Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Интерактивные методы на уроках музыки"»
«Интерактивные формы и методы обучения как средство формирования творческой активности обучающихся на уроках музыки»
Современная жизнь диктует необходимость развивать общую культуру учащихся, воспитывать активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ребёнка
Музыка – предмет особый. В нем переплетается множество линий образовательного процесса. Основными задачами предмета «Музыка» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение обучающимися ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности.
Я уверена. что эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время.
Я работаю в учреждении образования более 20 лет. В последнее время замечаю, что интересы учащихся обращены к мобильным телефонам, компьютерам и планшетам. Они стали меньше читать, реже бывать в музеях и театрах, на выставках и концертах, затрудняются высказать свои впечатления от восприятия музыкального и художественного искусства. У них невысокая познавательная и творческая активность.
Я не раз задавала себе вопросы: что может вызвать у ребят желание учиться? Какими хочу видеть своих учащихся в будущем? К чему их готовлю? Основная цель моих уроков – ставить перед ребятами проблемы, которые были бы им интересны, и искать пути их решения, учить их творчески мыслить, видеть своё развитие и получать от этого удовольствие, преодолевать трудности обучения и ощущать веру в себя и своё будущее. Не позволяю учащимся поддаваться унынию, отчаиваться, падать духом. Для этого как можно чаще создаю ситуацию успеха. Никогда не сравниваю учащихся между собой. Ведь у всех разные способности. Формирование у детей понимания, что каждый человек уникален и имеет право быть непохожим на других, т. е. формирование толерантности, - еще один важный воспитательный момент на уроке. Я убежден, что задача педагога не только передать знания по своему предмету, но и воспитать интеллигентного, образованного, самодостаточного, духовно и культурно развитого человека.
Ценность урока вижу в том, что он позволяет не только обучать, но и учиться самому. Совместное творчество – вот что такое современный урок для меня.
В последнее время широкое распространение получили технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ребёнка, дают возможность повысить его познавательную активность.
Интерактивное обучение на уроках музыки отчасти решает одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное влияние на детей.
На своих уроках стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учащимися.
Уверена, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыка», вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.
Система творческого взаимодействия на уроках требует от меня высокого педагогического мастерства, поэтому нахожусь в постоянном поиске новых идей
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Ученики берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения
(Сегодняшний урок)
Интерактивные методики развивают природные способности, способствуют самопознанию и самосовершенствованию, активизируют процесс усвоения знаний, учат общению. Для проверки знаний учащихся часто применяю метод «Снежный ком», который развивает память и воспроизведение ранее изученной информации. Учащиеся по очереди называют термины по теме, причем первый участник называет свой термин, второй повторяет предыдущий термин и называет свой и т. д. Можно в данном методе использовать и определения некоторых терминов
На уроках использую метод «пластическое интонирование», который направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки через моторику своего тела. Пластическое интонирование – познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. ( Светит месяц)
Ученики активно участвуют в ролевых играх, мини-спектаклях, им нравятся роли ведущего и участника на уроке-викторине, уроке-путешествии, уроке-сказке. Младшие школьники раскрепощаются – становятся более смелыми в своих суждениях, поступках, стараются быть замеченными, проявляют инициативу, раскрывают своё «я». Всё это способствует выработке у них желания учиться.
На основании проделанной мною работы можно утверждать, что используемые на уроке интерактивные формы и методы формируют творческую активность учащихся, способствуют активизации их познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению музыкального материала, помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.
Уроки с применением интерактивных технологий позволили мне по-новому взглянуть на учащихся, заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возросла. Пассивные ученики стали отличаться творческой активностью и самостоятельностью.
Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыки, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Учащиеся используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыки, на классных часах.
1. "Цветик-семицветик" (дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха).
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.
Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.
«Клоуны» .
«Болезнь куклы» .
«Шествие гномов» Э. Григ.
«Дед Мороз» Р. Шуман и т. д.
Ход игры.
Дети сидят полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает, к какому произведению относится данная иллюстрация. Если произведение отгадано правильно, то ребёнок должен назвать и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа и жанра произведения.
2."Образные эстафеты" (дидактическая игра для обогащения словарного запаса и развития воображения
Узнать больше
Предлагаю классу поочередно(как будто передавая эстафетную палочку) подобрать синонимы для раскрытия звучащего образа.
7. Музыкальный «алфавит», состоящий из 7 нот. (Звукоряд)
8. Знак молчания в музыке. (Пауза)
- Какое слово у нас получилось? (Динамика.)
- А что такое динамика? (Динамика – это сила звука.)
- На сколько групп мы можем разделить динамические оттенки? (На две. Первая – громкие, вторая – тихие.)
2. Проведение игры «Цветик-семицветик» (Учитель приносит детям цветок, один учащийся вынимает из середины любой лепесток, переворачивает его, подходит к доске и пишет динамический оттенок, затем, выступая в роли учителя, вызывает кого-нибудь из класса, чтобы ответить, как он называется, и что обозначает этот знак. Так происходит до тех пор, пока не закончатся лепестки).
f (форте) –громко, p(пиано) – тихо, ff(фортиссимо) – очень громко, mp(меццо пиано) – умеренно тихо, pp (пианиссимо) – очень тихо, mf(меццо форте) – умеренно громко.
V. Игра «Динамические оттенки»
Учащиеся делятся на две команды и получают задание распределить динамические оттенки на доске в определенном порядке: 1команда - от самого тихого к самому громкому динамическому оттенку; 2 команда – от самого громкого к самому тихому. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Заключение
Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания, формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.
Использование интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания, активизирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения материала может быть гораздо более высоким.
Применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.