kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История возникновения и развития баяна

Нажмите, чтобы узнать подробности

История
 возникновения и развития баяна 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История возникновения и развития баяна»

Играй, мой баян...  (История  возникновения и развития баяна )

Играй, мой баян... (История возникновения и развития баяна )

Баян и аккордеон, относящиеся к гармоникам, - язычковые клавишно-пневматические инструменты. Их звучание основано на принципе проскальзывания язычка .
  • Баян и аккордеон, относящиеся к гармоникам, - язычковые клавишно-пневматические инструменты. Их звучание основано на принципе проскальзывания язычка .
Считается, что первая гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго-Восточной Азии еще три тысячи лет назад.

Считается, что первая гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго-Восточной Азии еще три тысячи лет назад.

В 1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику. Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон.  Фридрих Бушман
  • В 1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику. Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон. 

Фридрих Бушман

В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплета книг. 

В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплета книг. 

В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру.  Гармоника Демианова имела 7 клавиш, расположенных в один ряд, для правой руки (мелодия) и 2 клавиши для левой (аккомпанемент).
  • В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру. Гармоника Демианова имела 7 клавиш, расположенных в один ряд, для правой руки (мелодия) и 2 клавиши для левой (аккомпанемент).
С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармоники. Различие между ними заключалось не столько в музыкально-исполнительских возможностях, сколько в устройстве корпуса. На немецких гармониках клапаны мелодии размещались снаружи правой крышки, а клавиатура для левой руки - на специальной ручке, называемой грифом. На венских гармониках клапаны мелодии помещались в углублении правой крышки и закрывались деревянной сеткой, а клавиатура для левой руки - непосредственно на крышке аккомпанемента. 

С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармоники. Различие между ними заключалось не столько в музыкально-исполнительских возможностях, сколько в устройстве корпуса. На немецких гармониках клапаны мелодии размещались снаружи правой крышки, а клавиатура для левой руки - на специальной ручке, называемой грифом. На венских гармониках клапаны мелодии помещались в углублении правой крышки и закрывались деревянной сеткой, а клавиатура для левой руки - непосредственно на крышке аккомпанемента. 

Тульский оружейный мастер  И. Е. Сизов  в июле 1830 году приобрел на Нижегородской ярмарке (за 40 рублей ассигнациями) немецкую однорядную гармонь. Вернувшись домой он изготовил копию, которая не уступала в качестве звучания зарубежному оригиналу. Затем в домашней мастерской продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов. Тульская однорядная гармоника
  • Тульский оружейный мастер  И. Е. Сизов  в июле 1830 году приобрел на Нижегородской ярмарке (за 40 рублей ассигнациями) немецкую однорядную гармонь. Вернувшись домой он изготовил копию, которая не уступала в качестве звучания зарубежному оригиналу. Затем в домашней мастерской продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов.

Тульская однорядная гармоника

Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской. Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах. Саратовская гармоника
  • Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской. Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах.

Саратовская гармоника

Череповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Эти гармоники (рис. 3) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в.    Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.    Череповецкая гармоника
  • Череповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Эти гармоники (рис. 3) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в.  Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский. 

Череповецкая гармоника

Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой . Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.  Ливенская гармоника
  • Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой . Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. 

Ливенская гармоника

В 70-80-е годы XIX в. гармонный промысел Вятской губернии в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний.   Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.    Сибирская гармоника
  • В 70-80-е годы XIX в. гармонный промысел Вятской губернии в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний.  Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование. 

Сибирская гармоника

В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя .  Венская гармоника русского строя
  • В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя .

Венская гармоника русского строя

В 1870 г. в Туле по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.) была создана первая хроматическая двухрядная гармонь. А созданную в конце XIX и начале XX в. Мастером П. Стерлиговым русскую трехрядную хроматическую гармонь в Петербурге Гармонист А. Орланский-Титаренко (1877-1941 гг.) назвал баяном по имени древнерусского певца-поэта, упомянутого в

В 1870 г. в Туле по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.) была создана первая хроматическая двухрядная гармонь. А созданную в конце XIX и начале XX в. Мастером П. Стерлиговым русскую трехрядную хроматическую гармонь в Петербурге Гармонист А. Орланский-Титаренко (1877-1941 гг.) назвал баяном по имени древнерусского певца-поэта, упомянутого в "Слове о полку Игореве". 

Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов: с готовым аккомпанентом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами), с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). 

Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов: с готовым аккомпанентом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами), с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). 

«Юпитер» – готово – выборный баян

«Юпитер» – готово – выборный баян

Источники   Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.   http://semka77777.narod.ru/Istoria_baiana.html http://mimege.ru/search/venskaya-garmonika-russkogo-stroya http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/06/13/referat-na-temu-istoriya-razvitiya-bayana

Источники

Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.

http://semka77777.narod.ru/Istoria_baiana.html

http://mimege.ru/search/venskaya-garmonika-russkogo-stroya

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/06/13/referat-na-temu-istoriya-razvitiya-bayana


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История возникновения и развития баяна

Автор: Чулпанова Татьяна Яхьяновна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Исследовательская работа "Из истории простых вещей. Утюг"". "
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-iz-istorii-prostykh-vieshchiei-utiugh"
    ["file_id"] => string(6) "108600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403779183"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока на тему "Решение задач на все действия с обыкновенными дробями" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-vsie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "139876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417806200"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Исследовательская работа "Чудо-соль" "
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skaia-rabota-chudo-sol"
    ["file_id"] => string(6) "170796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586500"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Урок Декупаж "
    ["seo_title"] => string(14) "urok-diekupazh"
    ["file_id"] => string(6) "172674"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845053"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421680929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства