kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приёмы музыкального воспитания и обучения детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы музыкального воспитания определяются как действие педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы музыкального воспитания и обучения детей»

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Гармония»











Методы и приёмы

музыкального воспитания и

обучения детей.













Материал подготовила:

учитель музыки

Осипова О.С.







Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. В зависимости от возраста должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. В зависимости от учебных задач, от характера различных видов деятельности, обстановки, источника информации в теории педагогики являются основными: 1) убеждение, б) приучение, упражнения.

Процесс воспитания – непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Ребёнку необходимо понять, о чём рассказывает музыка, что такое её хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т.д. Известно, эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Каждый понимает музыку по-своему. Педагог должен словесным пояснением вызвать определённую общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ. Педагог поощряет правильные реакции на музыку.

Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.

Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувства прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Методы обучения понимаются как взаимоотношение педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребёнку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.

Учебные задания Методы обучения

1. Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения;

2. Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений;

3. Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр;

4. Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений. Выразительное исполнение взрослым; пояснение характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств.

Показ взрослым приёмов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые).

Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения.

Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определённый учебный период (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретённых ими способов творческих действий.

Задачи развития музыкальных способностей:

1. Развитие эмоционального отклика на музыку.

2. Развитие музыкально-сенсорных способностей.

3. Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций.

4. Развитие чувства ритма.

5. Развитие музыкальной памяти.

6.Развитие музыкального творчества. Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.

Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графичесое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.

Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуко, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.

Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые).

Упражнения в последовательном чередовании пения в слух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.

Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.

Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.

Методы зависят от многих педагогических условий. Некоторые из них на первый взгляд противоречат друг другу. Например, для музыкального развития важны неоднократные повторения какого-либо задания, которые зачастую строятся на основе показа. Вместе с тем у детей важно развивать самостоятельность действий.

Взаимосвязь и противопоставления прослеживаются также и в других методах:

- слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядный показ произведений искусства, приёмов их исполнения;

- слово и действие воспитателя, направленные на развитие осознанного отношения к музыке, умения анализировать и одновременно на развитие у детей стремления к эмоциональным переживаниям;

- показ образцов, которым надо следовать, и формирование способности к самостоятельным действиям;

- упражнения, закрепляющие приобретённые навыки и развивающие склонности к самостоятельному решению творческих задач.

Методические приёмы. Методы обучения тесно связаны с методическими приёмами. Приём – это часть метода и выполняет при нём вспомогательную роль.

Приёмы различаются в зависимости от того, чему учит педагог – пению, слушанию, игре, танцу и кого учит – младших или старших детей. Например, исполняя произведение «Клоуны» Д. Кабалевкого для слушания в старшей группе, педагог может в начале рассказать о весёлых клоунах, всё время находящихся в движении. Но, исполняя тем же детям для последующей игры русскую народную мелодию «Не опоздай», педагог предлагает им узнать, когда надо менять характер движения. Появляющиеся во второй части акценты подсказывают детям, когда надо хлопать. Таким образом, ребята различают изменения в характере музыки и самостоятельно определяют соответствующие им движения. Они готовы к игре.

Приёмы обучения меняются в зависимости от возраста детей. При разучивании песни малышей надо заинтересовать понятными им, конкретными образами. Перед исполнением песни «Птичка» М. Раухваргера педагог показывает игрушку-птичку и говорит: «Прилетела птичка, села на окошко и чирикнула. Стали дети просить – подожди, не улетай! А птичка улетела (прячет птичку) – ай! Дети, вы хотите, чтобы птичка прилетела? Я её позову и спою песню». Педагог сажает птичку на пианино и поёт. Таким образом, этот методический приём приобретает игровой характер, образ птички становится доступным, наглядным и дополняет выразительное исполнение песни.

В старших группах нет необходимости использовать этот приём. Создать настроение, связанное с характером исполняемой песни, поможет вводное слово. Если педагог хочет усилить художественное впечатление, то хорошо прочитать поэтический отрывок, показать иллюстрацию.

Методические приёмы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими, педагог имеет возможность проявить своё педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.

Методические приёмы способствуют развитию самостоятельной деятельности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Методы и приёмы музыкального воспитания и обучения детей

Автор: Осипова Ольга Сергеевна

Дата: 29.06.2017

Номер свидетельства: 423439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Особенности музыкального воспитания умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-muzykal-nogho-vospitaniia-umstvienno-otstalykh-dietiei-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "253835"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447673418"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Музыкальное воспитание умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида."
    ["seo_title"] => string(103) "muzykal-noie-vospitaniie-umstvienno-otstalykh-dietiei-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "253842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447674168"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "« Подготовка к обучению детей  пению народных песен» "
    ["seo_title"] => string(59) "podghotovka-k-obuchieniiu-dietiei-pieniiu-narodnykh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "128130"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415441857"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ "
    ["seo_title"] => string(130) "ispol-zovaniie-mietodov-i-priiemov-na-urokakh-khorieografii-sposobstvuiushchiie-razvitiiu-lichnostnogo-potientsiala-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232681"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442898679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства