Просмотр содержимого документа
«История одного инструмента»
История одного инструмента
Башкина О.В.
Учитель музыки
МАОУ «Гимназия №23»
г. Троицк
Я хочу вам рассказать о любимом мною инструменте фортепиано. Вы никогда не задумывались - какова история фортепиано? Но прежде чем мы обратимся к его истории, давайте уточним что это за инструмент и к какой группе он относится? Если мы обратимся к Википедии - свободной энциклопедии, то на свой запрос по поводу фортепиано получим следующую информацию. Фортепиано или Фортепьяно (от итал. forte – громко, piano -тихо) – струнный ударно – клавишный музыкальный инструмент.
Получается что один и тот же инструмент принадлежит к нескольким группам инструментов – клавишный, струнный и ударный .
Пианино и рояль
С виду спутаешь едва ль.
Только знай: у них давно
Есть название одно.
Не забудь!
ФОРТЕПИАНО
Произносится оно!
Очень-очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde - струна) Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была еще одна - подвижная. Она передвигалась по струне, то укорачивая звучащую часть ее, то снова удлиняя и тем изменяя высоту звука.
Монохорд был одним из первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению фортепиано.
Монохорд
Клавикорд (от латинского clavis - ключ и греческого chorde - струна). Ящичек (корпус) стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты - металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.
Клавикорд
В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью.
Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно с ним возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называвшийся по-разному: клавицимбал, чембало, верджинел, клавесин.
Верджинел
Клавесин
По сравнению с клавикордом механика клавесина была несколько сложнее.
1. Струны у него были разной длины, и каждая настраивалась в определенном тоне. 2. Отличие в механизме звукоизвлечения. Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну.
Клавесин
Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с несколькими клавиатурами, отличавшимися друг от друга степенью громкости звука.На смену язычкам из перьев пришли язычки из кожи и металла, особой сочностью отличался звук кожаного язычка.
Появилась педаль - рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было внезапно ослабить звук.
В 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломее Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позднее - фортепиано..
Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные инструменты, которые сейчас можно видеть в наших концертных залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма несовершенным, и вначале фортепиано не могло успешно соревноваться с признанным в то время клавесином.
Новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство, изменялось расположение струн.Теперь жесткость корпуса обеспечивалась чугунной рамой, позволявшей увеличить силу натяжения струн до 20-ти с лишним тонн!
Рояль Пианино
На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и верти-кальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано).Рояль стал концертным инструментом, он используется там, где нужна полная, мощная звучность.Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука.
Творческая мысль инструментальных мастеров не стояла на месте. С той же настойчивостью, с какой они совершенствовали рояль, они принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования - пианино. Каждая фортепианная фабрика предлагала свою конструкцию, свои новинки.
Фортепиано понадобилось более 2000 лет на то, чтобы сформироваться в тот инструмент, который мы привыкли с вами видеть и слышать. И когда, как покажется, развиваться дальше уже некуда, прогресс преподнесёт нам немало сюрпризов, не сомневайтесь!