kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы Интерактивные методы работы на уроках музыки с обучающимися начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"»



«Интерактивные формы и методы обучения как средство формирования творческой активности обучающихся на уроках музыки»

Современная жизнь диктует необходимость развивать общую культуру учащихся, воспитывать активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ребёнка

Музыка – предмет особый. В нем переплетается множество линий образовательного процесса. Основными задачами предмета «Музыка» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение обучающимися ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности.

Я уверена. что эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время.

Я работаю в учреждении образования более 20 лет. В последнее время замечаю, что интересы учащихся обращены к мобильным телефонам, компьютерам и планшетам. Они стали меньше читать, реже бывать в музеях и театрах, на выставках и концертах, затрудняются высказать свои впечатления от восприятия музыкального и художественного искусства. У них невысокая познавательная и творческая активность.

Я не раз задавала себе вопросы: что может вызвать у ребят желание учиться? Какими хочу видеть своих учащихся в будущем? К чему их готовлю? Основная цель моих уроков – ставить перед ребятами проблемы, которые были бы им интересны, и искать пути их решения, учить их творчески мыслить, видеть своё развитие и получать от этого удовольствие, преодолевать трудности обучения и ощущать веру в себя и своё будущее. Не позволяю учащимся поддаваться унынию, отчаиваться, падать духом. Для этого как можно чаще создаю ситуацию успеха. Никогда не сравниваю учащихся между собой. Ведь у всех разные способности. Формирование у детей понимания, что каждый человек уникален и имеет право быть непохожим на других, т. е. формирование толерантности, - еще один важный воспитательный момент на уроке. Я убежден, что задача педагога не только передать знания по своему предмету, но и воспитать интеллигентного, образованного, самодостаточного, духовно и культурно развитого человека.

Ценность урока вижу в том, что он позволяет не только обучать, но и учиться самому. Совместное творчество – вот что такое современный урок для меня.

В последнее время широкое распространение получили технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ребёнка, дают возможность повысить его познавательную активность.

Интерактивное обучение на уроках музыки отчасти решает одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное влияние на детей.

На своих уроках стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учащимися.

Уверена, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыка», вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует от меня высокого педагогического мастерства, поэтому нахожусь в постоянном поиске новых идей

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Ученики берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения

(Сегодняшний урок)

Интерактивные методики развивают природные способности, способствуют самопознанию и самосовершенствованию, активизируют процесс усвоения знаний, учат общению. Для проверки знаний учащихся часто применяю метод «Снежный ком», который развивает память и воспроизведение ранее изученной информации. Учащиеся по очереди называют термины по теме, причем первый участник называет свой термин, второй повторяет предыдущий термин и называет свой и т. д. Можно в данном методе использовать и определения некоторых терминов

На уроках использую метод «пластическое интонирование», который направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки через моторику своего тела. Пластическое интонирование – познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. ( Светит месяц)

Ученики активно участвуют в ролевых играх, мини-спектаклях, им нравятся роли ведущего и участника на уроке-викторине, уроке-путешествии, уроке-сказке. Младшие школьники раскрепощаются – становятся более смелыми в своих суждениях, поступках, стараются быть замеченными, проявляют инициативу, раскрывают своё «я». Всё это способствует выработке у них желания учиться.

На основании проделанной мною работы можно утверждать, что используемые на уроке интерактивные формы и методы формируют творческую активность учащихся, способствуют активизации их познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению музыкального материала, помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Уроки с применением интерактивных технологий позволили мне по-новому взглянуть на учащихся, заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возросла. Пассивные ученики стали отличаться творческой активностью и самостоятельностью.

Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыки, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Учащиеся используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыки, на классных часах.

1. "Цветик-семицветик" (дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха).

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

«Клоуны» .

«Болезнь куклы» .

«Шествие гномов» Э. Григ.

«Дед Мороз» Р. Шуман и т. д.

Ход игры.

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает, к какому произведению относится данная иллюстрация. Если произведение отгадано правильно, то ребёнок должен назвать и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа и жанра произведения.

2."Образные эстафеты" (дидактическая игра для обогащения словарного запаса и развития воображения

Узнать больше

Предлагаю классу поочередно(как будто передавая эстафетную палочку) подобрать синонимы для раскрытия звучащего образа.

Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.

Грустная - печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.

Нежная - ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная.

Сильная - четкая, решительная, торжественная, праз­дничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.

Страшная - злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.

Взволнованная - тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.

Отрывистая - легкая, острая, шутливая, колючая.

1. Разгадывание кроссворда «Динамика»

Вопросы:

1. Согласие, порядок между звуками. (Лад)

2. Главная песня страны. (Гимн)

3. Знаки, при помощи которых записывается мелодия. (Ноты)

4. Музыкальное сопровождение мелодии. ( Аккомпанемент.)

5. Скорость движения звуков. (Темп)

6. Чередование длительностей нот. (Ритм)

7. Музыкальный «алфавит», состоящий из 7 нот. (Звукоряд)

8. Знак молчания в музыке. (Пауза)

- Какое слово у нас получилось? (Динамика.)

- А что такое динамика? (Динамика – это сила звука.)

- На сколько групп мы можем разделить динамические оттенки? (На две. Первая – громкие, вторая – тихие.)

2. Проведение игры «Цветик-семицветик» (Учитель приносит детям цветок, один учащийся вынимает из середины любой лепесток, переворачивает его, подходит к доске и пишет динамический оттенок, затем, выступая в роли учителя, вызывает кого-нибудь из класса, чтобы ответить, как он называется, и что обозначает этот знак. Так происходит до тех пор, пока не закончатся лепестки).

f (форте) –громко, p(пиано) – тихо, ff(фортиссимо) – очень громко, mp(меццо пиано) – умеренно тихо, pp (пианиссимо) – очень тихо, mf(меццо форте) – умеренно громко.

V. Игра «Динамические оттенки»

Учащиеся делятся на две команды и получают задание распределить динамические оттенки на доске в определенном порядке: 1команда - от самого тихого к самому громкому динамическому оттенку; 2 команда – от самого громкого к самому тихому. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Заключение

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания, формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Использование интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания, активизирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения материала может быть гораздо более высоким.

Применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.



 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"

Автор: Косилова Любовь Владимировна

Дата: 28.12.2023

Номер свидетельства: 643449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131872"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416241275"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства