kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы Интерактивные методы работы на уроках музыки с обучающимися начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"»



«Интерактивные формы и методы обучения как средство формирования творческой активности обучающихся на уроках музыки»

Современная жизнь диктует необходимость развивать общую культуру учащихся, воспитывать активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ребёнка

Музыка – предмет особый. В нем переплетается множество линий образовательного процесса. Основными задачами предмета «Музыка» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение обучающимися ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности.

Я уверена. что эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время.

Я работаю в учреждении образования более 20 лет. В последнее время замечаю, что интересы учащихся обращены к мобильным телефонам, компьютерам и планшетам. Они стали меньше читать, реже бывать в музеях и театрах, на выставках и концертах, затрудняются высказать свои впечатления от восприятия музыкального и художественного искусства. У них невысокая познавательная и творческая активность.

Я не раз задавала себе вопросы: что может вызвать у ребят желание учиться? Какими хочу видеть своих учащихся в будущем? К чему их готовлю? Основная цель моих уроков – ставить перед ребятами проблемы, которые были бы им интересны, и искать пути их решения, учить их творчески мыслить, видеть своё развитие и получать от этого удовольствие, преодолевать трудности обучения и ощущать веру в себя и своё будущее. Не позволяю учащимся поддаваться унынию, отчаиваться, падать духом. Для этого как можно чаще создаю ситуацию успеха. Никогда не сравниваю учащихся между собой. Ведь у всех разные способности. Формирование у детей понимания, что каждый человек уникален и имеет право быть непохожим на других, т. е. формирование толерантности, - еще один важный воспитательный момент на уроке. Я убежден, что задача педагога не только передать знания по своему предмету, но и воспитать интеллигентного, образованного, самодостаточного, духовно и культурно развитого человека.

Ценность урока вижу в том, что он позволяет не только обучать, но и учиться самому. Совместное творчество – вот что такое современный урок для меня.

В последнее время широкое распространение получили технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ребёнка, дают возможность повысить его познавательную активность.

Интерактивное обучение на уроках музыки отчасти решает одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное влияние на детей.

На своих уроках стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учащимися.

Уверена, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыка», вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует от меня высокого педагогического мастерства, поэтому нахожусь в постоянном поиске новых идей

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Ученики берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения

(Сегодняшний урок)

Интерактивные методики развивают природные способности, способствуют самопознанию и самосовершенствованию, активизируют процесс усвоения знаний, учат общению. Для проверки знаний учащихся часто применяю метод «Снежный ком», который развивает память и воспроизведение ранее изученной информации. Учащиеся по очереди называют термины по теме, причем первый участник называет свой термин, второй повторяет предыдущий термин и называет свой и т. д. Можно в данном методе использовать и определения некоторых терминов

На уроках использую метод «пластическое интонирование», который направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки через моторику своего тела. Пластическое интонирование – познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. ( Светит месяц)

Ученики активно участвуют в ролевых играх, мини-спектаклях, им нравятся роли ведущего и участника на уроке-викторине, уроке-путешествии, уроке-сказке. Младшие школьники раскрепощаются – становятся более смелыми в своих суждениях, поступках, стараются быть замеченными, проявляют инициативу, раскрывают своё «я». Всё это способствует выработке у них желания учиться.

На основании проделанной мною работы можно утверждать, что используемые на уроке интерактивные формы и методы формируют творческую активность учащихся, способствуют активизации их познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению музыкального материала, помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Уроки с применением интерактивных технологий позволили мне по-новому взглянуть на учащихся, заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возросла. Пассивные ученики стали отличаться творческой активностью и самостоятельностью.

Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыки, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Учащиеся используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыки, на классных часах.

1. "Цветик-семицветик" (дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха).

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

«Клоуны» .

«Болезнь куклы» .

«Шествие гномов» Э. Григ.

«Дед Мороз» Р. Шуман и т. д.

Ход игры.

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает, к какому произведению относится данная иллюстрация. Если произведение отгадано правильно, то ребёнок должен назвать и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа и жанра произведения.

2."Образные эстафеты" (дидактическая игра для обогащения словарного запаса и развития воображения

Узнать больше

Предлагаю классу поочередно(как будто передавая эстафетную палочку) подобрать синонимы для раскрытия звучащего образа.

Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.

Грустная - печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.

Нежная - ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная.

Сильная - четкая, решительная, торжественная, праз­дничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.

Страшная - злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.

Взволнованная - тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.

Отрывистая - легкая, острая, шутливая, колючая.

1. Разгадывание кроссворда «Динамика»

Вопросы:

1. Согласие, порядок между звуками. (Лад)

2. Главная песня страны. (Гимн)

3. Знаки, при помощи которых записывается мелодия. (Ноты)

4. Музыкальное сопровождение мелодии. ( Аккомпанемент.)

5. Скорость движения звуков. (Темп)

6. Чередование длительностей нот. (Ритм)

7. Музыкальный «алфавит», состоящий из 7 нот. (Звукоряд)

8. Знак молчания в музыке. (Пауза)

- Какое слово у нас получилось? (Динамика.)

- А что такое динамика? (Динамика – это сила звука.)

- На сколько групп мы можем разделить динамические оттенки? (На две. Первая – громкие, вторая – тихие.)

2. Проведение игры «Цветик-семицветик» (Учитель приносит детям цветок, один учащийся вынимает из середины любой лепесток, переворачивает его, подходит к доске и пишет динамический оттенок, затем, выступая в роли учителя, вызывает кого-нибудь из класса, чтобы ответить, как он называется, и что обозначает этот знак. Так происходит до тех пор, пока не закончатся лепестки).

f (форте) –громко, p(пиано) – тихо, ff(фортиссимо) – очень громко, mp(меццо пиано) – умеренно тихо, pp (пианиссимо) – очень тихо, mf(меццо форте) – умеренно громко.

V. Игра «Динамические оттенки»

Учащиеся делятся на две команды и получают задание распределить динамические оттенки на доске в определенном порядке: 1команда - от самого тихого к самому громкому динамическому оттенку; 2 команда – от самого громкого к самому тихому. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Заключение

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания, формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Использование интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания, активизирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения материала может быть гораздо более высоким.

Применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.



 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"

Автор: Косилова Любовь Владимировна

Дата: 28.12.2023

Номер свидетельства: 643449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131872"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416241275"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства