kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исполнительство, как важный фактор в художественном воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расскрывает тему исполнительства, которое необходимо в воспитании личности. Огромную роль играет учитель и родители ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исполнительство, как важный фактор в художественном воспитании детей»




ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, КАК

ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Слободскова Ольга Александровна

Преподаватель МБУДО «Районная школа искусств»


Ценность дополнительного образовательного учреждения состоит в том, что оно помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе, полноценно организовать свое свободного времени.

Дополнительные образовательные учреждения, Детские музыкальные школы и Школы искусств во все времена стремились воспитать и привить ребенку лучшие традиции в понимании различных направлений культуры в творческом, художественном исполнительстве. Для каждого учащегося цели и задачи определяются в зависимости от индивидуальных способностей его дарования, уровня общего и музыкального развития, исполнительских навыков, от стремления к профессиональной работе (в той или иной ее области) либо к участию в художественной самодеятельности. Цели и задачи диктуются, в конечном счете, той высокой почетной ролью, какую музыка играет в жизни народа. Долг учителя заключается в том, чтобы воспитывать высокоидейных и культурных музыкантов-граждан, владеющих исполнительским мастерством.

Общность целей и задач обуславливает единую направленность весьма разнообразных, но во многом сходных творческих методов преподавания: в их основе лежат прогрессивные принципы музыкальной педагогики, этики и эстетики. Многие воспитанники, окончившие школу, станут слушателями, ценителями музыки, музицировать, быть подготовленными к самостоятельному труду и к постоянному самосовершенствованию. Роль преподавателя в художественном развитии ученика велика. Она видоизменяется в зависимости от одаренности, развития и подвинутости учащегося. Лишь, преподаватель, понимающий и постоянно ищущий пути к развитию художественного вкуса ученика, будет постоянно сам познавать, повышать свой квалификационный уровень, не станет деградировать и опускаться.

Так или иначе, исполнительство касаемо всех нас без исключения. Умение подтянуть ученика до высокой планки мастерства исполнительства - ответственная задача. «Так что же такое исполнительство?»

Исполнительство, как в быту, так и при художественно образном развитии на всех этапах обучения это большой, напряженный труд, требующий добросовестных, честных усилий, а значит - интеллекта. Интеллект не только зарождается, но и приобретается в процессе обучения. В народе говорят: «Этот человек исполнительный». Можно сказать, что это осознанное дисциплинированное состояние культуры действия человека. В каждой сфере действия, состояние исполнительства требует лучшего, качественного исполнительства для полного удовлетворения жизни общества.

Существуют такие понятия, как:

  • Исполнительный комитет – огромная «машина», требуемая высокого качества исполнительства, от которого зависят состояния и судьбы благополучия людей;

  • Исполнительный инженер – в любой сфере это удобство, качество, быстрый рост на производстве;

  • Исполнительный работник – (в любой сфере) это стабильность психологической обстановки, сохранение морального климата в коллективе, высокий уровень дисциплины труда;

  • Исполнительный артист – это залог уверенного творческого построения действия конечного результата создающая радость всем окружающим;

  • Исполнительный преподаватель (учитель) – это организованность, мобильность, показатель качества знаний последователей, высокий коэффициент полезного действия, прогресс и перспективность;

  • Исполнительный ученик взаимоконтакт с преподавателем, школой, стабильная динамика развития знаний, творчества, градация успехов.

Исполнительный человек – удобство для всех! Как бы то ни было, за исполнительством лежит огромный труд, рождающий исполнителя. Он закладывается с первых дней жизни ребенка, зависимого всецело от исполнительской среды, в которой он живет, а значит, первыми учителями ответственными за состоявшегося исполнителя являются родители. Родители в жизни ребенка - это основной институт исполнительства. Большую часть в художественное образование исполнительства ребенка вносит детский сад. Известно, что на этой стадии развития ребенок наиболее активный, познавательный, трудолюбивый, любознательный, то есть - благодатный материал для формирования исполнителя. Отсюда: «успех развития ребенка на начальном уровне зависит от исполнительства педагога».

Таким образом, с этим багажом ребенок переходит на другую ступень развития исполнительства – в школу. Происходит некий толчок в эмоциональном состоянии ребенка. Здесь успех благополучия развития ученика зависит от высокого исполнительства учителя + окружающая среда. Учитель, как индикатор должен чувствовать настроение и психологическое состояние ребенка, его внутренний и внешний мир. Подход должен быть индивидуален.

Трудная профессия учителя требует полной отдачи сил, требует и предполагает успех исполнительства ученика. Зачастую легко работать с исполнительным учеником, - заметны рост и успех, которые приводят к высоким показателям (на олимпиадах, соревнованиях, фестивалях, конкурсах, смотрах и т.д.) Всегда такие дети активны во всех сферах деятельности и соответственно, их нагружают в исполнении многих задач. И правильно, чем больше задействован ученик в полезных мероприятиях, тем он больше развивается и заполняет свободные ниши своего мира познания. Считается, что общеобразовательная школа — это основная, а все остальные – это дополнительные (да это так), но порой вырисовывается обратное восприятие ученика. Перевес берет дополнительное образование (по интересам), которое может стать основой жизнедеятельности. О чем это говорит? Есть мнение некоторых учителей и родителей, что совмещение обеих школ – это трудно, во вред здоровью, но это не так.

Пример: «Как муравей способен нести на себе ношу в 75 раз больше своего веса тела, так и ребенок способен поглощать огромное количество знаний (музыка, иностранные языки, изобразительное искусство, спорт и т.д.)» Лишь ленивые неисполнительные родители безответственные за своего ребенка, отпустившие воспитание на самотек или переложившие воспитание на «плечи» школы.

Не секрет, что влияние окружающей среды бывает благополучным и наоборот, особенно в периоды от 12 до 14 лет. Хорошо, когда ребенок вырастает в достаточно благополучной семье с хорошим воспитанием, хорошими манерами, с высоким уровнем интеллекта в здоровом «климате» семьи, в «музыкальном быте». Хорошо, когда дружба со сверстниками благополучного воспитания, добропорядочных увлечений, познаний. Чем раньше мы, взрослые: родители, учителя, руководители обратим внимание на ребенка и поведем его по пути познания, раскрытия внутреннего потенциала природных ценностей и ни на шаг не будем его отпускать от себя, и не допускать проникновения к нему плохого влияния, тем быстрее мы достигнем необходимого результата. Порой нелегко бывает разобраться в душе бесхитростного ребенка, а тем более в сложном мире чувств и стремлений подростка. Необходимо распознать «зерно» индивидуальности ученика, отделить подлинное, присущее ему, от поверхностного, случайного. Принцип индивидуального подхода нуждается в развитии и конкретизации всегда.

Индивидуальность - как особенность характера и психического склада, отличающаяся одного индивидуума от другого позволяет преподавателю с индивидуальным подходом подойти к каждому ученику в отдельности. Учебный план музыкальной школы предусматривает постепенное художественное развитие ребенка в подборе исполняемого материала и постепенного роста, учитывая индивидуальные способности при полном взаимопонимании и сохранении здоровья ученика. Новый человек, обучающийся в музыкальной школе, обретает друзей, приобретает уверенность, повышается интеллект, развивается творческий потенциал, утверждается в исполнительском художественном развитии. Выступая на сцене, ученик получает волнующее удовлетворение в контакте со слушателями. Поэтому любящие родители всегда должны выступать, как первые слушатели на домашних концертах, всегда терпеливо выслушивать, пока еще неказистые исполнения на каком-либо музыкальном инструменте или пении. И никогда не отталкивать ребенка, мотивируя своим непониманием или недостатком времени.

Исполнитель-музыкант, из пояснений в словарях, это (певец или инструменталист), поющий или играющий какое-либо сочинение композитора. Исполнители-профессионалы получают специальное высшее или среднее музыкальное образование в консерваториях или музыкальных училищах. Публичное исполнение выученного репертуара в концертной обстановке - необходимый элемент в воспитании юных музыкантов-исполнителей. Опыт детского музыкального образования показывает, что меньше волнения эстрада вызывает у наиболее юных исполнителей, поэтому привыкать к ней легче с самого раннего возраста. Зато как благодатно себя чувствует маленький ученик, преодолев такое препятствие, как выступление на эстраде. Ведь в большинстве своем маленький человек стремиться проявить себя на публике, выступить перед родителями, друзьями, комиссией. Естественно, чем раньше и серьезнее воспитывается юный музыкант в профессиональном отношении, чем основательнее и тщательнее с ним подготовлен репертуар, предназначенный для исполнения на эстраде, тем увереннее он будет чувствовать себя в концертной обстановке и тем вероятнее будет успешность его выступления. Помогая ученику в его работе над художественным произведением, музыкант-педагог не должен забывать одной из основных задач, заключающейся в воспитании способности самостоятельно решать все более сложные художественные задания. По мере необходимости, особенно на ранних ступенях обучения, правильному ознакомлению с произведением способствует педагог. Педагог должен уметь не только верно направить ученика, но и ясно, убедительно раскрыть перед ним основное содержание, художественные образы произведения, особенности стиля, формы и пр. «Как часто убеждаешься на опыте, - пишет Б. А. Струве, - что не удающаяся ребенку, например, пьеса лирического, несколько «грустного» характера, при наличии другого произведения, диаметрально противоположного склада, сразу схватывается и правильно передается учеником. Сопоставление со второй, ярко отличной по характеру пьесой, помогло ему понять сущность первой». Следует подчеркнуть важность значения подытоживания результатов каждого урока. Осознанный итог классной работы над произведением является исходным моментом для дальнейшей самостоятельной работы учащегося.

Б.А.Струве (музыкант-методист) пишет: «Исполнение педагогом произведения целиком «бывает крайне целесообразным еще до начала изучения музыкального произведения учащимся. Этот показ дает ребенку общее представление о характере и стиле произведения, заинтересовывает его, стимулирует и активизирует художественную инициативу и работоспособность ученика». В этой связи следует задуматься над выражением «педагогический репертуар». В отличие от концертного, педагогический репертуар – это золотой запас, который музыкант накапливает, чтобы затем использовать его на той специфической концертной площадке, какой является классная комната, перед ответственейшей аудиторией – своими учениками. Если личное исполнительство является слабой стороной многих педагогов музыкальных школ, то этим наносится большой ущерб делу преподавания: он не в состоянии как следует показать пьесу не только в целом, но даже по частям, такой педагог не решается давать пьесы, которые сам недостаточно знает, и цепляется всё время за один и тот, же привычный репертуар. Педагог, у которого исполнительство является сильной стороной, может путём умелого подсказа вывести ученика из затруднения, когда он при игре на память забывает тот или иной оборот, такой педагог ясно ощущает те трудности, которые встают перед учеником при работе над пьесой. А.Б.Гольденвейзер пишет: «Я считаю чрезвычайно печальным то факт, что многие наши пианисты – педагоги, посвятившие себя педагогической работе, постепенно сами перестают играть. Между тем педагогическая деятельность – это живое, художественное дело, которое тогда может быть плодотворным и может приносить хорошие результаты, когда педагог сам в той или иной степени является исполнителем. Надо постоянно работать над собой и не забрасывать собственных занятий». Художественное развитие в дополнительном образовании приобретает весомое актуальное значение в формировании полноправной личности в обществе. Наша страна дала много талантливейших музыкантов, артистов, художников. И все это заслуга правильного подхода к художественному развитию человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительное образование детей, в широком смысле, в формировании исполнителя необходимо в формировании здорового, мыслящего, богатого палитрой эмоций и ощущений настоящего и будущего человека, проявляющегося в дальнейшем в конкретном индивидуальном или в общеприемлемом смысле. Хочется надеяться, что здравый смысл дальнейшего художественно-творческого исполнительского развития не ослабиться, не покинет юное поколение, а лишь будет процветать и радовать общество в целом.
























ЛИТЕРАТУРА


  1. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением» Изд. «Музыка» 1965г;

  2. Должанский А. «Краткий музыкальный словарь» Изд. «Музыка» 1966г

  3. «Музыкальное просвещение» журнал №2 М. 2001

  4. Руденко В.И. «Вопросы музыкальной педагогики» 2 вып. Изд. «Музыка» М 1980г.

  5. Фейгин М. «Индивидуальность ученика» Издательство «Музыка» 1975 г.

  6. Чайковский П. «Путь к музыке» Москва, Музыка 1985 г.
















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исполнительство, как важный фактор в художественном воспитании детей

Автор: Слободскова Ольга Александровна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Доклад к педагогическому совету исполнительство, как важный фактор в художественном воспитании детей"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_k_pedagogicheskomu_sovetu_ispolnitelstvo_kak_vazhnyi_faktor_v_khudozhestv"
    ["file_id"] => string(6) "495976"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547792196"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Эффективность музыкального обучения и воспитания детей через интегративные связи дополнительного и общего образования "
    ["seo_title"] => string(139) "effiektivnost-muzykal-nogho-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-chieriez-intieghrativnyie-sviazi-dopolnitiel-nogho-i-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230433"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442143205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Подготовка к первому публичному выступлению» "
    ["seo_title"] => string(48) "podghotovka-k-piervomu-publichnomu-vystuplieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "236236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443986338"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства