Разработка может применяться на уроках МХК и истории. Содержит тексты небольших сообщений учащихся. Даны особенности развития культуры и её влияние на культуру Руси.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основные понятия: крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона.
План урока:
1.Исторический очерк.
2.Достижения византийской архитектуры. Собор Святой Софии.
3.Искусство мозаики.
4.Иконопись.
Ход урока
1.Учитель объявляет тему урока и составляет беседу с учащимися по вопросам:
-Когда происходит становление Византии? Покажите территорию на карте.
-Кто считается основателем Византийской державы?
-Назовите столицу Византии.
-Как называли этот город славяне?
-Как называется этот город сегодня?
-На территории какого современного государства он находится?
-Почему Константинополь называли «золотым мостом»?
-Как долго существовала империя? Какова ее судьба?
Задача для учащихся:в ходе работы на уроке познакомиться с достижениями художественной культуры Византии.
2.Учитель сообщает: наивысшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).
Сообщение учащегося о Юстиниане (см. Приложение 1).
Учитель сообщает: могущество империи было воплощено в архитектурном шедевре, дошедшем до наших дней.
Сообщение учащегося о храме Св. Софии( см. Приложение 2).
Учитель сообщает: характер средневековой скульптуры определен распространением христианства. Храмы-символы, внешние атрибуты новой религии. Византийские мастера в соборе Св. Софии впервые использовали новые архитектурные детали. Это привело к созданию нового типа храма – крестово-купольного.
Задача для учащихся: в ходе работы со схемами определить характерные черты античной базилики как архитектурного сооружения, сравнить с Софийским собором, найти отличия (схемы в Приложении 3).
Запись в тетради.
Крестово-купольный храм – храм, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.
Учитель сообщает: роскошь и торжественность архитектуры Византии послужат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь воспримет от Византии крестово-купольную систему храмов.
3.Учитель сообщает: интерьер византийских храмов украшен мозаикой. Этот вид изобразительного искусства возник в эпоху античности.
Запись в тетради.
Мозаика- изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла = смальты.
Самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте особенности византийских мозаик, выписать их в виде плана. Рассмотреть иллюстрации.
Особенности византийских мозаик:
-использование кубиков различной формы и величины;
-применение золотого фона;
-закрепление кубиков под разным наклоном;
-эффект сияния.
4. Учитель сообщает: в христианских храмах обязательными были не только мозаики, но и иконы. Икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому иконопись обладает собственным художественным языком (канонами). К иконописным канонам относятся фронтальность изображения, условность одежды, символичность цвета, сияющий нимб вокруг головы, пристальный взор увеличенных глаз. Одно из лучших произведений византийской иконописи – «Владимирская Богоматерь».
Сообщение учащегося об иконе Владимирской Богоматери.
Запись в тетради.
Икона – от греческого «эйкон» - изображение, образ.
Итог урока.
Византия-цивилизация, оставившая человечеству огромное наследие, повлиявшее на культуру многих народов, в том числе на русскую.
Вопрос классу. Что же оставила Византия в наследие человечеству?
Выставление оценок.
Домашнее задание: глава 12, сообщения на темы «Десятинная церковь в Киеве», «Золотые ворота в Киеве», «Строительство Софийского собора».
Приложение 1.
Император Юстиниан.
Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).
Юстиниан происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.
Император обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он проводил реформы, оживил торговлю. Накопив большие богатства, Юстиниан строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии в Константинополе.
Другим великим делом императора было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живщих в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.
Приложение 2.
Собор Святой Софии.
Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии ( т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София ( на турецкий лад – Ая София) стала мечетью.
Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали, император Юстиниан I воскликнул: »Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!».