Просмотр содержимого документа
«Два посвящения. Я помню чудное мгновенье.»
ДВА ПОСВЯЩЕНИЯ
Урок музыки 6 класс
подготовила Денисова И.А.
МАОУ СОШ № 45
г.Калининград
Русский романс
Романс исконно русский вид музыкального творчества, загадочная русская душа нашла способ выражения своих чувств и переживаний именно в романсах. Стихи лучших поэтов своего времени были положены на музыку. Русский романс – это всегда исповедь души о чем-то тайном, слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный отзвук. Романс тонкими струнами касается тайников человеческого сердца и не имеет значения, на каком языке он исполняется, и какой понимают слушатели..
Старинный романс возник на рубеже XVIII – XIX веков. Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов писали общедоступные песенки, называя их романсами. Но пришел Глинка и показал, что значит настоящий романс. Лучшие новинки Глинки и Даргомыжского звучали и в салонах, и в концертах. Пели их и профессионалы, и любители. Глинка охотно сам исполнял свои романсы. «Я помню чудное мгновенье», - распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном институте благородных девиц .
История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Играли в шарады. Анне Керн досталась роль Клеопатры. В руках она держала корзинку с цветами.
К***
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоеньи, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь.
Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты. Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. И снились милые черты. Шли годы, бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Твои небесные черты.
Глинка сочинил романс в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели А. С. Пушкина.
Стихотворенье поэт посвятил Анне Петровне Керн.
Стихи эти сделали из Анны Керн живую легенду, и пушкинская строчка "Я помню чудное мгновенье..." даже выбита на ее надгробии.
Р оманс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича ГЛИНКИ (1804 — 1857) на стихи А. Пушкина считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
В доме одной из своих сестер он встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна.
А. П. Керн
Екатерина Ермолаева Керн
Она не была красавица, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте.
Весною 1839 года Глинка влюбился в дочь А. П. Керн – Екатерину Ермолаевну. Они намеревались пожениться, но этого не произошло…
« Екатерина Керн выздоровела, и я написал для нее вальс на оркестр B-dur. Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без глинкинской интонации. Особенность содержательной стороны стихотворения Пушкина – законченность мысли в каждой строфе.
В отличие от формы стихотворения Пушкина, в романсе Глинки последняя строка каждой строфы повторяется. Этого требуют законы музыкальной формы. Тем самым он сохранил и даже усилил средствами музыки особенность содержательной стороны стихотворения Пушкина.
Романс начинается с рассказа о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж… В третьем куплете (третья строфа стихотворения) Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат как учащенные удары пульса (во всяком случае, так это может исполняться), взметающие короткие гаммаобразные пассажи, словно вспышки молнии. Восторженная тема любви достигает кульминации в коде романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего «биение сердца в упоении».
Последняя встреча А. П. Керн и Глинки состоялась в 1855 году. «Когда я вошла, он меня принял с признательностью и тем чувством дружества, которым запечатлелось первое наше знакомство, не изменяясь никогда в своем свойстве. (…) Несмотря на опасение слишком сильно его расстроить, я не выдержала и попросила (как будто чувствовала, что его больше не увижу), чтобы он пропел романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», он это исполнил с удовольствием и привел меня в восторг! »
Назовите, кто изображен на портретах?
С какими музыкальными и литературными произведениями связаны имена этих людей?