Предмет: музыка
Класс: 5
Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Личностные:
Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
Метапредметные:
регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.
Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)
Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.
Оборудование: медиапроектор, учебники, тетради, муз.хрестоматия.
УУД:
Решение проблемной ситуации
(познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.
(коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы,
участие и взаимодействие в процессе этого поиска.
(регулятивные УУД) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.
Программное произведение "Кикимора" - описание музыки:
Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки, рисует не только волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку", в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы (звучит нежная колыбельная, и вдруг, раздаются беспокойные "выкрики" духовых инструментов, затем опять мелодия колыбельной.
Второй раздел музыки создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Суетливый бег Кикиморы не прекращается до конца пьесы.(Скачущий ритм в оркестре, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы).
Необычное окончание этой пьесы - противопоставление звучания еле слышному контрабасу визгливого "выкрика" флейт. Как будто Кикимора вдруг неожиданно исчезает из виду.