kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музицирование в классе специального фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Актуальность работы состоит в том, что систематическое воспитание детей в атмосфере музыкального творчества делает их раскрепощеннее, развивает эрудицию. Ученики приобретают необходимые знания и навыки, которые им пригодятся во время учебы и в жизни – в музицировании дома, в кругу друзей. Они совсем иначе слушают музыку – активно и заинтересованно, учатся с   удовольствием.

Цели

  • помочь педагогу найти разнообразные формы работы с учеником по развитию творческих навыков и музицирования;
  • пробудить интерес к музицированию, привить любовь к творчеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музицирование в классе специального фортепиано»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»











Методическая разработка





Тема:

«Музицирование в классе специального фортепиано»











Подготовила:

преподаватель высшей квалификационной категории

фортепианного отдела

Клеутина И.Л.













г.Унеча

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Методические рекомендации

  3. Примерный репертуарный список сборников и учебных пособий, содержащих музыкальный материал, наиболее удобный для подбора, гармонизации и транспонирования.

  4. Список используемой литературы.

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из центральных задач современной фортепианной педагогики является поиск средств и приемов интенсификации музыкально-слухового и творческого развития начинающих пианистов и ее органичное проникновение в различные процессы обучения. Все больше подтверждается важнейшее положение о первостепенной необходимости развития музыкально-слуховых способностей как основы для дальнейшего воспитания и исполнительских навыков.

В наше время на первый план выходит вопрос о воспитании и развитии детей посредством обучения музыки. Необходимо обучать абсолютно всех детей, независимо от степени их музыкальной одаренности. Нужен новый подход, чтобы не просто научить детей играть на фортепиано, но, в первую очередь, привить любовь к музыке, пробудить у них желание музицировать самостоятельно.

Сегодняшний метод обучения музицированию, если таковой вообще существует, далеко не всегда соответствует не только музыкальным вкусам ребенка, но и его пианистическим возможностям.

Педагог полностью зависит от обязательных программ, строго установленных сроков экзаменов, технических зачетов и т.д… И на то, чтобы поиграть с ребенком его любимые пьесы, почитать с листа, подобрать на слух свои любимые песни и мелодии, заняться транспонированием или сочинительством просто не остается времени.

Одной из главных предназначений сферы дополнительного образования – предоставить детям возможность творить, созидать, развиваться, формировать свою индивидуальность.

Развитие различных форм музицирования (подбор по слуху и транспонирование, чтение с листа, ансамбль, аккомпанемент, сочинение и импровизация) особенно востребовано в настоящее время.

Актуальность работы состоит в том, что систематическое воспитание детей в атмосфере музыкального творчества делает их раскрепощеннее, развивает эрудицию. Ученики приобретают необходимые знания и навыки, которые им пригодятся во время учебы и в жизни – в музицировании дома, в кругу друзей. Они совсем иначе слушают музыку – активно и заинтересованно, учатся с удовольствием.

Цели

  • помочь педагогу найти разнообразные формы работы с учеником по развитию творческих навыков и музицирования;

  • пробудить интерес к музицированию, привить любовь к творчеству.

Основные задачи:

  • развить творческие способности ученика в приобретении им необходимых знаний и навыков;

  • научить ребёнка мыслить за роялем, приобщить его к различным видам музицирования.

Необходимость переработать уже существующий (напечатанный, либо озвученный корифеями фортепианного мастерства) материал, систематизировать его с точки зрения собственного педагогического опыта и поделиться с коллегами назрела уже давно.

В учебно – методической разработке содержатся основные принципы соединения теории музыки и сольфеджио с практической игрой на фортепиано, которые способствуют развитию логического музыкального мышления, гармонического слуха и музыкальной памяти учащегося, а также свободному владению инструментом.

Такое обучение будет способствовать комплексному музыкальному воспитанию, которое развивает мышление и воображение ученика и доставляет ему радость творческого музицирования.

Влияние музицирования наиболее ярко отражается на изменении отношения ученика к работе над классическим репертуаром. К ней он подходит сознательно и осмысленно. Музыка для него становится источником музыкальных образов и гармоний. Ученик, который сможет легко разобрать произведение любого жанра, прочитать с листа пьесу, подобрать на слух любую песню и аккомпанемент к ней, никогда не расстанется с музыкой после окончания музыкальной школы.

Данная разработка рассчитана для детей младших и средних классов (1-5), поступивших в детскую музыкальную школу или детскую школу искусств на фортепианное отделение в возрасте 7-9 лет. Она строится в соответствии с основным курсом фортепиано, с учётом пианистических возможностей учащихся. Материал изложен систематично, от простого к сложному, и ориентирован на детей разной степени одаренности; разница лишь в том, что одни из них станут в итоге профессионалами, другие же – музыкантами-любителями и компетентными слушателями музыки.

Педагоги, работающие в системе детского музыкального образования, в большинстве своем не получили специальной подготовки для занятий с детьми творческим музицированием.

Надеюсь, что систематизированные задания по развитию творческих навыков, которые присутствуют в разработке, помогут им организовать работу в этом направлении.

Каждый преподаватель имеет свой собственный музыкальный опыт, своё видение, свои творческие наработки. Каждый ребёнок настолько индивидуален, что всегда побуждает к новым идеям.

Учебно-методическая разработка является ориентиром в работе и предлагает сотворчество преподавателя.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия на уроках по предмету «Музицирование» проводятся комплексно, что обеспечивает разностороннее, гармоничное развитие ребёнка, охватывая все направления обучения: исполнительство, теория, творчество, общим фундаментом которого является слуховое воспитание.

Педагог должен быть одновременно историком музыки, теоретиком, учителем сольфеджио… и игры на фортепиано.

В первые годы обучения закладывается фундамент всех знаний и навыков, которые в дальнейшем лишь совершенствуются. Упущенное на начальном этапе трудно наверстать. Первые шаги в творчестве очень важный этап. От этого зависят дальнейшие успехи и заинтересованность ребёнка. Гофман говорил, что начало – дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее.

Творческое начало органически присуще детям, хотя, разумеется, и в различной степени. Задача педагога - поддержать и развить эти задатки.

Творческое воспитание предполагает творческую педагогику. Конечно, чтобы научить, надо знать самому. Педагог, обучая, должен учиться вместе с учеником. Надо помнить, что ребёнок может творчески раскрыться только в атмосфере добра и любви. Замечания, которые делаются ученикам, должны носить форму советов и пожеланий. Требуется максимальная конкретность всех заданий. Главное же – любовь к своему делу и стремление вести предмет творчески, в постоянном поиске действенных форм, индивидуального подхода к каждому ученику. Постоянно будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой.

Не все учащиеся будут профессиональными музыкантами, но всем без исключения необходимы основы музыкальной грамотности и развитое творческое мышление.

Роль творчества в формировании гармоничной, духовно развитой личности ребёнка и подростка невозможно переоценить.

Единый курс обучения охватывает все направления – исполнительство, теорию, творчество. В области исполнительства приобретается умение не только выучить и сыграть пьесу, но и самостоятельно разобраться в ней, понять её строение, определить аппликатуру и т.д. Развиваются так же навыки аккомпанемента, игры в ансамбле, умение подбирать по слуху, транспонировать, сочинять и импровизировать, делать переложение или обработку.

Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально творческой деятельности ведёт к их взаимному обогащению и развитию.

Так, развитие навыков чтения нот с листа будет способствовать более быстрому разбору текста.

Гармонический анализ, ведущий к развитию ладогармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит задачу приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстрее заучивать текст наизусть, опираясь не только на двигательную, но и на ладогармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху.

Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает её интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной.

Зная хорошо буквенно-цифровое обозначение аккордов, ученики могут свободно подобрать аккомпанемент к любой песне, романсу, любимой мелодии, что очень важно впоследствии, после окончания школы.

Чем раньше научится ученик слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партий, тем активнее будет его слуховое восприятие.

Музыкальный анализ изучаемых произведений, выполненный учеником, позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность – что, в свою очередь приведёт к более осознанной работе над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального языка.

Систематическое воспитание в атмосфере музыкального творчества накладывает отпечаток и на исполнительство: дети играют более осознанно, так как сами умеют сочинять, анализировать, придумывать варианты, то есть им знакомо «музыкальная кухня». В то же время их игра отличается и большей непринужденностью. Ученики музицируют с искренним удовольствием, свободнее оперируют музыкальными образами и настроениями. Наконец, они совсем иначе слушают музыку – активно и заинтересованно.

Задача педагога - найти оптимальное соотношение индивидуальных особенностей развития учащегося и предлагаемого к обучению материала.

Педагог должен помнить: ученику будет гораздо легче в дальнейшем, если музыкальная грамота будет освоена с первых шагов. Необходимо теоретические объяснения всегда связывать со звучащей музыкой.

В процессе обучения учащиеся получают большой объём теоретических сведений, которые должны тактично, ненавязчиво вкрапливаться в творческий процесс. Каждый педагог избирает свою тактику в передаче теоретических данных. Она диктуется исключительно задатками ученика, к которым и приспосабливает педагог свою методику.

Постоянной заботой должны быть окружены ученики со скромными музыкальными способностями, не склонные к профессиональной деятельности в музыкальной сфере. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у мение способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, так как это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя. В не зависимости от того, насколько одарён ребёнок, обстановка поиска и открытия на каждом уроке вызовет у него желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. Атмосфера в классе должна располагать к творческой работе на основе обоюдного доверия. Всё это позволяет сохранить интерес к занятиям и значительно повышает эффективность учебного процесса. У каждого ученика должна быть творческая тетрадь, где выполняются задания. У большинства учеников большой сложностью является оформление нотной записи.

Обучение идёт с опережением теоретических знаний, что положительно влияет на подготовку и уровень знаний детей по теоретическим дисциплинам.

В процессе обучения ученик должен познавать мир тональностей. Без знания тональностей невозможна ни одна из форм работы по развитию творческих навыков учащихся.

Игре на любом музыкальном инструменте должно предшествовать формирование музыкально-слуховых впечатлений. Каждый ребёнок проходит этап предварительного музыкального развития «донотный период».

На первых парах, пока ребёнок ещё не умеет сочинять мелодию, ритм – эта та область, в которой он может проявить своё творчество. Это ему близко, знакомо, более доступно. Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Чтение стихотворения с одновременным прохлопыванием его метрической структуры, создание ритмических вариантов одного и того же стихотворения с использованием разных размеров (Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и др.) - первоначальный этап работы над ритмом. Ученики должны проходить много различных ритмических формул, прохлопывать ритмический рисунок к стихотворениям, попевкам, песням (педагог должен иметь большой запас ярких и образных четверостиший). Дети выполняют упражнения на ритмическую импровизацию (коллективную), например: Ю. Виноградов «Танец медвежат», старинный танец «Контрданс», Д. Кабалевский «Маленькая полька», Ю. Левитин «Марш», К. Орф «Танец» и др. (использовать хлопки, притопы, удары карандашом, кулачком, детские ударные инструменты…). Развивать ритмо-стиховое воспитание у ребёнка можно с использованием такого метода работы, как ритмический вопрос-ответ. Педагог задаёт вопрос, ученик отвечает своим вариантом (два ученика). Главное – сохранять форму (тот же размер, количество тактов). Научиться менять заданный ритмический вопрос, усложнять его («Что случилось, что случилось? – с печки азбука свалилась»). Ребята с большим удовольствием участвуют в детском шумовом оркестре, читают ритмические партитуры (распределение внимания по вертикали), что является предпосылкой к чтению с листа в дальнейшем.

Предмет «Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведёт их к взаимному обогащению и развитию. Поэтому разделение содержания урока на «чтение с листа», «подбор по слуху», «транспонирование», «игра в ансамбле» и др. является условным и разработана с целью методических рекомендаций для поэтапного освоения каждого из вышеперечисленных навыков.

Подбор по слуху и транспонирование

Развитие слуха у ребёнка – одна из главных задач первоначального обучения. До начала подбора мелодий по слуху необходимо выяснить слышит ли ученик высотное соотношение звуков, направление мелодии, регистр. Сначала ученик показывает рукой направление движения мелодии (исполняемой преподавателем) и комментирует: вверх, вниз, через клавишу, стоит на месте, скачок вверх, скачок вниз. Затем поёт (или играет) попевки. При подборе педагогу никогда не следует подсказывать нужный звук, надо приучить ученика слушать и контролировать себя, направлять его на осознанное отношение к работе. При подборе исполнении мелодии учеником обязательно нужно приучать его петь, вслушиваясь не только в частоту интонации, но и в саму протяжённость звука, чтобы пение не превращалось в разговор.

Подбирая мелодии, ученик закрепляет слуховые представления, развивает внутренний слух. Подбор по слуху, через который проходят все дети в начале периода обучения, надо продолжать и совершенствовать дальше, этим мы повышаем интерес к занятиям.

Предлагая первые песенки для подбора и транспонирования, надо следить, чтобы мелодия была поступенной. Сначала даётся первые три звука, затем диапазон постепенно расширяется до октавы. Подбор басовой линии – начало формирование аккомпанемента гармонического вида (когда мелодия и сопровождение звучат на фортепиано). Варианты аккомпанемента в левой руке надо усложнять постепенно (исходя из индивидуальных особенностей ученика). Сопровождение к мелодии может быть изложено (сыгранно) различными способами: основной тон; квинта или терция; трезвучия главных ступеней; обращения трезвучий; чередование баса и аккорда (основной тон и терция); септаккорды и их обращения; различные виды арпеджио; аккомпанемент смешанного типа. Как подобрать аккомпанемент к любой песне (см. в приложении).

Важно познакомить ученика с необходимыми правилами гармонизации:

  • смена аккордов происходит обычно на сильных долях такта;

  • в очень медленных темпах смена гармонии в мелодии возможна на каждую долю такта;

  • затакт чаще всего не гармонизуется;

  • по возможности следует избегать параллельных квинт и октав.

Для удобства исполнения играем аккорды, соблюдая принцип плавного голосоведения: общие звуки аккордов остаются на месте, остальные переходят в близлежащие ступени. Если общих звуков аккордов нет, следует избегать больших скачков. Аккорды располагаются так: бас в левой руке, остальные три голоса в правой (название аккорда происходит по басу). Один из звуков аккорда, чаще всего основной тон, использован дважды (удвоен). Для удобства исполнения используем трезвучия в разном расположении (обращения трезвучий). Использование обращений трезвучий обогащает возможности, учит голосоведению в басу и позволяет больше фантазировать при сочинении мелодии и аккомпанемента. Важно соблюдать стандартную аппликатуру, чтобы находить аккорды быстро, вслепую.

Осваиваем на основе трезвучий и их обращений простейшие виды фактур аккомпанемента (см. приложение).

Изучаем буквенные обозначения аккордов. Для обозначения аккордов используются цифры, буквы, знаки.

Теперь ученик может, не играя мелодию, петь её, аккомпанируя себе двумя руками. Дети могут играть ансамблем: один – мелодию (в октаву), второй – аккомпанемент (педагог и ученик).

Играем аккорды по буквенным обозначениям (хорошо сделать карточки). Переводим буквы в цифры и наоборот. Учимся играть с аккомпанементом песни с буквенным обозначением аккордов. Желательно использовать различные фактурные варианты (см. приложение). Важно помнить, что аккомпанемент зависит от характера и стиля произведения.

Транспонирование

Транспонированием по слуху мы занимаемся с детьми с первых уроков, подбирая попевки, песенки от разных звуков. Транспонирование по нотам является самым радикальным средством развития музыкального слуха, всех видов памяти (слуховой, зрительной, пальцевой и др.), навыков чтения с листа методом «графического восприятия». При этом осваиваются теоретические знания по гармонии в практической деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без чего невозможно перейти к сочинению и импровизации. При транспонировании надо играть пьесу всегда одной и той же аппликатурой. Транспонирование способствует установлению связи между движениями и слухом. Настоящее транспонирование заключается в том, что ученик должен играть в новой тональности сознательно, слышать пьесу в ней. Совершенно ясно, что транспонирование такого рода невозможно без знания тональностей.

Познание мира тональности для ученика большой и важный опыт и чем раньше он этот опыт освоит, тем легче ему будет в дальнейшем. Перед тем как попросить ученика сделать транспорт в другую тональность, надо разобрать эту мелодию: рассмотреть особенности её движения, ритмический рисунок, сделать гармонический анализ аккомпанемента (подписать карандашом буквенные обозначения аккордов новой тональности). Определение ступени, с которой начинается пьеса, является обязательным моментом при транспонировании. Транспонируя песни, надо выяснить с учеником главные ступени новой тональности и проиграть их левой рукой. Ученик может вначале транспонировать одной рукой, а педагог одновременно с ним будет играть партию другой руки.

Освоение навыка транспонирования по нотам начинайте с игры уже знакомых, выученных учеником пьес или песенок (в 2-3-х тональностях). Подбирать материал для транспонирования надо с точки зрения удобства и простоты исполнения; давать нетрудные пьесы, песни с простым аккомпанементом, лёгкие этюды, простые пьесы по ансамблю (два ученика или учитель – ученик). Ученик, занимающийся транспонированием, продвигается быстрее других и проявляет при самостоятельной подготовке домашних заданий большую музыкальную грамотность.

Подбор по слуху и транспонирование играют большую роль в развитии слуха и координации движений на фортепиано, развивают пианистическую свободу, а также вырабатывают у ученика навыки исполнения песенного репертуара в удобной для его голоса тесситуре.

Игра в ансамбле

Ансамблевому музицированию надо приучать с самых первых занятий. Игра даже одной ноты или исполнение метрической пульсации (ладошками, шагами, используя шумовые инструменты) вовлекает ученика в процесс совместного музицирования.

Начинать работу следует с простых обработок детских песен, пьес популярной, классической и современной музыки.

При игре в ансамбле развивается такое важное качество, как умение слышать не только себя, но и партнера, а также общее звучание всей фактуры пьесы; активизируется фантазия и творческое начало; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, или, когда это необходимо, подчиниться его интересам. Чем раньше научится слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партии, тем активней будет его слуховое восприятие.

На начальном этапе обучения учащийся осваивает навыки ансамблевого музицирования в паре с педагогом. Затем, со второго класса в коллективной игре. Советую заниматься с детьми в шумовом оркестре, где используются различные детские инструменты: металлофон, треугольник, бубен, барабан, маракас ложки и др. Ребятам очень нравиться играть в шумовом оркестре, исполнять песни под его сопровождение. Играть в инструментальных ансамблях (разных составов). Например: М. Красев «Весёлая дудочка», А. Филиппенко «Весёлый музыкант», Ж. Металлиди «Новогодняя песенка» А. Филиппенко «Праздничный вальс» и др. Необходимо добиваться негромкого музыкального звучания детских ударных инструментов. Они не должны заглушать фортепианную партию. Звучание оркестра должно быть выразительным и соответствовать характеру исполняемого произведения. Участие в оркестре даёт возможность проявить артистизм и исполнительскую волю, развивает гармонический слух, умение читать ритмические партитуры вертикально, воспитывает навыки ансамблевой игры и самое главное, доставляет ребятам большую радость.

Можно играть разноплановые партии по трудности, например, играют в ансамбле ученики разных классов (первый и третий…). Один ведёт мелодию, а ученик первого класса аккомпанирует кластерами (или наоборот). Можно подбирать любые варианты.

Игра в ансамбле в рамках предмета «Музицирование» представляет собой интересную форму учебной деятельности, открывающую благоприятные возможности для творческой активности, как ученика, так и преподавателя. Это может быть (помимо произведений для фортепианного ансамбля) и чтение с листа, импровизация, подбор по слуху в ансамбле и др.

Глубокая заинтересованность учащихся и возникающий в результате положительный эмоциональный фон обеспечивают при творческом характере педагогического воздействия большие успехи в чисто пианистической области.

Чтение с листа

«Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать». Знаменитый афоризм Иосифа Гофмана произносится как напутствие начинающим музыкантам. Действительно, ни один навык не может быть приобретён без постоянной тренировки. Развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Навык чтения с листа складывается из нескольких основных моментов.

  1. Восприятие нотного текста:

  • ускоренное («графическое») чтение;

  • структурно – смысловая логика (восприятие по горизонтали и по вертикали);

  • метроритмические и звуковысотные (внутренний слух) ощущения;

  • зрительная память, развитие навыка чтения с листа на одни такт вперёд.

  1. Воспроизведение нотного текста:

  • мгновенная двигательная реакция;

  • ориентировка рук и пальцев на клавиатуре («слепой метод» игры);

  • аппликатурная техника: аппликатурная реакция на горизонтальные (гаммообразные) и вертикальные (интервалы и аккорды) комплексы;

  1. Способность предвосхищать, предугадывать развёртывание музыкального текста:

  • структура текста (чем проще текст, тем легче предугадать его продолжение);

  • музыкально-исполнительский опыт учащегося.

  1. Установка на неожиданное, психическая и физическая готовность к внезапным изменениям (ритмическим, фактурным, регистровым, ладотональным и т.д.) в развитии текста.

  2. Упрощение нотного текста.

Как правило, элементы, составляющие навык чтения с листа, развиты неодинаково, что обусловлено индивидуальными особенностями ребёнка.

Исполнению пьесы с листа обязательно должен предшествовать предварительный анализ: движение мелодии, ладовая и метроритмическая основа произведения, аппликатура, штрихи, динамика, точные или варьированные повторы, вопросо-ответная соотношение фраз и т.д.

Все формы работы по развитию творческих способностей подготавливают ученика к развитию навыка чтения с листа. Это этапы, которые готовят к формированию связей «вижу-слышу-осязаю»; т.е. прочтению графического нотного знака «сплавом»: зрительно, внутренним слухом и моторно-осязательно.

Работа над разными формами музицирования является подготовительной ступенью к чтению с листа. Важным этапом в обучении чтению с листа является приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста по горизонтали и вертикали. Дети учатся узнавать визуально трезвучие и его обращение, D7-аккорд и его обращения и т.д. Это является первой ступенькой на пути чтения с листа. Наиболее специфичным для чтения фортепианной музыки является навык восприятия вертикали. Чтение ритма в инструментальном варианте (играя в шумовом оркестре, чтение ритмических формул и партитур…).

Все этапы обучения тесно связанны между собой, и переход от одного к другому зависит от индивидуального восприятия каждого учащегося, от его «внутреннего темпа», от особенности зрения, слуха, моторики, врожденного чувства ритма и др.









Список использованной литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. М.: «Музыка», 1981

  2. Баранов В. Музицирование любителя джаза. Спб.: «Композитор», 2009

  3. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «Каро», 2004

  4. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебн. Пособие. Ред. Ю. Н. Холопова. М.: «Советский композитор», 1987

  5. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971

  6. Брянская Ф. Пособие по чтению с листа на фортепиано. Ч. II. Л.: «Музыка», 1969

  7. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии (в 6-ти тетрадях). СПб.: «Композитор», 1996

  8. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради 1, 2, 3. Спб.: «Композитор» 1999

  9. Гитлиц В. О чтении с листа. Памятка педагогу в «Пособии по чтению нот с листа» (V-VII классы ДМШ). М.: «Музыка», 1967

  10. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. М.: «Классика - XXI», 2005

  11. Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 1, 2. Спб.: «Композитор», 2005

  12. Катанский В. М. Школа-самоучитель игры на фортепиано: Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство Владимира Катанского», 2004

  13. Криштоп Л. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. Спб.: «Композитор», 1994

  14. Кабашова Н. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах ДМШ. Методические материалы. М.: 1976

  15. Куус И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащегося» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: «Музыка», 1981

  16. Макаровская Ф. «Творческое музицирование как метод музыкального воспитания» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: «Музыка», 1981

  17. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М.: «Кифара», 2002

  18. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём. Спб.: «Композитор», 2003

  19. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. Ч. 1, 2. СПб.: «Композитор», 2001

  20. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003

  21. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 1. М.: «Советский композитор», 1990

  22. Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. Части I, II. М.: «Владос», 2002

  23. Терацуян А.М Практический курс джазовой импровизации для начинающих. Ростов н/Д.; «Феникс», 2011

  24. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: «Советский композитор»,1985

  25. Чернова В. И. Учимся импровизировать и подбирать на слух. Н., «Издательство «Окарина», 2009

  26. Хромушин О. Учебник джазовой импровизации. Спб.; «Композитор», 2000

  27. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб.: «Союз художников», 1996










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Музицирование в классе специального фортепиано»

Автор: Клеутина Ирина Лазаревна

Дата: 14.11.2022

Номер свидетельства: 617381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Конспект урока по специальности фортепиано. Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера. "
    ["seo_title"] => string(177) "konspiekt-uroka-po-spietsial-nosti-fortiepiano-tiema-razvitiie-emotsional-noi-otzyvchivosti-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-osnovie-proizviedienii-razlichnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "223607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437928774"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "открытый урок по фортепианному ансамблю с учащимися 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-po-fortiepiannomu-ansambliu-s-uchashchimisia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "233518"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443117035"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. "
    ["seo_title"] => string(138) "komplieksnaia-proghramma-dlia-podghotovitiel-nogho-klassa-po-spietsial-nosti-udarnyie-instrumienty-soavtorov-zabighulina-ie-r-mishinoi-v-a"
    ["file_id"] => string(6) "173756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424020157"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Лекция-концерт "В гостях у "Детского альбома" Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(66) "liektsiia-kontsiert-v-ghostiakh-u-dietskogho-al-boma-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "219865"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434393225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства