"Чем больше скупость, тем больше жестокость" Петрарка
( по произведениям Ж.-Б. Мольера "Скупой" и А. С. Пушкина "Скупой рыцарь")
Цель:
- развивать навыки сопоставления текстов;
- воспитывать духовно-нравственную личность.
Задачи:
- научить детей наблюдать над языком текстов;
- связать комедию Мольера с ранее изученной комедией А. С. Пушкина;
- сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных эпох.
Эпиграфы:
"Всё в деньгах! Ни шагу без денег." "Ужасный век, (Гарпагон "Скупой") ужасные сердца!"
(Герцог "Скупой рыцарь")
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Тему урока дети формулируют сами на основе слайдов ,оформления и эпиграфов.
Учитель обобщает сказанное.
(Сегодня на уроке мы будем сопоставлять два художественных образа-персонажа: Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" и Барона из трагедии Пушкина "Скупой рыцарь". Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во Франции, Пушкин свою трагедию - в 19 веке в Болдине. Французский драматург Мольер был классицистом, а Пушкин реалистом.)
- Давайте вспомним, что такое классицизм и реализм, комедия и трагедия.
Классицизм – (от лат. Classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.
Реализм – ( от лат. Realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Комедия- один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Трагедия – один из основных видов драмы; такие произведения, в которых изображаются непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью героя.
3. Анализ образов.
- При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Бароном? Но сначала объясним, почему такое имя Гарпагон?
( Гарпагон - имеет своим корнем латинское слово "harpago" - гарпун. Так назывались якори, которыми во время морского боя подтягивали вражеские корабли. В переносном смысле это слово означает "хапун", "загребущие руки". С этим героем сначала мы знакомимся со слов Валера (д.1, я.1)
"Чрезмерной скупостью,
суровым обращеньем он мог бы вас и брата вашего толкнуть на крайности. Милая
Элиза, простите, что я так говорю. Но вы же сами знаете: ничего хорошего о
нем сказать нельзя."
С центральным же персонажем трагедии Бароном знакомимся со слов сына.
"Геройству что виною было? - скупость -
Да! заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом".
- Каково отношение "скупердяев" к собственным детям?
Гарпагон. И что за диво! Собственные дети стали родному отцу
предателями и врагами!
Клеант. Какой же я вам враг? Я только и сказал, что у вас есть
достаток.
Гарпагон. Вот, вот! Такие речи да мотовство твое меня погубят. Залезут
в дом грабители и перережут мне горло. Все думают теперь: у Гарпагона денег
куры не клюют.
Клеант. В чем же мое мотовство?
Гарпагон. В чем? Или это не роскошество бесстыжее - шататься по городу
в таком наряде? Я вчера твою сестрицу бранил, но где ей до тебя! Вот погоди,
накажет тебя бог! Посмотреть, что на тебе надето: с головы до ног все
щегольское! Ты на свои уборы уйму денег ухлопал. Я тебе, сынок любезный, раз
двадцать говорил: мне твои повадки не нравятся! Маркиза из себя воображаешь.
Ишь как разрядился! Откуда ты деньги берешь? У меня воруешь, не иначе!
- У Пушкина:
"Государь, я не устал;// Но вы меня смутили. Перед вами// Я б не хотел сознаться, но меня// Вы принуждаете сказать о сыне// то, что желал от вас бы утаить.// Он, государь, к несчастью недостоин// Ни милостей, ни вашего вниманья.// Он молодость свою проводит в буйстве,// В пороках низких..."
- Как Альбер характеризует своего отца? Найти в в тексте.
("О! мой отец не слуг и не друзей// В них видит,а господ; и сам им служит.// И как же служит?как алжирский раб,//Как пёс цепной.В нетопленой конуре// Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,// Всю ночь не спит,всё бегает да лает. - // А золото спокойно в сундуках//Лежит себе. Молчи!когда-нибудь// Оно послужит мне,лежать забудет.")
- Скажите,а как окружающие относятся к скупым?
- Скупость возобладала над всеми другими чувствами. Мольер показывает, как опасен порок Гарпагона, как страшна власть денег. Ведь нравственные устои молодых героев комедии тоже расшатались.
- В чём ещё схожесть произведений Пушкина и Мольера?
(ждут смерти)
( Мольер: Мариана готова стать женой Гарпагона, потому что рассчитывает на скорую смерть старика. Клеант ждёт смерти отца и участвует в похищении у него шкатулки с деньгами.
Пушкин: Втайне ожидая смерти отца, Альбер кк истинный рыцарь возмущён гнусным предложением ростовщика отравить барона, Зачитать: "Как!отравить отца!и смел ты сыну...//Иван!держи его.И смел ты мне!..// Да знаешь ли, жидовская душа,// Собака, змей! что я тебя сейчас же // На воротах повешу".
"Вот до чего меня доводит // Отца родного скупость!")
- И в том, в другом произведении представлены монологи: монолог Барона и монолог Гарпагона.
Монолог Гарпагона нам прочитает Макаревич Георгий.
( После прочтения ученик говорит: "В этом монологе Мольер беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги")
-Посмотрите на эпиграф: "Всё в деньгах! Ни шагу без денег".
- Монолог Барона послушаем в исполнении мастера слова.
( Каждая золотая монета символизирует драматическую судьбу реальных людей. Барон осознаёт, что сокровища представляют собой "слёзы, кровь и пот, пролитые за всё, что здесь хранится". В своём монологе Барон поэтизирует золото, то могущество, ту безграничную власть над миром, которую оно приносит хозяину).
4. Работа с картинками к произведениям.
- Какие эпизоды из произведений иллюстрирует художник?
5. Обобщение урока.
- Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день? Как вы относитесь к скупым людям?
( В обоих произведениях затрагиваются проблемы добра и зла, несправедливости, богатства,нищеты.Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые есть и в наше время. Возрастает интерес к деньгам, чем к человеческим чувствам.)
6. Синквейн.
Скупость
бережливая, экономная
копить, собирать, хранить
стремление избегать расходов
прижимистость