Посмотрите на эти картины (И.С. Остроухов «Ранняя весна», В. Переплетчиков «Черемуха»). Определите, к какой из этих картин можно отнести стихотворение «На лугу» - А. Блока.
Читает ребенок.
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
Музыкальный руководитель:
А теперь послушайте музыкальное произведение и определите, к какой картине оно подходит.
Фонограмма Ирома «Река цветов».
Что общего в пьесе, стихотворении и картине? Какое настроение?
Дети дают определение характера музыки, используя знакомые слова: спокойное, ровное, плавное, светлое.
Музыкальный руководитель:
А теперь послушайте следующее стихотворение и определите, к какой картине оно подходит? («Черемуха» С.А. Есенин, читает воспитатель).
Музыкальный руководитель:
И сейчас пришло время вновь послушать музыкальное произведение и определить, к какой картине оно подходит.
Н. Раков «Вальс».
Музыкальный руководитель:
Что общего в пьесе, стихотворении и картине? Какое настроение? (веселое, яркое, легкое).
Музыкальный руководитель:
Давайте еще раз обратим внимание на картины: они об одном времени года, но весна изображена по-разному. В чем вы видите разницу? (настроение, цвет).
Какая весна вам нравится? Попытайтесь описать весну так, как вы ее видите.
Дети описывают весну раннюю, позднюю.
Музыкальный руководитель:
Скажите, ребята, а весна начинается мгновенно? Или приход этого времени года ощущается постепенно? Сразу ли весна начинается ярко?
Дети: Она начинается с проталинок, с капели.
Музыкальный руководитель:
Я предлагаю вам сымпровизировать капель. Я попрошу показать ее движением. Кто скажет, что такое «импровизация»?
Предположительные ответы детей: когда мы что-нибудь придумываем.
Музыкальный руководитель:
Что такое импровизация движений?
Дети: Когда мы придумываем движения.
Музыкальный руководитель:
Пока мальчики будут показывать капель пальцами рук, а девочки нарисуют весеннее настроение ватными палочками с воспитателем за отдельным столом.
Мальчики показывают капель под музыку «Полька-пицикатто» И.Штраус.
Музыкальный руководитель:
А сейчас я предлагаю вам показать, как капель будет звучать на музыкальном инструменте, например, на металлофоне.
«Вальс-шутка» Д. Шостакович, ребенок импровизирует на музыкальном инструменте.
Музыкальный руководитель:
А теперь я предлагаю вам немного потанцевать.
«Весна – красна идет» Т.Бокова.
Музыкальный руководитель:
Весеннее утро начинается с того, что просыпается солнышко, распускаются цветы. А сможете ли вы показать, как распускаются цветы?
Предположительные ответы детей: первая и третья часть - тихие, вторая часть – громкая.
Музыкальный руководитель:
Что такое динамика?
Дети: Громкость звучания.
Музыкальный руководитель:
А как вы думаете, есть ли динамика в цвете?
Дети: Есть яркие тона, а есть бледные или полутона.
Музыкальный руководитель:
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? А что мы делали? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель:
Мы сегодня говори о весне, и рисовали ее настроение. Посмотрите на рисунки – импровизации девочек! Как можно догадаться, что весна разная – где ранняя, где поздняя?
Дети: По цвету.
Музыкальный руководитель:
Что вам помогло почувствовать и понять настроение?
Дети: Музыка, стихи, картины.
Музыкальный руководитель:
Да, это все помогает почувствовать природу, в ваших рисунках она хотя и разная, но всегда красивая. Не зря поэты воспевали природу в стихах, художники в картинах, композиторы в музыке. Для того чтобы ваше настроение всегда было ярким, хорошим, как ваши рисунки, мы должны беречь природу родного края.