Данная разработка сценария внеклассного мероприятия в форме лекции-концерта посвящена истории возникновения и развитию жанра музыкального этюда. Разработка органично входит в систему изучения инструментального и вокального этюда для учащихся детских школ искусств. Цель работы - детально изучить историю равития жанра и привлечь внимание к художественной стороне исполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Жанр музыкального этюда"»
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Областная детская школа искусств»
г. Ульяновск
Сценарий
лекции-концерта
с использованием информационных технологий
«Жанр музыкального этюда»
Выполнила:
преподаватель теоретического отделения
Миллер Татьяна Юрьевна
г. Ульяновск, 2016 г.
Аннотация
Данная разработка сценария внеклассного мероприятия – лекция-концерт, посвящена истории возникновения, становления и развития жанра музыкального этюда. Разработка органично входит в систему изучения инструментального и вокального этюда для учащихся всех музыкальных отделений школы искусств. Цель работы – детально изучить историю развития жанра, привлечь внимание к художественной стороне исполнения музыкального этюда. В сценарии достаточно музыкального и художественного материала, принадлежащих разным авторам, представителям разных эпох, что позволяет детально раскрыть тему мероприятия.
Содержание
I. Пояснительная записка.
II. Ход (структура) лекции-концерта.
Рассказ ведущего (преподавателя Миллер Татьяны Юрьевны) с видеоиллюстрациями и музыкальными иллюстрациями.
Список использованных источников и литературы
I.Пояснительная записка
Предлагаемый сценарий поможет познакомить учащихся всех отделений детских школ искусств с историей возникновения и развития жанра музыкального этюда, а так же с композиторами, которые сыграли большую роль в развитие этого жанра. Использование информационных технологий будет способствовать более качественному усвоению материала, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, слуховой и эмоциональный.
Почему выбрана именно эта тема? Из собственной практики я поняла, что дети плохо понимают, что такое этюд и не знают историю его возникновения и развития.
Цели мероприятия:
знакомство с формированием и развитием жанра музыкального этюда в историческом контексте.
Задачи:
формирование системы знаний об истории появления и развития жанра музыкального этюда;
развитие общей музыкальной и художественной культуры;
развитие личностных качеств учащихся посредством музыки;
создание условий для творческой самореализации учащихся.
Форма проведения: тематическая лекция с концертом.
Оборудование и технические средства: рояль, ноутбук, экран, интернет-ресурсы.
Наглядное оформление: видеоряд с информацией о композиторах и исполнителях-виртуозах, изображения старинных и современных клавишных и струнно-смычковых инструментов.
Музыкальное оформление: в качестве музыкальных иллюстраций использованы видеозаписи и исполнение этюдов учащимися школы:
Бертини. Этюд до минор.
Бургмюллер. Этюд «Возвращение».
К. Черни. Этюды Фа мажор и ре минор.
Ф. Лист. Юношеский этюд ре минор.
Ф. Шопен. Этюд до-диез минор.
С.Рахманинов. Этюд-картина Ми-бемоль мажор.
А.Скрябин. Этюд Ми мажор.
А.Яньшинов. Этюд для скрипки «Прялка».
Г.Зейдлер. Вокализ.
О.Питерсон. Два этюда.
Р. Шуман. Два этюда из цикла «Шесть этюдов в форме канона».
Условия и особенности реализации: камерный или концертный зал.
Сегодняшнее мероприятие посвящено очень популярному среди музыкантов жанру инструментальной музыки – этюду. Этюд сопровождает нас с первых уроков в школе. Играя этюды, музыкант стремиться развить беглость пальцев, совершенствует различные технические приёмы игры. Именно этюд является основой настоящего исполнительского мастерства.
Первыми этюдами были специальные простые упражнения для развития техники музыкантов (клавесинистов). Итальянский композитор 18 века Доменико Скарлатти свои виртуозные сонаты для клавесина назвал «Упражнения», а в предисловии к этому сборнику писал: «Не жди в этих композициях глубокого замысла. Это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой воспитать в тебе уверенность в игре на клавесине».
Великий немецкий композитор И.С. Бах ни одного из своих учеников не освобождал от специальных упражнений для всех пальцев. Маленькие прелюдии и двухголосные инвенции он писал прямо во время занятий с учениками.
В конце 18 и начале 19 веков благородный клавесин, царивший в музыке два столетия, уступает место самому популярному концертному инструменту – фортепиано.
Видеоиллюстрация: старинные клавишные и современный рояль:
клавесин клавикорд
современный рояль
Выдающимися виртуозами-пианистами того времени называют Л.Бетховена, И. Крамера, М. Клементи, Ф. Калькбреннера, И. Мошелеса, Г. Бертини. Путь этих музыкантов к совершенству, несомненно, лежал через упражнения и пьесы, развивающие новую фортепианную технику.
Видеоиллюстрация: портреты композиторов
Л.В. Бетховен И. Крамер М. Клементи
Ф. Калькбреннер И. Мошелес Г. Бертини
Большое значение приобретает учебная музыкальная литература. Так знаменитый в первое десятилетие века сборник этюдов Муцио Клементи «Ступень к Парнасу» со временем уступает место ещё более сложным этюдам его талантливых учеников И. Крамера и И. Мошелеса. В то же время выходят в свет сборники итальянского композитора и пианиста Бертини под названием «»Характерные этюды». «Артистические этюды», «Этюды в 4 руки». Современники отмечали, что игра этого виртуоза отличалась красивым звуком и изящной фразировкой.
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Бертини. Этюд до минор
Бургмюллер. Этюд «Возвращение»
Всем музыкантам хорошо известно имя австрийского композитора и педагога Карла Черни – чеха по национальности. В течение 3-х лет с 9-летнего возраста он брал уроки у великого Бетховена. Каждое мгновение этих уроков запомнилось ему на всю жизнь.
Видеоиллюстрация: портрет Карла Черни
Карл Черни – автор более 000 произведений. Но не столько композиторская, сколько педагогическая деятельность тала главным делом его жизни. Уже в 14 лет (небывалый в истории музыки случай) Черни стал известным в Вене педагогом. Терпеливо воспитывая своих учеников, он заботился о развитии их техники. Полагая, что «только подлинная техническая беглость создаёт предпосылки для одухотворённого исполнения».
Сборники этюдов Черни: «Школа беглости», «Искусство беглости», «Школа для левой руки», «Школа исполнения фуги» – можно по праву назвать энциклопедиями фортепианной техники:
Видеоиллюстрация: нотные сборники
Французская пианистка Маргерит Лонг писала: «Шагая по ступенькам технического роста, помните совет Ф. Листа, обращённый к своим ученикам: «Играйте прилежно К. Черни».
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
К. Черни. Этюды Фа мажор и ре минор
В 19 веке особое место занимает жанр концертного этюда, демонстрирующего блестящие виртуозные способности исполнителя. Игра музыкантов-романтиков Р. Шумана, Ф. Листа. Ф. Шопена, Н. Паганини, Р. Крейцера потрясает слушателей творческим порывом, эмоциональностью.
Видеоиллюстрация:
Р. Шуман Ф. Лист Ф. Шопен
Н. Паганини Р. Крейцер
Жанр этюда преображается. Из учебного упражнения он превращается в высокохудожественное произведение, а техническое задание композиторы начинают использовать для создания художественного образа и поэтического настроения. Так, например, у венгерского композитора Ф. Листа есть этюды, которые носят названия «Блуждающие огни», «Шум леса», «Хоровод гномов». Кстати, Ф. Лист был учеником знаменитого маэстро К. Черни. Два года занятий с ним сделали Листа виртуозом. К вершинам мастерства Лист шёл через этюды. Не удивительно, что первыми сочинениями 12-летнего композитора стали этюды, написанные в духе Черни. Лист назвал их «Юношескими».
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Ф. Лист. Юношеский этюд ре минор
Слушая этюды знаменитого польского композитора Фридерика Шопена, такие различные по характеру и настроению, невольно забываешь об их исключительной сложности.
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Ф. Шопен. Этюд до-диез минор
Вторая половина 19 века – расцвет русского фортепианного искусства. Выдающиеся пианисты-композиторы А.Рубинштейн, А.Скрябин, С.Рахманинов также обращаются к жанру художественного этюда и не просто обращаются, а развивают его.
Видеоиллюстрация:
А.Рубинштейн А.Скрябин С.Рахманинов
С.Рахманинов называет свои произ0ведения этюды-картины. Тем самым он подчёркивает, что его этюды – это художественные зарисовки. Одни из них – задушевные, мечтательные, напоминают картины художников Левитана и Нестерова. Другие – энергичные и протестующие, как бурные вихри и колокольные звоны. И те и другие в музыке развивают красочный и монументальный стиль этюдов.
Видеоиллюстрация:
М.Нестеров. Осенний пейзаж. И.Левитан. Осенний день
И.Левитан. Мостик.
Этюды Скрябина, пламенные и поэтические, продолжают в музыке традиции Шопеновских этюдов-настроений. Этюд №12 ре-диез минор – одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12. Этюд Шопена, прекрасный, патетический и жизнеутверждающий, в духе пламенного призыва, обращён к гражданину. Недаром этюд часто называют "революционным"
Музыкальная иллюстрация записи Этюда №12 (исполняет Владимир Горовиц)
«Взрываются воплем октавы,
Скачками беснуются пальцы, Как- будто напившись отравы, В агонии пляшут запястья. Иль неугомонная прихоть? Глаголы безудержной страсти? Иль ужаса адского близость, Что рвёт пианиста на части? Но мы лишь живём у развалин Эпохи сгоревшего рая И нам представляется Скрябин, Воскреснувший здесь…за роялем…»
(София Шопен)
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
С.Рахманинов. Этюд-картина Ми-бемоль мажор
А.Скрябин. Этюд Ми мажор
Этюд является не только жанром фортепианной музыки. Появление в своё время на концертной эстраде Европы Николо Паганини стало сенсацией в музыкальном мире. В восторг и смятение приводили современников демонический облик, ореол тайны, «дьявольская» игра этого великого скрипичного виртуоза. Изданные в Милане в 1820 году «24 каприса» Паганини для скрипки соло были объявлены неисполняемыми. Своеобразные штрихи и технические эффекты, исполняемые Паганини, были настолько неслыханно дерзкими, что походили больше на цирковые трюки. Игра Паганини коренным образом меняла всю скрипичную музыку. Не всем артистам удавалось исполнить эти произведения.
Видеоиллюстрация:
Н.Паганини скрипка «Вдова Паганини»
Но со временем миф об их неисполняемости рассеялся, хотя не всем музыкантам удаётся исполнить 24 каприса на должном техническом уровне. Традиции виртуозной скрипичной игры были продолжены и в 20 веке такими замечательными музыкантами как Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом, Виктором Третьяковым.
Видеоиллюстрация:
Давид Ойстрах Леонид Коган
Виктор Третьяков
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Яньшинов. Этюд для скрипки «Прялка»
Сейчас мы познакомимся с этюдами для человеческого голоса. Они называются вокализы. Это не просто упражнения, это тоже своеобразные концертные произведения. Многие композиторы в своём творчестве обращались к жанру вокализа. Самые известные – «Вокализ» С. Рахманинова, «Концерт для голоса с оркестром» Р.Глиэра, «Вокализ в форме хабанеры» М. Равеля. В 20 веке появились вокализы со сложной инструментальной мелодией: соната-вокализ, сюита-вокализ, вокализ-этюд, хоровой вокализ.
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Зейдлер. Вокализ
В истории джаза 20 века много ярких личностей. Несомненным образцом для молодых музыкантов, начиная с 50-х годов был и остаётся Оскар Питерсон. Джазовый пианист-импровизатор, он ещё в 1949 году был представлен публике в знаменитом зале Карнеги Холл.
Видеоиллюстрация:
Оскар Питерсон Карнеги Холл
Музыкант из Канады буквально потряс здешних джазменов невероятной техникой, великолепным чувством гармонии, своим собственным стилем. С 1952 года Питерсон Регулярно выступал в европейских странах. Он аккомпанировал звёздам джаза, включая Эллу Фитцджеральд и Л. Армстронга. Самая известная его фортепианная школа для молодых музыкантов – «Джазовые упражнения и пьесы».
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
О.Питерсон. Два этюда
Жанр этюда за три столетия своего развития прошёл большой путь.От простого упражнения и этюда до блистательной виртуозной концертной пьесы. Исполнение этюдов является обязательным условием программ различных международных конкурсов. На Международном конкурсе им. П.И.Чайковского во втором туре играют этюды Ф.Шопена, Ф.Листа, А.Скрябина, С.Рахманинова.
На Международном конкурсе юных пианистов в Германии исполнение этюдов К.Черни ор.740, этюдов Ф.Шопена, Ф.Листа, Сен-Санса, К.Дебюсси является также обязательным.
На ежегодном Международном конкурсе им. К.Черни в Праге участники играют произведения Черни, в том числе его этюды.
В заключение концерта прозвучат два этюда Роберта Шумана из цикла «6 этюдов в форме канона» (переложение К. Дебюсси).
Музыкальная иллюстрация в исполнении учеников:
Р. Шуман. Два этюда из цикла «Шесть этюдов в форме канона»
2.Список использованных источников и литературы:
Комарова Н.И. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. - М., 2001.
Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике./Сост. С.М. Стуколкина. – СПб.:Композитор – Санкт-Петербург, 2007
Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред. А. Л. Островский. - М.: Музыка,1964
Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. – СПб.: Композитор, 1999