Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Песни Победы"»
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЧИШМИНСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИСМАИЛОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднику 9 Мая
«Песни Победы»
открытое общешкольное мероприятие
Подготовила и провела
Хазиева Разиля Харисовна
Песни Победы Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднику 9 Мая
1.Ведущий. Добрый день дорогие ребята. Каждую весну наша страна отмечает замечательный праздник – День Победы! Тяжело, очень тяжело досталась она нашему народу! Не было в нашей стране семьи, которую не затронула бы война
2.Ведущий.
Тем, кто сквозь годы войны
Пронес великое знамя Победы! Тем, кто, рискуя жизнью своей, Отстоял мир и счастье на Земле! Тем, кого навсегда унесла война, Посвящается…
1.Ведущий. В тот день – 22 июня 1941 года по всем тарелкам радиорепродуктора прозвучало короткое страшное слово – война! Звучит аудиозапись - о начале войны 2.Ведущий. В тот же день по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше – про трех танкистов, про Орленка, но в тот вечер эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен.
Мы с вами познакомимся с историей создания нескольких песен, их судьбой, с авторами стихов и музыки, споем несколько куплетов.
Но прежде я предложу вам 3 подсказки, по которым вы должны догадаться, как называется эта песня. Если правильно ответите с первой подсказки — 3 очка, со второй — 2 очка, с третьей — 1 очко.
Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат «главную песню Великой Отечественной войны
Задание 1.
а) Стихи этой песни были опубликованы уже на третий день после нападения фашистской Германии на СССР. Долгое время их автором считался советский поэт Василий Лебедев-Кумач, однако недавно появилась другая версия авторства, согласно которой эти стихи были написаны в 1916 году учителем гимназии Александром Боде.
б) Музыку к стихам в первые же дни войны написали композиторы Матвей Блантер и Александр Александров, но именно песня Александрова стала гимном Великой Отечественной войны, символом подъема на борьбу всего народа.
в) Исполнял эту песню Краснознаменный ансамбль песни и пляски (сейчас им. А. Александрова), который, разделенный на несколько бригад, давал концерты на всех фронтах, практически на передовой.
Ответ: «Священная война».
1.Ведущий
27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: в партизанских отрядах и в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.
Звучит аудиозапись – «Священная война» 1 куплет
2.Ведущий. От песен сердцу было тесно: Она вела на смертный бой. Чтобы громить врага под эту песню. Защищая Родину собой.
1.Ведущий. Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов, и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А все как раз было наоборот. Песни были нужны всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с фронта живыми и невредимыми. В первые четыре дня войны было написано более ста песен. А в течении долгих четырех лет возникло столько прекрасных песен! Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали. Задание2
Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.
Автору хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории: испокон веков, когда было необходимо. вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины — и солдат Суворова, и солдат Кутузова, и чапаевец, и рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота, и Алеша Скворцов.
3)Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я «поймал» именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась…» По признанию и глубокому убеждению поэта, именно в этой его с Соловьевым-Седым песне, как ни в одной другой, им удалось «конденсировать ощущения и раздумья, связанные с Великой Отечественной войной».
Ответ: «Баллада о солдате»
(Выступление учащихся)
Залание3 «Кот в мешке»
2. Ведущий. Знаете ли вы, уважаемые, что значит «купить кота в мешке»? Совершенно верно, т.е. купить неизвестно что.
Вы будете угадывать, что же находится в мешке.
1. С 1943 года в СССР ввели звание маршала авиации, артиллерии т.д. Но главней всех их были маршалы Советского Союза. Только у них на погонах был Этот знак отличия. Что было на погонах у маршала Советского Союза?
Герб Советского Союза.
2. Что во время Великой Отечественной войны фронтовики называли «карманной артиллерией»? Что лежит в мешке?
Ручная граната.
3. В блокадном Ленинграде фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. В «блокадный» хлеб также добавляли целлюлозу и… Что еще добавляли в хлеб? Что в мешке?
В блокадный хлеб добавляли целлюлозу и опилки.
4. В книге про бойца «Василий Теркин» автор описывает различные предметы, принадлежавшие бойцам, которые помогают в повседневной военной жизни. О каком предмете говорится в этих строках:
«Тот, в котором жизнь проводишь,
Не снимая, - так хорош!
И когда ко сну отходишь,
И когда на смерть идешь…»?
Речь идет о головном уборе бойца – шапке-ушанке
5.Лидия Русланова выступала на сцене в подлинном костюме саратовской крестьянки. От какого атрибута костюма со временем певице пришлось отказаться? Что в мешке?
Правильный ответ: Лидия Андреевна Русланова коллекционировала подлинные народные костюмы, любила на концертах рядиться в них, но со временем ей пришлось отказаться от лаптей.
1.Ведущий.С первых дней появлявшиеся новые песни сразу «уходили на фронт». Песни распространялись очень быстро. Передавались их уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа.
2.Ведущий. И слова тех честных песен звали За Отчизну биться до конца, И от песен слезы застывали Каплями смертельного свинца.
1.Ведущий. Песни военных лет… Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирические и трагические, веселые и грустные, общественные и личные. Задание 4
а) Эта песня, появившись в 1939 году, сразу стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляниях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом.
б) Вначале были написаны стихи, всего несколько строк. Написал их Михаил Исаковский. Позже поэт говорил, что не знал, что же дальше делать с героиней. Поэтому стихи пришлось отложить. Неизвестно, как долго они ожидали бы своего часа, не повстречай Исаковский композитора Матвея Блантера.
в) Композитор попросил оставить ему начало стиха. Вот что происходило дальше: «Я буквально не находил себе места, — вспоминает композитор. — Я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке».
Ответ: «Катюша».
2.Ведущий. Песня «Катюша» была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать. Засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое. Песня о девушке Катюше оказалось настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. Звучит песня «Катюша»
Сценка «А зори здесь тихие…»
Задание5 «Ва-банк»
1.Ведущий. Вы должны за одну минуту дать на него один, единственно верный ответ и заработать 3 очка
1.Перед взятием Берлина маршал Жуков со своим штабом разработал план ночного штурма Зееловских высот с применением ЭТОГО. После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских. Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление?
Чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление вперед двинулись 140 прожекторных установок, которые освещали путь советским войскам и слепили противника.
2. В юности Адольф Гитлер пытался заработать на жизнь неким ремеслом. Но больших успехов он не достиг. Он был зол на весь мир, обвиняя в своих неудачах «п естрый австрийский сброд», который не дает ходу ничему истинно германскому. Как пытался заработать себе на жизнь Гитлер в юности?
1. играл на скрипке
2. сочинял стихи
3. писал картины
3.Знамен Победы было несколько. Военным советом специально было сделано 9 знамен и роздано 9 полкам: чей полк первым прорвется к Рейхстагу, те должны закрепить знамя, как символ Победы. Эти знамена были пронумерованы от №1 до №9. Под каким номером было знамя, которое водрузили над Рейхстагом 30 апреля 1945 года?
1. №1
2. №5
3. №7
4. 9 августа 1942 года – в день, выбранный немецким командованием для въезда в осажденный Ленинград, в городе состоялась музыкальная премьера, которая стала настоящим подвигом – поддержала дух его жителей. Как называлось это музыкальное произведение, и кто был его автором?
«Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича
2.Ведущий.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Зимой 1941-1942 годов по всем фронтам с молниеносной силой распространилась новая песня. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами.
Залание 6 а) Этой песне суждено было стать первой лирической песней из созданных во время войны, песней о любви, над которой невластны расстояния.
б) Стихотворение написал корреспондент Алексей Сурков после того, как в ноябре 1941 года с оружием в руках вырвался вместе со своим полком из окружения, а потом всю ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки, сочиняя письмо жене, которой и послал эти стихи.
в) Музыку написал композитор Константин Листов, и в марте 1942 года песня была напечатана. Однако это была единственная публикация, так как некоторые руководящие чины посчитали, что строки «До тебя мне дойти нелегко, / А до смерти четыре шага» — упаднические и потребовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но солдатам такие исправления не понравились. Известен такой эпизод: когда по радио исполнялась песня с исправленным вариантом, офицеры крейсера выключили репродуктор и демонстративно трижды спели песню с ее подлинным текстом.
Ответ: «В землянке».
(Выступление учащихся)
Задание 7 «Кот в мешке»
1)После Гражданской войны Жуков учился на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. Константин Рокоссовский, занимавшийся с ним в одной группе, вспоминал: «Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянешь в его комнату, а он все изучает…». Что изучал Жуков? Что в мешке?
Правильный ответ:Карта. Рокоссовский говорил: «…Заглянешь в его комнату, а он все ползает по карте, разложенной на полу…»
2) 27 февраля 1943 года Александр Матросов совершил свой подвиг. Через несколько дней имя Матросова стало известно всей стране и … командиру полка, в котором служил Матросов. Откуда командир полка узнал о подвиге рядового Матросова? Что в мешке?
Правильный ответ: Газета. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. И командир полка узнал о подвиге из газет.
3) Во время гражданской войны в 19 лет Василий Чуйков стал командиром полка, сражался на Южном, Восточном и Западных фронтах, был награжден 2 орденами Красного Знамени, Золотым оружием и... Чем еще был награжден Чуйков в 1918 году? Что в мешке?
Правильный ответ:Именными золотыми часами
4) В фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» главная героиня Вероника спустя длительное время нашла прощальное письмо Бориса. Где хранилось это письмо? Что в мешке?
Правильный ответ: письмо хранилось в корзинке игрушечной белки
1.Ведущий. Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех.… Иногда бойцы были не прочь и сплясать «русского» или «кадриль»… Жизнь продолжалась!
Задание 8.
а) Эта песня, написанная композитором Анатолием Новиковым, стала популярной уже после окончания войны, благодаря фильму «В бой идут одни старики».
б) Этот фильм — о нелегких военных буднях летной эскадрильи.
в) Командир поющей эскадрильи брал к себе только музыкантов, и у одного из пилотов был позывной — название этой песни, так как именно он эту песню спел командиру.
Ответ: «Смуглянка».
(Выступление учащихся)
2Ведущий. Над лесами необъятными, Над полями перекатными, Над разрывами гранатными Песни – ласточки летят. Пахнут рощи горьким порохом, Шепчут травы тихим шорохом И о том, что сердцу дорого. Русским людям говорят.
Задание 9
а) Эту песню, радостную, светлую, написанную в 1975 году к 30-летию Победы, знают все.
б) Впервые она прозвучала в праздничной передаче телевизионного «Голубого огонька», но не запомнилась и довольно долго не звучала ни по радио, ни по телевидению. Спустя полгода на концерте ко Дню милиции ее исполнил Лев Лещенко и спел так, что она стала одной из самых известных песен.
в) Автор текста поэт-фронтовик Владимир Харитонов главными сточками, с которых и началась песня, считал именно эти: «Это радость со слезами на глазах» и «Этот день мы приближали, как могли».
Ответ: «День Победы».
(Выступление учащихся)
1.Ведущий. А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время, — какое счастье, какая радость! Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Он отгремел - далекий 45-й…
Но в сердце каждый миг неповторим.
Отец и дед – они ушли в солдаты,
Вперед стремились сквозь сражений дым…
Под гром орудий, всполохи заката
Хранили в сердце мирный уголок,
Где о смуглянке пел однополчанам
Веселый, белокурый паренек…
Нелегкие дороги фронтовые –
Фрагменты, хроники –
И жизнь – всего одна…
Бесстрашные и вечно молодые –
Мы не забудем ваши имена…
А закаты алые
(Выступление учащихся)
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Кто, если не мы…
«Логические пары»
Вопрос
Ответ
1. М.А.Егоров
М.В. Кантария
1. Командующий «Русской освободительной армией»
1. -
2. Н.Гастелло
2. Наземный таран скопления вражеских войск
2. -
3. А.Матросов
3. 1-й авиационный ночной таран бомбандировщика
3. -
4. С.А. Ковпак
4. Получение звания «Генералиссимус»
4. -
5. А.А. Власов
5. Проведение тактики «выжженной земли»
5. -
6. Г.К. Жуков
6. Водружение знамени победы над Рейхстагом
6. -
7. И.В. Сталин
7. Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота
7. -
8. Принимал парад Победы
9. Руководитель партизанских отрядов
10. Руководил парадом Победы
11. Командующий немецкой 6-ой армией
Внимание, правильный ответ.
1-6: М.А. Егоров и М.В. Кантария – Водружение знамени победы над Рейхстагом
2-2: Н. Гастелло – Наземный таран скопления вражеских войск
3-7: А. Матросов – Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота
4-9: С.А. Ковпак – Руководитель партизанских отрядов
5-1: А.А. Власов – Командующий «Русской освободительной армией»
6-8: Г.К. Жуков – Принимал парад Победы
7-4: И.В. Сталин - Получение звания «Генералиссимус»