Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 5 кл»
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке, утвержденного приказом МО и Н РФ от 05.03.2004 года № 1089. Стандарт опубликован в издании «Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование» (Москва, МО РФ, 2004)
Программы основного общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка»;
Учебного плана МБОУ «Верхнешипкинская ООШ» на 2016-2017 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Программа разработана на основе Государственного основного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Авторы: Е. Д. Критская и Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагин.
Данная рабочая программа в соответствии с Уставом и Учебным планом МБОУ «Верхнешипкинская ООШ» Заинского муниципального района Республики Татарстан» предусматривает изучение предмета по 1 часу в неделю, не более 35 учебных недель.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями, музыкальными инструментами народов Татарстана и составляет 10% учебного времени.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитиемузыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Содержание программы предмета Музыка» 5 класс
Тема года:“Музыка и другие виды искусства”
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства.
Урок 2. Вокальная музыка (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.Образ Отчизны
Урок 3. Вокальная музыка.н.р.к. Песни народов Татарстана.( 1ч)
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров.
Урок 4. Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.н.р.к.(1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Татарстана.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой.
Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Урок 17. Мир композитора.н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Татарстана.(1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Творчество современных композиторов Татарстана.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы.
Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).
Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.
Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии.
Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Урок 35. Заключительный урок – обобщение. (1ч)
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства
Планируемые результаты
Предметные:
1.Понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведенй, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
2. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему
жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
3.Эмоционально образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения вситуации выбора; размышлять о
знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
4.Понимать специфику и особенности музыкального языка,закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать
различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую
интерпретацию замысла композитора;
5. Исполнять народные и современные песни, знакомыемелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
6. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
7.Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,
8. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их
произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
9.Ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметные
1.Наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать об разный строй
художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
2.Передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
3.Заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней
фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;
Личностные
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах
шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое
интонирование, импровизация, игра на инструментах);
• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы в 5 классе
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 4 ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится: проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится: нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Календарно-тематическое планирование уроков
№
Дата
Тема учебного занятия
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Формы и методы контроля
Учебно-методическое обеспечение
Предметные
Метапредметные
Личностные
План
Факт
1
02.
09
Что роднит музыку с литературой
Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии
Выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: Работа с разными источниками информации
Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами.
Проверка готовности обучающихся к уроку, организация деятельности учащихся по определению темы, постановке проблемы и целей урока
Презентация
2
09.
09
Вокальная музыка
Работа со справочной литературой , интернет ресурсами.
Воспитание любви и уважения к родному краю.
Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.
П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.
Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочитая пение с выразительными движениями.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Презен-тация
3
16.09
Жанры вокальной музыки
Работа со справочной литературой , интернет ресурсами.
Воспитание любви и уважения к родному краю.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность
Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей
Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.
Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
13
02.12
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
.
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко»
Выполни задания в творческой тетради по опере М.Глинки.
Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко»
Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров
Выявлять характерные особенности оперы.
Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности Комментирование домашн мнения, подведение учащихся к выводу по теме урока
Презен-тация
14
09.12
«Песни иноземных купцов»из оперы «Садко»
Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Опера «Садко».
Более подробно ознакомить обучающихся с жанром оперы, его происхождением, с либретто оперного спектакля
Выявлять характерные особенности оперы.
Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
15
16.12
Второе путешествие в театр. Балет.Ф.Яруллин-основоположник тат. балета
. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь.
Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр,
кино, телепередачи .
Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Тестирование
Презен-тация
16
17.
23.12
13.01
Балет «Шурале»
Третье путешествие в музыкальный театр.
Мюзикл
Прослушать фрагменты из балета.
Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек»,
Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера,
Выявлять характерные особенности мюзикла.
БалетФормировать уважение к различным музыкальным произведениям.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
18
20.01
Мюзикл: «Кошки».
Научиться понимать мировоззрение композитора.
Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы
Формировать уважение к личности композитора.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
19
27.01
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.
Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.
Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
20
03.02
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова.
Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.
Адекватно оценивать явления музыкальной культуры;
эмоционально выражать свои впечатления о музыке
Комментирование домашн мнения, подведение учащихся к выводу по теме урока, помощь в выявлении причинно-следственных связей между целями и результатами урока
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
21
10.02
Звать через прошлое к настоящему
«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».
Найдите в Интернете
Пословицы и поговорки о защитниках Отечества.
Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам
Комментирование домашн мнения, подведение учащихся к выводу по теме урока, помощь в выявлении причинно-следственных связей между целями и результатами урока
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
22
17.02
Звать через прошлое к настоящему
«Ледовое побоище». «После побоища».
Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе.
Выполни задания в творческой тетради
Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Презен-тация
23
24.03
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»
Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса?картины?
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
формировать уважение к природе.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
24
03.03
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.
Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Формировать уважение к личности композитора.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
25
10.03
Портрет в музыке
Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…».
Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
26
17.03
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников.
Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель»,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Презен-тация
27
31.03
Волшебная палочка дирижера.
«Дирижеры мира»
Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?
Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Формировать уважение к личности дирижёра.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
28
07.04
Образы борьбы и победы в искусстве
Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое».
Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Формировать уважение к личности композитора.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
29
14.04
Застывшая музыка
Обьясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…».
Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Формирование и уважение к различным видам искусства.
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
30
21.04
Полифония в музыке и живописи
Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает?
Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Формировать уважение к личности композитора.
Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности
Презен-тация
31
28.04
Музыка на мольберте
Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?
Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
32
05.05
Импрессионизм в музыке и живописи
Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку».
Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Формирование и уважение к личности композитора.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Презен-тация
33
12.05
О подвигах, о доблести, о славе...
Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?
Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.
Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
34
19.05
В каждой мимолетности вижу я миры...
Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта».
Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.
осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.
Формирование и уважение к личности композиторов.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Презен-тация
35
26.05
Мир композитора. С веком наравне
Тестирование.
Научиться понимать мировоззрение композитора.
Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским , так и зарубежным.
Организация самостоятельной работы с учебником, побуждение к высказыванию своего мнения
Оценка за работу на уроке
Тестирование
Презен-тация
Литература
Материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки»
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 5-9 классы» методическое пособие, М., Просвещение