Дело каждого человека уметь извлечь из прошлого то, что необходимо для настоящего и будущего. Память - основа культуры. Хранить в памяти - это наш нравственный долг перед потомками. Кто не интересуется историей, пошлым обедняет своё настоящее. Мы должны удивляться и восхищаться, то что создал человек.
Благодаря симфонии "Ленинградская" Д. Шостаковича, который даёт нам возможность вернуться в XX век и не дают забыть тяготы и ужасы войны. Его симфония ведёт по пути патриотического взросления. Сколько бы мы не учили историю по учебнику, настоящее и глубокое её постижение всегда приходит через чувственное восприятие. "Музыка вступает в свои права там, где никакая поэзия, литературное мастерство, красноречие не могут передать настоящую глубину чувств" - утверждал немецкий писатель, поэт, философ начала XIX века Фридрих Шлегель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №29
Музыкальная гостиная по теме: "Ленинградская"
( 7-8 класс)
учитель музыки: Г.А.Шипунова
2015г
Пояснительная записка
Дело каждого человека уметь извлечь из прошлого то, что необходимо для настоящего и будущего. Память - основа культуры. Хранить в памяти - это наш нравственный долг перед потомками. Кто не интересуется историей, пошлым обедняет своё настоящее. Мы должны удивляться и восхищаться, то что создал человек.
Благодаря симфонии "Ленинградская" Д. Шостаковича, который даёт нам возможность вернуться в XX век и не дают забыть тяготы и ужасы войны. Его симфония ведёт по пути патриотического взросления. Сколько бы мы не учили историю по учебнику, настоящее и глубокое её постижение всегда приходит через чувственное восприятие. "Музыка вступает в свои права там, где никакая поэзия, литературное мастерство, красноречие не могут передать настоящую глубину чувств" - утверждал немецкий писатель, поэт, философ начала XIX века Фридрих Шлегель.
Цель:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ;
- чувства ответственности за будущее нашей страны.
Задачи:
- формирование основных жизненных ценностей, чувства гражданственности, патриотизма, желание защищать свой Отечество;
- расширение знаний учащихся о событиях Отечественной войны;
- научить следить за развитием музыкальной мысли на основе её тембровых и динамических изменений;
- развивать память , внимание, мышление и волю;
- воспитание чувства гордости за своих сверстников в годы войны, любви к Родине, к своему народу.
Возрастная группа: 7-8 класс.
Формы: гостиная.
Методы: совместная работа педагога и учащихся: работа с литературой, обсуждение, выбор формата, коллективное восприятие, исполнение песни.
Оборудование: компьютер, музыкальный проигрыватель, оформление кабинета, слайд-шоу, фрагмент из фильма" Ленинградская симфония".
(Тихо звучит припев из песни "Письмо из сорок первого", через некоторое время громкость приглушается).
У.22июня 1941 года началась Великая Отечественная война – «историческая схватка… между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой», - так писал Д.Шостакович. ( слайд №1 портрет компзитора).
«Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит…, как правдивое сказание о волнениях современного человека, - именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества» - Б.В.Асафьев.
Д. Шостакович не спокойный летописец, а страстный глубокий драматург и мыслитель. Таким он предстаёт и в сочинениях как, например, седьмая – «Ленинградская» симфония.
Д. Не прошло и года, как Шостакович задумал Седьмую симфонию – предполагал посвятить её памяти В.И.Ленина в 1941 г. Трагические события первых дней войны не сбивают его с творческой колеи, а вызывают жажду труда:15 июля Шостакович начинает писать симфонию о войне. Он много работает. Утром 16сентября Д.Шостакович выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолёты, а композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб. (слайд)
Д. «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую часть, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? – продолжал композитор, - для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас свою боевую вахту». (слайд)
Д. 29 сентября три части Седьмой симфонии были готовы, они были написаны в Ленинграде.
Ленинград замкнуло кольцо блокады. В октябре Шостакович улетает в Москву, а затем на поезде уезжает в Свердловск. В суматохе погрузки потерялись чемоданы, где находились рукописи Седьмой симфонии. Пока друзья занимались поисками по всем вагонам, Шостакович сидел подавленный – он был уверен, что рукопись придётся восстанавливать заново. Лишь на станции Рузаевка вещи обнаружили в тамбуре одного из вагонов. (слайд)
Д. 27 декабря 1941г. симфония была закончена – огромное полотно звучанием более часа. Тема Родины была пронизана вся музыка. Музыка поражает глубиной мысли. Идеи борьбы и торжества добра по-разному раскрывают симфонию. Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передаёт она дух событий. Схватку русского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров:
мира созидания, творчества, разума, и мира разрушения и жестокости;
Человека и – цивилизованного варвара;
добра и зла.
Д. О том, что побеждает в симфонии в результате этой борьбы, очень точно сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – Д.Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой».
Премьера симфонии состоялась в Самаре 5 марта 1942 года, 20 марта композитор вылетает в Москву, где ведёт репетиции с оркестром.
Московская премьера состоялась 29 марта. Хотя несколько фашистских самолётов прорвались к городу – никто не покинул зал. Слушателями главным образом были фронтовики. Шостакович сел не в ложу, а в средний ряд, у прохода: хотелось быть среди людей, почувствовать их отклик. В то трудное время обороны Москвы все восприняли симфонию как предвестие победного финала войны. (Звучит Тема нашествия из седьмой симфонии- фрагмент).
У. После концерта в фойе Колонного зала открыли выставку «В защиту детей от фашистского варварства» Она явилась как бы дополнением к концерту – в ней по- своему звучала та же тема.(слайды)
В связи с успехом симфонию повторили 30 марта, 5 и 6 апреля. (продолжает звучать Тема нашествия из "Седьмой симфонии - фрагмент)
Д. В осаждённом городе Ленинграде Седьмая симфония была исполнена в августе 1942году.В оркестре радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста. Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.
9 августа Седьмую симфонию сыграли в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.
«Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих» - писала Ольга Берггольц. (Пауза. Звучит фрагмент трио второй части "Седьмой симфонии).
Д. Трансляцию из филармонии слушали также и осаждавшие город немцы. Динамики разносили её по всему городу. Они буквально обезумели от бессилия. Ведь они-то считали наш город уже мёртвым...
Д. Гораздо позже, после войны двое туристов из ГДР, которые в 1942-м были молодыми гитлеровскими солдатами, осаждавшими Ленинград, разыскали Элиасберга и признались в разговоре, что именно 9 августа 1942г. они поняли, что проиграют войну.
У. На партитуре была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду».
Всюду симфония вызывала восхищение. В Нью-Йорке под управление Тосканини была сыгранна летом 1942 году. Американский корреспондент писал о Седьмой симфонии: «Какой дьявол может победить народ, способный создать музыку, подобную этой».
У. Симфония имеет четыре части, но мы сегодня будем говорить, и слушать «Эпизод фашистского нашествия» - это потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Звучит последний «мирный» аккорд, вдруг издалека доносится дробь военного барабана.
Д. На фоне её возникает странная тема – аккуратная, симметричная, отрывистая. Как будто двигаются марионетки: Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова». Сначала эта тема кажется не столько угрожающей, сколько пошлой и тупой. (Слушание, слайд.)
Д. Но в развитии постепенно раскрывается её страшная сущность. Эпизод построен на одиннадцати вариаций. Звучит одна мелодическая тема, постоянно остаётся и барабанная дробь. Тема надвигается, она нарастает с неуловимой постепенностью. Всё громче и громче, всё ближе и ближе, всё страшнее и ужаснее – это вражеское нашествие, это сама война надвигается на страну. Тема заполняет всё вокруг, слышатся вопли, скрежет железа, сметая на своём пути всё вокруг, разрушая и убивая. Слушание, слайды).
Д. В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности (фортиссимо).
В девятой вариации к железному звучанию темы присоединяется мотив стона. Кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. (Слушание, слайды).
Д. Но тут в десятой вариации происходит неожиданное - звучит драматический мотив, который называют мотивом сопротивления.
К большому (тройному) составу духовых инструментов в оркестре добавлены ещё 3 трубы, 4 валторны и 3 тромбона.
Тема нашествия сразу же искажается, она дробится, проходит обрывками. Враг уже не кажется всесильным. Героическое сопротивление преградило ему путь. И все слушатели, как один человек, переводит дыхание – надежда приходит на смену гнетущему отчаянию. (Слушание, слайды).
Д. Со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии прошло много лет. Много раз она звучала с тех пор в мире – в концертных залах, по радио в кино (был создан фильм о седьмой симфонии). Каждый раз её исполнение воскрешает перед людьми незабываемые страницы современной истории и вливает в их сердца мужество и гордость. Седьмая симфония Шостаковича с полным правом может быть названа «Героической симфонией» XX века. (Слушание, слайды)
У. Вопрос:
- в чём необычность репризы первой части симфонии Шостаковича?
- тема эпизода нашествия (напеть, ритм);
- какова идея седьмой симфонии?
Д. Разработка или заменяющий её эпизод – это воплощение образов зла. Необычайно динамизированная реприза – выражение человеческого начала, она представляет собой результат огромного нарастания эмоций в разработке и включается широко развёрнутую кульминацию сонатной формы
Реприза: маршевый ритм становится ритмом траурного шествия. Всё выливается в грандиозный реквием – плач о погибших.(Слушание, слайды).
У. Д.Шостакович – самый исполняемый композитор в мире (слова Г.Вишневская).
Д. Исполнение седьмой симфонии весь мир воспринял как событие огромной важности. Гигантская симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда!
Д. Не все смогли увидеть торжественный салют в честь снятия блокады, радостных лиц горожан. В Ленинграде был возведён не один мемориальный комплекс в честь тех, кто отдал свою жизнь ради жизней новых поколений.
Д. Монумент скорбящей матери-Родины на Пискарёвском кладбище...(слад). Здесь замирает сердце от вида почти километровой череды холмов, братских могил...
(Исполнение песни "Письмо из сорок первого" композитор Мартынов)
Литература
1 .Мой Шостакович. Док. фильм, Россия, ГТРК "Культура", 2006. Автор сценария и режиссёр Валентин Тернявский [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=ybeYi7hY7Qk.
2. Прохорова И. Музыкальная литература для 7 класса детской музыкальной школы/ издательство "Музыка" Москва 2009.