На новом этапе, вновь обратившись к Пушкину, он выбирает произведение социально-обличительного характера.

П: Каково основное содержание оперы?

Даша: душевная драма Наташи и ее отца.

П: Верно. Показывая эту драму, Даргомыжский, как и Пушкин раскрывает многообразный мир чувств. От нежной лирики и простодушно-грубоватого комизма, до неподдельного отчаяния и протеста. Вся опера проникнута напряженной борьбой страстей. Впервые в истории русской оперы простые народные характеры, показанные в простых повседневных ситуациях. Трагедия Наташи – это трагедия социального неравенства. Дочь мельника не может стать законной женой князя.

«Русалка», написанная на глубоко народный, реалистический сюжет Пушкина, открыла новую страницу в истории русской классической музыки. В отличие от «Ивана Сусанина» Глинки, который положил начало русскому народно-героическому жанру, она явилась первой русской народно-музыкальной драмой.

Слайд 32

Академик Асафьев писал о музыке «Русалки»: «Впервые со всей жизненной остротой здесь обнажилась русская бытовая реалистичнейшая драма из повседневной тематики. Правдивые характеристики героев сочетаются в «Русалке» с правдивостью в обрисовке картин народного быта.»

В некоторых сценах, желая подчеркнуть их народный характер, Даргомыжский ввел подлинные фольклорные тексты.

П: Какие это песни?

Олег: Игровая хороводная: «Заплетися плетень», «Как на горе мы пиво варили», свадебно-величальная «Как во горнице-светлице» и девичий хоровод «Сватушка».

П: Духом народной песни пронизаны и музыка «Русалки». Подлинно-народных в ней очень мало – большинство музыки на народные тексты сочинено самим Даргомыжским.

Слайд 33

Сочинение «Русалки» было завершено в 1855 году. В отличие от двух предыдущих опер Даргомыжского, «Русалка» была поставлена вскоре же после ее окончания. Премьера состоялась в мае 1856 года, однако театральное руководство во главе с директором Гидеоновым, снискавшим себе славу «гонителя русского национального искусства», сделало все от него зависящее, чтобы провалить спектакль.

Жалкие поношенные декорации и костюмы, произвольные сокращения, искажающие некоторые важные сцены, — все это никак не способствовало успеху оперы. Аристократия презрительно отнеслась к опере, критикуя Даргомыжского за чрезмерное увлечение народными элементами в музыке, что приводило, по ее мнению, к однообразию.

Слайд 34

В защиту Даргомыжского с большой статьей выступил А.Н.Серов. Он приветствовал «Русалку» как яркое достижение национальной оперной школы. «Наша русская оперная школа, основанная Глинкой, - утверждал Серов, - нашла достойного продолжателя, который при оригинальных сторонах своего необыкновенного таланта может повести оперу нашу по новым для нее дорогам».

Слайд 35

Высоко оценивал «Русалку» и Чайковский. «По своим мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива, «Русалка» в ряду русских опер занимает бесспорно первое место, после недосягаемо-гениальных опер Глинки», - писал он.

Однако после 11 представлений опера была снята с репертуара.

Слайд 36

Работая над «Русалкой», Даргомыжский пишет много романсов. Его песенная лирика освещается в эти годы новым содержанием. Обращаясь к Пушкину, он находит у него новые темы, еще не затронутые никем из музыкантов. На ряду с лирическими романсами, пишет народно-комедийную сценку «Мельник», суровый мужественный монолог «Бог – помощь вам», в котором Пушкин обращается к декабристам, сосланным в сибирские рудники.

Слайд 37

Наряду со стихами Пушкина, он часто обращается к поэзии Лермонтова, насыщенной протестом против насилия над человеком и ненавистью к бездушному высшему свету. Первым предвестником критического направления в творчестве Даргомыжского явился романс «И скучно, и грустно» на стихи Лермонтова. Затем был написан романс «Мне грустно» наполненный печальными размышлениями о пагубных нравах современного общества.

Слайд 38

В конце 50-х годов Даргомыжский сближается с демократическим кружком поэтов-литераторов, принимает энергичную часть в работе сатирического журнала «Искра». В эти годы ярко проявился обличительный дар Даргомыжского. Появляются его сатирические романсы – «Червяк» на слова Курочкина, «Титулярный советник» на стихи Петра Вайнберга и «Старый капрал» также на слова Курочкина.

Слайд 39

В 1859 году Даргомыжского избирают в руководство только что основанного русского музыкального общества. Он знакомится с группой молодых композиторов, которых позже стали называть «Могучей кучкой», основателем которой был Милий Алексеевич Балакирев.

В начале 60-х годов, Даргомыжский начинает писать волшебно-комическую оперу «Рогдана», но сочинив всего 3 хора, одну песню и один дуэт, бросает её. Такая же участь постигла и оперу «Мазепа» на сюжет «Полтавы» Пушкина, от замысла которой остались лишь два отрывка.

Слайд 40

Одна за другой появляются в эти годы три оркестровые пьесы Даргомыжского – «Украинский казачок», «Баба-яга» и «Фантазия на финские темы», в которых Даргомыжский во многом опирается на традиции Глинки, используя в них народные мелодии. Но опираясь на традиции Глинки, он создает произведения, в которых раскрывается яркость и самобытность его собственного таланта.

В начале 60-х годов Даргомыжский переживает творческий кризис, связанный со снятием с репертуара театров его оперы «Русалка», потеряв веру в возможность признания своей музыки.



Слайд 41

В 1864 году он предпринимает второе заграничное путешествие. Он посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровые пьесы «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

Окрыленный успехом, Даргомыжский возвратился на родину. Здесь он сразу почувствовал большие перемены, произошедшие в обществе. Под влиянием деятельности революционных демократов – Белинского, Добролюбова, Чернышевского – сложились новые взгляды на искусство и его общественную роль.

Русская музыка обрела нового слушателя. В концертах, театрах появился новый демократический зритель, восторженно принимавший произведения передового национального искусства.

Слайд 42

Вскоре по возвращении на родину, в Петербурге, после 10-летнего перерыва, в 1865 году, была поставлена «Русалка». Вопреки ожиданиям самого композитора, опера имела огромный успех и вызвала огромный по тому времени общественный отклик. Успех оперы содействовал новому творческому подъему композитора.

Слайд 43

Он начинает работу над оперой «Каменный гость» по одноименной «маленькой трагедии» Пушкина и ставит перед собой сложную и смелую задачу – сохранить неизменным пушкинский текст и построить оперу на одних речевых диалогах. В опере нет общепринятого деления на номера, в ней преобладает непрерывное, сквозное развитие. Только две песни Лауры имеют законченную закругленную форму.

Даргомыжский начинает работу над оперой в конце 1867 года, однако завершить ее композитору все же не удается...

В ходе заграничного путешествия 1864-1865 годов Даргомыжский заболел ревматизмом. Не придавая значения собственному состоянию, он продолжал заниматься музыкальной и общественной деятельностью.

Слайд 45

В начале 1868 года состояние Александра Сергеевича ухудшилось, он начал жаловаться на дискомфорт в области сердца и неправильное кровообращение, ставшие причинами его скоропостижной смерти.

Предчувствуя кончину, композитор составил завещание, согласно которому Цезарь Антонович Кюи и Николай Андреевич Римский-Корсаков должны были завершить недописанную оперу «Каменный гость» и подготовить партитуры к дальнейшей постановке. Композиторам «Могучей кучки» удалось добиться постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге лишь в 1872 году.

5 января 1969 года Александр Сергеевич умер от аневризмы. Газеты сообщили обществу о невосполнимой утрате, и на похоронах, состоявшихся 9 января, собрались все представители творческой элиты Петербурга. А гроб с телом покойного до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры родные и близкие несли на руках. Похоронили его в Александро-Невской лавре рядом с могилой Глинки.

Слайд 46

В историю русской музыки Даргомыжский вошел как смелый новатор, великий учитель музыкальной правды. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России. Его взгляды формировались в 30-е 40-е годы 19 столетия - время бурного развития русской культуры. Особенно тесно связи вокальной музыки Даргомыжского с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Он явился создателем сатирического романса и сатирической песни, создателем нового типа русской оперы – народно-бытовой лирико-психологической драмы. Впервые создал оперу, основанную на речитативе. Он боролся против распространенного среди петербургской аристократии взгляда на музыку, как на легкое развлечение. Он писал: «Я не намерен низводить для них музыку до забавы, хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды. Даргомыжский, как и Глинка – один из основоположников русской музыки. Внес огромный вклад в русскую музыкальную культуру.

III. Заключительная часть

Подведение итогов

III. Заключительная часть

  1. Оценивание работы учащегося

  2. Подведение итогов

  3. Домашнее задание


Записать список основных произведений в тетрадь, кратко пересказать сюжет оперы «Русалка» и каждого действия, охарактеризовать героев.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка открытого урока на тему: "210 лет со дня рождения А.С.Даргомыжского"

Автор: Гарипова Алиса Минтагировна

Дата: 31.05.2023

Номер свидетельства: 632789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства