Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений К.П. Брюллова.
Романтизм в живописи: образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: художники-передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Времяурока: 90 минут.
Ходурока:
1.Вступлениеучителя: XIX век стал эпохой культурного взлета («золотой век искусства России»). На этом уроке мы обобщим достижения российской архитектуры, живописи и музыки XIX века.
Заданиенаурок: обобщите основные черты российской архитектуры, живописи и музыки XIX века (запишите в тетрадь к концу урока в виде плана).
Задание: Определите понятие по его признакам (устно):
стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. Обращался к античному наследию как к идеальному образцу, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки (классицизм).
("поздний классицизм") (от франц. empire - империя) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, характерный для первой трети XIX в. Завершил развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы, богатый декор (ампир).
символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства, в первой половине XIX в. исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего классицизма (академизм).
возникает в конце 18 века как идейное и художественное направление. Это время, когда на смену рационализму приходит идеализм, художники смотрели на прошлое с печалью, но и будущее им виделось не менее трагическим. Основным становилось чувство, а не разум, глубочайший интерес к человеку, его миру (романтизм).
художественное направление середины XIX века, целью которого было объективное отображение действительности (реализм).
художественное направление, зародившееся во французской живописи 60-х гг. XIX века с появления картины Э. Мане, отражает непосредственность и свежесть восприятия жизни, игру света и неожиданные ракурсы фигур (импрессионизм).
Работа учащихся с тестами о русских художниках (письменно на листах, индивидуально):
ТЕСТЫ:
Русский художник, проживший короткую и нелёгкую жизнь. Годы жизни: 1860-1900. Был большим другом А. П. Чехова, учился у В. Д. Поленова и А. К. Саврасова. Его ранний пейзаж «Осенний день. Сокольники» был отмечен П. М. Третьяковым и попал в его знаменитую коллекцию. Он был тонким и нежным поэтом русской природы и перенёс в свои полотна и ликующую праздничность золотой осени, и тревожную печаль хмурого дня. Он сумел по-новому передать свет, воздух, жизнь природы. В его «пейзажах настроений» отразилась сложная духовная жизнь человека того времени, его тревога, его мечты и надежды. Написанная художником в 1892 году картина «Владимирка» - шедевр русской и мировой живописи.
Великий русский художник-реалист. Жил с 1844 по 1930 год. В его произведениях отразилась жизнь различных слоев русского общества, увиденная проницательным взором художника-реалиста, проповедника идей свободолюбия. В своей первой картине «Бурлаки» он с потрясающей правдивостью показал бесчеловечность труда, на который обречён народ. В то же время эта картина проникнута оптимизмом и верой в народные силы. Его картина «Не ждали», изображающая возвратившегося домой ссыльного, его живописное полотно «Арест пропагандиста» - произведения с прочувствованными и подробно разработанными человеческими характерами, глубоко психологические. Среди его произведений на исторические темы лучшие - «Иван Грозный» и «Запорожцы».
Один из крупнейших русских художников. Ученик И. Е. Репина, друг М. Горького. Жил с 1865 по 1911 год. Уже в детстве проявил необыкновенные способности к рисованию. Ему было двадцать два года, когда он написал свою известную картину «Девочка с персиками». Большую известность принесли ему портреты.
Для этого гениального художника XIX в. искусство, по словам Герцена, было «нравственным подвигом, священнодействием». Он родился в 1806 году в семье профессора Петербургской Академии художеств и умер в 1858 году, всю свою творческую жизнь, отдав, по сути, созданию одной картины. Его знаменитая картина, написанная в Риме плод колоссальных, почти двадцатилетних трудов, должна была отразить извечную мечту человечества о счастье, ожидание неизбежного и долгожданного освобождения. Он мечтал о новом искусстве, освобождённом от рутины, соединившем «рафаэлевскую технику с идеями новой цивилизации». В своём творчестве он отказывается от избитых академических приёмов и в основу живописи кладёт непосредственное впечатление от натуры. Свыше трёхсот подготовительных этюдов к картине занимают целый зал в Третьяковской галерее, и среди них такие шедевры русского искусства, как «Голова раба», «Купающиеся мальчики», «Камни в воде», в которых органически слиты живой свежий цвет и классически прекрасная форма.
Об этом русском художнике первой половины девятнадцатого века (годы жизни: 1799 - 1852) писал А. С. Пушкин, обширные восторженные статьи посвящал ему Н. В. Гоголь. Он выкупил из неволи молодого Тараса Шевченко. Он благожелательно и чутко следил за первыми успехами начинающего П. А. Федотова. Картина «Гибель Помпеи», написанная за одиннадцать месяцев в Риме, принесла внеевропейскую славу не только молодому мастеру, но и всему русскому искусству. Воспитанник петербургской Академии художеств, уже в ученические годы он превзошёл своих учителей. Оставаясь в пределах академизма, он с виртуозностью подлинного гения противопоставил сухости и безжизненности вырождающегося классицизма всё красочное богатство живой действительности.
Великий мастер русской исторической живописи. Жил с 1848 по 1916 год. В его произведениях чаще всего изображаются такие события из русской истории XVII и XVIII веков, в которых сталкиваются большие силы и проявляется народная помощь. За первой его исторической картиной «Утро стрелецкой казни» последовал целый ряд блестящих произведений. Он написал изгнанного Меньшикова с дочерьми, боярыню Морозову, завоевателя Сибири Ермака, Суворова и Степана Разина. Он был членом Товарищества передвижников, которое было создано русскими художниками реалистами.
Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь с леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, и демократизм своих убеждений сохранил до конца жизни. Глубоко оптимистический, жизнеутверждающий образ русского леса он создаёт в последней своей большой картине «Корабельная роща», необыкновенно цельной и монументальной по композиции, выполненной в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ:
И.И. Левитан
И.Е. Репин
В.А. Серов
А.А. Иванов
К.П. Брюллов
В.И. Суриков
И.И. Шишкин
6.XIXвекпринесславуроссийскоймузыкальнойшколе.
Просмотр и выполнение заданий из презентации «РусскаямузыкаXIXвека» (Приложение 1).
7.Обобщениематериалаурока«Основныечертыроссийскойархитектуры,живописиимузыкиXIXвека»: выступление учеников на основе записей в тетради.
8.Оцениваниеработынауроке:индивидуальные тесты и план в тетради (письменная работа, выполненная всеми учащимися), представленные презентации (творческая работа отдельных учащихся по их выбору), лучшие устные ответы отдельных учащихся по тестам ЭСУН «История искусства. 10-11 класс» и заданиям в презентации «Русская музыка XIX века».
Домашнеезадание: написать эссе «Мне нравится это произведение» по теме урока.
Приложение.
Списоклитературыиисточников:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2007. – 399 с.
Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.
CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы