Урок по искусству "Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества"
Урок по искусству "Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества"
Цели на уроке:
познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизайна в жизни современного общества, воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока:
-понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий;
-приобретение первичных представлений о стилях «классицизм», «модерн», «арт-деко», «минимализм», «хай-тек», «китч», «этно» в дизайне интерьера и архитектуре.
Формирование УУД:
личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта;
познавательные – расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре;
коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений;
регулятивные – планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155),
информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.
Форма урока: изучение нового материала.
Методы: метод проекта.
Оформление урока:
-презентации;
-таблички с названиями проектных бюро;
-листы А3;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по искусству "Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества"»
Урок искусства в 9 классе.
Тема: Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Цели на уроке:
познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизайна в жизни современного общества, воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока:
-понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий;
-приобретение первичных представлений о стилях «классицизм», «модерн», «арт-деко», «минимализм», «хай-тек», «китч», «этно» в дизайне интерьера и архитектуре.
Формирование УУД:
личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта;
познавательные– расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре;
коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений;
регулятивные– планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155),
информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.
Форма урока: изучение нового материала.
Методы: метод проекта.
Оформление урока:
-презентации;
-таблички с названиями проектных бюро;
-листы А3;
-карандаши (простые, цветные);
-линейки.
Сценарий урока.
Организационный момент:
- приветствие, создание позитивного настроя на творческую работу.
2. Повторение пройденного материала.
а) архитектура современного города;
б) направления в современной архитектуре.
3. Введение в новую тему.
У: Каждый город имеет свое лицо и все большую роль в этом играют дизайнеры. Само слово дизайн появилось на рубеже 19 – 20-х веков.
Дизайн ( от англ. – проект, замысел, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности.
Дизайнеры – это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий, начиная от самой серьезной техники до упаковки продуктов. На каждом производстве дизайнеры стараются придать разным изделиям эстетическую ценность. Существуют разные стили в дизайне и в архитектуре: классицизм, модерн, минимализм, хай-тек, китч, этно – это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.
- Сегодня мы познакомимся с разными стилями дизайна, узнаем отличительные особенности каждого стиля (сообщение делают учащиеся с небольшими проезентациями):
Стиль модерн в дизайне интерьера рубежа XXI - XX веков. Как известно, Стиль модерн в дизайне интерьера возник на рубеже веков, когда технический прогресс в конце XIX в. привнес в Западную Европу новые тенденции в искусстве и архитектуре, возникшие в противовес рационализму XIX в. Это отказ от смешения исторических стилей (эклектики) и поиск современных декоративных форм. Любой новый стиль появляется постепенно из предшествующих стилей, ведь перед человечеством всегда стоят новые задачи, появляются новые конструкции и строительные материалы, а это требует изменения устаревших форм. Популярный стиль модерн в дизайне интерьера имеет черты: трактовка поверхности, плоскости, фактуры, определенная ритмика движения форм, орнаментальный декор и собственная иконосфера. В вещах модерна — вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка женщины, которую можно увидеть в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена. Льющаяся вода, и близкие ей образы – символ движения, живого, текучести жизни и изменчивости. С образом женщины связаны грезы, получившие метафизические или мистические черты. Стиль модерн в дизайне интерьера, в архитектуре и искусстве по логике символизм делал все невидимое видимым.
Новый художественный стиль модерн (от фр. «современный», «новейший») имел разные названия в разных странах: «Ар нуво» («art nouveau» - «новое искусство») – в Англии, Бельгии, Франции. «Югендстиль» («jugendstil» - «молодой») – в Германии (получивший название от мюнхенского журнала «Югент», вышедшего в 1896 г. «Сецессион» («sezessionstil» - «уход») – в Австро-Венгрии. «Либерти» («liberty» - «свободный») – в Италии. «Модерниссмо» («modernismo») – в Испании. Арт деко от французского Art Deco по названию выставки 1925 года в Париже «Art Decoration» - «Декоративное искусство» - зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. До 1960 годов стиль Арт деко не считался самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль Ар нуво - модерн. Арт деко отчасти продолжил традиции Ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино - и самолетостроения.
Дизайн Арт деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-30-х годах. Простота и геометричность стиля интерьера открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной.
Стиль Арт деко сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши, и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Арт деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму.
Для интерьеров в Арт деко характерны прямые или же ломано-изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместна светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Минимализм в дизайне интерьера это моделирование пространства и освещения с использованием только необходимых предметов мебели, оборудования и т.д. а так же простых геометрических форм в отделке помещения. Наибольшее значение в минимализме в интерьере играет правильно спланированное пространство. Главным отличаем от других стилей – наличие мягкого, рассеянного освещения, ощущение простора, минимум внутренних перегородок, большое количество и площадь окон. Задача минимализма в интерьере – это максимально соединение жилого пространства с окружающим миром.
Основная идея минимализма в интерьере это функциональность. Многопрофильность мебели, оборудования, освещения позволяет избавиться от лишних предметов и освободить пространство для воздуха
Хай-тек (от англ. Hi-Tech - высокая технология) - это стиль, который появился в конце ХХ века в Великобритании, а потом стал очень популярным во многих странах. Его основателем можно назвать Норманна Фостера. Основными чертами этого стиля являются практичность, геометричность, максимально функциональное использование всего пространства и довольно сдержанный декор.
Хай-тек характеризуется большим количеством прямых линий, обилием стеклянных, металлических и пластиковых деталей. Часто используются различные перегородки, которые могут изменять планировку помещения. Этот стиль идеально подходит для просторных помещений, которые разделяются на различные функциональные зоны с помощью перегородок или дверей из небьющегося стекла. Прозрачные двери-купе довольно удобны и функциональны, потому что позволяют отлично экономить пространство. Хай-тек имеет практический смысл, но все-таки подобный дизайн помогает более рационально обустроить помещение, убирая лишние элементы. Данный стиль приносит в интерьер максимум света и пространства, при этом акцент делается на форме и фактуре архитектурных деталей и предметов интерьера, а не на цветовой гамме.
Китч (нем. кitsch), китч — стиль в дизайне и архитектуре, явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, с акцентом на эпатаже и экстравагантности, крикливости и броскости в ущерб привычным эстетическим ценностям. Кричащая вульгарность, отказ от правил, стремление выделиться любой ценой — все это интерьерный китч.
Китч вырос из течений постмодернизма, игры в антидизайн, протестных течений в интерьерной моде. Стиль китч – самый спорный и неоднозначно воспринимаемый в дизайне интерьера.
Природа китча и его зарождение связаны с повторением и переосмыслением сложившихся классических образов. Но, как часто бывает, при повторении происходит перебор: другой материал, масштаб, среда и т.д. Самые дорогие материалы, подчеркнутая экологичность, смесь ретро и фантазий о нем. Среди кричащей цветовой гаммы от розового до ядовито-зеленого и фиолетового лидирует агрессивный красный цвет.
Основной идеей стиля была насмешка и отрицание истории и художественных традиций, вкуса и стилей. Принципом выбора становилась откровенная безвкусица, несочетаемость цветов и предметов интерьера.
Для китча характерно присутствие в интерьере элементов разных стилей (кантри и классики), цветовая дисгармония, многочисленные аксессуары, увлечение ширпотребом. Интерьер в стиле китч - всегда вызов – нарочитой тягой к роскоши, внешней «красивости», или, наоборот, отрицанием эстетики.
Китч может породить богатство (псевдо-роскошь) или нищета. Но это всегда желание обратить на себя внимание, выделиться за счет интерьера.
Псевдо-роскошный китч узнаваем по поддельным предметам роскоши, отделочным материалам, имитирующим натуральные, по общему стремлению придать интерьеру вид класса люкс, желанию собрать в одном помещении «всё лучшее сразу».
Стиль китч присутствует и у известных дизайнеров интерьера, как ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного, тонкая насмешка над самим понятием стиля и провокация для коллег.
Этно стиль - это возвращение к индейским, индийским, бушменским, арабским, африканским и подобным традиционно национальным элементам в дизайне интерьера. Стиль этника ярко эклектичен. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных, предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера. Актуальны косички, стекляшки и бусинки, бахрома, блеск и металлические нити в тканях, ткани-хамелеоны, кожа, мех.
Цвета, узоры, мебель, ткани и украшения, увиденные в разных странах или промелькнувшие в книгах и журналах, рождают богатство дизайнерских идей. Этнический стиль - не воспроизведение конкретного образа, а интерпретация и адаптация притягательных или пробуждающих воспоминания элементов иной культуры. Один или два хорошо подобранных предмета - простые неглазурованные кувшины или табурет из африканской деревни могут положить начало привлекательному и оригинальному дизайн проекту. Используйте богатую палитру экзотических цветов - от горячих сальсовых оттенков Мексики до пряных тонов жженой умбры, коричного и терракотового цветов Северной Африки.
Зачастую понятие этнический стиль ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно), однако подобное мнение ошибочно.
Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными драпировками в той же мере можно назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую «сказку».
Взаимосвязанными в 20 веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода диктовала художникам некоторые идеи. Сальвадлр Дали разработал для итальянского Дома моды проекты женских шляпок в виде туфли. Декораторам и художникам по костюмам представилась возможность реализовать свои самые смелые творческие замыслы при создании сценических костюмов для персонажей опер и балетов.
Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования(инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории(особенно из истории культуры) и философии[1]. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.
В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей. Стилей в ландшафтном дизайне более 200, но активно используются 19. Сегодня мы рассмотрим классический стиль.
Этот стиль называется еще регулярным, потому что он в основном опирается на понятие симметрии, базируется на устойчивых, проверенных временем канонах классического искусства. Он является аналогом того, что мы имеем в виду, когда говорим о классическом стиле в интерьере квартиры. Главное в классическом стиле ландшафтного дизайна – четкие, геометрические формы: и клумб, и газонов, и линий дорожек. Лучше всего этот стиль будет смотреться на участках большого размера – от 15 соток. Классический стиль ландшафтного дизайна подойдет вам, если ваш участок имеет правильную геометрическую форму и не слишком затенен. За таким садом нужен тщательный уход.
4. Работа над проектами.
У: Сегодня и вы станете дизайнерами. В классе будут работать пять дизайнерских бюро, каждое выберет свой стиль в котором и будут созданы ваши проекты. Предлагаю создать дизайнерские проекты по оформлению школьной площадки, спортивного зала, спортивной площадки во дворе школы, рекреаций гимназии и ландшафтный проект пришкольных территорий. При этом важно помнить о главных принципах дизайна:
Функциональность.
Эстетичность.
Экологичность.
Экономичность.
Гармоничность.
( Класс разбит на пять групп – дизайнерских бюро, каждая из которых представляет свой проект.)
Представление дизайнерских проектов.
5. Итог урока.
У: Вы представили красивые, современные, функциональные проекты, которые непременно найдут свое воплощение в жизни. Может быть кто-то из вас выберет такую замечательную профессию – делать окружающий мир красивым.
Спасибо за работу.
Музыка
Урок № 13
Тема урока: Марш деревянных солдатиков.
(тип – получение новых знаний, форма – комбинированный).
Цели деятельности учителя: показать многогранность жанров музыки, сформировать представление о маршевой музыке, разнообразии маршей, создать условия для свободных высказываний.
Задачи:
1) развивать умение внимательно слушать музыку. умение анализировать музыкальные произведения, рассуждать, обобщать, делать выводы, развивать речь.
2) способствовать воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, умению работать в коллективе.
Планируемые результаты: научаться слушать музыкальные произведения, анализировать, различать по содержанию, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.
Метапредметные:
-познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют. Делают выводы, самостоятельно решают творческую задачу;
- коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
- регулятивные – принимают цели и задачи своей деятельности, исправляют ошибки с помощью учителя;
- личностные – оценивают результаты своей деятельности.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
Парадный марш.
М. Блантер. Футбольный марш.
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
Песня «Новогодний хоровод».
Оформление: портрет С. Прокофьева, П. Чайковского, видеофильм.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Самоопределение. Мотивация учебной деятельности.
На начало урока звучит маршевая музыка.
-Ребята, сейчас мы отправимся в поход.
Мы шагаем, мы шагаем
По полям, по лугам,
По тропинкам, по дорожкам…
Не устали наши ножки?
- А если шагать под музыку . нам будет легче идти?
-Как называется музыка под которую шагают?
- Где вы слышали марши?
2. Актуализация опорных знаний.
Ритмический диктант.
1.На счет «раз, два» - хлопаем в ладоши, на счет «три, четыре» - ударяем в барабан.
2. На счет « раз, два, три, четыре» - хлопаем в ладоши.
3. Н счет «раз, два, три, четыре» - шагаем, на четыре счета – делаем паузу.
Слушание музыки.
- Сейчас мы прослушаем марш композитора С. Прокофьева.
- Напомните мне. Кого называют композитором?
- Посмотрите на портрет композитора С. Прокофьева. Он написал много музыки для детей. Перед слушанием музыки вы должны сосредоточиться, сесть ровно.
Звучит марш.
- Какой характер у этой музыке? ( Бодрый, четкий, громкий.)
- На каком инструменте исполняется марш? (На фортепиано.)
- Повторите вслух имя и фамилию композитора.
Слушаем марш еще раз и выполняем движения.
3.Знакомство с новым материалом.
В музыке существует много разных маршей – военный, под который шагают на параде, спортивный, который звучит на стадионе, торжественный марш, который звучит при встрече очень важных гостей.
Звучит «Встречный марш» С. Чернецкого.
- Какой характер у марша? (Торжественный, громкий).
Звучит «Спортивный марш» М. Блантера.
- Какой характер у этого марша? (Энергичный. Подвижный.)
4. Игровой момент «Кукольный парад».
Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нем участвуют игрушечные солдатики. Вот и музыка, которую вы услышите называется «Марш деревянных солдатиков»
Повторите все вместе название этого произведения.
Показ портрета композитора П. Чайковского.
- Мы тоже будем принимать участие в параде, маршировать и играть на барабанах.
- Какой характер у марша? (Звонкий, веселый, игрушечный).
- Отхлопайте ритм марша под слова:
В детском мы альбоме,
У игрушек в доме,
Звонкий марш нас радостно встречал.
Посмотрите как шагают солдатики под музыку этого марша.
Видеофильм.
-На прошлом уроке мы выполняли движение под эту музыку.
Звучит фрагмент «Новогоднего хоровода».
-Это маршевая музыка? (Хороводная.)
-Правильно. Шаг спокойный, более мягкий, потому, что это песня.
-Сейчас мы повторим песню «Новогодний хоровод», но перед пением нужно подготовить свой голос.
Дыхательная гимнастика.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли,
Утром в школу мы пришли.
-Повторите эти слова четко, негромко.
-Пропойте их на одном звуке.
Повторение текста 1 куплета.
Исполнение всем классом.
Повторение текста 2 куплета
Исполнение по рядам.
Повторение текста 3 куплета.
Индивидуальное повторение.
Исполнение песни от начала до конца всем вместе.
Рефлексия.
-Что нам надо было сделать на уроке?
-Выполнили мы эту задачу?
-С какой музыкой мы сегодня встретились? (Марш, песня.)
-Какой композитор сочинил эту музыку? (С. Прокофьев.)
-Какие маши еще приходили к нам сегодня? (Парадный, военный, спортивный.)
-Как называется кукольный марш? («Марш деревянных солдатиков».)
-Кто написал этот марш? (П. Чайковский.)
5. Итог урока.
6. Выход из класса под музыку марша.
Настрой на учебную деятельность.
Внимательно слушают задание.
Выполняют задание по рядам.
Слушают, отвечают на вопросы.
Проговаривают имя и фамилию композитора
Настраиваются на знакомство с новым материалом.
Внимательно слушают, выполняют игровые движения, проговаривают вместе имя и фамилию композитора
Отвечают на вопросы
Повторяют текст в ритме марша.
Внимательно смотрят, отвечают на вопросы.
Проговаривание и пропевание всем вместе и по рядам.
Коллективная, групповая и индивидуальная работа.
Отвечают на вопросы, оценивают работу на уроке.
Познавательные: создавать условия для формирования устойчивого интереса к музыке.
Регулятивные: принимают цели и задачи урока. Выбирают средства реализации этих целей.
Коммуникативные: выполняют задание по рядам.
Регулятивные: проговаривают вслух имя и фамилию композитора.
Личностные: внимательно слушают, запоминают.
Познавательные: проводят сравнение между разными маршами.
Регулятивные: слушают друг друга при проговаривании текста.