В основе подхода к разработке содержания данной программы является принцип приемственности дошкольного и первого года обучения в школе. Музыкально-художественное воспитание на данном этапе развития детей является самым необходимым и центральным в системе воспитания, развития и обучения детей. В её основе лежат основополагающие принципы программы по музыке Д.Б.Кабалевского. Основная позиция построения программы подготовка к праздникам календарного цикла - осень, зима, весна, лето. Праздник-это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем. Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Следующая позиция, на основе которой складывается содержание программы – обращение к народной педагогике, народной мудрости, Народно-музыкально, поэтическому творчеству: хороводы, заклички, игры, частушки, песни, исполнение на шумовых музыкальных инструментах. Главное в данной программе, и в этом её актуальность и новизна, интеграция с другими предметами учебного цикла: уроками труда, изобразительного искусства, физической культуры. А так же посещение музеев, достопримечательностей, походы, просмотр фильмов, концертов. Такое построение деятельности учащихся определяется особенностями данного возраста: это быстрая утомляемость, неумение долго сосредотачивать внимание. В результате такого построения программы, эстетическое отношение школьников к явлениям жизни становится насыщенным, разносторонним. В программе нет точного указания какие фильмы смотреть, какие песни и стихи учить. Здесь есть возможность у каждого проявить творчество и самостоятельность выбора, здесь нет рамок, ограничивающих выбор учителя. Единственное условие -соответствие возрасту, доступность, патриотичность, привитие хорошего вкуса, приобщение к лучшим образцам мирового искусства. Очень характерным методом для этой программы является метод забегания вперёд и возвращения назад. Методы развивающего обучения (составить проект, дать оценку, высказать своё мнение, найти правильное решение в дискуссии) и здоровье- сберегающие технологии: игры, хороводы, эстафеты, прогулки в парк, музеи, театры. Знакомство с культурой, бытом, историей Малой родины, казачьей песней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный хоровод круглый год »
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №1»
Утверждёна
Директор МОУ СОШ №1
/Тицкая А.В./
Программа
«Музыкальный хоровод круглый год»
Художественного воспитания
Учащихся первого класса
Начальной школы.
2013-2014г.г.
Составитель:
Ппрцхалава Наталья Николаевна
Учитель музыки СОШ№1станици Ессентукской Предгорного района Ставропольского края.
Утверждена на педагогическом совете.
Пояснительная записка.
В основе подхода к разработке содержания данной программы является принцип приемственности дошкольного и первого года обучения в школе. Музыкально-художественное воспитание на данном этапе развития детей является самым необходимым и центральным в системе воспитания, развития и обучения детей. В её основе лежат основополагающие принципы программы по музыке Д.Б.Кабалевского. Основная позиция построения программы подготовка к праздникам календарного цикла - осень, зима, весна, лето. Праздник-это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем. Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Следующая позиция, на основе которой складывается содержание программы – обращение к народной педагогике, народной мудрости, Народно-музыкально, поэтическому творчеству: хороводы, заклички, игры, частушки, песни, исполнение на шумовых музыкальных инструментах. Главное в данной программе, и в этом её актуальность и новизна, интеграция с другими предметами учебного цикла: уроками труда, изобразительного искусства, физической культуры. А так же посещение музеев, достопримечательностей, походы, просмотр фильмов, концертов. Такое построение деятельности учащихся определяется особенностями данного возраста: это быстрая утомляемость, неумение долго сосредотачивать внимание. В результате такого построения программы, эстетическое отношение школьников к явлениям жизни становится насыщенным, разносторонним. В программе нет точного указания какие фильмы смотреть, какие песни и стихи учить. Здесь есть возможность у каждого проявить творчество и самостоятельность выбора, здесь нет рамок, ограничивающих выбор учителя. Единственное условие -соответствие возрасту, доступность, патриотичность, привитие хорошего вкуса, приобщение к лучшим образцам мирового искусства. Очень характерным методом для этой программы является метод забегания вперёд и возвращения назад. Методы развивающего обучения (составить проект, дать оценку, высказать своё мнение, найти правильное решение в дискуссии) и здоровье- сберегающие технологии: игры, хороводы, эстафеты, прогулки в парк, музеи, театры. Знакомство с культурой, бытом, историей Малой родины, казачьей песней.
Цель и задачи программы.
Основной целью программы является создание мажорной среды общения, обучение моделированию взаимоотношений в микросоциуме с помощью активных форм деятельности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.
Обучающие задачи это развитие познавательного интереса к музыке, как живому искусству. Развитие активно-творческих, аналитических способностей учащихся.
Воспитание эстетических вкусов, формирование идейных убеждений, нравственных идеалов, здорового образа жизни.
Развитие мыслительных процессов, памяти, чувства ритма.
Формирование потребности в самопознании и саморазвитии.
Содержание программы.
Программа состоит из четырёх тем по числу четвертей: «Осень-языком музыки, поэзии, живописи», «Зимняя сказка в музыке, поэзии, живописи», «Этих дней не смолкнет слава», «Весна в искусстве». Количество часов (1час в неделю).Форма обучения –класс.
Основные направления работы.
Реализация здоровьесберегающих технологий.
Толерантное.
Гражданско-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Развивающее умения и навыки творческого самовыражения.
Приоритетные принципы воспитания.
Личностный.
Деятельный.
Эмоциональный.
Дифференцированный.
Принцип гуманистического воспитания.
Принцип успешности.
Список литературы.
1.Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003.№2
2.Буйлова Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей.-М.,2000г.
3.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010г.
4.Программа развития воспитания детей и молодёжи Ставропольского края.
5. Программа по музыке для начальной школы Кабалевского Д.Б.
Список литературы для родителей и детей.
1.Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. (Под редакцией Щурковой.-М.,1992г.)
2.Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
3.Права ребёнка в РФ относительно конвенцииООН о правах ребёнка.
Учебно- тематический план.1 четверть.Тема: «Осень языком музыки, поэзии, живописи».
Количество
Часов в неделю.
Содержание.
Методы и приёмы.
Перечень оборудования.
Список литературы.
1час.
Составление проекта праздника «Золотая осень».
Беседа, развивающие игры, чтение рассказа, пословиц. Исполнение и слушание песен и музыки об осени. Рассматривание картин о осени.
Т С О, иллюстрации.
Рассказы русских писателей о природе, Русские сказки, пословицы и поговорки о осени. Иллюстрации Левитана.
1час.
Песня о школе Д.Кабалевского. «Листопад» Т. Попатенко.
Исполнение и разучивание. Водим хоровод.Учим стихи , поговорки, пословицы.
ТСО. Пианино.
Праздники в школе.Л.Н. Виноградова.
1час.
«Урожайная»-ролевая песня-игра.
Беседа. Рисуем дары осени. Разучивание и исполнение. Играем в угадай какой это овощ, фрукт закрытыми глазами, наощупь.
Альбомы для рисования и краски. ТСО. Мешочек с муляжами фруктов и овощей.
Сборник песен
1 час.
«Что нам осень принесёт».
Разучивание. Исполнение песенного материала, работа над эмоциональным исполнением .Игра-эстафета «Кто быстрее соберёт урожай».
ТСО. Инструмент. Спортивный инвентарь для проведения эстафеты.
1 час.
«Репка» р.н.сказка.
Разучивание, распределение ролей. Импровизация- сочиняем песни для героев сказки.
Кукольный театр.
1 час.
Поход в осенний парк. Беседа о том, как прекрасен наш район, наша малая родина.
Просмотр фильма о природе.
ТСО.
1час.
«Ессентукские казачки».
Разучивание с шумовыми инструментами.
Музыкально-шумовые инструменты.
1 час.
Проведение праздника.
2 четверть «Зимняя сказка в музыке, поэзии, живописи».
1час.
Составление проекта «Зимние забавы».
Беседа о приметах зимы. Знакомство с русскими пословицами и поговорками. Рассматриваем картины художников о зиме.
ТСО
По выбору учителя.
1час.
«Здравствуй, гостья зима». «Морозко».
Разучивание р.н.песни. Просмотр фрагмента из художественного фильма
ТСО.Инструмент.
1час.
«Как на тоненький ледок» р.н.п. Стихи о зиме.
Разучивание и работа над дикцией, интонацией, мелодией исполнения.
Инструменты шумовые.
1час.
Зимние игры и забавы.
Водим хороводы.
Учимся играть в зимние игры. Рисуем картину зимы. Распределяем роли в кукольном театре.
Альбом, краски. Зимний спортивный инвентарь.
1час.
«Новый год пришёл в наш дом». «Как на тоненький ледок», «Здравствуй гостья зима». «Поет зима аукает», «Тихая ночь».
Беседа о праздновании Рождества.Разучивание и закрепление песенного материала. Слушание музыки Свиридова. Беседа о средствах музыкальной выразительности.
ТСО
Сценарии
Детских праздников
1час.
«Что за дерево такое».
Разучивание, работа над текстом ,мелодией, ритмом, дикцией и эмоциональным исполнением. Закрепление муз-лит материала.
1час.
Проведение празд.
ТСО
3четверть «Этих дней не смолкнет слава».
1час.
Составление проекта «Наследники защитников отечества». «Солдатушки»р.н.п.
Просмотр картин, слушание песен и стихов о защитниках отечества. Разучивание песни.
ТСО
По выбору учителя.
1час.
«Три богатыря» Васнецова. Фрагмент из «Богатырской» симфонии А.Бородина.
Просмотр картины. Беседа о богатырях земли русской. Разучивание стихов слушание музыки и исполнение песни.
ТСО
1час.
Символы России.
Показ и разучивание Гимна России. Работа над текстом, мелодией, ритмом. Рисуем флаг.
1час.
«Наша Родина сильна.»
Беседа о родах войск Российской армии. Показ и разучивание песни. Просмотр фрагмента парада на Красной площади.
ТСО
1час.
Песня о пограничнике.
Показ и разучивание песни. Работа над исполнением. Рисуем картину для подарка к празднику Дня защитников отечества.
1час.
Весь разученный музыкальный материал и литературный.
Работа над исполнением. Проведение эстафеты на ловкость и быстроту .
Спортивный инвентарь.
1час.
«С чего начинается Родина».
Показ и разучивание песни. Просмотр фрагмента фильма «Дети в Великой отечественной войне». Беседа.
ТСО
1час.
Поход в краеведческий музей.
1час.
Весь музыкально-литературный материал.
Работа над исполнением и выразительностью.
1час.
Проведение праздника.
ТСО
4 четверть «Весна в искусстве».
1час.
Составляем проект «Здравствуй, весна».
Беседа о русских традициях встречи весны. Подбор музыкального и литературного материала. Просмотр картин русских художников о весне. Слушание музыкальных фрагментов.
ТСО
1час.
«Наследники победы» Е.Зарецкая. «Во поле берёза стояла»р.н.п. Весенние заклички и поговорки о весне.
Разучивание, работа над текстом и мелодией. Водим весенний хоровод. Смотрим фрагмент из «Снегурочки».
ТСО
Хрестоматия по музыке 1 класс.
1час.
Поход к памятнику «Вечный огонь».
1час.
Стихи о победе.
Разучивание стихов. Закрепление песенного материала. Рисуем открытку ко дню победы.
Альбом, краски. Инструмент.
1час.
Проведение праздника.
1час.
Весенние игры на воздухе.
Разучивание весенних игр и эстафет на свежем воздухе.
Спортивный инвентарь.
1час.
Проведение Дня здоровья на спортплощадке.
Спортивный инвентарь. ТСО
1час.
Подведение итогов программы «Музыкальный хоровод круглый год».
Выставка рисунков, поделок. Исполнение музыкального и литературного материала. Викторина, загадки.