kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы: "Чем больше скупость, тем больше жестокость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 "Чем больше скупость, тем больше жестокость"                  Петрарка

( по произведениям Ж.-Б. Мольера "Скупой" и А. С. Пушкина "Скупой рыцарь")

Цель:

- развивать навыки сопоставления текстов;

- воспитывать духовно-нравственную личность.

Задачи:

- научить детей наблюдать над языком текстов;

- связать комедию Мольера с ранее изученной комедией А. С. Пушкина;

- сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных эпох.

Эпиграфы:

"Всё в деньгах! Ни шагу без денег."                                             "Ужасный век,                                                                                                                                             (Гарпагон "Скупой")                                                                             ужасные сердца!"

                                                                                                                   (Герцог "Скупой рыцарь")

                                    

                                        Х   О   Д      У   Р   О   К   А

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

   Тему урока дети формулируют сами на основе слайдов ,оформления и эпиграфов.

Учитель обобщает сказанное.

     (Сегодня на уроке мы будем  сопоставлять два художественных образа-персонажа: Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" и Барона из трагедии Пушкина "Скупой рыцарь". Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во Франции, Пушкин свою трагедию - в 19 веке в Болдине. Французский драматург Мольер был классицистом, а Пушкин реалистом.)

- Давайте вспомним, что такое классицизм и реализм, комедия и трагедия.

Классицизм – (от  лат. Classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.

Реализм – ( от лат. Realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Комедия- один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

 

Трагедия – один из основных видов драмы; такие произведения, в которых изображаются непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью героя.

3. Анализ образов.

- При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Бароном? Но сначала объясним, почему такое имя Гарпагон?

( Гарпагон - имеет своим корнем латинское слово "harpago" - гарпун. Так назывались якори, которыми во время морского боя подтягивали вражеские корабли. В переносном смысле это слово означает "хапун", "загребущие руки". С этим героем сначала мы знакомимся со слов Валера (д.1, я.1)

"Чрезмерной  скупостью,

суровым обращеньем он мог бы вас и брата вашего толкнуть на крайности. Милая

Элиза, простите, что я так говорю. Но вы же сами знаете: ничего  хорошего  о

нем сказать нельзя."

С центральным же персонажем трагедии Бароном  знакомимся со слов сына.

"Геройству что виною было? - скупость -

Да! заразиться здесь не трудно ею

Под кровлею одной с моим отцом".

- Каково отношение "скупердяев" к собственным детям?

Гарпагон.  И  что  за  диво!  Собственные  дети  стали   родному   отцу

предателями и врагами!

     Клеант. Какой же я вам  враг?  Я  только  и  сказал,  что  у  вас  есть

достаток.

     Гарпагон. Вот, вот! Такие речи да мотовство твое меня погубят.  Залезут

в дом грабители и перережут мне горло. Все думают теперь: у Гарпагона  денег

куры не клюют.

     Клеант. В чем же мое мотовство?

     Гарпагон. В чем? Или это не роскошество бесстыжее - шататься по  городу

в таком наряде? Я вчера твою сестрицу бранил, но где ей до тебя! Вот погоди,

накажет тебя бог! Посмотреть, что на  тебе  надето:  с  головы  до  ног  все

щегольское! Ты на свои уборы уйму денег ухлопал. Я тебе, сынок любезный, раз

двадцать говорил: мне твои повадки не нравятся! Маркиза из себя воображаешь.

Ишь как разрядился! Откуда ты деньги берешь? У меня воруешь, не иначе!

 

- У Пушкина:

"Государь, я не устал;// Но вы меня смутили. Перед вами// Я б не хотел сознаться, но меня// Вы принуждаете сказать о сыне// то, что желал от вас бы утаить.// Он, государь, к несчастью недостоин// Ни милостей, ни вашего вниманья.// Он молодость свою проводит в буйстве,// В пороках низких..."

 

- Как Альбер характеризует своего отца? Найти в в тексте.

("О! мой отец не слуг и не друзей// В них видит,а господ; и сам им служит.// И как же служит?как алжирский раб,//Как пёс цепной.В нетопленой конуре// Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,// Всю ночь не спит,всё бегает да лает. - // А золото спокойно в сундуках//Лежит себе. Молчи!когда-нибудь// Оно послужит мне,лежать забудет.")

 

- Скажите,а как окружающие относятся к скупым?

 

- Скупость возобладала над всеми другими чувствами. Мольер показывает, как опасен порок Гарпагона, как страшна власть денег. Ведь нравственные устои молодых героев комедии тоже расшатались.

- В чём ещё схожесть произведений Пушкина и Мольера?

(ждут смерти)

( Мольер: Мариана готова стать женой Гарпагона, потому что рассчитывает на скорую смерть старика. Клеант ждёт смерти отца и участвует в похищении у него шкатулки с деньгами.

Пушкин: Втайне ожидая смерти отца, Альбер кк истинный рыцарь возмущён гнусным предложением ростовщика отравить барона, Зачитать: "Как!отравить отца!и смел ты сыну...//Иван!держи его.И смел ты мне!..// Да знаешь ли, жидовская душа,// Собака, змей! что я тебя сейчас же // На воротах повешу".

"Вот до чего меня доводит // Отца родного скупость!")

 

- И в том, в другом произведении представлены монологи: монолог Барона и монолог Гарпагона.  

 

Монолог Гарпагона нам прочитает Макаревич Георгий.

( После прочтения ученик говорит: "В этом монологе Мольер беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги")

-Посмотрите на эпиграф: "Всё в деньгах! Ни шагу без денег".

 

- Монолог Барона послушаем в исполнении мастера слова.

( Каждая золотая монета символизирует драматическую судьбу реальных людей. Барон осознаёт, что сокровища представляют собой "слёзы, кровь и пот, пролитые за всё, что здесь хранится". В своём монологе Барон поэтизирует золото, то могущество, ту безграничную власть над миром, которую оно приносит хозяину).

 

4. Работа с картинками к произведениям.

- Какие эпизоды из произведений иллюстрирует художник?

 

5. Обобщение урока. 

- Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день?   Как вы относитесь к скупым людям?

( В обоих произведениях затрагиваются проблемы добра и зла, несправедливости, богатства,нищеты.Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые есть и в наше время. Возрастает интерес к деньгам, чем к человеческим чувствам.)

 

6. Синквейн.

                   Скупость

            бережливая, экономная

          копить, собирать, хранить

         стремление избегать расходов

                 прижимистость

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы: "Чем больше скупость, тем больше жестокость" »

19 век реализм «Скупой рыцарь» трагедия 17век  классицизм  «Скупой»  комедия

19 век

реализм

«Скупой рыцарь»

трагедия

17век классицизм «Скупой» комедия

Скупость - это

Скупость - это

  • моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради которой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей)
синквейн  Скупость  Бережливая, экономная  Копить, собирать, хранить  Стремление избегать расходов  прижимистость

синквейн

Скупость

Бережливая, экономная

Копить, собирать, хранить

Стремление избегать расходов

прижимистость

Выводы Каковы основные конфликты произведений? Внешний Отцы - дети Внутренний Скупость материальная духовная

Выводы

Каковы основные конфликты произведений?

Внешний

Отцы - дети

Внутренний

Скупость

материальная

духовная


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока литературы: "Чем больше скупость, тем больше жестокость"

Автор: Сидорова Лариса Анатольевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства