Развитие познавательного интереса обучающихся средствами технологии развития критического мышления
Развитие познавательного интереса обучающихся средствами технологии развития критического мышления
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов.
Сегодня ценностные ориентиры знаниевой парадигмы уступают принципам системно-деятельностного и компетентностного подходов, где приоритетное значение имеет системно-поисковая, познавательная, исследовательская деятельность, а также эффективные методы познания. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса обучающихся средствами технологии развития критического мышления »
Развитие познавательного интереса обучающихся средствами технологии развития критического мышления
Турлубаева Д.К. концертмейстер ДМШ №1 г.Костанай
XX век породил информационный поток во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовательной. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали бесспорным тот факт, что в период динамичного развития общества освоение большого объема информации затруднительно для индивида, однако возможно освоение и овладение их через технологии смежных знаний.
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов.
Сегодня ценностные ориентиры знаниевой парадигмы уступают принципам системно-деятельностного и компетентностного подходов, где приоритетное значение имеет системно-поисковая, познавательная, исследовательская деятельность, а также эффективные методы познания. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение.
Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:
-обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
-формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Понятие технологии в педагогическом смысле было заимствовано из области техники. В связи с этим введение термина вызвало разные его трактовки. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую предопределенность целей и способов их достижения. Когда мы обращаемся к технологии, то имеем в виду предписание, инструкцию о содержании, составе и порядке педагогических действий по управлению учебной деятельностью.
Основным эффектом развивающих технологий, имеющих личностную направленность, являются: интеллектуальное и эмоционально-мотивационное развитие, формирование знаний и профессиональных умений, обеспечение ценностного отношения к образовательному процессу, повышение активности, формирование самосознания и самостоятельности обучающихся.
Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.
Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» отмечает: «… Главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога, , в котором познавательная деятельность, а не преподавание – была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования – учитель-ученик-учебник была со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик-учебник-учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике».
Как показывает реальное положение дел в школьной практике, формы и методы активизации и развития познавательного интереса, сложившиеся еще в советское время, неадекватны новым образовательным условиям, что требует применения новых идей и подходов.
По утверждению ученых Е.С. Заир-Бек и Б.В. Авво технологии в образовательном процессе должны выполнять, следующие функции:
инициирование познавательной активности обучающихся;
оснащение эффективными методами работы с информацией;
стимулирование познавательного интереса;
активизация самостоятельной и коллективной работы в познавательной деятельности.
Особенно эффективной для развития познавательной деятельности нам представляется педагогическая технология развития критического мышления. Целью данной технологии является обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Авторами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) являются американские педагоги Чарльз Темпл, Курт Мередит, Дженни Стил, Дона Огл, также разработчиками этой технологии являлись ученые-преподаватели Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова. Создавая технологию РКМЧП, они опирались на идеи философов, психологов и педагогов всего мира (Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского). Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной.
Конструктивную основу технологии составляет базовая модель трех стадий «Вызов – осмысление – рефлексия», которая позволяет помочь школьникам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.
Анализируя, научный материал по проблеме развития критического мышления нами были выделены особенности технологии РКМ в развитии познавательного интереса, которые заключаются в следующем:
-активизация познавательной деятельности;
- умение работать с информацией: поиск необходимой информации, осмысление и применение в практических заданиях;
-в процессе познавательной мотивированной деятельности систематизирование своих знаний, а не присвоение «готовых»;
-развитие познавательных интересов в процессе коммуникативно-деятельностного обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения, «партнерские » отношения между педагогом и обучаемыми;
-реализация познавательного интереса через целенаправленную и содержательную деятельность.
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Поэтому, работая в русле критического мышления, большое внимание уделяется выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
Технология критического мышления развивает познавательную активность обучающихся, необходимую как в познавательном процессе так и в успешной адаптации в общественной жизни. Особенности характеризующие эту технологию включают: оценочность, открытость новым идеям, формирование собственного мнения и рефлексия собственных суждений, что в свою очередь развивает мышление, формирует коммуникативные и творческие способности, мотивирует на активный познавательный процесс. Актуальность данной технологии отвечает целям современной образовательной системы, обеспечивает принципами работы с информацией, методами организации обучения, самообразования и планирования индивидуального образовательного маршрута, в котором формирующая роль принадлежит развитию познавательного интереса.
Литература
1.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 1998.
2.Урусова А. М. Развитие познавательного интереса учащихся [Текст] / А. М. Урусова // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 516-525.
3.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. 4-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 272 с. ISBN 978-5-7695-6156-6
4.Мещерская, Ю. В. Инновации как фактор повышения качества образования / Ю. В. Мещерская // Управление качеством образования: журнал. - 2011. - № 4. - С. 34-38.