Рабочая программа по предмету «Музыка» для учащихся 5,6 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по предмету «Музыка» для учащихся 5,6 классов общеобразовательных учреждений
«Рабочая программа по музыке для 5, 6 классов» составлена на основе авторских программ: «Музыка». 5 – 7 классы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение.«Рабочая программа по музыке для 5,6 классов» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.«Рабочая программа по музыке для 5, 6 классов» включает восемь разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы, тематическое планирование, календарно-поурочное планирование; перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся; приложение (список литературы и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
6. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
7. Характеристика контрольно-измерительных материалов
7.1. График контрольных и проверочных работ
8. Приложение
8.1. Список литературы
8.2. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
8.3. Контрольно-измерительные материалы
8.4. Лист коррекции
1. Пояснительная записка
1.1. Статус документа
«Рабочая программа по музыке для 5, 6 классов» составлена на основе авторских программ: «Музыка». 5 – 7 классы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015учебный год / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 31.03.2014г. №253 .
Введение ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №24/6142 от 20.08.2012г.
Письмо МОиН Российской Федерации от 30.06.2014 г.№03-02/49594959 «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
Учебный план МОУ «СОШ№47» на 2014/2015 учебный год
«Рабочая программа по музыке для 5, 6 классов» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
1.2. Структура документа
«Рабочая программа по музыке для 5,6 классов» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
1.2. Структура документа
«Рабочая программа по музыке для 5, 6 классов» включает восемь разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы, тематическое планирование, календарно-поурочное планирование; перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся; приложение (список литературы и т.д.).
1.3. Общая характеристика учебного предмета
Музыка – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика музыки как школьного предмета определяется сущностью музыкального искусства как феномена культуры: музыка эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия наслушателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания музыки как учебного предмета составляют слушание и исполнение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской музыкальной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать музыкальный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции слушателя. Ее качество непосредственно зависит от слушательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-музыкальных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Учебный предмет «Музыка» – одна из важнейших частей образовательной области «Искусство». Взаимосвязь музыки с другими предметами обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции. Музыкальное искусство раскрывает все богатство национальной культуры. Освоение музыки тесно связано с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой, историей, ИЗО, Мировой художественной культурой, географией. Вместе с историей и обществознанием музыка обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Курс музыки в школе основывается на следующих принципах:
- Связь искусства с жизнью;
- Единство формы и содержания;
- Историзм;
- Традиции и новаторство;
- Осмысление историко-культурных сведений;
- Усвоение основных понятий теории и истории музыки;
В соответствии с новым стандартом в эту программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
- музыкально-информационная культура,
- культура музыкального восприятия,
- музыкально-исполнительская культура,
- музыкально-релаксационная культура.
Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.
Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности. Они могут эффективно развиваться в процессе музыкального образования.
1.4. Цели и задачи учебного курса:
- формирование музыкальной культуры учащихся как части духовной культуры человека.
- формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т. д.);
- формирование культуры музыкального восприятия: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;
- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
- формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
- формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
За основу данной рабочей программы взят тематизм программы, предложенный Кабалевским Д.Б., был скорректирован певческий материал. Учитывая развивающий характер обучения на современном этапе, программа предполагает использование как традиционных, так и современных инновационных технологий, методов и приемов работы с учащимися: ИКТ, игровые технологии, методика пластического интонирования, ролевого взаимодействия, метод художественно- творческого процесса, прием сочинения сочиненного. Все эти нововведения не противоречат стандартам и другим нормативным документам и ведут к общему развитию учащихся.
В базисном учебном плане на учебный курс «Музыка» отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Все темы, предложенные для 5-7 класса, взаимосвязаны и дополняют друг друга, постепенно раскрывают закономерности музыкального искусства и своеобразие музыкального языка.
Особенностью данной программы является более глубокий подход к изучению русской песни, ее особенностей, изучение русских музыкальных традиций, календарно-обрядовых праздников.
В основе музыкально-педагогической деятельности учителя и учащихся лежат коллективные формы работы (в школе активно развивается движение «Класс-хор» и «Класс-оркестр»).
Программа «Музыка 5-7 классы», авторами которой являются Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская– М.: Просвещение, 2011, содержит большой потенциал для развития творческих способностей детей. Учащимся необходимо показать значимость музыкального искусства для жизни человека и всего общества. Программа предназначена для общеобразовательных школ. Она разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.
1.5. Место предмета в базисном учебном плане
Школьный учебный план отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования. из расчета 1 часа в неделю. Данная программа разработана с учетом Годового календарного учебного графика МОУ «СОШ №47» г. Магнитогорска и рассчитана на 34 учебные недели в 5, 6 классах (т.е. 34 часа в год).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
1.6. Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
На реализацию национально-регионального компонента отводится 30 % учебного времени. Считаю целесообразным проводить целостные тематические уроки, где пропагандируются лучшие образцы музыкальной культуры Урала. Музыка в общеобразовательной школе представляет собой предмет эстетического цикла и направлена на развитие и воспитание учащихся.
№ п/п
5 класс
Кол-во часов
1
Первое путешествие в музыкальный театр. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах
1
2
Творчество челябинской поэтессы Аси Горской и челябинского композитора Валерия Ярушина.
1
3
Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
1
4
Вокальная музыка. День рождения города Челябинска
1
5
Звать через прошлое к настоящему. НРК Образ «Орлёнка» в искусстве и в жизни.
1
6
Музыкальная живопись и живописная музыка. «Голубые зеркала Южного Урала».
Авторская песня: прошлое и настоящее Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1
2
Удивительный мир музыкальных образов. День рождения города Челябинска
1
3
Образы песен уральских композиторов. Искусство прекрасного пения.
1
4
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Урала
1
5
«Перезвоны». Молитва
1
6
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
7
Мир музыкального театра
1
8
Этот день Победы (Магнитка в ВОВ)
1
2. Содержание рабочей программы
5 КЛАСС
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),
изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.),
театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),
кино.
Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.
Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.
Во ноле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна-то ли во ноле дороженька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина, «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка. Украинская народная песня.
Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.
Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1-я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.
Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Dignare. Г. Гендель;
Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.
Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.
Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.
Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве, Мария. Д. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова.
Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.
Прелюдия. М. Чюрленис.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.
Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10. С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рисунок, А. Куклин, слова С. Михалкова.
Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.
Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.
6 КЛАСС
В программе VI класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
Вальс-фантазия. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Здесь хорошо. С. Рахманинов слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня.
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
На море утушка купалася. Русская народная свадебная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.
Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст В. Жуковского.
Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественского.
Шестопсалмие (знаменный распев)
Свете тихий. Гимн (киевский распев).
Да исправится молитва моя. П. Чесноков.
Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем. Русские народные песни.
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Фрески Софии Киевской (фрагменты). В. Кикта.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Веска, слова народные;
Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.
В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона, Слова и музыка Б. Окуджавы.
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор (классические и современныеинтерпретации). И.-С. Бах.
Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези:
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения. Сочинение для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене. К. Орф.
Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
Песенка об открытой, двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
Багульник, В. Шаинский, слова И. Морозова.
Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.
Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.
Город Нью-Йорк. Блюз и др.
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Спасибо, музыка; Старый рояль. Из художественного фильма«Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Караван. Д. Эллингтон.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Прелюдия № 24. Баллада № 1. Ф. Шопен.
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
Ноктюрны. П. Чайковский.
Ноктюрны. Ф. Шопен.
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.
Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдии. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. .
Вот мнится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты). И.-С. Бах.
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
Симфония №2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum. B.-A Моцарт.
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт, Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подберезского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
3. Тематическое планирование
Учебно-тематический план
5 класс
№ п/п
Тема
Примерное количество часов (по программе)
Планируемое количество часов учителем
Практическая часть
1
Музыка и литература
17
17
Урок-концерт (в конце четверти)
Хоровое пение
Элементарное музицирование
2
Музыка и изобразительное искусство
18
18
Урок-концерт
Хоровое пение
Элементарное музицирование
Всего:
35
35
4
50% уч. времени
50% уч. времени
6 класс
№ п/п
Тема
Примерное количество часов (по программе)
Планируемое количество часов учителем
Практическая часть
1
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
17
17
Урок-концерт (в конце четверти)
Хоровое пение
Элементарное музицирование
2
Мир образов камерной и симфонической музыки
18
18
Урок-концерт
Хоровое пение
Элементарное музицирование
Всего:
35
35
4
50% уч. времени
50% уч. времени
4. Календарно-поурочное планирование
5 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Календарные сроки
Тип урока
Основные компетенции исторического образования
Контроль знаний
Д/з
Примечания
Форма урока
I. . Музыка и литература (16 ч)
1.
Что роднит музыку с литературой
1ч
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
текущий
2.
Вокальная музыка
Россия, Россия, нет слова красивей…
1ч
Комбинированный
Входной контроль (тест)
3.
НРК Первое путешествие в музыкальный театр. Вокальная музыка
Песня русская в березах, песня русская в хлебах…
1ч
Комбинированный
текущий
4.
Вокальная музыка
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
1ч
Комбинированный
текущий
Сообщение о кикиморе
5.
Фольклор в музыке русских композиторов
«Стучит, гремит Кикимора…»
1ч
Комбинированный
текущий
6.
Фольклор в музыке русских композиторов
«Что за прелесть эти сказки…»
1ч
Комбинированный
текущий
7.
НРК Творчество челябинской поэтессы Аси Горской и челябинского композитора Валерия Ярушина.
1ч
Комбинированный
текущий
8.
Вторая жизнь песни
Живительный родник творчества.
1ч
Комбинированный
текущий
9.
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Перезвоны» «Звучащие картины»
1ч
Комбинированный
текущий
10.
НРК Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
1ч
Комбинированный
текущий
11.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Гармонии задумчивый поэт»
1 ч
Комбинированный
Текущий
12.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»
1ч
Комбинированный
Текущий
Прочитать поэму «Руслан и Людмила»
13.
НРК Первое путешествие в музыкальный театр. Вокальная музыка. День рождения города Челябинска
1 ч.
Комбинированный
Текущий
14.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
1 ч.
Комбинированный
Текущий
15.
Музыка в театре, кино, на телевидении
1 ч.
Комбинированный
Контрольная работа (1-е полугодие)
Подготовиться к уроку-концерту
16.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Комбинированный
текущий
17.
Урок-концерт
1 ч.
Урок-концерт
II.Музыка и изобразительное искусство(18ч)
18.
Что роднит музыку с изобразительным искусством
1 ч.
Изучение нового материала
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
•владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Текущий
19.
Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
1 ч.
Комбинированный
Текущий
20.
Звать через прошлое к настоящему«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».
1 ч.
Комбинированный
Текущий
21.
НРК Звать через прошлое к настоящему. НРК Образ «Орлёнка» в искусстве и в жизни.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
22.
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»
1 ч.
Комбинированный
Текущий
23.
НРК Музыкальная живопись и живописная музыка. НРК «Голубые зеркала Южного Урала».
1 ч.
Комбинированный
Текущий
24.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества».
1 ч.
Комбинированный
текущий
25.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
1 ч.
Комбинированный
текущий
26.
НРК Волшебная палочка дирижера.
«Дирижеры Магнитогорска»
1 ч.
Комбинированный
текущий
27.
Образы борьбы и победы в искусстве
1 ч.
Комбинированный
текущий
28.
Застывшая музыка
1 ч.
Комбинированный
текущий
29.
Полифония в музыке и живописи
1 ч.
Комбинированный
текущий
30.
Музыка на мольберте
1 ч.
Комбинированный
текущий
31.
Импрессионизм в музыке и живописи
1 ч.
Комбинированный
текущий
32.
НРК О подвигах, о доблести, о славе...
1 ч.
Комбинированный
текущий
33.
В каждой мимолетности вижу я миры...
1 ч.
Комбинированный
викторина
34.
Мир композитора. С веком наравне
1 ч.
Комбинированный
текущий
35.
Урок-концерт
1 ч.
Урок-концерт
6 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
кол-во часов
календарные сроки
Тип урока
Основные компетенции исторического образования
Контроль знаний
Д/з
Примечания
Форма урока
I. . Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
1.
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
1ч
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
текущий
2.
Мир чарующих звуков. Песня-романс
1ч
Комбинированный
Входной контроль (тест)
3.
НРК Авторская песня: прошлое и настоящее
1ч
Комбинированный
текущий
4.
Два музыкальных посвящения
Вальс - фантазия.
Портрет в музыке и живописи.
Картинная галерея
1ч
Комбинированный
текущий
5.
НРК Удивительный мир музыкальных образов. День рождения города Челябинска
1ч
Комбинированный
текущий
6.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Ф. Шаляпин.
1ч
Комбинированный
текущий
7.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1ч
Комбинированный
текущий
8.
НРК Образы песен уральских композиторов. Искусство прекрасного пения
1
Комбинированный
текущий
Сообщение о творчестве Ф. Шопена
9.
Старинной песни мир
Баллада «Лесной царь»
1ч
Комбинированный
текущий
10.
НРК Образы русской народной и духовной музыки Народное искусство Урала
1ч
Комбинированный
текущий
11.
Русская духовная музыка
Духовный концерт.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
12.
«Фрески Софии Киевской»
1ч.
Комбинированный
Текущий
13.
НРК «Перезвоны». Молитва
1ч.
Комбинированный
Текущий
14.
Образы духовной музыки Западной Европы
«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха
Полифония. Фуга. Хорал
1 ч.
комбинированный
Контрольная работа (1- полугодие, тест)
15.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
1ч.
Комбинированный
текущий
16.
Урок-концерт
1 ч.
Урок-концерт
II. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)
17.
Вечные темы искусства в жизни. Образы камерной музыки
1 ч.
Изучение нового материала
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Текущий
18.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж
1 ч.
Комбинированный
Текущий
19.
Инструментальный концерт.Итальянский концерт
1 ч.
Комбинированный
Текущий
20.
Космический пейзаж
1 ч.
Комбинированный
Текущий
21.
Образы симфонической музыки.Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».Тройка. Вальс
1 ч.
Комбинированный
Текущий
22.
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Военный марш. Венчание
1 ч.
Комбинированный
Текущий
23.
НРК Симфоническое развитие музыкальных образов
1 ч.
Комбинированный
текущий
Увертюра «Эгмонт»
24.
Программная увертюра
Увертюра «Эгмонт»
1 ч.
Комбинированный
текущий
25.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1 ч.
Комбинированный
текущий
26.
НРК Мир музыкального театра
1 ч.
Комбинированный
текущий
27.
Мюзикл «Вестсайдская история»
1 ч.
Комбинированный
текущий
28.
«Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера
1 ч.
Комбинированный
текущий
29.
Образы киномузыки
Ромео и Джульетта» в кино ХХ века
1 ч.
Комбинированный
текущий
30.
Музыка в отечественном кино
1 ч.
Комбинированный
текущий
Сообщение о Магнитогорске в годы ВОВ
31.
НРКЭтот день Победы (Магнитка в ВОВ)
1 ч.
Комбинированный
текущий
32.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
1 ч.
Комбинированный
текущий
33.
Обобщение изученного за год.
1 ч.
Комбинированный
викторина
34.
Урок-концет
1 ч.
Урок-концерт
5.Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
5 класс
Программа, учебники
Методическая литература
Дидактические материалы
Контрольно-измерительные материалы
Электронные образовательные ресурсы
1.Программы общеобразовательных учреждений: «Музыка.5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. –М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник:
Музыка: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2011
1.Уроки музыки. 5-6 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., – М.: Просвещение, 2011
1.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 2011
2.Творческая тетрадь 5 класс Сергеева Г.П., Критская Е.Д.-М.: Просвещение, 2011
Фонохрестоматия музыкального материала Критская Е.Д., Т.С.Шмагина, Музыка 5 класс. М.: Просвещение 2011
6 класс
Программа, учебники
Методическая литература
Дидактические материалы
Контрольно-измерительные материалы
Электронные образовательные ресурсы
1.Программы общеобразовательных учреждений: «Музыка.5-7 классы»: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. –
М.:Просвещение, 2011.
1.Уроки музыки. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., – М.: Просвещение, 2011
1.Учебник:Музыка: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2011
Фонохрестоматия музыкального материала Критская Е.Д., Т.С.Шмагина, Музыка 6 класс. .-М.: просвещение 2011
6.Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
5 класс
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы
6 класс
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
7.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендуется использовать следующие методические пособия:
Сергеева Г.П. Музыка. Тесты для 1-4 классов;
Сергеева Г.П. Задания в творческих тетрадях по музыке для 5,6,7 классов;
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы.- М.:ТЦ СФЕРА,2005.
В 2012-2013 уч. году , исходя из поставленной цели и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Автор предлагает довольно подробную процедуру тестирования, что должен объяснить детям учитель, как отвечать на вопросы, предлагается последовательность заданий. Эти задания доступны, понятны и просты. Тестирование не занимает много времени, так как учащимся достаточно лишь подчеркнуть нужное слово для характеристики музыкального произведения или обвести цифру, под которой значится музыка, прозвучавшая для узнавания. Это позволяет учителю за минимум времени получить достаточную информацию об уровне музыкального развития учащихся данного класса.
7.1. График проведения контрольных и проверочных работ
5 класс
Дата
Форма контроля
Тема
Примечания
Входной контроль (тест)
Вокальная музыка
Россия, Россия, нет слова красивей...
Контрольная работа (1-е полугодие)
Музыка в театре, кино, на телевидении
викторина
В каждой мимолетности вижу я миры...
5 класс
Дата
Форма контроля
Тема
Примечания
Входной контроль (тест)
Мир чарующих звуков. Песня-романс
Контрольная работа (1-е полугодие)
Образы духовной музыки Западной Европы
«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха
Полифония. Фуга. Хорал
викторина
Обобщение изученного за год.
8.Приложение
8.1.Список литературы:
Затямина Т.А. Современный урок музыки. Учебно-методическре пособие. М.: «Глобус», 2007.
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы.- М.:ТЦ СФЕРА,2005.
Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей:
Русские народные инструменты. – М.: Владос. 2001.
Музыка в зеркале поэзии: Ленинград. Советский композитор. Выпуск 3;
Словарь иностранных музыкальных терминов. Ленинград «Музыка»,1987;
«Музыка в 4-7 классах» методическое пособие для учителя. М «Просвещение», 1986;
«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. М. «Музыка»,1987;
«Народное творчество южного Урала». ОГИЗ-Челябгиз-1948
Методическая библиотечка;
Справочный материал (словари, справочная литература);
Библиотечка для чтения
8.2. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендуется использовать следующие методические пособия:
Сергеева Г.П. Музыка. Тесты для 1-4 классов;
Сергеева Г.П. Задания в творческих тетрадях по музыке для 5,7 классов;
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей.-М.,:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004;
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы.- М.:ТЦ СФЕРА,2005.
В 2013-2014 уч. году , исходя из поставленной цели и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5».
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника, проекта;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и ответов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «4».
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие источники при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3».
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно,
не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно чёткие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Отметка «2».
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Учитывая специфику предмета отметку «2» следует ставить в крайнем случае, а лучше всего избежать этого.
8.3 Контрольно-измерительные материалы
Тест для учащихся 5 класса
Фамилия, имя _________________________________школа_____________класс___________
_________________________________________________
Чайковский, Прокофьев, Мусоргский, Глинка
Медленный темп, Напевная мелодия. Мажорный лад Минорный лад, Низкий голос (бас), Высокий голос (сопрано).
Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают настроение?
Вопрос 4: Напиши название знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы природы?
Звучит «Вокализ» С. Рахманинова
Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?
Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?
Звучит хор «Богородице Дево радуйся» С. Рахманинова.
Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку? Русский или зарубежный?
Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?
Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»
Вопрос 9:Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению? (1 или2)
1.
Сонный зимний ветер надо мной поет,
Усыпляет песней, воли не дает
Пусть заносит снегом, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит
И. Бунин.
2.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло
На поля, на луга на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
И. Никитин.
Вопрос 10 Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился на уроках в 5 классе.
Тестирование учащихся (5 класс)
Например:
1. Что это?
А. Песня Танец Марш
2. Как звучит музыка?
Б.
1
Задорно
Ритмично
Грустно
Энергично
2
Ласково
Печально
Грозно
Нежно
3
Радостно
Тяжело
Напевно
Светло
В.
Г.
1
Петь
2
Танцевать
3
Маршировать
Слушать музыку
Автором предлагается схема обработки теста, которая позволяет выявить общую картину в данном классе, сделать учителю выводы и наметить дальнейшие шаги по музыкальному развитию учащихся
После обработки материалов теста предлагается составитьхарактеристику музыкального развития учащихся 5 класса
Предлагаются такие критерии:
1. Проявление интереса к музыкальным занятиям
2. Степень развития процессов восприятия музыки, их эмоциональность и осознанность
3. Каковы музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать)
В целом предложенные тесты помогают учителю и должны сработать на перспективу.
Вопросы, предложенные детям, достаточно хорошо продуманы.