kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по музыке для обучающихся 7 класса ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для обучающихся 7 класса ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для обучающихся 7 класса ФГОС»

  1. Пояснительная записка


Образовательная программа по музыке для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2014 год).


Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

• приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

• воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

• развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

• освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

• овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод художественного контекста;

-метод создания «композиций»;

-метод междисциплинарных взаимодействий;

-метод проблемного обучения;

-метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

-литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),

-изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

-историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

-мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

-природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

-географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).


Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.


В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 5-7 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:

• «Основы музыкальной культуры»,

• «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них — «Основы музыкальной культуры» — представлена в стандарте несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые продолжают развитие тематизма начальной школы.

Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века» — выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода.

Реализация концентрического принципа предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определеннаяэтапность в изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения ракурса ее освещения


  1. Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V— VII классах в объеме не менее 102 часа (по 34 часа в каждом классе).


  1. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

• воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

• характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

• дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

• выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

• интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

• предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

• сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

• оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).

Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.


  1. Содержание учебного предмета


Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор —- поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс».


Критерии и нормы оценок знаний учащихся по предмету «Музыка»


По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных триместров и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.


Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Отметка «2»

Оответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

Отметка «2»

Исполнение неуверенное, фальшивое.


Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Отметка «2»

Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.

Отметка «1»

Отказ от ответа.


Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

  1. Учащиеся правильно излагают изученный материал;

  2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

  3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

  4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

  1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

  1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

  2. Допускает неточности в изложении изученного материала.

Отметка «2»

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

  2. Не справляется с поставленной целью урока.


Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;

Отметка «2»

Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.





Оценка тестовой работы.

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы



Оценка реферата.

Отметка «5»

  1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

  2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

  4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

  5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

  1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

  2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
    ей критическую оценку.

  4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
    требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

  1. Тема реферата раскрыта поверхностно.

  2. Изложение материала непоследовательно.

  3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

  4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Отметка «2»

  1. Тема реферата не раскрыта.

  2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.



Оценка проектной работы.

Отметка «5»

        1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

        2. Соблюдена технология исполнения проекта.

        3. Проявлены творчество, инициатива.

        4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2»

1. Проект не выполнен или не завершен.


Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Ведение словаря

3. Выполненное домашнее задание.

4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».


Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря)

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.





  1. Тематическое планирование. Музыка. 7 класс

п\п

Тема урока

Основные виды деятельности


Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Классика и современность.

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Усвоить, осознать разницу между музыкой, к которой надо идти шаг за шагом (серьёзная), в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня, и которая сама идёт к нам (лёгкая).

-познать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы.

- самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных направлений (классическая, современная), стилей, жанров, композиторских школ.

- уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать) мнение собеседника.

Расширить представления о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства классического и современного, усвоить его социальные функции; должны понять, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке

2

В музыкальном театре. Опера.

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах.

-входить в мир музыкальных образов (Иван Сусанин, Ваня, Антонида) их анализ, сопоставление, поиск ответов на проблемные вопросы; проявить интерес к воплощению приемов деятельности композиторов.

-устойчивое проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений и слушанию музыкальных фрагментов на уроке,

-владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, систематизации, классификации информации о музыке, певцах в процессе восприятия и исполнения музыки.

Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе.

Понимать в чём заключается основной конфликт музыкального спектакля. Накапливать опыт зрителя-слушателя, чтобы уметь раскрывать борьбу сил действия и противодействия.

3

В музыкальном театре.

Опера «Иван Сусанин».

4

Опера А. Бородина «Князь Игорь».

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних

-применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, называть: композиторов «Могучей кучки», источники литературы Древней Руси.

-уметь работать с различными источниками информации о музыке, литературе, живописи, их сравнивать, сопоставлять, выбирать наиболее значимые /пригодные/ для усвоения учебной темы, творческой работы и будущего исследовательского проекта.

-искать, сбирать, систематизировать, классифицировать информацию о опере, исполнителях в процессе восприятия и исполнения и слушания музыкальных фрагментов, сцен оперы «Князь Игорь».

Усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми).

5

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

6

В музыкальном театре. Балет.

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Осознать личностный смысл этих музыкальных примеров, стилей, направлений. Способность адаптировано воспроизводить знакомый музыкальный материал.

-выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

-Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. Критично, но с почтением и адекватностью оценивать события отечественной истории.

-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня.


7

Балет Б. Тищенко «Ярославна»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Принять необычный музыкальный язык произведения (балет «Ярославна»). Осознать глубокую связь – единство слова-музыки-танца

Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях получения нового совершенно необычного музыкального материала.

8

Героическая тема в русской музыке

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Развить ассоциативно-образное мышление уч-ся, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.

-поиск ответа на вопросы: «Музыку какого характера исполняет гусляр, изображённый на картине В. Васнецова?», « Какие выразительные особенности, детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?»

-найти среди нотныхпримерови спеть тему виватного канта XVIII в., подчеркнув при исполнении его призывные интонации. Закрепить в сознании семиклассников темы Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов героического прошлого Руси.

-чувствовать звукозависимость мужской и женской групп смешанного хора в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева (героическая и лирическая темы), при вокализации тем слушать себя и товарищей.

-самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Ощутитьсопричастность с великим прошлым Отечества.

9

В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Понять значимость рождения нового направления симфоджаза для американцев; подлинно народную драму, ибо народ является главным героем произведения

-актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина.

-анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс».

-проследить развитие взаимоотношений разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма

Понимать содержание и взаимосвязь народных, композиторских мотивов, выявлять ассоциативные связи музыки со словом и литературой.


10

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс.


11

Опера Ж. Бизе «Кармен»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие.

-освоение содержания учебника (стр. 48-53), собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе.

-самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь.

-устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.

Осознать красоту бессмертной французской классической музыки востребованной всеми мировыми музыкальными театрами.

12

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

13

Балет Р. Щедрина «Кармен-сюита»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Принять современную интерпретацию музыки оперы «Кармен» в балете «Кармен-сюита». Понять проблему соотношения серьёзного и лёгкого, их взаимодополнение, обогащение – каждый из них становится многограннее и правдивее.

Увидеть творческий подход и бережное отношение к музыке Ж. Бизе. Обострив противоречия между внешними обстоятельствами и внутренними чувствами героев, приближенные к нашему времени.

14

Сюжеты и образы духовной музыки

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Прочувствовать общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова.

-в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, распознать какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной.

-жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений.

-самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки.


Вокализировать знакомые мотивы духовных сочинений «Реквием» В.-А. Моцарта, «Духовный концерт» М. С. Березовского, песни иеромонаха Романа и Б. Ш. Окуджавы. Через личное отношение к духовным сочинениям, осознать сопричастность к сохранению и востребованности культурного наследия. Через музыку соприкоснуться с множеством противоречий, самых различных оттенков людских переживаний и страстей.

15

Рок-опера Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Для понимания нового музыкального материала Рок-оперы Иисус Христос – супер-звезда» прочитать дома из Евангелия заповеди Христа. Восстановить полученные сведения о жанре «джаз». Понять эмоционально-образную сферу героев, повторы лейтмотивов, полистилисти

ку оркестровой канвы Рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда».

-послушать и определить, к какому жанру – классической или современной опере – принадлежит эта музыка?

-использовать логическую цепочку «от классического музыкально-сценического спектакля - к рок-опере»; исполнение и оценка разных песенных жанров, оценка воздействия разных песенных жанров на собственное отношение к ним.

-участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов.

Посмотреть музыкальные спектакли или их фрагменты: «Кошки» Э.-Л. Уэббера, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова. Осознать личностный смысл музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. Сформулировать основную идею Рок-оперы «Иисус Христос супер-звезда».


16

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

17

Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии


-выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?»

-размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь.

-обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ.

Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны.

18

«Гоголь-сюита» из музыки А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

-вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик».

-самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

-умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.

-оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.


20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей.

21

Камерная инструментальная музыка: этюд

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони;

-актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации.

-на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондоóбразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации.

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки

Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные

22

Транскрипция

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»; выявить изменения в драматургичес

кой концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции.

23

Циклические формы инструментальной музыки

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Закрепление представления о полистилисти

ке, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке.

-поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?»

-озаглавить тему урока, использовать

собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки.

- владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки.

Прочувствовать взаимоотношение солиста и оркестра, построенного не на конфликте партий, а на единстве и взаимопроникновении, подчинённым самым высоко-музыкальным взаимоотношениям. Послушать музыку А. Шниткеиз к/ф: Сказ о том, как царь Пётр арапа женил; Восхожденеи; О, спорт! Ты – мир!, Агония; др.

24

Соната

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий.

- формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.

-осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования.

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями

Иметь представление о форме сонатного allegro (экспозиция, разработка, реприза, кода) на основе сопоставления с действием в драматической пьесе.

25

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховен, Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта



26

Симфоничес-кая музыка

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Осознавать значение и понимать структуру сонатного allegro, на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романа в звуках

- проникнуться эпохой Венских классиков, сопережить вместе с композитором время создания сочинений; идентифицировать /сопоставление/ термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.

- устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке и во внеурочной деятельности.

-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Расширить собственное представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства (живопись, кинематограф). Представить, в каких сценах (живопись, кинематограф) музыкальные произведения урока могли бы их озвучить.

27

Симфония №40 В.-А. Моцарта.

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Открыть для себя «нестареющего Моцарта», мир красоты и гармонии, добра и любви, загадки и тайны гения.

-узнать, напеть знакомые мотивы сочинений В.А. Моцарта.

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

-участвовать в создании музыкальной викторины на уроке и оценивании одноклассников и самого себя.

Накапливать и использовать приобретённый музыкально-слуховой опыт. Участвовать в докладах, музыкальных переменах и проектной деятельности.

28

Симфония №1 (Классическая) С. Прокофьева.


Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Вокализация мотивов сочинений С.С. Прокофьева, используя собственные накопленные знания о его музыке.

- интонационно-образный анализ.

Учиться активно, рассуждать о выразительных средствах музыки.

-высказывать суждения о классическом сочинении композитора-новатора.

- закреплять навыки хорового пения при цитировании.

Осознать и объяснить самоцитирование (гавот) композитора в Симфонии №1 и балете «Ромео и Джульетта». Учиться позитивной самооценке.


29

Симфония №5 Л. Бетховена.

Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 В. Калинников.


Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Проявить творческое самовыражение, основанное на музыкальных знаниях при обсуждении музыкального материала и зрительного ряда презентации и учебника.

-поиск ответа на вопрос: «С какими сочинениями русских и зарубежных классиков по проникновенности созвучна Симфония №1 Вас. Калинникова.

- уметь проявлять собранность и саморегуляцию при слушании и обсуждении сочинения.

- аргументировать свои ответы и принимать участие в обсуждение ответов одноклассников.

Опираясь на эпиграф сопережить судьбы великих классиков зарубежного и русского музыкального искусства.

30

Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостакович


Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Взглянуть на проявления зла и насилия, происходящие в мире, с точки зрения глубокого художественно-философского обобщения выраженного через музыкально-интонационную насыщенность и лаконичную орнаментальность ритма.

-поиск ответа на вопрос: «Какой образ возникает в нашем сознании, когда мы слушаем экспозицию и разработку симфонии?». Сопоставить, обосновывая, ритмическую символику Равеля в «Болеро» с «Ленинградской симфонией» Шостаковича.

-сравнить приёмы развития «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича с оперой и симфонией А. Бородина и балетом Б. Тищенко. Задуматься о значение слова Блокада. Испытывала ли Русская земля что-нибудь подобное.

-поделиться своими накопленными знаниями о событиях ВОв 1941-1945 гг.

Проникнуться сопереживанием с происходящими историческими событиями и судьбой создания «Ленинградской симфонии».

31

Симфоничес

кая картина «Празднества» К. Дебюсси

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Сравнить её музыкальный язык с другими знакомыми сочинениями на тему праздника. Определять характер произведения, опираясь на «цветик-семицветик».

-Поиск ответа на вопрос: «Что такое импрессионизм?», «Назовите известных вам композиторов – импрессионистов», «Какой должна быть музыка, для озвучивания настроения, переданного в стихах?»

-устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над слушанием и угадыванием музыкальных сочинений на уроке.

-устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.

Анализировать приёмы драматургического развития в симфонической картине «Празднества»

32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.


Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерт для скрипки и фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра. Особенности развития образов

-Определить разницу между жанрами симфонии и концерта. Узнать, что в этом концерте традиционного, для данного жанра?

-активизировать музыкальный накопительный словарь, характеризуя фрагменты сочинений.

-проследить за диалогом музыкальных сочинений – услышать «о чём их беседа?», «Что композитор внёс нового в эту циклическую форму?»

Осознать, что для музыки нет границ. Концерты эпохи Барокко и эпохи Романтизма с концертностью сочинений Чайковского и Рахманинова, и полистилистикой сочинений Шнитке, Щедрина.

33

Итоговая контрольная работа. Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов

Осознать значимость рождения симфоджаза для уничтожения границ между афроамериканцами и европейским населением США.

-вокализация знакомых музыкальных тем из сочинений Дж. Гершвина.

- устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

-участвовать в дискуссиях, спорах по поводу джазовой, поп музыки с другими видами музыкального искусства.

Осознание развития жанра рапсодия, и сравнение музыки Гершвина с сочинениями Листа, Шопена, Чайковского, Рахманинова и Дебюсси.

34

Пусть музыка звучит! Музыка народов мира

Слушание музыки

Хоровое пение

Анализ музыкальных фрагментов Контрольно-тестовая работа

Накопление слухового опыты на примерах музыкального мирового искусства

Провести урок в форме концерта-викторины, построенного на вокализации знакомого музыкального материала и угадывании примеров с фонохрестоматии

- актуализация музыкальных впечатлений на основе беседы о значимости изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни.

-устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании.

Расширить представление о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формировать социально значимых качества личности.











  1. Методическое обеспечение:

  2. Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2014г.

  • Учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2012г.

  • Интернет- ресурсы

  1. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения учебного предмета «Музыка» в 7 классе

  2. По окончании VII класса школьники научатся:

  3. — наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  4. — понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  5. — выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  6. — раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  7. — понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  8. — осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  9. — разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  10. — определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  11. — применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

  12. Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

  13. • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

  14. • знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

  15. • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

  16. • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

  17. • творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  18. • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

  19. • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  20. • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

  21. • совершенствовать умения и навыки самообразования.

  22. Материалы для промежуточной аттестации по музыке 7 класс составлены в соответствии с программой «Музыка. 5-7 классы» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, с учетом требований к уровню подготовки учащихся основной школы. Итоговый промежуточный контроль, представлен формой комплексного тестирования проверки знаний и умений учащихся на уроках музыки в основной школе.Структура тестов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ, что позволит постепенно подготовить учащихся к работе с подобным материалом.

  23. Тесты содержат вопросы и задания, разделенные на три уровня сложно­сти (А, В, С).

  24. Уровень А - базовый (10 вопросов). К каждому зада­нию даются 3-4 варианта ответа, только один из которых верный.

  25. Уровень В - более сложный (8 вопросов). Каждое зада­ние этого уровня требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

  26. Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется ответить на вопросы музыкальной викторины. Фрагменты музыкальных произведений звучат 1минуту

  27. На выполнение тестов отводится 45 ми­нут.

  28. Критерии оценки ответов

  29. В зависимости от вида задания используются различ­ные формы оценивания.

  30. За каждое правильно выполненное задание всех уровней начисляется 1 балл.

  31. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, верно выполнивший тест – 23.

  32. 100% -80% (23-19 баллов) - от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

  33. 80-60% (18- 14 баллов) - оценка «4»;

  34. 60—40% (13-8 баллов) — оценка «3»;

  35. 40-0% (7 -0баллов) - оценка «2».

  36. Итоговая контрольная работа по музыке (7 класс)

  37. Уровень - А

  38. 1.В каком жанре не сочинял музыку Шопен:

  39. А) вальс

  40. Б) опера

  41. В) полонез

  42. Г) мазурка

  43. 2.К какому музыкальному жанру относится произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра?

  44. А) рапсодия

  45. Б) сюита

  46. В) концерт

  47. 3.Какой элемент музыкальной речи остается неизменным:

  48. А) динамика

  49. Б) ритм

  50. В) тембр

  51. Г) темп

  52. 4. Выберите инструмент медно- духовой группы симфонического

  53. оркестра:

  54. А) жалейка

  55. Б) труба

  56. В) гусли

  57. Г) скрипка

  58. 5. Музыкально- театрализованное произведение, в котором " главным выразительным средством является пение:

  59. А) балет

  60. Б) мюзикл

  61. Г) серенада

  62. 6.Что обозначает слово «тембр»:

  63. А) высота звука

  64. Б) окраска голоса

  65. В) сила звука

  66. 7. Оперу Иван Сусанин написал:

  67. А) Л.В.Бетховен

  68. Б) М.И.Глинка

  69. В) А.П.Бородин

  70. 8.Назовите форму музыки, у которой чередуется главная тема и

  71. эпизод:

  72. А) вариационная форма

  73. Б) двухчастная

  74. В) рондо

  75. Г) период

  76. 9. Вальс из оперы «Евгений Онегин» написал:

  77. А) Н.А .Римский-Корсаков

  78. Б) М.И.Глинка

  79. В) П.И.Чайковский.

  80. 10. Какого номера нет в опере?

  81. А) арии

  82. Б) ансамбля

  83. В) дуэта

  84. Г) па-де-де.

  85. Уровень – Б

  86. 1. Выберите из соответствующего списка, термины и понятия, относящиеся к определению:

  87. а) Произведения искусства, отвечающие самым высоким художественным требованиям, остающиеся созвучными нашим мыслям и чувствам, независимо от времени их появления.

  88. б) Произведения легких жанров, получившие в какой-то период широкую популярность

  89. в) Основа драматургического развития любого музыкального спектакля

  90. г) Почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества

  91. классика, классика жанра, конфликт, стиль

  92. 2. Напишите второе название оперы М.Глинки «Жизнь за царя»__________________________

  93. 3. Какая поэма Древней Руси положена в основу сюжета оперы А.Бородина «Князь Игорь»? _________________________________________

  94. 4. Запишите автора и название первой американской национальной оперы____________________________________

  95. 5. Проставьте в таблицу соответствие

    1. 1

    1. 2

    1. 3

  96. 1.Спиричуэлс 1.Народная песня с грустным, печальным оттенком

  97. 2. Регтайм 2. Песни североамериканских негров религиозного

  98. содержания

  99. 3. Блюз 3. Танцевальная музыка

  100. 6. Распределите оперы по времени действия от раннего к позднему: а) «Жизнь за царя», б)“Кармен”; в)«Порги и Бесс»; г) «Князь Игорь»

  101. ______ ________________________________________

  102. 7. Соедините стрелками названия произведений с написавшими их авторами.

  103. 1. «Реквием» 1. С. Березовский

  104. 2. «Высокая месса» 2. С. Рахманинов

  105. 3. «Духовный концерт» 3. В.А. Моцарт

  106. 4. «Всенощное бдение» 4. И.С. Бах

  107. 8. Расположите этапы сценического действия в правильной последовательности: а)завязка, б)развязка, в) экспозиция, г)кульминация, д) развитие.

  108. Уровень – С

  109. Музыкальная викторина.

  110. Прослушайте отрывки музыкальных произведений и укажите название музыкального произведения и его автора.

  111. А) ________________________________________

  112. Б) ________________________________________

  113. В) ________________________________________

  114. Г) ________________________________________

  115. Д) ________________________________________

  116. Ответы к итоговому тесту

  117. Уровень А

  118. Ключи: 1 – «Б», 2 – «В», 3 – « Б», 4 – «Б», 5 – « Б», 6 – «Б», 7 – «Б», 8 – «В», 9 – « В», 10 – «Г».

  119. Уровень Б

  1. а) классика, б) классика жанра, в)конфликт, г) стиль

  2. Иван Сусанин

  3. Слово о полку Игореве

  4. Дж. Гершвин «Порги и Бесс»

  5. 1-2, 2-3, 3-1

  6. г, а, б, в

  7. 1-3, 2-4, 3-1, 4-2

  8. в), а), д), г), б)

  1. Уровень С

  2. А) Ф.Шопен «Прелюдия № 7»

  3. Б) В.Моцарт «Симфония № 40»

  4. В) Л.Бетховен «Лунная соната»

  5. Г) А.Шнитке «Концерто гроссо»

  6. Д) Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по музыке для обучающихся 7 класса ФГОС

Автор: Синдевич Светлана Михайловна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по музыке 3 класс (21 век, фгос) "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-3-klass-21-viek-fghos"
    ["file_id"] => string(6) "116927"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412658323"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Весёлая нотка" в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(139) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khudozhiestvienno-estietichieskoi-napravliennosti-viesiolaia-notka-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "125638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415024839"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа учебного предмета «Музыка»"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "485703"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542213499"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства