kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Искусство".9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по искусству  составлена на  основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  общего образования по искусству. Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2011 год

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Искусство".9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по искусству составлена на Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  общего образования по искусству. Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2011 год



Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим ком­плектом для 8—9 классов образовательных учреждений раз­ного типа и включает в себя:


  1. Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),

  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 9 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из пяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).



Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

— развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

— воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

— формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

— приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

— овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.



Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.



Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

— воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство»

Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.

Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразитель­ности пластических искусств, музыки, литературы дополняют­ся знакомством с языком театра, экранных искусств, фото­графии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется цело­стная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учат­ся понимать роль традиций и новаторства в развитии искус­ства разных народов, размышлять об образной природе и эмо­циональном воздействии искусства на человека.

Активное освоение школьниками образовательного прост­ранства Интернета осуществляется в процессе поиска инфор­мации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетичес­ких идеалов и высказать собственное мнение о сущности раз­личных явлений культуры, участие в каком-либо виде художе­ственного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.



Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, мно­жественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное со­циокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональ­ности искусства, его значимости в жизни человека и общества, по­этому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организую­щей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, ге­донистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в ис­следовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов ис­кусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть вы­ражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной
форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театраль­ной и др.).



Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

В результате изучения курса «Искусство» в 9 классе обучающиеся должны Знать/понимать:

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушаю­щая, предвосхищающая будущее и др.);

  • понимать особенности художественного языка разных ви­дов искусства;

Уметь:

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классиче­ского искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку ин­формации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.



Требования к результатам обучения и воспитания:

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-­творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, рос­сийскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общест­ва, сформированность основ гражданской идентичности;

  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль­тур и религий, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработ­ке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной практической деятельности уча­щихся, и отражают умения:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индиви­дуально и в группе: формулировать, аргументировать и отста­ивать свое мнение, находить общее решение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, моноло­гической контекстной речью;

  • пользоваться информационно-коммуникационными тех­нологиями (ИКТ-компетентности);

  • понимать многофункциональность искусства и его значи­мость для разных областей культуры; роль искусства в станов­лении духовного мира человека, культурно-историческом раз­витии человечества, функционировании современного социума;

  • эстетически относиться к окружающему миру (преобра­зовывать действительность; привносить красоту в окружаю­щую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.



Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

расширение сферы познавательных интересов, гармонич­ное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно­-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; пони­мание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

  • развитие художественного мышления, творческого вооб­ражения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного худо­жественного образа в каком-либо виде искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

  • умение эмоционально воспринимать разнообразные яв­ления культуры и искусства, проявлять интерес к содержа­нию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятель­ности, владение практическими умениями и навыками, спосо­бами художественной деятельности;

  • иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и иде­алах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образо­вания, в изучении других предметов, межличностном обще­нии, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.



Общая характеристика программы.  

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СШ № 85 на изучение искусства в 9 классе основной школы выделяется 32 часа ( 1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Формы контроля

  • наблюдения

  • творческие задания

  • анализ произведений

  • презентации

  • сообщения

  • тестовые задания

  • создание проектов

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, изменения в программу не внесены.



Содержание рабочей программы.



Тематический план





№ п/п



Содержание

Кол-во часов

уроки

Проверочные

работы

Воздействующая сила искусства

6

6

1

Искусство предвосхищает будущее

9

9

1

Дар созидания.

12

12

1

Искусство и открытие мира для себя

3

3


Исследовательский проект

2

2

1 (проект)


Итого

32

32

4





Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 6 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).



Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее – 9 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла,

«Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).





Раздел 3. Дар созидания. - 12 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративноприкладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).





Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 3 часа.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.



Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).



Раздел 5. Исследовательский проект - 2 часа



Групповые и индивидуальные задания по проекту «Пушкин – наше всё»:

  1. Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве.

  2. «Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на полях его рукописей.

  3. Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина.

  4. Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

  5. Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации.

  6. Театр и А.С.Пушкин.

  7. Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

  8. Художественные и телевизионные фильмы о жизни на сюжеты его произведений.

  9. Мультипликация: образы сказок А.С.Пушкина.

  10. Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А.С.Пушкина.

  11. Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.

  12. Увековечение имени



Календарно- тематическое планирование







п\п

Тема урока


Задачи урока

Содержание урока

Планируемые результаты УУД обучающихся:


ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);


Домашнее задание

дата

примечание


Воздействующая сила искусства – 6 ч

Искусство и власть.

обобщить имеющие художественные знания учащихся о влиянии власти, государства, отдельных личностей на функции искусства в жизни общества, изучить материал учебника, проанализировать художественные произведения разных эпох и стилей, заинтересовать учащихся изучением регионального материала в контексте данной темы.


Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

личностные – определять содержание произведений искусства, их направленность на укрепление власти государств и их правителей, познавательные – изучать факты истории, которые отражаются в художественных произведениях, проявлять интерес к воплощению деятельности творцов искусства;

коммуникативные – участвовать в обсуждении новых и известных явлений культуры и искусства, высказывать собственную точку зрения, фиксировать ее в письменных и устных высказываниях,

регулятивные – самостоятельно определять цели и способы изучения новых художественных произведений, организация волевых усилий при работе в учебным материалом, информационные – умение сравнивать и сопоставлять различные факты, сведения, добываемые в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации.


Презентация «Искусство и власть»

Ответить на вопрос «Каким образом искусство воздействует на власть, а власть на искусство»



Какими средствами воздействует искусство.

обобщить представления учащихся о средствах эмоциональной выразительности разных искусств, способствовать их осознанному распознанию на новых для них художественных произведениях.


Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

личностные – понимание содержания произведений искусства через овладение средствами их художественной выразительности; познавательные – приобретение опыта различения средств воздействия искусства разных эпох и стилей на человека; коммуникативные – формирование умений работать индивидуально, в паре, в группе в процессе изучения текста учебника, восприятия и анализа художественных произведений, приобретать навыки размышлений, аргументации, диалога; регулятивные – осознанно применять в процессе работы на уроке действия целеполагания учебной деятельности, ее планирования, рефлексии, оценки результатов; информационные – приобретать умения самостоятельного поиска информации в различных источниках, ее классификации, сохранения на электронные носители.


Презентация «Какими средствами воздействует искусство»

Привести примеры - какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня



Храмовый синтез искусств

способствовать расширению знаний школьников о значении искусства в религиях мира, выявить особенности синтеза искусств в храмовых постройках христианского вероучения (православие, католицизм), обобщить имеющиеся знания и художественные представления, полученные при изучении истории, основ религиозной культуры и светской этики, музыки, изобразительного искусства.


Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

личностные – понимание красоты и величия искусства религиозной традиции, познавательные – проявлять интерес к изучению религий мира, умение ценить чувства людей разных религий; коммуникативные – формирование толерантности к воззрениям верующих разных религиозных конфессий, умений вступать с ними в диалог; регулятивные – целенаправленное изучение особенностей искусства разных религий, его эмоциональное восприятие и позитивная оценка; информационные – осуществлять поиск информации о храмовом синтезе искусств.


Презентация «Храмовый синтез искусств»

Информационное сообщение «Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах»



Храмовый синтез искусств.

Презентация «Храмы мировых религий»

Информационное сообщение о любом храме (по выбору)



Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

выявить особенности взаимодействия разных видов искусства в театре, кино, на телевидении. Закрепить представление о видах и жанрах синтетических искусств: драматический спектакль, музыкальный спектакль (опера, балет, оперетта, мюзикл), художественный, документальный, анимационный фильмы, телевизионные передачи (фильмы, шоу, конкурсы и т.п.), влияние искусства на оформление выставок, музеев.


Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

личностные – различать образное содержание художественных произведений, участвующих в синтезе искусств, познавательные – формировать представление о синтетических жанрах искусства, об их влиянии на зрителей, слушателей, читателей; коммуникативные – участвовать в дискуссиях по поводу значения синтеза искусств в художественной культуре общества; регулятивные – планировать учебные задачи в процессе познания особенностей взаимодействия искусств, решать эти задачи на основе поставки целей освоения художественного материала, оценки его значимости для формирования понятий о видах, жанрах, стилей в искусстве прошлого и настоящего; информационные – вести активный поиск информации по теме уроков.

Презентация «Синтез искусств в театре, кино, на телевидении»

Привести примеры любой театральной постановки и назвать искусства, задействованные в спектакле.



Воздействующая сила искусства – обобщение. Проверочная работа


Обобщение и проверка знаний по теме «Воздействующая сила искусства»

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека

Обобщение знаний по теме «Воздействующая сила искусства – обобщение». Проверочная работа (тест).


Подготовить презентацию на тему, связанную-с внушением определенных чувств и мыслей средствами искусства»




Искусство предвосхищает будущее - 9 часов






Дар предвосхищения.

актуализировать имеющийся художественный опыт учащихся по теме урока, освоить функцию предсказания в искусстве на примере знакомства с различными художественными образами.


Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

личностные – осознание смысла пророческой функции искусства и ее трактовки в художественных произведениях, познавательные – проявление интереса к творчеству представителей русского и зарубежного искусства, обладающих даром предвидения; коммуникативные – выделение свойств коммуникативных связей между создателями такого рода образов и читателями, слушателями, зрителями; регулятивные – построение плана и процесса реализации учебных задач по освоению материала учебника; информационные – проявление инициативы по поиску художественных произведений, идеи которых воплотились в достижениях современной науки и техники.


Презентация «Дар предвосхи-щения»

Написать эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства, в котором есть скрытое пророчество будущего.



Какие знания дает искусство.

получить представления о научных знаниях, получивших отражение в художественных образах разных искусств. Продолжить формирование умений и навыков художественного анализа произведений различных видов искусства, его жанров и стилей.


Соотнесение образа фуги с высказыванием А. Энштейна. Поиск ответа на вопрос: почему немецкий композитор XIX в. Л. ван Бетховен так охарактеризовал творчество Баха: «Не ручей – море ему имя!» (bach – в переводе с немецкого «ручей»). Словесные определения учащимися характера звучания музыки, поиск ассоциаций, вызванных музыкой Баха.

Можно предложить учащимся вспомнить, в каком храме – православном или католическом может звучать музыкальный инструмент «орган»?

Пояснения учителя к форме строения фуги. По словам Баха, каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смыла и надобности. Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга – вершина полифонической музыки.

В фуге краткая музыкальная мысль – тема – имитируется \9повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании их повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся. Последовательное появление главной темы в разных голосах, их соединение – спор, диспут, дискуссия, в которых каждый из собеседников доказывает приверженность своей мысли, идее.


личностные – понимание различия между художественными и научными знаниями, познавательные – расширение представлений о взаимосвязях науки и искусства; коммуникативные – умение аргументировать собственную точку зрения на проблему взаимодействия науки и культуры (в устной и письменной речи); регулятивные – построение плана и процесса реализации учебных задач по освоению темы урока, оценка собственной творческой деятельности; информационные – поиск, отбор, сохранение, классификация художественной информации по теме урока.


Презентация «Какие знания дает искусство"




Какие знания дает искусство.

Привести примеры научного значения художественного знания.



Предсказания в искусстве

на основе работы в группах самостоятельно рассмотреть различные аспекты изучаемой темы, представить результаты своего исследования для обсуждения в классе.


Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории

искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к

провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

личностные – понимание прогностической функции искусства в процессе знакомства в художественными произведениями разных стилей; познавательные – проявление интереса к интерпретации различных явлений искусства в контексте учебной темы; коммуникативные – освоение навыков постановки и решения проблемных вопросов в групповой и коллективной деятельности; регулятивные – проявление критического отношения к собственному мнению, высказываниям одноклассников; информационные – аргументация выбора различного рода информации в соответствии с изучаемой темой.


Презентация «Предсказания в искусстве»

Дать трактовку картины (по выбору)




Предсказания в искусстве

Дать трактовку картины (по выбору)



Художественное мышление в авангарде науки.

изучение различных явлений искусства, в которых их создатели предвидели научные открытия, формирование умений анализировать фантастические проекты в области искусства и выявлять в них художественные достоинства.


Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

личностные – формирование позитивного отношения к содержанию научных гипотез в произведениях искусства, осознание их личностного смысла, познавательные – проявлять интерес к систематизации знаний о взаимодействии науки и искусства, демонстрировать умения различение различных творческих приемов в художественных произведениях, коммуникативные – умение решать учебные задачи в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем, обсуждать пути их решения, регулятивные выбор действий, контроль за ними, коррекция в групповой и коллективной деятельности; коммуникативные – устойчивое проявление способности к контактам с одноклассниками, классификация информации по учебной теме; информационные – интеграция информации с учетом учебных и познавательных задач урока.

Презентация «Художественное мышление в авангарде науки»

Создать средствами любого вида искусства композицию



Художник и ученый

выявление фактов научных открытий в творчестве представителей разных видов искусства, освоение понятий «золотое сечение», «симметрия», «антисимметрия», «цветомузыка».

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

личностные – понимание значение вечных тем искусства и жизни в творчестве создателей искусства, их значения для современных людей; познавательные – желание познакомиться с новыми фактами из истории развития науки и искусства, их интеграцией; коммуникативные – умение общаться и находить компромиссные решения с одноклассниками при решении учебных задач; регулятивные – планировать последовательность работы с учебным текстом, мобилизации внимания, воображение в процессе анализа художественных произведений, коммуникативные – умения работать с компьютером, сетью Интернет при выполнении учебных заданий по теме урока.

Презентация «Художник и ученый»

Привести примеры произведений с ассиметричными названиями



Художник и ученый

Ответить на вопрос о смысле высказывания А. Эйнштейна «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция?»



Искусство предвосхищает будущее - обобщение. Проверочная работа.

Обобщение и проверка знаний по теме «Искусство предвосхищает будущее»

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Обобщение знаний по теме «Искусство предвосхищает будущее - обобщение. Проверочная работа (тест)






Дар созидания – 12 часов






Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

усвоение понятий «окружающая среда», «промышленное искусство», «техническая эстетика», «дизайн», понимание роли эстетического фактора в жизни современного общества.


Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

личностные – понимание красоты и пользы в формировании окружающей среды; познавательные – стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, способствовать сохранению и преумножению эстетических объектов в повседневной жизни; коммуникативные – в процессе общения принимать решения об оценке эстетических функций окружающей среды, участвовать в дискуссии в целесообразности использования эстетических объектов среды обитания – школы, дома, досуговых центров и т.п.; регулятивные – планировать задачи создания эстетической среды творческой деятельности, решать учебные задачи, оценивать их качество; информационные – искать, отбирать, систематизировать информацию об эстетической среде окружающей учащихся жизни, формировать умения создания компьютерных презентаций, слайд-фильмов, видеоматериалов по учебной теме

Презентация «Эстетическое формирование искусством окружающей среды».

Исследовать историческую трансформация любого предмета быта



Архитектура исторического города.

обобщение имеющихся представлений учащихся об архитектуре, знакомство с видами архитектурных построек в исторических городах, анализ иллюстраций учебника, выявление особенностей архитектурных стилей.



Формирование УУД: личностные – осознание значимости знаний об истории формирования архитектурного облика старинных городов; познавательные – развитие интереса к накоплению багажа впечатлений об исторической ценности архитектурных сооружений; коммуникативные – умение работать в группе, обсуждать мнения одноклассников по учебной теме урока, формулировать выводы в устном и письменном высказывании; регулятивные – умения ставить цель, планировать, осуществлять и оценивать собственную художественно-творческую деятельность в рамках урока, домашней работы; информационные – выделять ключевые термины и понятия в тексте, искать информацию в справочниках, энциклопедиях.

Презентация «Архитектура исторического города»

Нарисовать план-схему средневекового города, передав характерные черты русского, европейского или восточного средневекового города.



Архитектура современного города.

систематизировать представления учащихся об архитектуре современных городов, новых районов старинных городов, усвоить понятия «инфраструктура микрорайона», «конструктивизм», «рационализм», «функционализм», «монументальная живопись», «декоративная скульптура».


Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

личностные – развитие позитивного отношения к искусству современных архитекторов, понимание проявлений традиций и новаторства в их творчестве; познавательные – приобретение новых знаний о специфике функциональности современных городов; коммуникативные – умение обсуждать проблемные задачи типа «видеть привычное в новом», вести диалог, дискуссию; регулятивные – определять целеполагание, последовательность действий, прогнозировать конечный результат, оценивать его при выполнении самостоятельных работ, творческих заданий; информационные – искать и систематизировать информацию, необходимую для выполнения художественно-творческих заданий по теме урока.


Презентация «Архитектура современного города»

Работа в парах. «Проект детской площадки» для своего двора.



Специфика изображений в полиграфии.

систематизация знаний учащихся об искусствах, связанных с полиграфической промышленностью, выявление особенностей книжной и журнальной графики, зависимость их технического оформления от содержания, эмоционального строя, предназначения; актуализаций литературных образов в процессе изучения темы.


Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя).

личностные – понимание роли художников, дизайнеров в оформлении книг, журналов, эстетическая оценка их творений;

познавательные – расширение опыта общения с литературными произведениями на основе изучения их художественного оформления; коммуникативные – понимание коммуникативной функции изобразительного искусства в передаче содержания литературных «сообщений» читателям; регулятивные – постановка цели, планирование этапов анализа книжной графики, музыкальных иллюстраций; информационные – поиск и систематизация необходимой информации для выполнения художественно-творческих заданий.

Презентация «Специфика изображений в полиграфии»

1.Разработать идею и выполнить фрагмент макета сборника стихов.

2.Разработать и выполнить оформление для компакт-диска со своей любимой музыкой.



Развитие дизайна и его значение в жизни современного об­щества.

понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий, приобретение первичных представлений о стилях «классицизм», «модерн», «арт-деко», «минимализм», «хай-тек», «китч», «этно» в дизайне интерьера и архитектуре.


Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта; познавательные – расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре; коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений; регулятивные – планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155), информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.

Презентация «Развитие дизайна и его значение в жизни современного об­щества»

Выполнить проект какого-либо предмета быта (посуды или мебели).



Декоративно-прикладное искусство.

понимание народных истоков декоративно-прикладного искусства, значения народных промыслов в пропаганде и сохранении традиций народного творчества, «расшифровка» символики изделий, гармонии части и целого.


Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

личностные – формирование бережного отношения к традициям народной художественной культуры; познавательные – изучение и пропаганда изделий народных промыслов, понимание прикладной функции изделий ДПИ; коммуникативные – формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве как искусстве общения с природой, людьми, их безызвестными творцами разных времен, стран и народов; регулятивные – выполнение художественно-творческих заданий на основе целеполагания, планирования, коррекции собственных действий, прогнозирования и оценки результата; информационные – поиск, сохранение и распространение информации о декоративно-прикладном искусстве как носителе духовных ценностей.


Презентация «Декоративно-прикладное искусство»

Подготовить сообщение-презентацию об истории одного из известных народных промыслов.



Музыка в быту.

понимание значения бытовой музыки в обществе, ее классификации на «серьезную» и «легкую», роли песни, танцев и маршей в жизни народа, знакомство с интерпретациями классики современными исполнителями.


Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

личностные – отношение к бытовой музыке (классической и популярной) как социальному явлению; познавательные – расширение представлений школьников о песенной, танцевальной, маршевой музыке, ее воплощению в крупных жанрах; коммуникативные – понимание коммуникативных свойств демократических жанров музыки, вступление в общение в окружающими через песню, танец, марш; регулятивные – поставка целей и задач деятельности творческого характера, саморегуляция волевых усилий для выполнения исследовательских проектов по теме урока; информационные – поиск разнообразной информации (текстовой, художественной, музыкальной) для выполнения учебных задач, реализация критического подход к информации, распространяемой средствами массовой информации, ее отбор.

Презентация «Музыка в быту»

Подготовить компьютерную презентацию на темы: «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».



Массовые, общедоступные искусства.

обобщение художественных знаний учащихся о массовых видах искусства – фотографии, кинематографе, особенностях создания ими художественных образах, приобретение умений и навыков анализа этих искусств, выделение в них общих и различных черт.


Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

личностные – «присвоение» духовно-нравственных смыслов произведений фотографии и кинематографа; познавательные – расширение представлений о видах и жанрах названных видов искусства, их выразительных средствах; коммуникативные – понимание функции общения создателей данных видов искусств с аудиторией потребителей, формирование устойчивого эмоционального отклика на произведения фотографии, кинематографа в процессе их словесных характеристик (устных и письменных), участие в обсуждении различных проектов в области этих искусств; регулятивные – планирование и прогнозирование результатов общения с произведения фотографии и кинематографа; информационные – поиск и классификация информации по теме урока, приобретение умений и навыков работы в компьютерном редакторе Photoshop, компьютерной программе YouTube


Презентация «Массовые общедоступные искусства»

Сделать презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья», «Мои одноклассники», «Наши учителя», подобрав музыкальное оформление и литературные комментарии.



Изобразительная природа кино.

оценка школьниками выполнения художественно-творческих заданий предыдущего урока, изучение изобразительной природы кино на материале фрагментов из фильма режиссера М. Калатозова «Летят журавли».


Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).


личностные – закрепление в сознании школьников представлений о внутреннем мире людей, разрушенным войной; познавательные – приобретение опыта эмпатии (сочувтвия, сопереживания, сострадания) главным героям фильма; коммуникативные – передача смысла мироощущений персонажей фильма другим людям; регулятивные – умение планировать действий анализа, обобщения впечатлений от художественных образов фильма; информационные – поиск и систематизация информации о художественных произведениях, запечатлевших тему войны, личных трагедий людей.

Презентация «Изобразительная природа кино»




Музыка в кино. Особенности киномузыки.

систематизация имеющихся знаний учащихся о функции музыки в кино; включение учащихся в процесс восприятия и исполнения зарубежной киномузыки; осознание выразительных и изобразительных средств музыкального языка музыки из кинофильмов, интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ образцов киномузыки.


Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

личностные – понимание духовно-нравственной сущности киномузыки для интернациональных связей народов и государств, познавательные – расширение представление о функциях музыки в драматургии фильма; коммуникативные – осмысление коммуникативной функции киномузыки, включение исполнительской деятельности в процесс межкультурной коммуникации школьников (на уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности, при организации досуга); регулятивные – осознание этапов восприятия и исполнения киномузыки, коррекция и оценка качества анализа музыки, ее исполнения; информационные – поиск, систематизация, отбор лучших образцов киномузыки для создания домашней коллекции.

Презентация «Музыка в кино. Особенности киномузыки»

Выбрать три самых лучших фильма мира, которые можно назвать фильмами всех времен и народов, фильмами на все времена.



Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

знакомство с музыкой Т. Альбинони «Адажио» для струнного оркестра и органа, ее интерпретациями в анимации (фильм режиссера Г. Бардина), в исполнительских интерпретациях современных исполнителей (С. Брайтман – Англия, Л. Фабиан – Франция, Н. Баскова – Россия). Определение духовно-нравственной основы данных произведений искусства.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

личностные – осмысление проблемы «Человек в поисках нравственных смыслов жизни»; познавательные – знакомство с различными трактовками классической музыки; коммуникативные – понимание функции общения разных народов, благодаря участию в этом процессе обработчиков и исполнителей разных стран мира; регулятивные – формулировка целевых установок, планов восприятия и анализа различных трактовок классической музыки; информационные – поиск необходимой информации по теме урока, развитие умения переписи музыки из сети Интернет.


Презентация «Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов».

Посмотреть фильм режиссера Г.Бардина «Адажио» и сформулировать вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш.Руставели)



Дар созидания –обобщение. Проверочная работа


Обобщение и проверка знаний по теме «Дар созидания»

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Обобщение и проверка знаний по теме «Дар созидания».

Проверочная работа (тест)


Выбрать тему проекта




Искусство и открытие мира для себя - 3 часа.


Вопрос к себе как первый шаг к творчеству

осмысление «вечных тем» искусства и жизни в процессе познания научного и художественного творчества человека, поиск ответа на вопросы, волнующие людей разных эпох, стран, религий.



личностные – понимание проблем, которые ставит перед человеком искусство; познавательные – проявление интереса к формулировке вопросов к конкретным произведениям искусства; коммуникативные – понимание коммуникативной функции искусства, воплощение данной функции в художественно-творческой, индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, умение выражать свое отношение к различным явлениям культуры и искусства в устной и письменной речи, в процессе размышлений, дискуссий, споров; регулятивные – контроль, коррекция, оценка действий партнеров по общению; информационные – использования умений поиска, систематизации, отбора, хранения, воспроизведения и передачи нужной информации в процессе изучения материала учебника, использование бумажных носителей информации, Интернета.


Презентация «Вопрос к себе как первый шаг к творчеству»

Групповые и индивидуальные задания по проекту «Пушкин – наше всё»:

1.Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве.

2 «Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на полях его рукописей.

3.Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина.

4Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

5.Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации.

6Театр и А.С.Пушкин.

7.Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

8.Художественные и телевизионные фильмы о жизни на сюжеты его произведений.

9.Мультипликация: образы сказок А.С.Пушкина.

10.Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А.С.Пушкина.

11.Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.

12.Увековечение имени



Литературные страницы

знакомство с жанром притчи Х. Джибрана «Перед престолом красоты», выразительное чтение текста, осознание духовно-нравственного смысла литературного произведения, выражение аргументированного мнения по поводу эстетической символики текста.



личностные – осмысление духовно-нравственной проблематики притчи; познавательные – расширение представлений о литературном жанре «притча», понимание эстетических символов в содержании текста; коммуникативные – умение распределять внимание к передаче выразительности текста персонажей притчи; регулятивные – постановка учебных задач при анализе художественных средств текста; информационные – поиск произведений искусства на страницах учебника, созвучных мыслям прочитанного текста.


Презентация «Литературные страницы»




Искусство и открытие мира для себя – обобщение


Обобщение знаний по теме «Искусство и открытие мира для себя»

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств.

Обобщение знаний по теме «Искусство и открытие мира для себя»


Подготовиться к защите проекта




Исследовательский проект – 2 часа

«Пушкин – наше всё».

Подготовка и исследовательского проекта «Пушкин – наше всё».


Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности;

- Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

- Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Осознание учебной задачи.
Постановка цели.
Выбор рационального и оптимального пути их достижения.
Определение последовательности и продолжительности
этапов деятельности.
Построение модели (алгоритма) деятельности.

Участие в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.


Подготовиться к защите проекта



«Пушкин – наше всё».

Представление исследовательского проекта «Пушкин – наше всё».










12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Искусство".9 класс

Автор: Дубинец Лариса Анатольевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочие программы для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418708597"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Рабочая программа. ИЗО."
    ["seo_title"] => string(22) "rabochaiaproghrammaizo"
    ["file_id"] => string(6) "302874"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457339510"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству в 3 классе ("Школа России")"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-3-klassie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "249667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446955718"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Рабочие программы по ИЗО, математике, технологии, русскому языку, чтению, окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(93) "rabochiieproghrammypoizomatiematikietiekhnologhiirusskomuiazykuchtieniiuokruzhaiushchiemumiru"
    ["file_id"] => string(6) "336280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1467027416"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по предмету "Технология" (1 класс) "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-tiekhnologhiia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446059073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства