О некоторых направлениях воспитательной работы Детской музыкальной школы в 2013 – 2014 учебном году
О некоторых направлениях воспитательной работы Детской музыкальной школы в 2013 – 2014 учебном году
Основной целью воспитательной системы музыкальной школы является создание условий для развития свободной, активной личности, живущей в тесной связи с окружающим миром и его историей, и осознающей свою ответственность перед ним.
Воспитательная система направлена на решение следующих основных задач:
гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности учащихся, для побуждения их к саморазвитию и самовоспитанию;
поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию школьного коллектива;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О некоторых направлениях воспитательной работы Детской музыкальной школы в 2013 – 2014 учебном году »
Кучикова Гульнара Бряновна
Заместитель директора по УВР
Детская музыкальная школа № 1
г. Костанай, Республика Казахстан
О некоторых направлениях воспитательной работы
Детской музыкальной школы в 2013 – 2014 учебном году
Воспитательная работа в ДМШ реализуется на основе Закона РК «Об образовании», «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», «Устава школы» и других нормативных документов.
Основной целью воспитательной системы музыкальной школы является создание условий для развития свободной, активной личности, живущей в тесной связи с окружающим миром и его историей, и осознающей свою ответственность перед ним.
Воспитательная система направлена на решение следующих основных задач:
гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности учащихся, для побуждения их к саморазвитию и самовоспитанию;
поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию школьного коллектива;
В числе основных направлений воспитательной работы в школе в рамках данной Программы рассматриваются:
гражданско-патриотическое воспитание учащихся:
художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- ориентация на профессиональную деятельность в сфере культуры и искусства.
В 2013-2014 учебном году в школе разработана и утверждена на педагогическом совете в марте 2014 г. «Программа «Одаренные дети», которая нацелена на создание условий для развития музыкальной одаренности воспитанников, раскрытие их творческого потенциала. В результате диагностики 21 ученик занесен в Базу данных одаренных детей ДМШ, на каждого ученика заведено личное дело, которое поможет педагогу систематизировать работу и наметить перспективы развития такого ребенка, работать с ним по индивидуальной программе.
Во время общения учащихся с преподавателями в учебной и внеучебной деятельности усваивается не только определенный материал и происходит обучение детей, но и формируются социально приемлемые качества личности. Учителя, организуя деятельность школьников, используют такие способы и приемы воспитания, которые стимулируют их стремление к личностному развитию, способствуют формированию их знаний, взглядов, убеждений, совершенствованию волевой сферы. Важную стимулирующую роль здесь играют одобрение положительных поступков учащихся, тактичное осуждение за нарушение норм и правил поведения.
Серьезными резервами для воспитания учащихся располагает концертно-просветительская деятельность. Помимо решения общедидактических задач, концертно-просветительская деятельность направлена на развитие творческих способностей учащихся, воспитание у детей духовно-нравственных и эстетических ценностей, пропаганду культуры и искусства среди населения, приобщение детей к музыкально-художественному образованию.
В 2013 - 2014 учебном году велась большая работа с учащимися и их родителями по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, был организован и проведен ряд учебно-воспитательных мероприятий: общешкольных и классных родительских собраний, тематических музыкальных гостиных, праздничных концертов, классных и общешкольных концертов, отчётных концертов отделений и сольных концертов лучших учеников, общешкольных исполнительских конкурсов и фестивалей. На базе школы ежегодно проводится областной тур Республиканского фестиваля-конкурса юных музыкантов, на котором честь школы и города защищают самые талантливые учащиеся ДМШ.
Основу воспитательной работы в школе составляют традиционные мероприятия, число которых из года в год увеличивается: «Посвящение в юные музыканты», «Вечера народной музыки», фестиваль «Зимние грезы», «Музыкальные гостиные», фольклорные праздники, отчетные концерты учащихся, классов педагогов, отделений, творческих коллективов и школы. В хорошую традицию вошло участие преподавателей и учащихся школы в различного рода внешкольных воспитательных мероприятиях (исполнительские конкурсы различных уровней, концерты в учреждениях города, праздничные мероприятия городского и областного масштаба).
Показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат, выражающийся в концертных выступлениях. Выступления учащихся на сцене стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность, воспитывают и концентрируют лучшие качества исполнителей, помогают ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат.
В течение учебного года наша школа традиционно была активной участницей разнообразных мероприятий, проводимых на городском и областном уровне. Это различные праздничные концерты, торжественные открытия художественных выставок, фестивали народного творчества, гала-концерты конкурсов и фестивалей, концерты – чествования победителей профессиональных конкурсов, новогодние елки акима области и др.
ДМШ активно сотрудничает с учреждениями города и области: образовательными организациями дополнительного образования, областной филармонией им. Е. Умурзакова, театрами, библиотеками, музеями, выставочным залом, средними школами, детскими садами, организациями города и др. За учебный год состоялись десятки выступлений учащихся школы в организациях города, концертные номера воспитанников школы становятся украшением их мероприятий.
Насыщенной была и концертная жизнь внутри школы. Внеклассная работа активно велась не только в общешкольном масштабе, но и в рамках класса каждого преподавателя. Для учащихся проводились веселые викторины, конкурсы, увлекательные беседы, практически все мероприятия проходили с участием родителей. Такие формы работы способствуют укреплению заинтересованности родителей в успехе детей и обеспечивают их успешное музыкальное развитие.
Школа отличается яркой концертно-просветительской деятельностью, в которую вовлечены как преподаватели, так и учащиеся. Традиционными стали концерты педагогов и учащихся школы, посвященные Дню Музыки, государственным праздникам – Дню Конституции, Дню независимости, праздникам 8 марта, Наурыз, Дню Победы и др. Всего за учебный год силами педагогов и обучающихся проведено более 50 концертов.
Богатый и разнообразный репертуар концертов, достаточно высокий уровень исполнительного мастерства учащихся и преподавателей в значительной степени способствуют музыкально-художественному воспитанию учащихся, развитию художественного вкуса, приобщению населения к искусству, удачно дополняют курс обучения в школе, повышает мотивацию школьников к обучению в ДМШ.
Наиболее яркими и запоминающимися в 2013-2014 г. стали концерты и внеклассные мероприятия: Концерт для учащихся подготовительной группы «Знакомство с музыкальными инструментами», Фестивали народной музыки учащихся отделения народных инструментов, концерт учащихся отделения фортепиано «Играем в старинном стиле», хоровой фестиваль, музыкальный вечер «Вот и окончены школьные годы», отчётный концерт хора старших классов, музыкальные гостиные по разнообразной тематике: «Вечер вокальной музыки», «Музыкальное путешествие по Европе», Концерт хоровой музыки, «Просто о серьёзном – И.С.Бах» и др.
В конкурсно-фестивальной деятельности школы отводится важная роль по подготовке к выступлениям лучших воспитанников и коллективов разных возрастных групп на всех отделениях. Учащиеся имеют возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал, продемонстрировать высокую результативность. Участие обучающихся ДМШ в городских, областных, региональных, республиканских, международных конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе. Конкурсные состязания способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию у них коммуникативных навыков и культуры, общечеловеческих нравственных ценностей. Кроме того, данные мероприятия способствуют поддержанию интереса учащихся к художественно-эстетическому образованию, профессиональной ориентации и выбору дальнейшего направления своей профессиональной деятельности.
В течение учебного года неоднократно проводились школьные конкурсы учащихся всех отделений и классов на лучшее исполнение этюда, виртуозной пьесы, пьесы казахстанского композитора и др., в которых смогли принять участие практические все ученики школы.
Прошедший 2013-2014 учебный год был достаточно результативным по количеству призеров областных, республиканских и международных конкурсов.
Областной уровень – 28 призеров.
Республиканский уровень –10 призера
Международный уровень – 10 призеров.
Таблица 1 – Результативность учащихся ДМШ на исполнительских конкурсах
конкурс
Гран-при
I – место
II – место
III место
всего
областной конкурс юных музыкантов
1
6
4
3
14
IV Открытый межрегиональный конкурс-фестиваль музыкального исполнительства «Весенний экспромт»
1
1
2
Региональный конкурс юных музыкантов
1
4
5
2
12
Республиканский конкурс юных музыкантов
1
2
3
3
9
Республиканский конкурс "Аялаган Астана"
1
1
Международный конкурс искусств «Мелодии малахитовой шкатулки»
2
1
3
Всероссийский конкурс юных музыкантов
1
1
2
Международный конкурс "Internet music competition 2014"
1
2
Международный конкурс искусств "Золотой бриз"
1
1
II Международный конкурс по видеозаписям «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕРНИСАЖ»
1
всего: областных
2
10
10
6
28
республиканских
1
2
4
3
10
международных
0
1
4
5
10
Итого
3
13
18
14
48
Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитаниенацелено на формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, развитого национального самосознания, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанные нагуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности учащихся, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, формирование у учащихся высокого гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданско-патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, способности выполнять гражданские обязанности, предполагает формирование у учащихся общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов.
Воспитание вышеперечисленных качеств учащихся происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. На уроках учащиеся, изучая музыкальную культуру и исполняя произведения композиторов различных направлений и эпох, проникаются основами толерантности и понимания многомерности, бесконечного разнообразия и индивидуальности окружающего мира, учатся позитивно понимать и принимать особенности музыки разных народов, многообразия мнений и представлений, бытующих в социальном обществе.
Особое место в воспитании патриотизма, любви к Родине школьников отводится предмету казахская музыкальная литература, изучая который обучающиеся узнают историю музыкального развития казахского народа, учатся понимать и выразительно исполнять произведения отечественных авторов, передавать в звучании идейно-образное содержание казахской музыки.
Также гражданско-патриотическое воспитание учащихся планомерно осуществляется и во внеучебной деятельности: мероприятиях, посвященных празднованию Дня Конституции, Дня Независимости, Дня Победы, праздника Наурыз и др.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование у учащихся способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».
Воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. В школе большое значение придается организации эстетики среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок. В учениках воспитывается бережное отношение к учебному оборудованию, музыкальным инструментам, основы коллективного труда, доброжелательное отношение к педагогам и одноклассникам, прививаются правила культуры поведения на сцене и в обществе, концертный этикет.
Профессиональное воспитание включено нами в число ключевых направлений воспитательной работы в школе. Оно ставит своей целью формирование у детей чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В рамках профессионального воспитания в школе проводится просвещение учащихся, включающее профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию склонных к музыкальной деятельности учеников; профессиональные консультации, нацеленные в основном на оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии в сфере культуры и искусства.
Средствами профессионального воспитания учащихся в музыкальной школе являются:
резервы учебных дисциплин, осваиваемых учащимися в рамках учебного плана специальности;
концертно-просветительская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и выставках;
встречи с известными деятелями культуры и искусства, мастер-классы с ведущими преподавателями музыкальных вузов Казахстана и России;
беседы с родителями учащихся о перспективах профессиональной деятельности воспитанников.
Таким образом, система воспитательной работы музыкальной школы нацелена на формирование и развитие таких качеств личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские, волевые и физические качества, готовность к осознанному выбору профессиональной деятельности и др.