Просмотр содержимого документа
««Формирование у детей опыта творческой деятельности средствами музыкального искусства»»
«Формирование у детей опыта творческой деятельности средствами музыкального искусства»
Янишена Янина Владимировна
Педагог дополнительного образования
ГБ УДО «Донецкий Республиканский Дворец детского и юношеского творчества»
Донецк, 2021 г.
Успешное работа творческого коллектива опирается на педагогический багаж, отражающий приемы, формы и методы работы с детьми и подростками. Все они направлены на выявление и развитие творческого потенциала детей.
В наше время мир особенно нуждается в творчески мыслящих людях, способных принимать нестандартные решения, развивать культуру, порождать оригинальные идеи. Наше современное общество заинтересовано в подготовке не только исполнителей, но и творцов.
С позиции самой растущей и взрослеющей личности приобщение к творчеству можно рассматривать как процесс креативного овладения собственными неисчерпаемыми возможностями.
Основа результативного воспитания творческой индивидуальности заключается, на мой взгляд, в актуализации активности учащегося, без которой невозможно открыть в себе новые грани интересов, увлечений, творческих возможностей.
Цель: поделиться опытом моей педагогической деятельности по формированию у учащихся опыта творческой деятельности путем организации самостоятельной работы детей в условиях занятий в вокальном ансамбле.
Задачи:
предоставить ребенку психологическую свободу: свободу выбора, свободу выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения;
повысить и укрепить самооценку воспитанников;
активизировать участие воспитанников в творческой деятельности;
раскрыть особенности организации самостоятельной работы учащихся;
проанализировать результативность использования самостоятельной работы воспитанников.
1
В первом разделе проведен обзор организации самостоятельной работы воспитанников в народной шоу-группе "Аква".
Во втором разделе рассмотрены особенности организации и проведения конкурса солистов-вокалистов шоу-группа “АКВА” “Я-звезда!”: приведены виды самостоятельной работы, подробно рассмотрены детали структуры конкурса, этапов и подготовительного процесса.
В ходе анализа работы народной шоу-группы “АКВА” по формированию учебно- воспитательного процесса средствами музыкального искусства в виде проведения конкурса солистов-вокалистов “Я-звезда!” было выявлено, что правильная организация самостоятельной работы помогает глубокому усвоению знаний, сознательной выработке необходимых навыков и умений, формированию самостоятельности, умению преодолевать трудности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Теоретическое обеспечение развития художественно-творческого потенциала учащихся, особенности организации самостоятельной работы воспитанников в народной шоу-группе "Аква"
Раздел 2. Экспериментальная работа по развитию художественно-творческого потенциала воспитанников путем организации их самостоятельной работы
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложения 2
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.
По данной проблеме я работаю уже много лет. Для использования в практике своей работы приемов формирования творческого потенциала учащихся я изучила литературу по организации творческой деятельности, формированию творческой личности, творческих способностей учащихся.
Сложность развития творческих способностей учащихся является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего изучения.
Эта тема находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современном мире. Широкое распространение получают нетрадиционные формы занятий, новые технологии обучения, способствующие развитию творческой активности учащихся, организация самостоятельной работы воспитанников в условиях занятий в коллективе.
Активность учащихся развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет познавать, находить решение в нестандартных ситуациях.
Большинство исследователей, таких как: В.И.Загвязинский, М.В.Колосова, А.В.Москвина, А.П.Тряпицына, отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных принципов:
-потребности в поиске; положительная мотивация; разнообразие путей усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;
-сотрудничество педагога и ученика как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
-приоритета полноценного восприятия, оценки другого человека и самого себя;
-осознания вреда стереотипов мышления и самовыражения для творческой реализации.
Наиболее важными педагогическими принципами для развития творческой активности являются изменение характера деятельности -создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе.
Организуя творческую деятельность, педагогу необходимо помнить о серьезности выбора стратегии взаимодействия.
На практике обычно используют два пути:
развитие извне как вмешательство во внутренний мир ребенка, навязывание ему способов, манеры деятельности и поведения;
развитие изнутри как повышение активности, ответственности, самостоятельности, раскрытие заложенных в ней возможностей и творческих способностей.
При этом необходимо учитывать факторы, отрицательно влияющие на творческую деятельность: ситуативные и личностные.
ситуативные факторы: состояние повышенной тревожности, ограничение по времени, желание быстро найти решение, слабая мотивация;
личностные факторы: низкая самооценка, бесхарактерность, неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность, механизм личной защиты.
Обобщая исследования педагогов и свой личный опыт работы, можно выделить в качестве основных следующие принципы эффективной организации творческой деятельности.
Восприятие ребенка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности учащихся, которое предполагает поддержку идей, выбора ребенка.
Предоставление ребенку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств, принятия самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию фантазии, самостоятельности. Именно она создает возможность для проявления творческого самовыражения.
Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Так, создается почва для приобретения учащимися уверенности в себе.
Создание творчески наполненной образовательной среды.
Для того чтобы воспитанник развивался как творческая личность, необходим образец творческого поведения.
Чтобы развивать творческие способности детей, педагог должен сам быть творческой личностью- постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны в поведения и в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов обучения.
Цель данной работы - поделиться опытом моей педагогической деятельности по формированию у учащихся опыта творческой деятельности на занятиях в вокальном ансамбле.
Объект исследования – учащиеся народной шоу-группы “АКВА”.
Предмет исследования – особенности организации и проведения конкурса солистов-вокалистов шоу-группы “АКВА”.
Согласно указанной цели были поставлены следующие задачи:
предоставить ребенку психологическую свободу: свободу выбора, свободу выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения;
повысить и укрепить самооценку воспитанников;
активизировать участие воспитанников в творческой деятельности;
раскрыть особенности организации самостоятельной работы учащихся;
проанализировать результативность использования самостоятельной работы воспитанников.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы ведущих педагогов: В.И.Загвязинский, М.В.Колосова, А.В.Москвина, А.П.Тряпицына.
Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованной литературы, приложений.
Раздел 1.
Теоретическое обеспечение развития художественно-творческого потенциала учащихся, особенности организации самостоятельной работы воспитанников в народной шоу-группе "Аква"
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства, точно соответствуя интересам современных детей и подростков.
Занятия в вокальном ансамбле сегодня – одна из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству, развития творческих способностей детей и музыкально-эстетического вкуса.
Именно творческие способности стимулируют формирование особых качеств:
Занятия вокалом –это форма продуктивной деятельности.
Вокал как деятельность рассматривается с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для воспитания целостной гармоничной личности.
Организация самостоятельной работы воспитанников в народной шоу-группе "Аква" имеет сложную структуру и разные направления.
Самые основные:
Организация и проведение концертов и шоу- программ: новогодний, отчетный, приуроченные к праздничным датам.
Проведение конкурса солистов-вокалистов “Я-звезда!”.
Большая фотосессия для всех участников коллектива.
Участие в конкурсах и фестивалях, проводимых на территории республики.
Поездки на Международные конкурсы, проводимые на территории РФ.
Участие в заочных конкурсах и фестивалях.
Традиционное участие родителей всех групп в новогоднем концерте коллектива.
Организация флэшмобов для участников коллектива.
Ведение активной страницы коллектива В Контакте- Шоу-группа Аква.
Официальный сайт коллектива.
Организация благотворительных акций с участниками коллектива.
Раздел 2.
Экспериментальная работа по развитию художественно-творческого потенциала воспитанников путем организации их самостоятельной работы.
При большом разнообразии организации самостоятельной работы воспитанников в народной шоу-группе "Аква", о которых была информация в первом разделе, подробнее остановлюсь на проведении конкурса солистов-вокалистов “Я-звезда!”.
Поскольку работа участников коллектива в основном направлена на работу в вокальном ансамбле- это дает мало возможностей индивидуальному проявлению и раскрытию творческих способностей воспитанников.
Чтобы дать возможность самовыражению, развитию у учащихся достаточной мотивации, способной вызвать интерес к творческой деятельности, был придуман конкурс солистов-вокалистов “Я-Звезда!”.
ЦЕЛИ КОНКУРСА
- Самореализация детей и подростков шоу-группы «Аква» через сценическое творчество;
- Развитие культуры детского, молодежного и профессионального творчества;
- Объединение участников коллектива для обмена информацией и опытом работы;
- Установление творческих контактов между воспитанниками коллектива;
- Формирование творческого потенциала подрастающего поколения;
ЗАДАЧИ
- выявление талантливых исполнителей среди воспитанников шоу-группы «Аква»;
- повышение профессионального уровня вокального и актерского мастерства воспитанников;
- возрождение лучших традиций эстрадного жанра, воспитание художественного вкуса;
- популяризация детско-юношеского музыкального творчества.
Конкурсная программа создается полностью самостоятельно участниками конкурса.
Подготовленная программа должна отражать стиль участника, тематическое содержание (в соответствии с положением), показать исполнительские возможности.
Выступления участников конкурса оцениваются с учетом возрастной группы – соответствие репертуара возрасту участника, сценическая культура исполнения, творческая индивидуальность исполнителя, уровень исполнения.
Сценический образ (в понятие «сценический образ» входят совокупность средств и приемов сценического поведения исполнителя, например: умение свободно вести себя на сцене, пластично двигаться, соответствие постановки номера содержанию песни, уровень художественного вкуса, проявленный при создании костюмов и реквизита, оригинальность исполнения, качество фонограмм или музыкального сопровождения).
Выбор репертуара, соответствие его имиджу солиста-вокалиста (возрастные особенности, внешние данные, выявление индивидуальности, темперамента, характера для создания имиджа).
В конкурсе могут принимать участие солисты, дуэты и трио, созданные из воспитанников шоу-группы «Аква».
Особый интерес для коллектива в плане воспитания семейных ценностей, привлечения членов семьи и создания атмосферы душевности представляет категория Семья. Где вместе с учащимися в конкурсных номерах принимают участие члены его семьи.
Конкурс проводится в два тура:
1 тур. Участники должны исполнить свои номера для членов комиссии, которая состоит из педагогов и выпускников шоу-группы «Аква».
Номера, которые соответствуют положению конкурса и будут одобрены членами комиссии, допускаются к участию в финале.
Педагоги имеют право внести коррективы и изменения в номера воспитанников, для улучшения качества их выступления.
2 тур (финал).
В финале участники исполняют песни, представленные в отборочном туре (с учетом изменений и дополнений, если таковые имели место быть во время отборочного тура).
Этот тур оценивают приглашенные члены жюри, в состав которого входят специалисты в области культуры и вокального искусства. Голосование в финале конкурса- открытое.
Награждение проходит в торжественной обстановке во время гала-концерта, в котором представлены самые яркие конкурсные номера участников.
Победителям вручают грамоты, кубки и спец-призы.
УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
Общие критерии оценки:
Конкурсная программа должна отражать стиль участника, тематическое содержание (в соответствии с положением), показать исполнительские возможности.
Выступления участников конкурса оцениваются с учетом возрастной группы – соответствие репертуара возрасту участника,
сценическая культура исполнения,
творческая индивидуальность исполнителя,
уровень исполнения.
Профессионализм:
чистое интонирование,
хорошие вокальные данные,
отличная дикция,
артистизм,
умение донести до слушателя смысл исполняемого произведения,
умение выстроить драматургию песни,
умение пользоваться микрофоном.
Сценический образ.
В понятие «сценический образ» входят совокупность средств и приемов сценического поведения исполнителя, например:
умение свободно вести себя на сцене,
пластично двигаться,
соответствие постановки номера содержанию песни,
уровень художественного вкуса,
проявленный при создании костюмов и реквизита,
оригинальность исполнения,
качество фонограмм или музыкального сопровождения.
Выбор репертуара, соответствие его имиджу солиста-вокалиста:
возрастные особенности,
внешние данные,
выявление индивидуальности,
темперамента,
характера для создания имиджа.
Результаты экспериментальной работы
Конкурс солистов-вокалистов шоу-группы “Аква” проводится ежегодно.
Число участников в каждом из конкурсов превышает 100 номеров.
С каждым годом растет уровень исполнения участников.
Радует художественно-эстетический вкус детей в выборе конкурсного репертуара, а также креативный подход к исполнению.
В каждом конкурсе выявляется большое количество одаренных детей, новые открытия, улучшается качество работы вокального ансамбля.
Лучшие номера принимают участие в конкурсах разного уровня, украшают концертные программы.
Дети со своими авторскими номерами становятся победителями престижных конкурсов и фестивалей.
В результате этой деятельности усилиями ребенка создается творческий продукт в виде вокально-хореографических номеров (соло, малые формы-дуэты, трио и т.д., вокальные номера с участием родителей, или других членов семьи и многое другое), музыкально-ритмических движений, инструментального сопровождения музыкальных произведений.
Учащийся становится субъектом музыкально-творческой деятельности в той мере, в какой он овладел опытом творчества и использует его в своей деятельности.
Выводы
Определены следующие педагогические условия, способствующие оптимальной реализации научно-теоретической конструкции в практике организации творческой деятельности детей в вокально-хореографическом ансамбле:
Активизация участия воспитанников в творческой деятельности на занятиях через:
- Создание позитивного психологического микроклимата, способствующего раскрытию творческого потенциала личности в вокально-хореографической деятельности в процессе подготовки к конкурсу солистов-вокалистов “Я-Звезда!”;
- Развитие у учащихся достаточной мотивации, способной вызвать интерес к творческой деятельности для участия в конкурсе солистов вокалистов “Я-Звезда!”;
- Формирование у воспитанников необходимых знаний, умений, навыков и положительного эмоционального отношения для выполнения творческих заданий;
- Внедрение в традиционные занятия вокалом и хореографией нового содержания, основанного на синтезе музыкального и театрального искусств;
- Создание в коллективе проблемных ситуаций, стимулирующих творческую активность детей;
Необходимо в каждом ребенке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать ее, а также помогать детям понять самих себя, а родителям- своих детей.
Таким образом, мы изменяем социальный статус воспитанника, повышаем престиж творческого мышления, что ведет к осознанию ребенком ценности творческих черт своей личности.
Список литературы
1.Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. Общая психология. М., 1981
2.Абдуллин Э. Б. Общее музыкальное и музыкально-педагогическое образования в России сегодня. А завтра? / Э. Б. Абдуллин // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 2.
2. Абдуллин Э. Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Э. Б. Абдуллин ; под ред. Г. М. Цыпина. — М. : Академия, 2004.
3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности : избр. психол. тр. / К. А. Абульханова-Славская. М. : РГБ, 2004.
4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1990.
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань, 1994.
6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М. : Правда, 1989.
7. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоев. -М. : МИОО, 2005.
8. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. -М. : Академия, 2002.
9. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М. : Знание, 1981.
10. Выготский JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. 3-е изд. -М., 1987.-238 с.52. Голавская Н. И. Формирование у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной деятельности : дис. . канд. пед. наук / Н. И. Голавская. Улан-Удэ, 2005.
11. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. М. : Академия, 1996.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб., 1999.
Приложение 1
Конкурс солистов-вокалистов шоу-группы "АКВА" "Я-звезда!"
Положение конкурса:
ЦЕЛИ КОНКУРСА
- Самореализация детей и подростков шоу-группы «Аква» через сценическое творчество;
- Развитие культуры детского, молодежного и профессионального творчества;
- Объединение участников коллектива для обмена информацией и опытом работы;
- Установление творческих контактов между воспитанниками коллектива;
- Формирование творческого потенциала подрастающего поколения;
ЗАДАЧИ
- выявление талантливых исполнителей среди воспитанников шоу-группы «Аква»;
- повышение профессионального уровня вокального и актерского мастерства воспитанников;
- возрождение лучших традиций эстрадного жанра, воспитание художественного вкуса;
- популяризация детско-юношеского музыкального творчества.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Республиканский Дворец детского и юношеского творчества (г. Донецк), февраль 2021 года.
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
В конкурсе могут принимать участие солисты, дуэты и трио, созданные из воспитанников шоу-группы «Аква».
В категории смешанная (семья) принимают участие дети с родителями, братьями-сестрами, бабушками, дедушками и др.
Важно! В зависимости от поданных заявок возможно корректировка возрастных категорий, по усмотрению администрации.
Музыкальные композиции могут исполняться на любых языках, соответствовать возрасту участников.
Дополнительные категории
Песни про маму
Патриотические (военные) песни
Детские песни (песни из мультфильмов)
Мировые хиты
Джаз
Каждый участник может представить 1 композицию в каждой номинации.
Конкурсные выступления проводятся с использованием фонограмм "минус". Разрешается использование фонограмм с записанными бэк-вокальными партиями (только солистам), при условии, что первый голос (основная партия) не дублируется в записи. Фонограммы могут быть записаны на flash-drive (mp3, wav).
Продолжительность выступления – не более 4 минут. В случае превышения указанного времени жюри оставляет за собой право прервать выступление участника конкурса.
Участникам конкурса во время выступления разрешается использовать dance-поддержку и прочие элементы «украшения» номера.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
1 тур – 27 февраля 2022 отборочный тур
Участники должны исполнить свои номера для членов комиссии, которая будет состоять из педагогов и выпускников шоу-группы «Аква».
Номера, которые соответствуют положению конкурса и будут одобрены членами комиссии, допускаются к участию в финале.
Педагоги имеют право внести коррективы и изменения в номера воспитанников, для улучшения качества их выступления.
2 тур –13 марта 2022, большой зал – финал
В финале участники исполняют песни, представленные в отборочном туре (с учетом изменений и дополнений, если таковые имели место быть во время отборочного тура).
Гала-концерт и награждение -20 марта 2022, большой зал.
УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
Общие критерии оценки:
Конкурсная программа должна отражать стиль участника, тематическое содержание (в соответствии с положением), показать исполнительские возможности.
Выступления участников конкурса оцениваются с учетом возрастной группы – соответствие репертуара возрасту участника, сценическая культура исполнения, творческая индивидуальность исполнителя, уровень исполнения.
Сценический образ (в понятие «сценический образ» входят совокупность средств и приемов сценического поведения исполнителя, например : умение свободно вести себя на сцене, пластично двигаться, соответствие постановки номера содержанию песни, уровень художественного вкуса, проявленный при создании костюмов и реквизита, оригинальность исполнения, качество фонограмм или музыкального сопровождения).
Выбор репертуара, соответствие его имиджу солиста-вокалиста (возрастные особенности, внешние данные, выявление индивидуальности, темперамента, характера для создания имиджа).
ЖЮРИ КОНКУРСА
Жюри, во главе с председателем, формируется и утверждается оргкомитетом конкурса.
Распределение призовых мест в конкурсной программе находится в компетенции жюри и производится на основании протокола, и количества набранных баллов по конкурсной программе.
Оценка конкурсной программы проводится в соответствии с заявленной номинацией и возрастной группой участников в отдельности.
Решение жюри на всех этапах конкурса является окончательным и обжалованию не подлежит.
Оргкомитет не несет ответственности за выставление оценок членами жюри и присуждения звания участникам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Носителями фонограмм являются flash-носители с высоким качеством звука.
До 15 февраля обязательно согласовать с руководителем песни, которые будут исполняться в отборочном туре и заполнить заявку участника (см. приложение)
Все фонограммы необходимо сдать руководителю шоу-группы «Аква» до 15 февраля 2020 год
Запрещается выступление вокалистов под фонограмму «плюс».
НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА
Награждение победителей проводится по возрастным категориям с вручением дипломов.
ЛАУРЕАТ I, II, III степени
ДИПЛОМ участника
Спец. призы от руководителя коллектива
Приз зрительских симпатий
Вход для зрителей на конкурсные дни свободный, но в зал запрещено входить во время конкурсных номеров, просьба с уважением относиться к нашим юным артистам!
За неэтичное, грубое и непристойное поведение участников, родителей, сопровождающих по отношению к Оргкомитету, другим участникам, членам Жюри во время проведения Конкурса возможна дисквалификация участника (участников) и отстранение от дальнейшего участия в Конкурсе.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Конспект музыкального занятия в детском саду «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей. Программы для усвоения певческих навыков»"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_muzykalnogo_zaniatiia_v_detskom_sadu_penie_kak_osnovnoi_vid_muzykalnoi_"
["file_id"] => string(6) "584282"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1625034224"
}
}