Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Дорогами войны» посвящена проблеме формирования у школьников общественно значимых ориентаций, формирования высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитания гуманного отношения между людьми, проблеме памяти.
Она представлена в форме устного журнала, каждая страница которого несет определенную информацию, связанную с событиями Великой Отечественной войны, отражениями этих событий в произведениях литературы, связанную с краеведческим материалом:
1 страница «Это страшное слово «война».
2 страница «Несокрушимый и легендарный Сталинград».
3 страница «По дубовским улочкам военным».
Материал данной разработки можно использовать в работе с учащимися5-11 классов в процессе чествования ветеранов Великой Отечественной, празднования великой Победы и других праздничных дат, связанных с нашими Вооруженными силами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Дорогами войны» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. ДУБОВКИ
ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(МКОУ СОШ №3 г. ДУБОВКИ)
Тема: Методические разработки по патриотическому воспитанию учащихся среди образовательных учреждений Дубовского муниципального района
Номинация: Внеклассное мероприятие
Название: «Дорогами войны»
Работу выполнил:
Прохоренко Тамара
Егоровна
Учитель русского языка и литературы
2014 г.
Аннотация.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Дорогами войны» посвящена проблеме формирования у школьников общественно значимых ориентаций, формирования высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитания гуманного отношения между людьми, проблеме памяти.
Она представлена в форме устного журнала, каждая страница которого несет определенную информацию, связанную с событиями Великой Отечественной войны, отражениями этих событий в произведениях литературы, связанную с краеведческим материалом:
1 страница «Это страшное слово «война».
2 страница «Несокрушимый и легендарный Сталинград».
3 страница «По дубовским улочкам военным».
Материал данной разработки можно использовать в работе с учащимися5-11 классов в процессе чествования ветеранов Великой Отечественной, празднования великой Победы и других праздничных дат, связанных с нашими Вооруженными силами.
Введение.
Тема Великой Отечественной войны была и остается актуальной всегда потому, что народ, который не помнит своей истории, - не имеет своего будущего. Эта тема никогда и никого не оставит равнодушным. Ведь в ней слились воедино история и память. В наших сердцах она живет страшным, горьким воспоминанием. И каждый год алеют тюльпаны и гвоздики на могилах погибших воинов, у подножий памятников как символ пролитой крови, как символ нашей Памяти. Наш долг, долг каждого из нас – сберечь память о подвигах погибших героев, о подвигах ветеранов Великой Отечественной.
Россия всегда была сильна мужеством солдата, готовностью каждого стать солдатом в черную годину войны. Патриотизм в высшем понятии этого слова впитывается нами, пока мы помним и чтим имена своих Героев. На память приходят слова Н.М.Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Надо, чтобы Россия была вечно. В этом стремлении невозможно переоценить влияние настоящего подвига на подрастающее поколение.
Каждый день вслед за миллионами погибших на полях сражений, замученных в концлагерях, уходят из жизни ветераны войны и труженики тыла. Все меньше остается опаленных войной мальчишек и девчонок, свидетелей тех страшных голодных и холодных дней и ночей. Все дальше от тех военных трагедий и побед уносят нас годы, но нельзя забывать горе и страдания людей, заплативших слишком большую цену за сегодняшний мир, нельзя забывать их великий подвиг.
Да не прервется наша память… В живых остались участники, защитники, очевидцы дней минувшей войны, которые могут поведать школьникам о человеческой трагедии и счастье Победы, о своей большой любви к Родине. Ведь как сказал Ш.Монтескье: «…лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
1 страница
«Это страшное слово «война».
Оформление: маскировочная сетка, костер, ружья, солдатская каска с красной гвоздикой внутри. Импровизированная танцплощадка.
Голос за сценой: Ночь с 21 на 22. 06. 1941 года. (Звучит мелодия «Рио – Рита». На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди (2-3пары), они мило беседуют, смеются. Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим гулом падающих авиабомб. Девушки в ужасе закрывают головы руками, юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Все разбегаются).
Голос диктора за сценой: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, гитлеровская Германия без объявления войны вероломно нарушила границы Советского Союза.
(Группа 6-8 человек слушает сообщения, стоя у репродуктора).
Юноша. Война.
Девушка. 22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Юноша. Прервалась жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой войны.
(Звучит песня В.Лебедева–Кумача «Священная война»)
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
(На сцене картина проводов новобранцев, уходящих на фронт.Девушки еще в белых платьях, плачут, обнимая молодых солдат под мелодию песни М.Блантера, на стихи М.Исаковского «До свидания, города и хаты»).
ДевушкаАх, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики,
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
(Девушки машут платочками след уходящим солдатам).
Девушка. Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Четыре страшных, кровопролитных года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней боли и горечи утрат, гибели лучших сынов и дочерей России.
(Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты имитируют рукопашный бой. Санитары помогают раненым).
Звучит песня А.Новикова «Дороги»
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
(По сцене проходит строй солдат, израненных, изможденных, с перевязанными головами, руками, в пыльных сапогах. В стороне – женщина – мать, ждет возвращения сына, вытирает краем платка слезы).
Юноша. Враг шел на Восток. Наши войска несли тяжелые потери.
Солдат. Сентябрь 41-го. Враг подошел к столице. Ценою тысячи жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от сердца России (на слайде – фото Москвы 1941года).
Юноша. Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули,
Пониже голову пригнули,
И, как шальной, не лезь под пули,
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал – чужую.
Когда, разрушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!»
А шли и гибли за нее.
(Звучит песня В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой»).
Солдат. В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле начиналась победа… Но до нее еще так далеко, еще много дней, много смертей…
2 страница.
«Несокрушимый и легендарный Сталинград».
Оформление: на задней стене – « Родина – мать зовет!»
На боковой стене – «Битва за Сталинград». На витрине – копии фото военных лет. Мультимедиа: слайды «Сталинградская битва».
1 чтец. 1943 год. Сталинград. К событиям на Волге приковано внимание миллионов людей. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии, остановит ли врага?
2 чтец. История немало дат
Потомкам сохранила
Ведь человек тем и богат,
Что помнит все, что было.
1 чтец. Стоит в России звон не колокольный,
То памяти в ней бьют колокола,
О том, что называем мы народной,
О Сталинградской битве воззвала!
3 чтец. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой по голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. Растерзанный бомбами город принял бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу .
2 чтец. Открытые степному ветру
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой –
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
1 чтец. Это было очень трудное время и для взрослых, и для детей. Несмотря на смерть, боль, люди находили в себе силы, чтобы поддержать солдат. Дети часто выступали перед ранеными с концертами.
3-й. Шепчет старая нянечка: «Господи! До чего же артисты маленькие!»
4-й. Мы шагаем палатами длинными
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг.
5-й. Что в программе?
1-й. В программе – чтение
Пара песен военных, правильных
2-й. Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением.
3-й Мы вошли. Мы стоим в молчании.
4-й. Вдруг срывается фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
«Объявляю начало концерта!»
2-й. Мы поем…
Только голос летчика раздается:
А в нем - укор : раненый… погодите… постойте, хлопчики,
Погодите… Умер майор…
3-й. Балалайка всплеснула горестно
Торопливо, будто в бреду…
1-й. Вот и все о концерте в госпитале в том году…
Ведущий: Как же можно одолеть такую силу? Поднялись на борьбу от мала до велика! Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей
сражения и закончилась полной победой 2 февраля 1943 года.
3 страница
«По дубовским улочкам военным».
( Карта «Волгоградской области», где отмечена флажком г.Дубовка.
Начинается заочная экскурсия по городу с привлечением фотодокументов)
1экскурсовод. Наш провинциальный городок Дубовка не отыщешь на большой карте. Он соседствует с городом – героем Сталинградом. Он не стоял в стороне от большой беды, постигшей всю страну в июне 41-го.
Война!
Дубовка обернулась в серое шинельное сукно. Маршевые роты, угрюмые и решительные, идут на Сталинград, к железной дороге, чтобы двинуться на запад…
Война!
Никто, однако, не предполагал, что через год война подвалит страшным катком к Дону и Волге, огнем и железом развалит Сталинград, и нужна будет еще одна Волга – полная крови – чтобы залить, утопить немецкую 6 армию.
2 экскурсовод. Было страшно поверить, что враг пришел на Волгу. Из Дубовки был виден 14 корпус немцев в составе 3 дивизий. Дубовка выплеснула все: отдала своих мужиков, парней, девчат. Всех, кто мог держать в руках винтовку.
1экскурсовод. А в каждом дворе Дубовки вязали двупалые солдатские варежки и шарфы. Старокупеческая Дубовка поставляла на фронт хлеб, муку, зарядные ящики. Все – для победы!
2 экскурсовод. В годы войны 15138 дубовчан ушли на фронт. Шли на защиту Сталинграда. Они шли умирать. Но были полны решимости – отстоять. И отстояли. Но какой ценой? 6390 солдат не вернулись с полей сражений. За мужество и героизм были удостоены высшей награды страны – ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Герои Советского Союза – Великородный И.Н., Куликов А.Т., Санджиров Н.М., Чернецов Г.У., Шаров А.А., Шишлянников В.И., Янцев П.И., Зубков А.В.
1 экскурсовод. Мир свалился на Дубовку ровно в полночь. Война – кончилась! На землю спустилась тишина. Победа! (Звучит песня «День Победы»). (Просмотр слайдов, отражающих картину жизни современной Дубовки).
2 экскурсовод. Я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по мирному родному городу. Тихие улочки, по которым мы пройдем, могут рассказать нам много удивительного. Ведь некоторые из них увековечили имена тех, кто отдал свою жизнь, защищая свою родину от фашистской орды.
Мы на улице им. Н.М.Санджирова. Имя этого человека помнят и знают многие. Когда началась война, молодой учитель ушел на фронт. В боях проявил большое мужество, особенно отличился при форсировании Днепра. За образцовое выполнение боевого задания, мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Сейчас имя этого героя носит и педагогический колледж, в котором до войны обучался и сам герой.
(Демонстрируются фото улицы и педколледжа).
1 экскурсовод. А сейчас поднимемся чуть севернее этой улицы. Дома здесь похожи на людей. У каждого – свой внешний вид, свой характер, свое лицо, своя судьба… На крайнем – табличка «ул. имени Шишлянникова». Что же это за имя? Заглянем в историю. Виктор Иванович Шишлянников, наш земляк, гордость Дубовки. Подвиг, за который командир орудия Шишлянников был удостоен высшей степени боевого отличия – звания Героя СССР, он совершил в сентябре 1943-го, помог удержать важную высоту, ликвидировал опасность для стрелкового полка.
2 эксурсовод. Много есть в нашем городке славных мест. Вот мы в городском парке у памятника воинам.
Сюда с гвоздиками придут,
Отметят дату юбилея…
И снова тихо будет тут.
Цветы лишь, словно кровь, алеют.
1 эксурсовод. И совсем рядом с обелиском в каком – то немом и торжественном молчании встречает нас Аллея Памяти. Сюда часто приходят разные люди: старые и молодые, взрослые и дети, знакомые и гости города. Что же влечет их? Быть может, воспоминания о былых событиях. Быть может, сыновний долг – поклониться отцам своим, защитникам Отечества. Быть может, желание рассказать детям и внукам своим о величии и красоте русского человека. Но как бы то ни было, каждый ощущает здесь спокойствие, защищенность, уверенность, будто кто – то извне говорит им: «Вы одна великая и могучая российская семья, и, пока вы едины, никакой враг не страшен».
2 экскурсовод. Люди из прошлых времен оставили нам памятники – в камне, в бронзе, в словах… Легенды, сказки живут, передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Мы, дубовчане, тоже оставили своей след на дороге последней войны…
ВВЕДЕНИЕ
Тема Великой Отечественной войны была и остается актуальной всегда потому, что народ, который не помнит своей истории, - не имеет своего будущего. Эта тема никогда и никого не оставит равнодушным. Ведь в ней слились воедино история и память. В наших сердцах она живет страшным, горьким воспоминанием. И каждый год алеют тюльпаны и гвоздики на могилах погибших воинов, у подножий памятников как символ пролитой крови, как символ нашей Памяти. Наш долг, долг каждого из нас – сберечь память о подвигах погибших героев, о подвигах ветеранов Великой Отечественной.
Россия всегда была сильна мужеством солдата, готовностью каждого стать солдатом в черную годину войны. Патриотизм в высшем понятии этого слова впитывается нами, пока мы помним и чтим имена своих Героев. На память приходят слова Н.М.Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Надо, чтобы Россия была вечно. В этом стремлении невозможно переоценить влияние настоящего подвига на подрастающее поколение.
1 страница «Это страшное слово «война».
Оформление: маскировочная сетка, костер, ружья, солдатская каска с красной гвоздикой внутри. Импровизированная танцплощадка.
Голос за сценой: Ночь с 21 на 22. 06. 1941 года. (Звучит мелодия «Рио – Рита».На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди (2-3 Голос диктора за сценой: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, гитлеровская Германия без объявления войны вероломно нарушила границы Советского Союза.
(Группа 6-8 человек слушает сообщения, стоя у репродуктора).
Юноша. Война.
Девушка. 22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Юноша. Прервалась жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой войны.
(Звучит песня В.Лебедева–Кумача «Священная война»)
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
(На сцене картина проводов новобранцев, уходящих на фронт.Девушки еще в белых платьях, плачут, обнимая молодых солдат под мелодию песни М.Блантера, на стихи М.Исаковского «До свидания, города и хаты»).
Девушка.Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики,
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
(Девушки машут платочками след уходящим солдатам).
Девушка. Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Четыре страшных, кровопролитных года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней боли и горечи утрат, гибели лучших сынов и дочерей России.
(Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты имитируют рукопашный бой. Санитары помогают раненым).
Звучит песня А.Новикова «Дороги»
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
(По сцене проходи строй солдат, израненных, изможденных, в пыльных сапогах, с перевязанными головами, руками. В стороне – женщина –мать ждет возвращения сына, вытирает краем платка слезы).
Юноша. Враг шел на Восток. Наши войска несли тяжелые потери.
Солдат. Сентябрь 41-го. Враг подошел к столице. Ценою тысячи жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от сердца России (на слайде – фото Москвы 1941года).
Юноша. Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули,
Пониже голову пригнули,
И, как шальной ,не лезь под пули,
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал – чужую.
Когда, разрушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!»
А шли и гибли за нее.
(Звучит песня В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой»).
Солдат.В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле начиналась победа… Но до нее еще так далеко, еще много дней, много смертей…
2 страница. «Несокрушимый и легендарный Сталинград».
Оформление: на задней стене – « Родина – мать зовет!»
На боковой стене – «Битва за Сталинград». На витрине – копии фото военных лет. Мультимедиа: слайды «Сталинградская битва».
1 чтец. 1943 год. Сталинград. К событиям на Волге приковано внимание миллионов людей. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии, остановит ли врага?
2 чтец. История немало дат
Потомкам сохранила
Ведь человек тем и богат,
Что помнит все, что было.
1 чтец. Стоит в России звон не колокольный,
То памяти в ней бьют колокола,
О том, что называем мы народной,
О Сталинградской битве воззвала!
3 чтец. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой по голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. Растерзанный бомбами город принял бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него ,как в скалу .
2 чтец. Открытые степному ветру
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой –
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
1 чтец. Это было очень трудное время и для взрослых, и для детей. Несмотря на смерть, боль, чтобы поддержать солдат, дети часто выступали перед ранеными с концертами.
3-й. Шепчет старая нянечка: «Господи! До чего же артисты маленькие!»
4-й. Мы шагаем палатами длинными
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг.
5-й. Что в программе
1-й. В программе – чтение
Пара песен военных, правильных
2-й. Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением.
3-й Мы вошли. Мы стоим в молчании.
4-й. Вдруг срывается фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
«Объявляю начало концерта!»
2-й. Мы поем…
Только голос летчика раздается:
А в нем - укор : раненый… погодите… постойте, хлопчики,
Погодите… Умер майор…
3-й. Балалайка всплеснула горестно
Торопливо, будто в бреду…
1-й. Вот и все о концерте в госпитале в том году…
Ведущий: Как же можно одолеть такую силу? Поднялись на борьбу от мала до велика! Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей
сражения и закончилась полной победой 2 февраля 1943 года.
3 страница «По дубовским улочкам военным».
( Карта «Волгоградской области», где отмечен флажком г.Дубовка)
1экскурсовод. Наш провинциальный городок Дубовка не отыщешь на большой карте. Он соседствует с городом – героем Сталинградом. Он не стоял в стороне от большой беды, постигшей всю страну в июне 41-го. Мирный труд тружеников района был прерван, жители района перестроили работу на военный лад. Создан истребительный батальон по борьбе с парашютным десантом, штаб народного ополчения. На фронт было отослано свыше 1000 пар теплых вещей, 392 посылки с подарками (это тогда, когда сами ели щи из лебеды).
2 экскурсовод. В годы войны 15138 дубовчан ушли на фронт, 6390 не вернулись с полей сражений. Удостоены высшей награды страны – ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Герои Советского Союза – Великородный И.Н., Куликов А.Т., Санджиров Н.М., Чернецов Г.У., Шаров А.А., Шишлянников В.И., Янцев П.И., Зубков А.В.
1 экскурсовод. Я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по родному городу. Тихие улочки , по которым мы пройдем, могут рассказать нам много удивительного. Ведь некоторые из них увековечили имена тех, кто отдал свою жизнь , защищая свою родину от фашистской орды.
Мы на улице им. Н.М.Санджирова. Этого человека помнят и знают многие. Когда началась война, молодой учитель ушел на фронт. В боях проявил большое мужество, особенно отличился при форсировании Днепра. За образцовое выполнение боевого задания, мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Сейчас имя этого героя носит и педагогический колледж, в котором до войны обучался и сам герой.
Сборника мероприятий ко Дню Победы, дню Защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. В.М. Видякин, А.Н. Касаткина и д.р. Волгоград. Издательство «Учитель» 2006 год.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. А.Н. Вырщиков, А.П. Пашкевич и др. ООО «Глобус». Москва. 2007 год.