Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа. П0.01.УП.01.Специальность. Домра. 8 лет.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа. П0.01.УП.01.Специальность. Домра. 8 лет.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
программа
УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Домра
Срок реализации программы 8 лет
Данная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Предметная область музыкальное исполнительство. «Специальность. Домра» разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации и сроку обучения в качестве образовательной программы и рассчитана на 8-летний срок обучения.
При составлении программы использованы некоторые положения «Примерной программы для детских музыкальных школ и школ искусств» Министерства культуры Российской Федерации. М. 2012 г. и адаптированной рабочей программы по дисциплине «Специальный класс трёхструнной домры» Т. В.Безсчастновой 2009 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Предметная область музыкальное исполнительство. «Специальность. Домра» разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации и сроку обучения в качестве образовательной программы и рассчитана на 8-летний срок обучения.
При составлении программы использованы некоторые положения «Примерной программы для детских музыкальных школ и школ искусств» Министерства культуры Российской Федерации. М. 2012 г. и адаптированной рабочей программы по дисциплине «Специальный класс трёхструнной домры» Т. В.Безсчастновой 2009 г.
Программа принята на заседании отделения народных инструментов ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова г. Курска
Программа утверждена на заседании
методической комиссии школы
«____» _______________2015г.
Председатель методического совета ДШИ №1 им. Г. В. Свиридова………Дорошенко Л. Т.
Пояснительная записка.
Музыкальное воспитание, как неотъемлемая часть общей культуры подрастающего поколения является важной стороной жизни общества. Данная образовательная программа относится к адаптированному типу программ и ориентирована на модификацию имеющегося курса, разработана на базе рекомендуемых Министерством культуры Российской Федерации, Научно-методическим центром по художественному образованию программ для детских музыкальных школ и школ искусств.
Настоящая программа создана на основе опыта и результатов достижений ведущих исполнителей и преподавателей, направлена на творческое, эстетическое, духовно – нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта сольной исполнительской практики. Программа рассчитана на учащихся, поступающих в школу в возрасте 6,6–10 лет. Срок реализации программы 8 лет. Объем курса составляет в 1-ом классе 64 часа (2 часа в неделю; 1-ое полугодие -16 недель; 2-ое полугодие -16 недель), во 2-ом. 3-ем, 4-ом, 5-ом, 6-ом классах по 66 часов (2 часа в неделю; 1-ое полугодие -16 недель, 2-ое полугодие -17 недель), в 7-ом и 8-ом классах по 82,5 часа (2,5 часа в неделю; 1-ое полугодие-16 недель; 2-ое полугодие-17 недель). Таким образом, объем всего курса составляет 559 часов. Его освоение осуществляется в индивидуальной форме.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Индекс,
наименование
учебного
предмета
Трудоёмкость в часах
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах
ПО.01.УП.01
Специальность.
Домра
Аудиторные занятия
(в часах)
559
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
Самостоятельная работа
(в часах)
757
2
2
2
3
3
3
4
4
Максимальная учебная нагрузка по предмету
(без учёта консультаций)
1316
4
4
4
5
5
5
6,5
6,5
Консультации
(часов в год)
62
6
8
8
8
8
8
8
8
Данная рабочая программа использует некоторые положения:
«Примерной программы для детских музыкальных школ и школ искусств». Министерство культуры Российской Федерации. М. 2012 год.
Адаптированной рабочей программы по дисциплине «Специальный класс трёхструнной домры» Т. В.Безсчастновой 2009 г.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры, приобщение к шедеврам мировой классики, гибкий, дифференцированный подход к учащемуся, с учетом его индивидуальности, методических наработок, сделанных на основе опыта ведущих профессионалов – педагогов данной специальности, с применением новых, нетрадиционных, новаторских форм обучения.
Основные задачи:
сформировать наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
приобщить к сокровищам музыкальной культуры;
воспитать любовь и интерес к музыке, сольному исполнительству, развить музыкальную восприимчивость, эмоциональную отзывчивость;
сформировать практические навыки и знания необходимые для приобретения начальных профессиональных навыков.
Отличительные особенности программы:
Программа является адаптированной к условиям ДШИ и представляет собой курс Специального инструмента (домра), ориентированный на контингент учащихся и особенности образовательного процесса данной школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Актуальность программы в том, что она разработана в соответствии с современными Федеральными государственными стандартами о реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Неотъемлемым компонентом системы обучения является самостоятельная работа учащихся. Сюда входит выполнение домашних заданий, которые должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. На самостоятельную работу учащихся предполагается в 1-3 классах по 2 часа в неделю, в 4-6 классах по 3 часа в неделю, в 6 и 7 классах по 4 часа в неделю.
Качество формирования теоретических и практических навыков, выполнения программных требований проверяется на промежуточной аттестации в конце каждого полугодия 1- 7 классов. Для исполнения предлагаются 2 – 3 разнохарактерные произведения, в соответствии с программными требованиями и возможностями обучающегося. В 8 классе в декабре, марте и апреле проходят прослушивания, в мае выпускной экзамен. На экзамене учащийся должен исполнить 4 разнохарактерных произведения, которые включают в себя:
произведение крупной формы или полифоническое произведение;
произведение вариационного характера;
кантилену;
виртуозное произведение.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс
Вид контрольного прослушивания
Месяц проведения
Программные требования
1 класс
Контрольное прослушивание
февраль
2-3 разнохарактерных произведения
Экзамен
май
2-3 разнохарактерных произведения
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
Технический зачёт
октябрь
Гаммы, этюд, упражнения
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Зачёт по ансамблевой игре
февраль
2 разнохарактерных произведения
Экзамен
май
2 разнохарактерных
произведения
7 класс
Технический зачёт
октябрь
Гаммы, этюд, упражнения
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Зачёт по ансамблевой игре
февраль
2 разнохарактерных произведения
Экзамен
май
2 разнохарактерных произведения или пьесу и произведение крупной формы
8 класс
1-е прослушивание
декабрь
2 произведения
2-е прослушивание
март
3 произведения
3-е прослушивание
апрель
4 произведения
Выпускной экзамен
май
Произведение крупной формы или полифоническое произведение, произведение кантиленного характера, виртуозное произведение, обработка народной мелодии, песни, танца
Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании курса Специальный инструмент (домра) у учащегося должен сформироваться комплекс знаний, умений и навыков в области сольного исполнительства. Он должен овладеть навыками чтения нот с листа, подбора по слуху, самостоятельной работы с нотным текстом, импровизации, транспонированию, обогатить свой кругозор, получить общее музыкальное образование, приобщиться к сокровищам музыкальной культуры, воспитать в себе чувство прекрасного, приобрести опыт участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. Развить творческие способности.
Механизм оценки:
Технический зачёт;
Академический концерт;
Зачёт по ансамблевой игре;
Контрольное прослушивание;
Экзамен.
Критерием оценки являются степень приобретения необходимых навыков игры на данном этапе обучения, старательность обучающегося. На оценку также влияют выступления учащегося на концертах, участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях и достигнутые результаты – благодарности, грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.
Критерии оценок контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
Оценка «5» («отлично»):
артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание чувства формы;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
частые срывы и остановки во время исполнения;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость.
Методологическую основу программы составляет комплекс общедидактических и музыкально-педагогических принципов:
обусловленность учебного процесса социальными потребностями;
соответствие содержания и методики обучения и воспитания обучающихся уровню общественного развития;
комплексность решения педагогических задач;
взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, а также принципы музыкальной педагогики;
принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкально-теоретического обучения;
принцип интереса и увлеченности музыкальным искусством;
принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность преподавателя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных особенностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.
принцип прочности и действенности результатов музыкального образования.
Основной формой учебной работы является урок. Учебные занятия проводятся в индивидуальной форме, что позволяет обеспечить личностно ориентированный подход в обучении. Их характерным признаком являются творческие формы работы: игровые, ассоциативное слушание, участие в концертах, конкурсах, т. к. именно они способны сделать занятия развивающими и воспитывающими.
Программы концертных выступлений составляются преподавателем класса в зависимости от возможностей и уровня учащегося. План работы в классе утверждается руководителем методического объединения и заведующим учебной частью.
Ежегодно в конце 2 полугодия преподаватель дает характеристику каждому учащемуся (высказывается о его музыкальных данных, работоспособности, о том, какие успехи сделаны учащимся в течение года и т.д.). Характеристика записывается в индивидуальном плане.
Ожидаемые результаты.
По окончании 8 – ми летнего срока обучения у учащегося должен сформироваться комплекс знаний, умений и навыков в области сольного исполнительства. Он должен развить творческие способности, овладеть навыками чтения нот с листа, подбора по слуху, самостоятельной работы с нотным текстом, импровизации, транспонированию, обогатить свой кругозор, получить общее музыкальное образование, приобщиться к сокровищам музыкальной культуры, воспитать в себе чувство прекрасного, приобрести опыт участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах.
Материально – технические условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы «Народные инструменты» «Специальный инструмент. Домра» обеспечивают возможность достижения учащимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Народные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: концертный зал с роялем или пианино, стулья, пюпитры, звукотехническое оборудование, ПК, профессиональные инструменты, комплекты струн, набор профессиональных медиаторов разных размеров, складывающиеся подставки для правильной, свободной постановки игрового аппарата, библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Годовые требования
В течение первого года учащийся должен пройти:
- упражнения для постановки левой руки от открытых струн и от лада, упражнения для постановки правой руки с медиатором и при игре Б.П.;
- мажорные и минорные тетрахорды от открытых струн, штрихи: pizz. Б.П., игра медиатором: П, V, ПV;
- 4 – 6 этюдов на различные пройденные штрихи и приёмы игры с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком;
- 12 – 13 пьес и песен различного характера;
- 15 – 20 пьес и попевок для развития навыка чтения нот с листа, сборник «Азбука домриста» т.1. составитель И.Дьяконова. Москва «Классика» 2004 год.
При переходе во 2 класс, учащийся должен исполнить 2 – 3 пьесы различного характера.
II год обучения
Годовые требования
В течение второго года учащийся должен пройти:
- упражнения для постановки левой руки от открытых струн и от лада в I-V позициях, упражнения для постановки правой руки при игре медиатором;
- однооктавные диатонические мажорные и минорные гаммы и арпеджио в I и II позициях от открытой струны и от лада, штрихи: короткое tremolo, удары П, V, дубль – штрих, дуоли, квартоли;
- 5 – 7 этюдов на различные пройденные штрихи и приёмы игры с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком;
- 12 – 13 пьес и песен различного характера;
- 15 – 20 пьес и попевок для развития навыка чтения нот с листа сборник «Азбука домриста» т.1. составитель И.Дьяконова. Москва «Классика» 2004 год.
При переходе в 3 класс, учащийся должен исполнить 2 пьесы различного характера.
III год обучения
Годовые требования
В течение третьего года учащийся должен пройти:
- упражнения для постановки левой руки в I-IV позиции, упражнения для постановки правой руки при игре медиатором;
- однооктавные гаммы и арпеджио от открытой струны и от лада в I-IV позициях, штрихи: короткое tremolo, удары П, V, дубль-штрих, дуоли, квартоли;
- 5 – 7 этюдов на различные пройденные штрихи и приёмы игры с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком;
- 12 – 13 пьес и песен различного характера;
- 20 – 25 пьес для развития навыка чтения нот с листа сборник «Азбука домриста» т.2. составитель И.Дьяконова. Москва «Классика» 2004 год.
При переходе в 4 класс, учащийся должен исполнить 2 пьесы различного характера.
IV год обучения
Годовые требования
В течение четвертого года учащийся должен пройти:
- упражнение № 1(1-6) по сборнику В.И.Мироманова «К вершинам мастерства» часть II. Москва. «Кифара» 2003 год;
- диатонические двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио T-S-T от открытых струн и от лада, штрихи tremolo legato, non legato, удары П, V, дубль – штрих, дуоли, триоли, квартоли;
- 4 – 6 этюдов на различные виды техники;
- 8 – 10 пьес различного характера;
- 15 – 20 пьес для чтения нот с листа сборник «Азбука домриста» т.2. составитель И.Дьяконова. Москва «Классика» 2004 год.
При переходе в 5 класс, учащийся должен исполнить 2 произведения различного характера.
V год обучения
Годовые требования
В течение пятого года учащийся должен пройти:
- упражнения № 1, 2 по сборнику В.И.Мироманова «К вершинам мастерства» часть II. Москва. «Кифара» 2003 год, упражнения
№ 1-10 Г.Шрадика из школы скрипичной игры I раздел;
- двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио T-S-D-T от открытой струны и от лада, штрихи: tremolo, дубль – штрих, дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, соединение дуолей, триолей, квартолей с единицей;
- 4 – 6 этюдов на различные виды техники;
- 8 – 10 пьес различного характера;
- 15 – 20 пьес для чтения нот с листа сборник «Юный домрист». Сост. Н.Бурдыкина. Москва «Музыка» 1999 год.
При переходе в 6 класс, учащийся должен исполнить 2 пьесы различного характера или 1 пьесу и 1 произведение крупной формы.
VI год обучения
Годовые требования
В течение шестого года учащийся должен пройти:
- упражнения № 1, 2 по сборнику В.И.Мироманова «К вершинам мастерства». Москва. «Кифара» 2003 год, упражнения № 1-17 Г.Шрадика из школы скрипичной игры I раздел;
- двухоктавные хроматические гаммы от открытой струны и от лада, штрихи: tremolo, дубль – штрих, дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, соединение дуолей, триолей, квартолей с единицей;
- 4 – 6 этюдов на различные виды техники;
- 5 – 8 пьес различного характера;
- 1 произведение крупной формы;
- 10 – 15 пьес для чтения нот с листа сборник «Юный домрист». Сост. Н.Бурдыкина. Москва «Музыка» 1999 год.
При переходе в 7 класс учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения или 1 пьесу и 1 произведение крупной формы.
Знать композиторов, написавших исполняемые произведения, обработки народных мелодий, знать биографии и творчество выдающихся композиторов и исполнителей прошлого и современности.
VII год обучения
Годовые требования
В течение седьмого года учащийся должен пройти:
- упражнения № 1, 2 по сборнику В.И.Мироманова «К вершинам мастерства». Москва. «Кифара» 2003 год, упражнения
№ 1-24 Г.Шрадика из школы скрипичной игры I раздел;
- двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио T-S-D-T от открытой струны и от лада, штрихи: tremolo, дубль – штрих, дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, соединение дуолей, триолей, квартолей, квинтолей с единицей;
- 4 этюда на различные виды техники;
- 5 – 8 пьес различного характера;
- 1 произведение крупной формы;
- 10 – 15 пьес для чтения нот с листа.
При переходе в 8 класс учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения или 1 пьесу и 1 произведение крупной формы.
VIII год обучения
Годовые требования
В течение восьмого года учащийся должен пройти:
- упражнения № 1, 2 по сборнику В.И.Мироманова «К вершинам мастерства». Москва. «Кифара» 2003 год, упражнения
№ 1-24 Г.Шрадика из школы скрипичной игры I раздел;
- двухоктавные хроматические гаммы от открытой струны и от лада, штрихи: tremolo, дубль – штрих, дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, соединение дуолей, триолей, квартолей с единицей;
- 4 этюда на различные виды техники;
- 5 – 8 пьес различного характера;
- 1 произведение крупной формы;
- 10 – 15 пьес для чтения нот с листа.
На выпускных экзаменах учащийся должен исполнить 4 разнохарактерных произведения: произведение кантиленного характера, произведение вариационной формы, виртуозное произведение и 1 произведение крупной формы или полифоническое произведение.
ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧНИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТАХ, ПЕРЕВОДНЫХ ЗАЧЁТАХ И ВЫНУСКНЫХ ЭКЗАМЕНАХ
1 класс
В.Моцарт «Allegretto»
А.Филиппенко «Цыплятки»
Немецкая нар. песня «Хохлатка»
Польская нар. песня «Два кота»
Обр. В.Глейхмана русская нар. песня «Дождик»
С.Федоров «Паровозик»
С.Федоров «Первые шаги»
Обр.И.Арсеева р.н.п. «Петушок»
В.Агафонников «Я куплю себе дуду»
2 класс
Е.Тиличеева «Кукушка»
Обр. С.Лукина русская нар. песня «Как у наших у ворот»
Н.Гуммель «Экосез»
В.Калинников «Тень, тень»
П.Чайковский детская песенка «Мой Лизочек так уж мал»
Русская нар. песня «На горе – то калина»
3 класс
Б.Тобис «Негритёнок грустит»
В.Попонов «Наигрыш»
Л.Бетховен «Сурок»
Обр.В.Власова и В.Фере «Бульба»
4 класс
Латышская народная песня «Я девушка, как розочка»
И.Гассе «Буре»
П.Чайковский «Шарманщик поёт»
В.Купревич «Тульский самовар»
5 класс
В.Фадеев «Уличная сценка»
Обр. С.Фурмина украинский нар. танец «Ой гоп, тай ни, ни»
(Н.Бакланова «Сонатина»)
В.Городовская «Под окном черёмуха колышется»
И.Тамарин «На ярмарке» из «Сельской сюиты»
( А.Зверев «Маленькое рондо»)
6 класс
В.Фадеев «Осенняя элегия»
Обр. В.Польдяева карельский нар. танец «Ристру – кондра»
(А.Линнике «Маленькая соната»)
Э.Меццакапо «Сожаление»
В.Маляров «Весёлый домрист»
(В.Панин «Детский концерт»)
7 класс
В.Асеведо «Маленький бразилец»
Ю.Весняк «Амвросиевская полька»
(А.Лоскутов «Концерт»)
Обр.В.Гаврилова русская нар. песня «Я на горку шла»
Ю.Амитон «Осенние мотивы»
(И.Тамарин «Рондо»)
8 класс
А.Вивальди. Концерт для скрипки a-moll
Ж.-Б.Лемир «Морезианка»
И.Тамарин «Тарантелла» из музыкальной иллюстрации к пьесе Карло Гоцци «Счастливые нищие»
В.Харисов «Концертные вариации в духе русского водевиля»
Дж.Фрескобальди «Токката»
Ю.Свенсен «Романс»
Ю.Шишаков «Ручеёк»
23.Обр. А.Шалова русская нар. песня «На горе было, на горе»
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1 класс
1.А.Филиппенко «Цыплятки»
2.С.Федоров «Колыбельная»
3.В.Якубовская «Пастушок»
4.Н.Френкель. Сюита «Нужно с нотами дружить»
5.В.Агафонников. Сюита «Музыкальные игры»
6. В.Моцарт «Allegretto»
7.У.Тиличеева «Колыбельная»
8.М.Метлов «Часы»
В.Якубовская «Как у нашего кота»
10.М.Магиденко «Петушок»
11.Т.Попатенко «Грибы»
12. И.Дьяконова «Шуточная»
13.С.Федоров «Гномики»
14.Польская нар. песня «Два кота»
15. Немецкая нар. песня «Хохлатка»
16.Обр. Т.Попатенко украинская нар. песня «Лепёшки»
17.Обр. Г.Киркора русская нар. песня «Не летай соловей»
18.Обр. С.Стемпневского русская нар. песня «Как на тоненький ледок»
19.Русская нар. песня «Заинька, попляши»
20. Молдавская народная песня «Воробейка»
21.Обр. С.Людкевич русская нар. песня «Прилетай, прилетай»
22.Обр. Л.Ревуцкого украинская нар. песня «Приди, приди, солнышко»
23.Обр. А.Комаровского русская нар. песня «Как под горкой»
24.Обр. Т.Захарьиной русская нар. песня «Во саду ли, в огороде»
25. Обр. А.Комаровского украинская нар. песня «Дождь идёт»
26. Русская нар. песня «Яблочко»
27.Обр. Т.Захарьиной русская нар. песня «На зелёном лугу»
28. Обр. В.Глейхмана русская нар. песня «Дождик»
29. Обр. Ц.Кюи русская нар. песня «Петушок»
30.Обр. Е.Туманяна русская нар. песня «Скок, скок, поскок»
2 класс
1. К.Эрдели «Весёлая песенка»
2.Е.Тиличеева «Кукушка»
3.Н.Любарский «Курочка»
4.В.Карасева «Цветики»
5.Н.Гуммель «Экосез»
6.Г.Ф.Телеман «Гавот»
7.В.А.Моцарт «Allegretto»
8.Французская детская песенка «Куколки»
9.Аз.Иванова «Полька»
10. З.Левина «Матрёшки»
11.Л.ван Бетховен «Прекрасный цветок»
12. В.Калинников «Тень, тень»
12. В.Шаинский «Про кузнечика» песня из м/ф «Приключения Незнайки»
13. С.Лукин «Немецкая песня»
14.А.Александров «Верхом на палочке»
15. А.Гретри «В лесу осёл с кукушкой»
16.Обр. С.Лукина немецкая нар. песня «Кукушка»
17. Обр. С.Лукина русская нар. песня «Как у наших у ворот»
18.Русская нар. песня «На зелёном лугу»
19. Русская нар. песня «Берёзонька»
20. Обр. С.Лукина «Украинская народная песня»
21.Ческая народная прибаутка «Жучка и кот»
22.Обр. П.Чайковского русская нар. песня «Зима проходит»
23.Обр.С.Лукина русская нар. песня «Я на горку шла»
24.Шотландская народная песня «Былые дни»
25.Русская народная песня «Во лузях»
26.Обр. А.Клумова «Белорусская народная песня»
27.Обр. Н.Римского – Корсакова русская нар. песня «Я на камушке сижу»
28.Обр. Л.Вишкарева «Маленький вальс»
29.Обр. Н.Римского – Корсакова русская нар. песня «У меня ль, в садочке»
30.Обр. В.Евдокимова лат. нар. песня «Шесть маленьких барабанщиков»
3 класс
1.М.Парцхаладзе «Плачет котик»
2.Н.Голубовская «Марш»
3.А.Гедике «Танец»
4.В.Гаврилин «Шутник»
5.Б.Тобис «Негритёнок грустит»
6.В.Волков «Прыгалки»
7.Ф.Шуберт «Вальс»
8.С.Федоров «Карусель»
9.С.Федоров «Плясовая»
10.С.Федоров «Юный барабанщик»
11. В.Попонов «Наигрыш»
12.Л.Бетховен «Сурок»
13.К.Шутенко «Весёлый заяц»
14.А.Гедике «Русская песня»
15.Э.Сигмейстер «Марш»
16.А.Кокорин «Всё что умею»
17.С.Майкапар «Юмореска»
18.Г.Пёрсел «Ария»
19. Обр.В.Лаптева русская нар. песня «Во поле берёзонька стояла»
20. Обр. Н.Римского – Корсакова русская нар. песня «Исходила младенька»
21.Обр. И.Шестерикова «Колыбельная»
22.Обр. А.Тихомирова украинская нар. песня «Метелица»
23.Обр. В.Лаптева русская нар. песня «Я в садочке была»
24. Обр. С.Булатова русская нар. песня «Среди долины ровныя»
25.Русская нар. песня «Там за речкой»
26. Обр.В.Сапожникова русская нар.песня «Уж ты поле моё»
27.Обр.Н.Лысенко украинская нар. песня «Лисичка»
28.Обр. Т.Сыгетинского польская нар.песня «Кукушечка»
29.Обр. А.Комаровского русская нар. песня «Соловьём залётным»
30.О.Ананьев «Маленькие вариации на русскую тему»
4 класс
1. Д.Шостакович «Марш»
2. А.Копанёва «Песня»
3. А.Кокорин «Небылица»
4.П.Чекалов «Приглашение к танцу»
5. А.Гречанинов «Вальс»
6. А.Широков «Юмореска»
7.П.Чайковский «Старинная французская песенка»
8.А.Роулей «В стране гномов»
9.А.Широков «Маленький хоровод»
10. П.Чайковский «Шарманщик поёт»
11.П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
12. В.Купревич «Тульский самовар»
13.Г.Муффат «Бурре»
14.И.С.Бах «Гавот»
15.Г.Ф.Гендель «Гавот»
16.А.Лядов «Прелюдия»
17.Ц.Кюи «Торжественный марш»
18. С.Прокофьев «Марш»
19. И.Гассе «Бурре»
20.В.Фадеев «Весёлая карусель»
21.В.Фадеев «Подражание шарманке»
22. Обр. В.Лаптева русская нар. песня « Во лузях»
23.Латышская нар. песня «Я девушка как розочка»
24. Обр. А.Гречанинова русская нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я»
25.Обр. В.Сапожникова русская нар. песня «Уж ты поле моё»
25.Обр. Н.Успенского русская нар. песня «Ивушка»
27.Обр. А.Гречанинова русская нар.песня «На зелёном лугу»
28. Обр. В.Лаптева русская нар. песня «Посею лебеду»
29.Обр.М.Рачевского «Старинный голландский танец»
30.Обр. В.Польдяева немецкая нар. песня «Деревенская свадьба»
5 класс
1.А.Шнитке «Пастораль»
2. В.Фадеев «Уличная сценка»
3. В.Фадеев «Вальс – элегия»
4. Д.Шостакович «Вальс»
5.Ф.Шопен «Прелюдия»
6. В.Городовская «Под окном черёмуха колышется»
7.В.Маляров «Маленький ковбой»
8.П.Чайковский «Детский альбом»
9.Р.Глиэр «Романс»
10.А.Кокорин «Маленький джазовый лабиринт»
11.Ю.Щуровский «Танец»
12.Л.Делиб «Паспье»
13.В.Лаптев «Вокализ»
14.Ц.Кюи «Испанские марионетки»
15. И.Тамарин «На ярмарке» из «Сельской сюиты»
16.Ю.Весняк «Актриса»
17. Ф.Шуберт «Полька – пиццикато»
18. А.Глазунов «Лёгкая соната»
19. Н.Бакланова «Сонатина»
20. А.Зверев «В старинном стиле»
21. А.Зверев «Маленькое рондо»
22. Обр. В.Лаптева русская нар. песня «А я по лугу»
23. Обр. Ю.Шишакова русская нар. песня «Долина, долинушка»
24. Обр. В.Городовской русская нар. песня «У зори – то, у зореньки»
25. Обр. Б.Бартока венгерская нар. песня «Розы геренчера»
26.Обр.В.Лаптева русская нар.песня «На горе – то калина»
27.Обр. С.Фурмина украинский нар. танец «Ой гоп, тай ни, ни»
28. С.Федоров «Вариации на русскую нар. песню «Тройка»
29. Обр.В.Дителя русская нар. песня «То не ветер ветку клонит»
30. Обр.В.Дителя русская нар. песня «Ах, вы сени, мои сени»
6 класс
1.П.Мендельсон «Песня без слов»
2. Ш.Данкла «Романс»
3. В.Маляров «Весёлый домрист»
4.Е.Меццакапо « Учёное дитя»
5.В.Фадеев «Осенняя элегия»
6.В.Фадеев «В ожидании лета»
7. Э.Меццакапо «Сожаление»
8.В.Маляров «Маленький ковбой»
9.Ю.Весняк «Нати – вальс»
10.Ю.Весняк «Весенний каприз»
11.И.Тамарин «Старинный гобелен»
12. С.Федоров «Бразильский экспромт»
13. Ю.Дмитриев «Старая карусель»
14.И.Тамарин «Рондо»
15. В.Панин «Детский концерт»
16. А.Линнике «Маленькая соната»
17. Г.Ф.Телеман «Сонатина»
18.А.Корелли «Сарабанда и жига»
19.Л.Обер «Тамбурин»
20.Л.Малиновкий «Детская сюита № 1»
21. Обр. В.Городовской русская нар. песня «Не одна то во поле дороженька»
22. Обр. В.Польдяева карельский нар. танец «Ристру – кондра»
23.Обр. А.Шалова русская нар. песня «Играй моя травушка»
24.Обр. В.Марьина русская нар. песня «А я по лугу»
25.Обр.В.Дителя русская нар. песня «Ах, Настасья»
26.Обр.В.Городовской русская нар. песня «Не корите меня, не браните»
27.Обр. И.Тамарина русская нар. песня «В низенькой светёлке»
28.Дж.Хелтон «Цыганский табор»
29.М.Цайгер «Я с комариком плясала» Фантазия на темы русских народных песен
30.Г.Камалдинов «Концертная пьеса на тему русской народной песни»
7 класс
1. В.Асеведо «Маленький бразилец»
2.Ю.Весняк «Амвросиевская полька»
3.Ж.М.Марони «Молитва»
4. В.Лаптев «Русский хоровод»
5. В.Городовская «Памяти Есенина»
6. Ю.Амитон «Осенние мотивы»
7. В.Конов. Интродукция и вальс на темы М.Жарра из к/ф «Доктор Живаго»
8.М.Кабардоков «Танец»
9.Н.Розанова «Благодарю». Из цикла «Интонации»
10.В.Лаптев «Импровизация»
11. А.Лоскутов «Концерт»
12.А.Цибулька «Штефания». Гавот
13.Б.Марчелло «Скерцандо»
14.Ж.М.Леклер «Тамбурин»
15. И.Тамарин «Рондо»
16.Ф.М.Верачини «Allegro» из сонаты № 10
17.А.Корелли «Сарабанда»
18.Г.Камалдинов «Романс»
19.П.Чайковский «Размышления»
20.Обр.В.Гаврилова русская нар. песня «Я на горку шла»
21.А.Комаровский «Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»
22.А.Лоскутов «Плясовая частушка»
23.В.Городовская. Пьеса на тему русской нар. песни «За окном черёмуха колышется»
24.Обр. П.Куликова «Румынская песня и чардаш»
25.Обр. В.Андреева русская нар.песня «Светит месяц». Транскрипция А.Цыганкова
26.Обр. В.Городовской русская нар. песня «При народе в хороводе»
27.М.Березовский «Менуэт и 6 вариаций»
28.Обр. В.Дителя русская нар. песня «Сама садик я садила»
29.Обр. А.Цыганкова немецкая нар. песня «Спи, моя радость, усни»
30. .М.Цайгер «Я с комариком плясала» Фантазия на темы русских народных песен
8 класс
1.М.Бронер «To the other side»
2.И.Тамарин «Контрасты»
3.И.Тамарин Три музыкальные иллюстрации к пьесе Карло Гоцци «Счастливые нищие»
4.А.Пьяццолла «Verano porteno»
5. Ю.Свенсен «Романс»
6. Ю.Шишаков «Ручеёк»
7.Ж.-Б.Лемир «Морезианка»
8.М.Мусоргский «Гопак»
9.Р.Глиэр «У ручья»
10.Л.Дезорм «Тарантелла»
11.А.Аренский «Незабудка»
12.Ю.Шишаков «Ручеёк»
13.И.С.Бах «Концерт для скрипки a-moll»
14. А.Вивальди «Концерт для скрипки a-moll»
15.Ю.Шишаков «Концерт для домры»
16.П.Барчунов «Концерт для домры №2»
17.А.Лоскутов «Концерт для домры»
18.Л.Обер «Жига»
19.Дж.Фрескобальди «Токката»
20.Г.Гендель «Соната G-dur»
21.И.С.Бах «Адажио»
22.И.С.Бах «Прелюдия» из Партиты E-dur
23.Обр. А.Шалова русская нар. песня «На горе было, на горе»
24.Обр.В.Дителя русская нар. песня «Вот мчится тройка почтовая»
25.Обр. А.Цыганкова русская нар. песня «Травушка – муравушка»
26.Обр. А.Цыганкова немецкая нар. песня «Спи, моя радость, усни»
27. В.Харисов «Концертные вариации в духе русского водевиля»
28.Обр. В.Городовской русская нар. песня «Не корите меня, не браните»
29.Обр. В.Мироманова русская нар. песня «Ах ты, ноченька»
30.Обр. С.Туликова В.Андреев «Орхидея»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.С.Ф.Лукин. Школа игры на трёхструнной домре ч.1-3. Иваново ООО «Выбор» 2008 год.
2.С.Ф.Лукин. Уроки мастерства домриста ч.1-7. Москва 2006 год.
3. В.Круглов. Искусство игры на трёхструнной домре. Москва 2001 год.
4.Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста.
Екатеринбург 1996 год.
5.Вольская Т., Гарева И. Технология исполнения красочных приёмов игры на домре. Екатеринбург 1995 год.
6.Чунин В. Школа игры. Москва 1986 год.
7.Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. Москва 1967 год.
8.В.И.Мироманов. К вершинам мастерства. Москва. «Кифара» 2003 год.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
1.Составитель Г.И.Андрюшенков. Лёгкие пьесы западноевропейских композиторов. Переложение для домры и фортепиано. С.-Пб. «Композитор» 2005 год.
2.Составитель Н.Бурдыкина. Хрестоматия домриста ч.1,2,3. Москва «Музыка» 2003 год.
4.Транскрипция С.Федорова. Лютневая музыка XVI – XVIII веков.
Москва 2011 год.
5.С.Ф.Лукин. Школа игры на трёхструнной домре ч. 1-7. Иваново ООО «Выбор». 2008 год.
6.Пьесы для трёхструнной домры. Вып.1. Нижневартовск 2010 год.
7.В.Ефимов. Музыкальные картинки. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. М. 2008 год.
8.В.Фадеев. На крыльях мечты. Концертные пьесы для домры и фортепино. С.-Пб. 2006 год.
9.В.Фадеев. Меж солнечных лучей. 10 пьес для домры и фортепиано.
С.-Пб. 2006 год.
10.Переложение и исполнительская редакция А.В.Афанасьева. Хелло, доли! Популярная музыка зарубежных композиторов в переложении для балалайки и фортепиано. М. «Кифара» 2010 год.
11.Составитель А.Потапова. Домра с азов. Учебное пособие с методическими рекомендациями и музыкальными примерами.
С.-Пб. 2003 год.
12.Э.Меццакапо. Пьесы для домры. С.-Пб. «Композитор» 2003 год.
13.Е.Меццакапо. Пьесы для домры. Составители и редакторы партии домры В.Е.Иванов, А.Г.Николаев, народный артист России.
С.-Пб. «Композитор» 2002 год.
14.Составители З.Г.Басенков, С.А.Петрашов. Хрестоматия домриста вып.1,2. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998 год.
15.Составитель О.Ахунова. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано тетради 1,2. С.-Пб. «Композитор» 2002 год.
16.Составитель А.Зверев. Пьесы для домры и фортепиано. С.-Пб. «Композитор» 2002 год.
17.Составители Т.Пронина и Е.Щербакова. Альбом юного домриста. С.-Пб. «Композитор» 2002 год.
18.Составитель В.Круглов. Альбом для юношества. Вып.1,2,3. Москва «Музыка» 1985 год.
19.Составитель Н.Бурдыкина. Юный домрист. Москва «Музыка» 1999 год.
20.Составление и исполнительская редакция И.Шитенкова. Пьесы для трёхструнной домры с фортепиано. Москва «Музыка» 1985 год.
21.В.Голиков. Пьесы для русских народных инструментов. Москва «Владос» 2004 год.
22.Репертуар домриста. С.-Пб. «Композитор» 2005 год.
23.Составитель И.Г.Дьяконова. Азбука домриста. Тетради 1,2,3. Москва «Классика» 2004 год.
24.С.Федоров. От классики до джаза. Произведения для домры и фортепиано для 1-7 классов музыкальной школы. Москва 2010 год.
25.С.Федоров. Пьесы для маленьких музыкантов – домристов в сопровождении фортепиано. Москва 2010 год.
26.Е.Рыбкин. Пьесы для домры и фортепиано. Белгород 2005 год.
27.Переложение Л.Н.Школиной. Вальсы для трёхструнной домры и фортепиано. С.-Пб. «Композитор» 2007 год.
28.А.Пьяццолла. В ритме танго. Пьесы для скрипки и фортепиано. С.-Пб. «Композитор» 2003 год.
29.Составление и исполнительская редакция А.Зверева. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. С.-Пб. «Композитор» 1998 год.
30.Пьесы русских композиторов для трёхструнной домры и фортепиано. Москва. Музыка 1952 год.
31. Цыганков А. Детская сюита. Москва. Музыка 1996 год.
32. Цыганков А. Маленький триптих. Москва. Музыка 1996 год.
33.Джоплин С. Переложение для домры Л.Н.Школиной. Ритмы раннего джаза. Фейерверк регтайма для трехструнной домры.
С.-Пб. Композитор 2002 год.
34. Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трёхструнной домры.
Москва 1999 год.
35. Городовская В. Новые сочинения для трёхструнной домры.
Москва 1996 год.
36. Александров А. Гаммы и арпеджио. Москва 1967 год.
37. .Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трёхструнной домры. Москва. 1996 год.
38. Пильщиков А. Этюды для трёхструнной домры.
39. Бейгельман Л. 60 этюдов для трёхструнной домры. Москва 2001 год.
40. Бейгельман Л. 50 этюдов для трёхструнной домры. Москва 2000 год.
41.Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трёхструнной домре. Части II, III. М. «Кифара» 2003 год.
42.Репертуар домриста. Москва. Композитор. 2005 год.
43.А.Шалов. Концертные пьесы для домры и фортепиано. С.-Пб. «Композитор» 2000 год.
44. В.Дитель.Концертные обработки для домры и фортепиано. Москва. Музыка 1989 год.