kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе "Искусство" Г.Сергеевой и др. Занятие по сообщению нового материала позволяет показать, как живописцы, литераторы, композиторы раскрыли красоту природы языком звуков, красок и стихов. Урок развивает как познавательный интерес, так и творческие способности обучающихся, формирует основы целостного анализа произведений искусства, развивает навыки устной речи. Кроме конспекта урока представлены рабочий лист ученика (2 варианта) и презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Урок по искусству. Корниенко Е.Г., учителя высшей категории, МБОУ СОШ №4.


п/п

Структура плана учебного занятия

1

Класс, автор и название учебной программы.

8 класс, программа «Искусство

8-9 класс», Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

2

Учебная тема, название, учебная тема урока.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

3

Цель (планируемые результаты учебного занятия).

Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки, ли-тературы и живописи. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное про-изведение.

4

Задачи (планируемые результаты учебного занятия).

1. Показать, как живописцы, ли­тераторы, композиторы раскрыли красоту и необыкновенность при­роды языком музыки, красок и стихов. Знакомство с выдающи­мися произведениями и творче­ством выдающихся деятелей ис­кусства;

2. Развитие познавательного ин­тереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков уст­ной речи;

3. Приобщение учащихся к духов­но-нравственным ценностям, ше­деврам классического искусства.

5

Тип, вид учебного занятия.

Занятие по сообщению нового учебного материала.

6

Литература и оборудование.

Учебные: учебник «Искусство» 8-9 класс, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва «Просвещение» 2014 год.

Наглядные: мультимедийные презентации;

ТСО: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное ис-кусство.

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Октябрь. Осен-няя песня».



Этапы учебного занятия.


1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению нового учебного материала.


Ещё Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по - новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.


Рабочий лист. Задание № 1.


Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Рабочий лист. Задание № 2.


Тема урока: Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель урока: Будем говорить о прекрасном мире природы в живописи, литературе и музыке.


3. Усвоение новых знаний.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники 19-го века А. Саврасов , И Левитан и другие вновь открыли красоту родной земли.


Рабочий лист. Задание № 3.


На картинах мы видим пейзажи и воспринимаем их при помощи зрения. А в литерату-ре, читая текст мы представляем пейзаж по его описанию. Одним из выдающихся пейза-жистов был поэт Николай Рубцов.


Живу вблизи пустого храма,
На крутизне береговой,
И городская панорама
Открыта вся передо мной.
Пейзаж, меняющий обличье,
Мне виден весь со стороны
Во всем таинственном величье
Своей глубокой старины.


( Поэт передаёт в стихах своё трепетное отношение к родному краю и мы ярко представляем то место которое он описывает).


Рабочий лист. Задание № 4.


Презентация.


Пейзаж можно не только видеть или читать о нём, но и слышать. Это доказал нам П.И. Чайковский, который создал фортепианный цикл состоящий из 12-ти пьес и назвал их «Времена года».


Рабочий лист. Задание № 5.


«...Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями, всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому...».


Рабочий лист. Рефлексия.


Домашнее задание: Учебник стр.25 и стр.27 Выполнить художественно-творческое задание на выбор.



Приложение: Рабочие листы. Презентация. Музыка П.И. Чайковского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист вариант2»

Вариант 2

Рабочий лист ______________________________


Тема:___________________________________________________________________________


Задание №1 Кроссворд.







1














2












3

















4

















5















6












  1. Жанр изобразительного искусства, где изображено лицо или фигура человека.

  2. Художник-передвижник, автор картин: «Золотая осень», «Озеро. Русь.», «Весна-большая вода».

  3. Общественное учреждение для хранения произведений искусства.

  4. Искусство, средством которого является звук.

  5. Искусство проектировать, строить здания и сооружения.

  6. Вид искусства, который создается при помощи кисти и красок.


Задание №2 Оформите ответ в схеме.


Что человек получает от природы?













Задание №3 Искусствоведческий текст.

Подчеркните слова, словосочетания, которые помогут ответить на вопрос.

(Смотри учебник стр.25)


И.И. Левитан «Озеро. Русь». Это основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершённом виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зелёные луга, осенние деревья. Всё это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.

Картина Левитана — некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.

Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озёра в Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.

Левитан мастерски сочетает краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты её подлинного счастья. Перед зрителем предстаёт невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.

Важно, что небо — не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака — наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.

Пространство охвачено настолько масштабно, что создаётся поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.

Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.



Задание №4 Подберите репродукции картин художников к стихам Н. Рубцова. Обоснуйте свой выбор.

Я так люблю осенний лес, О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

Над ним сияние небес В лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!

Что я хотел бы превратиться Боюсь я, боюсь, как вольная сильная птица,

Или в багряный тихий лист, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Иль в дождевой осенний свист...


Задание №5 Выразите в красках настроение, переданное в музыке П.И. Чайковского «Времена года».


Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что:

красный — согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый — теплый, бодрящий, весёлый, привлекательный;

оранжевый — весёлый, радостный, пламенный, добрый;

зелёный — спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий — серьёзный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый — приятный, полный жизни, тоска, грусть.






Рефлексия Закончите некоторые из предложений.


Самым интересным сегодня на уроке было _____________________________________

Самым сложным для меня сегодня было _______________________________________

Сегодня я понял____________________________________________________________

Сегодня я научился _________________________________________________________

Сегодня я задумался ________________________________________________________

На будущее мне надо иметь в виду____________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Вариант 1

Рабочий лист _____________________________


Тема:___________________________________________________________________________


Задание №1 Кроссворд.







1














2












3

















4

















5















6












  1. Жанр изобразительного искусства, где изображено лицо или фигура человека.

  2. Художник-передвижник, автор картин: «Золотая осень», «Озеро. Русь.», «Весна-большая вода».

  3. Общественное учреждение для хранения произведений искусства.

  4. Искусство, средством которого является звук.

  5. Искусство проектировать, строить здания и сооружения.

  6. Вид искусства, который создается при помощи кисти и красок.


Задание №2 Оформите ответ в схеме.


Что человек получает от природы?














Задание №3 Искусствоведческий текст.

Подчеркните слова, словосочетания, которые помогут ответить на вопрос.

(Смотри учебник стр.25)


А.К. Саврасов «Грачи прилетели».Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

За дощатым забором — крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше — пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. На окраине села, на холме — несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи — вьют новые гнезда, обновляют старые...

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Всё на картине — и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок — наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу — он понимал её тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое её состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне. И грачи на картине — как вестники весеннего обновления.


Задание №4 Подберите репродукции картин художников к стихам Н. Рубцова. Обоснуйте свой выбор.

Я люблю, когда шумят берёзы, Люблю твои избушки и цветы

Когда листья падают с берёз И небеса, горящие от зноя,

Слушаю, и набегают слёзы И шёпот ив у омутной воды

На глаза, отвыкшие от слёз... Люблю на век, до вечного покоя...


Задание №5 Выразите в красках настроение, переданное в музыке П.И. Чайковского «Времена года».


Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что:

красный — согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый — теплый, бодрящий, весёлый, привлекательный;

оранжевый — весёлый, радостный, пламенный, добрый;

зелёный — спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий — серьёзный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый — приятный, полный жизни, тоска, грусть.














Рефлексия Закончите некоторые из предложений.


Самым интересным сегодня на уроке было _____________________________________

Самым сложным для меня сегодня было _______________________________________

Сегодня я понял____________________________________________________________

Сегодня я научился _________________________________________________________

Сегодня я задумался ________________________________________________________

На будущее мне надо иметь в виду____________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«УРОК»

Б.Кустодиев «Сенокос»

Б.Кустодиев «Сенокос»

В.Сидоров «Пора безоблачного неба»

В.Сидоров «Пора безоблачного неба»

И.Грабарь «На озере»

И.Грабарь «На озере»

И.Левитан «Над вечным покоем»

И.Левитан «Над вечным покоем»

Л.Грицай «Прошел легкий дождь»

Л.Грицай «Прошел легкий дождь»

М.Нестеров «Осень»

М.Нестеров «Осень»

Подберите репродукции картин художников к стихам Н.Рубцова.

Подберите репродукции картин художников к стихам Н.Рубцова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Автор: Корниенко Елена Геннадьевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "198572"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428420085"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока изобразительного искусства  в 3 классе  "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-kartina-pieizazh-1"
    ["file_id"] => string(6) "198648"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428427951"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Пейзаж -поэтичная и музыкальная живопись"
    ["seo_title"] => string(44) "pieizazh_poetichnaia_i_muzykal_naia_zhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "370909"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482073012"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Вопросы - тесты для тематического контроля по художественной культуре в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(91) "voprosy-tiesty-dlia-tiematichieskogho-kontrolia-po-khudozhiestviennoi-kul-turie-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140384"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417949087"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства