Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности. Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.
Классицизм в искусстве и литературе
Занятие в клубе «Юный интерпретатор»
Тема: Классицизм в искусстве и литературе.
Цель занятия: В ходе лекции-беседы ознакомиться и проанализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, принадлежащие классическому направлению и выявить характерные черты данного направления.
План работы: 1. Лекция-беседа. 2. Просмотр репродукций художников, образцов архитектуры, знакомство с поэзией и музыкой классицизма.
Классицизм - (от лат. Classicus – образцовый) - течение художественной культуре европейских стран первой половины 17-19 вв.
Главнойзадачей Классицизмабыловозвеличивание государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — всё приносилось в жертву во имя патриотического долга.
В основе Классицизма лежалпринцип героической гражданственности. Особенностью К. было его обращение к искусству древнего Рима и древней Греции. В классическом искусстве древней Греции и древнего Рима классицисты видели непревзойдённые художественные образцы высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Классики наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних классики взяли и правила трёх единств - времени, места, действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классицизм в искусстве и литературе»
Классицизм в искусстве и литературе
Занятие в клубе «Юный интерпретатор»
Тема: Классицизм в искусстве и литературе.
Цель занятия: В ходе лекции-беседы ознакомиться и проанализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, принадлежащие классическому направлению и выявить характерные черты данного направления.
План работы: 1.Лекция-беседа. 2. Просмотр репродукций художников, образцов архитектуры, знакомство с поэзией и музыкой классицизма.
Классицизм - (от лат. Classicus – образцовый) - течение художественной культуре европейских стран первой половины 17-19 вв.
Главнойзадачей Классицизмабыловозвеличивание государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — всё приносилось в жертву во имя патриотического долга.
В основе Классицизма лежалпринцип героической гражданственности. Особенностью К. было его обращение к искусству древнего Рима и древней Греции. В классическом искусстве древней Греции и древнего Рима классицисты видели непревзойдённые художественные образцы высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Классики наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних классики взяли и правила трёх единств - времени, места, действия.
Изобразительное искусство и архитектура
В изобразительном искусстве Франции вождём К. был живописец Никола Пуссен. Этот художник прославлял достоинства героической личности, волю, разум человека. По словам Пуссена, «не только вкус наш должен быть судьёй, но и разум». Требования разума обязывали искусство к логичности, ясности, композиционной стройности.
«Танкред и Эрминия» Н.Пуссен 1630-е годы, холст, масло.
Рассмотрим картину Н. Пуссена «Танкред и Эрминия». Сюжет картины навеян поэмой Торквадо Тассо «Освобождённый Иерусалим». Художник воспел чувство амазонки Эрминии, внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу — раненому рыцарю Танкреду. Образ Эрминии сложен, она нежна и мужественна, взволнованна и решительна, в её лице страх и надежда. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Страстной, порывистой Эрминии противопоставлены теряющий силы Танкред и сосредоточенный оруженосец. Сверкающие серебристо-синие одежды развиваются и вторят движению героини, усиливая настроение тревоги. Красные отзвуки заката воспринимаются как отзвуки минувших грозных событий, пламенных страстей. Контраст холодных сине-стальных и напряжённых красно-золотых тонов в «Танкреде и Эрминии» подчёркивает глубокую трагичность образов.
С.Шарден «Прачка», ок.1737, Эрмитаж, Ленинград
Совершенно противоположные устремления и идеалы выражали правдивые, реалистические полотна Жана Батиста Симеона Шардена (1699- 1779). Он отобразил жизнь простых людей Франции, воспел их быт, их тихие радости, их семейный уют (« Прачка», ок.1737, Эрмитаж, Ленинград.). При этом он всегда проявлял замечательный вкус и высокое профессиональное живописное мастерство. Глубоко прав был Дидро, восклицая « О, Шарден! ...ты берёшь воздух и свет на кончик твоей кисти и прикрепляешь их к
полотну».
Классицизм оказал своё влияние на архитектуру. Архитектура - это система зданий, сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Различают три вида архитектуры:
1- архитектура объёмных сооружений. Это жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения.
2- ландшафтная архитектура. Это городские парки, скверы с «малой» архитектурой: беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.
3
Голицинская больница в Москве М.Казаков
- градостроительство. Оно охватывает создание новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.
Версальский дворец. Л.Лево, Ф. д. Орбе, Ж. Ардуэн
Архитектура — это искусство создавать здания по законам красоты. А людей, которые их создают, называют архитекторами. Архитектор в переводе с греческого «старший строитель». В 17 веке в строительстве применяют композиционные приёмы, сознательно заимствованные из Римской и древнегреческой архитектуры. Величайшая заслуга греческих зодчих — создание архитектурного ордера. Ордер — означает «порядок». В древней Греции существовало три ордера — дорический, ионический, коринфский. Они имели общие основные элементы — капитель, колонну, архитрав, фриз, карниз — и отличались пропорциями и декоративной обработкой. Благодаря пропорциям ордера удивительно гармоничные, светлые и лёгкие греческие храмы из белого мрамора и камня сияли под лучами солнца, радуя и восхищая людей своей красотой. Многие здания, выстроенные в эпоху классицизма, являются мировыми шедеврами.
Михайловский дворец. Площадь искусств. С- Петербург.
Дом Пашкова в Москве. В.И.Баженов.
Голицинская больница в Москве. М.Казаков.
Академия художеств. С.- Петербург. А. Кокоринов. Ж. Вален- Деламот.
Версальский дворец. Л.Лево, Ф. д. Орбе, Ж. Ардуэн.
Литература
В литературе основоположниками К. во Франции являлись писатель Пьер Корнель, поэт Жан Расин, великий писатель — комедиограф Жан Батист Мольер.
Жан Батист Мольер 1622-1623 комедиограф
Пьер Корнель, адвокат по образованию, увлекался сочинением пьес и стихов, и однажды, он передал свою комедию «Мелита» актёру Мондори, возглавлявшему труппу театра. Комедию поставили на сцене одного из театров Парижа, и она имела большой успех, это и определило дальнейшую судьбу Корнеля. В конце 1637 г. В театре Маре была впервые поставлена трагедия «Сид», после которой о Корнеле заговорила вся Франция. Весь Париж восхищался «Сидом», и повторял корнелевские стихи. Помимо прекрасных стихов трагедия пленяла возвышенностью темы и благородством образов.
Молодой кастильский дворянин Родриго (он же Сид), мстя за поруганную честь отца, убивает на поединке дона Гомеса. Дон Гомес - отец его возлюбленной Хименьи, и Родриго, убив его, лишается своей невесты. Химена не может отдать руку убийце своего отца. Теперь взывает к мести и на коленях молит короля о смертном приговоре Родриго. Сцена встречи двух влюблённых, между которыми отныне пролегла пропасть, потрясла зрителя. Конфликт между любовью и долгом решался в пользу последнего, но Корнель дал своей трагедии неожиданно счастливый конец. Король Кастилии, олицетворяющий идею разумной государственной власти, дарует Родриго жизнь, ибо он спаситель отечества, отразивший мавров, и его подвиг во имя Родины выше феодального культа чести.
Шумный успех «Сида» вызвал недовольство всесильного министра кардинала Ришелье, который считал, что тема торжества долга над личным чувством была решена в трагедии недостаточно чётко. Академия наук Франции составила отзыв о «Сиде», в котором осудила пьесу как не отвечающую всем обязательным правилам классицизма.
Родоначальниками и последователями русского классицизма являлись А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Благодаря деятельности прогрессивных писателей обогащается сама литература. Создаются новые роды и виды литературы, В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах получает сатира.
(Пример — Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»).
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на
драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!"
И.А.Крылов 1769-1843
Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит наконец
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -
Тут Ловчий* перервал в ответ: -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой"
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
* Ловчий - охотник, который управлял у помещика охотой с собаками. Здесь под ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов. Волк - Наполеон, который, вступив в 1812 году в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира. Крылов написал эту басню в 1812 году и послал ее в армию Кутузову.
Музыкальное искусство
Классицизму во многом родственно - и по идейной направленности и по стилистическим чертам - творчество венской классической школы. (И.Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен ).
Й.Гайдн 1732-1809
австрийский композитор
Вена была столицей монархии Габсбургов. В состав этой монархии входили земли, населённые многими народами: собственно Австрия, являющаяся одной из стран немецкого языка, Венгрия, Чехия, Моравия, Словакия, Хорватия, Штирия, Босния, Долмация, Герцеговина, Истрия, Тироль, некоторые польские и украинские области. Население империи было пёстрым по своему национальному составу. Всё это сказалось на музыкальном фольклоре Вены, бывшей одним из музыкальнейших городов Европы. На перекрёстках улиц, в общественных садах, парках, в ресторанах и кабачках, в центре города и его предместьях, в домах среднего бюргерства, в салонах аристократической знати — везде звучала музыка. Со всех концов многонациональной империи в Вену стекались народные музыканты, часто объединявшиеся в небольшие ансамбли. Улицы города оглашались звуками песен и танцев разных народов. Излюбленным танцем был лендлер — трёхдольный танец, из которого впоследствии развился вальс.
Окружающая жизнь, картины народного быта, радости и скорбные раздумья, явления природы и душевные переживания нашли яркое воплощение в музыке венских классиков.
Музыка венских классиков в основном базируется на гомофоно-гармоническом мышлении. Но этот гомофонно-гармонический склад сочетается с полифоническим развитием. Гармонический язык венских классиков основан на принципе функциональности. Колористическая роль гармонии сводится к минимуму и выступает лишь в особых, исключительных случаях. Гармонические функции Т SD в пределах мажорного и минорного лада — таков круг гармонических средств, широко использованных Гайдном и Моцартом. В пределах этих простых гармонических средств музыка венских классиков обнаруживает изумительное богатство: это относится к тематическим и ладовым контрастам, тональным и модуляционным планам, к мелодике, фактуре.
В.А.Моцарт 1756-1791
австрийский композитор
В области формы для венского классического стиля характерна периодичность и симметричность мелодических структур, представляющих собой восьми- или шестнадцатитактные построения (периоды, предложения), завершающиеся кадансами. Симметричность обусловлена характером австрийской и немецкой песни. Преодоление периодичности и непрерывность развития свойственны разработочным частям и разделам. Если же встречаются в экспозиционных разделах мелодико-ритмические п остроения из нечетного количества тактов, то они связаны с влиянием славянской народной песенности.
Характерные черты музыкального языка венских классиков: гармоническая ясность, уравновешенность, строгость выражения, стройность форм, пластичность, благородная простота, жизненная полнота образов.
С постоянным живым интересом относились к жанру камерной сонаты великие венские классики — Гайдн, Моцарт. Клавирные сонаты этих композиторов — ценнейший вклад в классическую музыку.
Фортепианные сонаты Моцарта богаты прекрасными мелодиями. Справедливо утверждал А. Рубинштейн, что « во всей фортепианной музыке Моцарта виден оперный композитор. Всё у него поёт, темы его сонат - настоящие арии».
Несмотря на кажущуюся простоту, клавирные сонаты Моцарта трудны для исполнения. Они требуют от пианиста не только отточенной техники и совершенного владения звуком, но и глубокого понимания благородного душевного строя музыки Моцарта, умения уловить и передать тончайшие эмоциональные опенки, выразительность интонаций музыкальной речи.
Непревзойдённой художественной высоты достигает соната в творчестве одного из величайших композиторов — Л. Бетховена (1770-1827). Современники Бетховена рассказывают о том, как вокруг отдельных сонат (в особенности «Патетической») разгорались такие же страстные споры, как и при постановки новых опер.
Лучшие фортепианные и скрипичные сонаты Бетховена глубине и величию идейного замысла, красоте, могучей впечатляемости и захватывающей силе образов справедливо стоят в одном ряду с его гениальными симфоническими произведениями. А. Рубинштейн точно подмечал «... в этих произведениях слышится уже, что вскоре собственные волосы заменят напудренный парик с косичкой, что сапоги, вместо башмаков с пряжками, изменят походку мужчины (также и музыкальную).
Прослушаны и проанализированы произведения венских классиков: