kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классицизм в искусстве и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.         Сформировать ключевые  компетенции  учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.

Классицизм в искусстве и литературе

Занятие в клубе «Юный интерпретатор»

         Тема: Классицизм в искусстве и литературе.

         Цель занятия: В ходе лекции-беседы ознакомиться и проанализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, принадлежащие классическому направлению и выявить характерные черты данного направления.

         План работы: 1. Лекция-беседа. 2. Просмотр репродукций художников, образцов архитектуры, знакомство с поэзией и музыкой классицизма.

Классицизм - (от лат. Classicus – образцовый) - течение художественной культуре европейских стран первой половины 17-19 вв.

         Главной задачей Классицизма было возвеличивание государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — всё приносилось в жертву во имя патриотического долга.

         В основе Классицизма лежал принцип героической гражданственности. Особенностью К. было его обращение к искусству древнего Рима и древней Греции. В классическом искусстве древней Греции и древнего Рима классицисты видели непревзойдённые художественные образцы высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Классики наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних классики взяли и правила трёх единств - времени, места, действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классицизм в искусстве и литературе»

Классицизм в искусстве и литературе

Занятие в клубе «Юный интерпретатор»

Тема: Классицизм в искусстве и литературе.

Цель занятия: В ходе лекции-беседы ознакомиться и проанализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, принадлежащие классическому направлению и выявить характерные черты данного направления.

План работы: 1. Лекция-беседа. 2. Просмотр репродукций художников, образцов архитектуры, знакомство с поэзией и музыкой классицизма.


Классицизм - (от лат. Classicus – образцовый) - течение художественной культуре европейских стран первой половины 17-19 вв.

Главной задачей Классицизма было возвеличивание государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — всё приносилось в жертву во имя патриотического долга.

В основе Классицизма лежал принцип героической гражданственности. Особенностью К. было его обращение к искусству древнего Рима и древней Греции. В классическом искусстве древней Греции и древнего Рима классицисты видели непревзойдённые художественные образцы высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Классики наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних классики взяли и правила трёх единств - времени, места, действия.


Изобразительное искусство и архитектура

В изобразительном искусстве Франции вождём К. был живописец Никола Пуссен. Этот художник прославлял достоинства героической личности, волю, разум человека. По словам Пуссена, «не только вкус наш должен быть судьёй, но и разум». Требования разума обязывали искусство к логичности, ясности, композиционной стройности.

«Танкред и Эрминия» Н.Пуссен 1630-е годы, холст, масло.

Рассмотрим картину Н. Пуссена «Танкред и Эрминия». Сюжет картины навеян поэмой Торквадо Тассо «Освобождённый Иерусалим». Художник воспел чувство амазонки Эрминии, внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу — раненому рыцарю Танкреду. Образ Эрминии сложен, она нежна и мужественна, взволнованна и решительна, в её лице страх и надежда. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Страстной, порывистой Эрминии противопоставлены теряющий силы Танкред и сосредоточенный оруженосец. Сверкающие серебристо-синие одежды развиваются и вторят движению героини, усиливая настроение тревоги. Красные отзвуки заката воспринимаются как отзвуки минувших грозных событий, пламенных страстей. Контраст холодных сине-стальных и напряжённых красно-золотых тонов в «Танкреде и Эрминии» подчёркивает глубокую трагичность образов.

С.Шарден «Прачка», ок.1737, Эрмитаж, Ленинград

Совершенно противоположные устремления и идеалы выражали правдивые, реалистические полотна Жана Батиста Симеона Шардена (1699- 1779). Он отобразил жизнь простых людей Франции, воспел их быт, их тихие радости, их семейный уют (« Прачка», ок.1737, Эрмитаж, Ленинград.). При этом он всегда проявлял замечательный вкус и высокое профессиональное живописное мастерство. Глубоко прав был Дидро, восклицая « О, Шарден! ...ты берёшь воздух и свет на кончик твоей кисти и прикрепляешь их к

полотну».

Классицизм оказал своё влияние на архитектуру. Архитектура - это система зданий, сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Различают три вида архитектуры:

1- архитектура объёмных сооружений. Это жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения.

2- ландшафтная архитектура. Это городские парки, скверы с «малой» архитектурой: беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

3

Голицинская больница в Москве М.Казаков

- градостроительство. Оно охватывает создание новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

Версальский дворец. Л.Лево, Ф. д. Орбе, Ж. Ардуэн


Архитектура — это искусство создавать здания по законам красоты. А людей, которые их создают, называют архитекторами. Архитектор в переводе с греческого «старший строитель». В 17 веке в строительстве применяют композиционные приёмы, сознательно заимствованные из Римской и древнегреческой архитектуры. Величайшая заслуга греческих зодчих — создание архитектурного ордера. Ордер — означает «порядок». В древней Греции существовало три ордера — дорический, ионический, коринфский. Они имели общие основные элементы — капитель, колонну, архитрав, фриз, карниз — и отличались пропорциями и декоративной обработкой. Благодаря пропорциям ордера удивительно гармоничные, светлые и лёгкие греческие храмы из белого мрамора и камня сияли под лучами солнца, радуя и восхищая людей своей красотой. Многие здания, выстроенные в эпоху классицизма, являются мировыми шедеврами.

Михайловский дворец. Площадь искусств. С- Петербург.

Дом Пашкова в Москве. В.И.Баженов.

Голицинская больница в Москве. М.Казаков.

Академия художеств. С.- Петербург. А. Кокоринов. Ж. Вален- Деламот.

Версальский дворец. Л.Лево, Ф. д. Орбе, Ж. Ардуэн.

Литература

В литературе основоположниками К. во Франции являлись писатель Пьер Корнель, поэт Жан Расин, великий писатель — комедиограф Жан Батист Мольер.

Жан Батист Мольер 1622-1623 комедиограф

Пьер Корнель, адвокат по образованию, увлекался сочинением пьес и стихов, и однажды, он передал свою комедию «Мелита» актёру Мондори, возглавлявшему труппу театра. Комедию поставили на сцене одного из театров Парижа, и она имела большой успех, это и определило дальнейшую судьбу Корнеля. В конце 1637 г. В театре Маре была впервые поставлена трагедия «Сид», после которой о Корнеле заговорила вся Франция. Весь Париж восхищался «Сидом», и повторял корнелевские стихи. Помимо прекрасных стихов трагедия пленяла возвышенностью темы и благородством образов.

Молодой кастильский дворянин Родриго (он же Сид), мстя за поруганную честь отца, убивает на поединке дона Гомеса. Дон Гомес - отец его возлюбленной Хименьи, и Родриго, убив его, лишается своей невесты. Химена не может отдать руку убийце своего отца. Теперь взывает к мести и на коленях молит короля о смертном приговоре Родриго. Сцена встречи двух влюблённых, между которыми отныне пролегла пропасть, потрясла зрителя. Конфликт между любовью и долгом решался в пользу последнего, но Корнель дал своей трагедии неожиданно счастливый конец. Король Кастилии, олицетворяющий идею разумной государственной власти, дарует Родриго жизнь, ибо он спаситель отечества, отразивший мавров, и его подвиг во имя Родины выше феодального культа чести.

Шумный успех «Сида» вызвал недовольство всесильного министра кардинала Ришелье, который считал, что тема торжества долга над личным чувством была решена в трагедии недостаточно чётко. Академия наук Франции составила отзыв о «Сиде», в котором осудила пьесу как не отвечающую всем обязательным правилам классицизма.

Родоначальниками и последователями русского классицизма являлись А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

Благодаря деятельности прогрессивных писателей обогащается сама литература. Создаются новые роды и виды литературы, В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах получает сатира.

(Пример — Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»).


ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на

драку;

Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

"Огня! - кричат, - огня!"

И.А.Крылов 1769-1843

Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец, -

Пустился мой хитрец

В переговоры

И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -

Тут Ловчий* перервал в ответ: -

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой"

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.


* Ловчий - охотник, который управлял у помещика охотой с собаками. Здесь под ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов. Волк - Наполеон, который, вступив в 1812 году в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира. Крылов написал эту басню в 1812 году и послал ее в армию Кутузову.


Музыкальное искусство

Классицизму во многом родственно - и по идейной направленности и по стилистическим чертам - творчество венской классической школы. (И.Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен ).

Й.Гайдн 1732-1809

австрийский композитор

Вена была столицей монархии Габсбургов. В состав этой монархии входили земли, населённые многими народами: собственно Австрия, являющаяся одной из стран немецкого языка, Венгрия, Чехия, Моравия, Словакия, Хорватия, Штирия, Босния, Долмация, Герцеговина, Истрия, Тироль, некоторые польские и украинские области. Население империи было пёстрым по своему национальному составу. Всё это сказалось на музыкальном фольклоре Вены, бывшей одним из музыкальнейших городов Европы. На перекрёстках улиц, в общественных садах, парках, в ресторанах и кабачках, в центре города и его предместьях, в домах среднего бюргерства, в салонах аристократической знати — везде звучала музыка. Со всех концов многонациональной империи в Вену стекались народные музыканты, часто объединявшиеся в небольшие ансамбли. Улицы города оглашались звуками песен и танцев разных народов. Излюбленным танцем был лендлер — трёхдольный танец, из которого впоследствии развился вальс.

Окружающая жизнь, картины народного быта, радости и скорбные раздумья, явления природы и душевные переживания нашли яркое воплощение в музыке венских классиков.

Музыка венских классиков в основном базируется на гомофоно-гармоническом мышлении. Но этот гомофонно-гармонический склад сочетается с полифоническим развитием. Гармонический язык венских классиков основан на принципе функциональности. Колористическая роль гармонии сводится к минимуму и выступает лишь в особых, исключительных случаях. Гармонические функции Т S D в пределах мажорного и минорного лада — таков круг гармонических средств, широко использованных Гайдном и Моцартом. В пределах этих простых гармонических средств музыка венских классиков обнаруживает изумительное богатство: это относится к тематическим и ладовым контрастам, тональным и модуляционным планам, к мелодике, фактуре.

В.А.Моцарт 1756-1791

австрийский композитор

В области формы для венского классического стиля характерна периодичность и симметричность мелодических структур, представляющих собой восьми- или шестнадцатитактные построения (периоды, предложения), завершающиеся кадансами. Симметричность обусловлена характером австрийской и немецкой песни. Преодоление периодичности и непрерывность развития свойственны разработочным частям и разделам. Если же встречаются в экспозиционных разделах мелодико-ритмические п остроения из нечетного количества тактов, то они связаны с влиянием славянской народной песенности.

Характерные черты музыкального языка венских классиков: гармоническая ясность, уравновешенность, строгость выражения, стройность форм, пластичность, благородная простота, жизненная полнота образов.

С постоянным живым интересом относились к жанру камерной сонаты великие венские классики — Гайдн, Моцарт. Клавирные сонаты этих композиторов — ценнейший вклад в классическую музыку.

Фортепианные сонаты Моцарта богаты прекрасными мелодиями. Справедливо утверждал А. Рубинштейн, что « во всей фортепианной музыке Моцарта виден оперный композитор. Всё у него поёт, темы его сонат - настоящие арии».

Несмотря на кажущуюся простоту, клавирные сонаты Моцарта трудны для исполнения. Они требуют от пианиста не только отточенной техники и совершенного владения звуком, но и глубокого понимания благородного душевного строя музыки Моцарта, умения уловить и передать тончайшие эмоциональные опенки, выразительность интонаций музыкальной речи.

Непревзойдённой художественной высоты достигает соната в творчестве одного из величайших композиторов — Л. Бетховена (1770-1827). Современники Бетховена рассказывают о том, как вокруг отдельных сонат (в особенности «Патетической») разгорались такие же страстные споры, как и при постановки новых опер.

Лучшие фортепианные и скрипичные сонаты Бетховена глубине и величию идейного замысла, красоте, могучей впечатляемости и захватывающей силе образов справедливо стоят в одном ряду с его гениальными симфоническими произведениями. А. Рубинштейн точно подмечал «... в этих произведениях слышится уже, что вскоре собственные волосы заменят напудренный парик с косичкой, что сапоги, вместо башмаков с пряжками, изменят походку мужчины (также и музыкальную).

Прослушаны и проанализированы произведения венских классиков:

1. Й. Гайдн. Лёгкая соната. G-dur. 1 часть

Исп. Бровко Станислав. 3 класс.

2. Й. Гайдн. Соната C-dur. 1 часть

Исп. Добжанская Кристина. 5 класс.

3. В.А.Моцарт. Соната B-dur.

Исп. Куклина Анастасия. 6 класс.

4. Л. Бетховен. Соната №25. G-dur.

Исп. Иванова Лидия. 6 класс.

5. Л. Бетховен. Соната №18.

Исп. Загидуллина Румиля – студентка 3 курса ВККИ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классицизм в искусстве и литературе

Автор: Садова Елена Вячеславовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Система занятий по теме:  "Литературные направления: классицизм, сентиментализм" "
    ["seo_title"] => string(85) "sistiema-zaniatii-po-tiemie-litieraturnyie-napravlieniia-klassitsizm-sientimientalizm"
    ["file_id"] => string(6) "112898"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408975921"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок литературы в 9 -м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме 12.11.2015г."
    ["seo_title"] => string(123) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-s-ispol-zovaniiem-ikt-n-m-karamzin-biednaia-liza-poniatiie-o-sientimientalizmie-12-11-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "252298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447350767"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»" "
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-9-klassie-litieratura-xviii-vieka-obshchii-obzor-klassitsizm-v-russkom-i-mirovom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "116392"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412445547"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-mkhk-i-litieratury-v-10-klassie-kontrasty-pietierburgha"
    ["file_id"] => string(6) "247513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446567078"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока литературы: "Чем больше скупость, тем больше жестокость" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-litieratury-chiem-bol-shie-skupost-tiem-bol-shie-zhiestokost"
    ["file_id"] => string(6) "129024"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415627897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства