Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Примерной программы по музыке и реализуется через учебники по музыке: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка. 1 класс. – М., «Просвещение», 2014.
Программа курса «Музыка» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных задач уроков музыки:
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
Предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Программа составлена на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на один учебный год.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы музыкальной грамоты. Развитие музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: одно-, двух- и трёх-частные.
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные театры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Рождение музыки как естественное проявление человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественного-образного содержания произведений.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD). Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этно-культурных исторически сложившихся традиций.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Набор словарных слов.
Памятки для учащихся для работы над ошибками.
Словари по русскому языку: орфографический, толковый, фразеологический, этимологический.
Количество часов по рабочей программе – 33 ч. (33 нед. по 1 ч.)
I полугодие – 16 ч. (1четверть – 9 ч., 2 четверть – 7 ч.)
II полугодие – 18 ч. (3 четверть – 9 ч., 4 четверть – 9 ч.)
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
№ | № (в четв) | Дата | Тема урока | Основное содержание деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Учебный материал | Примечание (виды игр, творческие задания, предполагаемые названия проектов) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | | |
I четверть (9 часов) |
Раздел I. «Музыка вокруг нас» (16 ч.) |
1 | 1 | 1а- 1б- 1в- 1г- | И Муза вечная со мной. Урок-путешествие. | Путешествие первоклассников в мир музыки. Знакомство с Музой. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед учениками чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. | Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | - расширяют музыкальный кругозор; - формирование положительного отношения к учению. - адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель | П.И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»; Д.Кабалевский «Песня о школе». | |
2 | 2 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Хоровод муз. Урок- экскурсия. | Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. | Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | р.н.п. «Во поле береза стояла»; греческий танец «Сиртаки»; молдавская хороводная песня-пляска «Хора». | |
3 | 3 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Повсюду музыка слышна. Урок - игра. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. | Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | Музыка по выбору учащихся. | |
4 | 4 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Душа музыки – мелодия. Урок-путешествие. | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. | Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | П.И. Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков». | |
5 | 5 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыка осени. Урок- экскурсия. | Как определить характер осенней музыки? Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами. | Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия — главная мысль музыкального произведения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | П.И.Чайковский «Осенняя песнь» Г.В.Свиридов «Осень» Т.Потапенко «Скворушка прощается». | |
6 | 6 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Сочини мелодию. Урок-игра. | Как сочинить музыку? Познакомить с алгоритмом сочинения мелодии. Ролевая игра «Играем в композитора». Дать понятия: Мелодия, аккомпанемент, ритм | Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии,использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные Признаки предмета и объединять их по общему признаку. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения. | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | | Групповой проект «Мы композиторы». |
7 | 7 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Азбука, азбука каждому нужна. Урок- игра. | Познакомить с ролью музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. | Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Д.Б. Кабалевский «Песня о школе»; А. Островский «Азбука». | |
8 | 8 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыкальная азбука. Урок- экскурсия. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. | Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского). Импровизировать в пении, игре, пластике. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни. | В. Дроцевич «Семь подружек»; «Нотный хоровод». | |
9 | 9 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Обобщающий урок 1 четверти по теме «Музыка вокруг нас». Урок – концерт. | Музыка и ее роль в повседневной жизни. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | Научатся:определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш; узнавать изученные музыкальные произведения. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни. | Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
IIчетверть (7 часов) |
10 | 1 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыкальные инструменты. | Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. | Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) «Пастушья песенка» (французская народная песня) | |
11 | 2 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Садко». Из русского былинного сказа. | Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». | Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»). | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко». | |
12 | 3 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Звучащие картины. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. | Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | К.Кикта «Фрески Софии Киевской» Л.Дакен «Кукушка» Оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха) | |
13 | 4 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Разыграй песню. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки. | Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой). | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой | Групповой проект «Инсцениро-вание песен» |
14 | 5 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. | Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Этические чувства, чувство сопричастности к истории своей Родины и народа. | «Тихая ночь» - международный рождественский гимн «Щедрик»- украинская народная колядка «Все идут, спешат на праздник» - колядка С.Крылов - «Зимняя сказка» | Групповой проект «Рождество». |
15 | 6 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Добрый праздник среди зимы. Тест. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкойТ.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. | Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: «Марш» «Вальс снежных хлопьев» «Па- де-де» «Зимняя песенка»А.Бердыщев | |
16 | 7 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Обобщающий урок 2 четверти по теме «Музыка вокруг нас». | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальных жанрах. | Научатся:определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш; узнавать изученные музыкальные произведения. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни. | Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
III четверть (9 часов) |
Раздел II. «Музыка и ты» (17 ч.) |
17 | 1 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Край, в котором ты живешь. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. | Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционально-открытого, позитивно- уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. | В.Степанова «Добрый день» А.Шнитке - «Пастораль» Г.Свиридов – «Пастораль» В.Алексеев «Рощица» А.Бердышев «Приезжайте в тундру» | Групповой проект: «Природа в искусстве». |
18 | 2 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Художник, поэт, композитор. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова. | Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Никитин «Вот и солнце встает» | |
19 | 3 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыка утра. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию после прослушивания произведения. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Зимнее утро» В.Симонов «Утро в лесу» | |
20 | 4 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыка вечера. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. | В. Гаврилин «Вечерняя музыка» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» Е. Крылатов «Колыбельная Умки» В.Салманов « Вечер» | |
21 | 5 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыкальные портреты. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | В.А. Моцарт « Менуэт» С. С. Прокофьев «Болтунья» | |
22 | 6 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. | Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | П.И. Чайковский «Баба Яга» « Баба – Яга» - детская песенка | |
23 | 7 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музы не молчали. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. | Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов») | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | А.П. Бородин «Богатырская симфония» «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.) «Учил Суворов» | |
24 | 8 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Мамин праздник. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям | В.Моцарт «Колыбельная» И.Дунаевский «Колыбельная» М.Славкин « Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» | |
25 | 9 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Обобщающий урок 3 четверти по теме «Музыка и ты». | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть. | Научатся: определятьназвания изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни. | Музыка по выбору учащихся. | |
IVчетверть (9 часов) |
26 | 1 | 1а- 1б- 1в- 1г- | У каждого свой музыкальный инструмент. | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой, лютней и клавесином. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Мастерство исполнителя-музыканта. | Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью. | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | И. Бах «Волынка» П. Чайковский « Сладкая греза» «Тонкая рябина» - гитара Ж. Рамо - «Тамбурин»- клавесин «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня | |
27 | 2 | 1а- 1б- 1в- 1г- | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. | Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их. | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | И. Конради – «Менуэт» - лютня «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня | |
28 | 3 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Музыка в цирке. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони») | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с другими к учащимися. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | А .Журбин « Добрые слоны» И. Дунаевский « Выходной марш» Д. Кабалевский «Клоуны» О. Юдахина « Слон и скрипочка» | |
29 | 4 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Дом, который звучит. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. | Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость(на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха») | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Н. Римский-Корсаков опера «Садко» ( фрагменты). РЩедрин балет «Конек-Горбунок» ( «Золотые рыбки»). | |
30 | 5 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Опера-сказка. | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. | Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева) | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | М.Коваль «Волк и семеро козлят» М.Красев «Муха – цокотуха» | Творческий проект: «Волк и семеро козлят». |
31 | 6 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Ничего на свете лучше нету. | Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. | Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников. | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни | Г.Гладков «Бременские музыканты» | |
32 | 7 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Обобщение тем года «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты». Тест. | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель — слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | Музыка по выбору учащихся. | |
33 | 8 | 1а- 1б- 1в- 1г- | Урок - концерт | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Музыкальный материал по выбору обучающихся. Закрепление полученных знаний за год. | Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель — слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Закрепляю полученные знания за год | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | Исполнение песен по выбору учащихся. | |