Содержание учебного материала: Деревянное зодчество Древней Руси. Технология возведения памятников деревянного зодчества. Композиция Кижского архитектурного ансамбля. « Несравненная сказка куполов» Преображенской церкви, особенности ее внешнего облика.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цели урока: познакомить учащихся с основными чертами русского деревянного зодчества; архитектурно – строительной культурой русского Севера, музеями народного деревянного зодчества, с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви на примере Кижских церквей, с фрагментами построек деревянной архитектуры, композицией крестьянского дома.
Цели, формулируемые для учителя:
- создать условия для формирования представлений, знаний и умений по теме;
- создать условия для развития метапредметных умений (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- осуществить позитивное эмоционально-нравственное воздействие на учащихся средствами искусства;
- воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры.
Оснащение урока:
Зрительный ряд: Презентация с изображениями архитектурных памятников Древней Руси, ансамбля в Кижах, русских деревянных построек.
Музыкальный ряд: Видеоклип «Кижи - восьмое чудо света»; фрагмент оперы А. П. Бородина « Князь Игорь», песня Е. Карпова « Кижи».
Оборудование урока: учебники « Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. Автор: Г. Данилова, рабочие листы для учащихся, страничка справочного материала.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
В результате изучения темы ученик должен иметь представление:
- об особенностях средневекового культурного процесса Древней Руси;
- о преемственности в русском деревянном зодчестве;
- об основных чертах русского деревянного зодчества;
- архитектурно – строительной культуре русского Севера,
- музеяи народного деревянного зодчества,
- художественные и архитектурные особенности русской рубленой церкви на примере Кижских церквей.
- о культурных ценностях, сформированных в средневековье.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: умения ставить цель и планировать свою деятельность; осуществлять самооценку и взаимооценку; проводить соотнесение цели и результата работы, определять направление дальнейшей работы.
Познавательные: умения осуществлять поиск и выделение существенной информации из различных форм ее предъявления; проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков; доказательно отстаивать свою точку зрения; обобщать информацию, формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; осуществлять постановку и формулирование проблемы, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществление группового взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, уважения к ценностям православной культуры;
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Содержание учебного материала: Деревянное зодчество Древней Руси. Технология возведения памятников деревянного зодчества. Композиция Кижского архитектурного ансамбля. « Несравненная сказка куполов» Преображенской церкви, особенности ее внешнего облика.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цели урока: познакомить учащихся с основными чертами русского деревянного зодчества; архитектурно – строительной культурой русского Севера, музеями народного деревянного зодчества, с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви на примере Кижских церквей, с фрагментами построек деревянной архитектуры, композицией крестьянского дома.
Цели, формулируемые для учителя:
- создать условия для формирования представлений, знаний и умений по теме;
- создать условия для развития метапредметных умений (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- осуществить позитивное эмоционально-нравственное воздействие на учащихся средствами искусства;
- воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры.
Оснащение урока:
Зрительный ряд: Презентация с изображениями архитектурных памятников Древней Руси, ансамбля в Кижах, русских деревянных построек.
Музыкальный ряд: Видеоклип «Кижи - восьмое чудо света»; фрагмент оперы А. П. Бородина « Князь Игорь», песня Е. Карпова « Кижи».
Оборудование урока: учебники « Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. Автор: Г. Данилова, рабочие листы для учащихся, страничка справочного материала.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
В результате изучения темы ученик должен иметь представление:
- об особенностях средневекового культурного процесса Древней Руси;
- о преемственности в русском деревянном зодчестве;
- об основных чертах русского деревянного зодчества;
- архитектурно – строительной культуре русского Севера,
- музеяи народного деревянного зодчества,
- художественные и архитектурные особенности русской рубленой церкви на примере Кижских церквей.
- о культурных ценностях, сформированных в средневековье.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: умения ставить цель и планировать свою деятельность; осуществлять самооценку и взаимооценку; проводить соотнесение цели и результата работы, определять направление дальнейшей работы.
Познавательные: умения осуществлять поиск и выделение существенной информации из различных форм ее предъявления; проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков; доказательно отстаивать свою точку зрения; обобщать информацию, формулировать вывод;устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; осуществлять постановку и формулирование проблемы, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценкупроцесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;осуществление группового взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, уважения к ценностям православной культуры;
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие, позитивный настрой на совместную деятельность (создание комфортной и доброжелательной атмосферы).
Учитель:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Васильевна, и мне приятно, что это время я проведу вместе с вами.
Всё внимание на проекционный экран. Надеюсь, сделать просмотр приятным поможет вам фрагмент оперы « Князь Игорь» российского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
Презентация « Архитектурные сооружения Древней Руси» на фоне музыки ( муз. фрагмент «Князь Игорь» А.П. Бородина).
2.Мотивационный этап (этап погружения в деятельность)
Учитель:
- Какой вид искусства был представлен в презентации?
( архитектура)
- Дайте определение термину – архитектура, если, затрудняетесь, у вас на столах есть страничка архитектурного словарика, к которому вы можете обратиться и прочесть.
- Подберите, синоним к слову архитектура?( Зодчество)
Правильно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители.
- Определите принадлежность увиденных архитектурных памятников к культурно – исторической эпохе, географической территории?(средние века, Россия)
- Как называются эти сооружения, если их объединить по цели создания? (культовые сооружения – храмы)
- Из какого строительного материала построены эти храмы?(камень)
- А как вы думаете, какой еще материал использовался и сейчас продолжает использоваться для строительства зданий?И чтобы вы без труда определились с этим строительным материалом, я предлагаю вам эти предметы.( Дерево)
- Конечно – это дерево.
- А вы помните, были ли в презентации архитектурных сооружений из дерева? Или нет? Много ли вы знаете деревянные архитектурные памятники Руси? Кто их создавал? Где еще сохранились памятники деревянного зодчества? Да, сколько вопросов! Может, попробуем найти на них ответы! Но для начала давайте озвучим тему нашего занятия. « Деревянное зодчество Руси».
1
3. Этап организации деятельности.
- Запишите тему урока в ваши рабочие листы №1.
- А теперь перейдите к расположенной чуть ниже таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и заполните первые два столбца. Для выполнения этой работы обобщите, систематизируйте имеющиеся у вас знания по теме урока «Деревянное зодчество Руси» и запишите их в колонку « Знаю». В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока, то, что вас заинтересовало, что вы не знаете, а хотели бы узнать. Таким образом, вы сможете определить для себя цели и задачи на сегодняшнее занятие.(1 мин)
- И так, я предлагаю озвучить то, что вы записали в граф « Хочу знать»? Т.е свои цели и задачи на урок?(Чтение колонки таблицы « Хочу знать»)
- Молодцы! И так если обобщить ваши высказывания, то цели нашего встречи таковы:
- установить, что собой представляет деревянные архитектурные сооружения; их названия, место положения;
- определить характерные черты и особенности деревянного зодчества Древней Руси;
- Хорошо, продолжим работу, я думаю нам с вами нужно еще активизировать некоторые уже имеющиеся у вас знания по теме урока.
- Прочтите это высказывание.
«Архитектура - это летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».
- Как можно прокомментировать эти слова?
- Эти яркие, удивительные по своей внутренней силе слова принадлежат Н.В.Гоголю. Великий писатель видел в древних строениях отражения культурной жизни народа и справедливо сравнивал их со ступенями его будущего возвышения.
А теперь, как говориться, из нашей жизни.
- Вситуации, которую я сейчас опишу, бывали и некоторые из вас. Вы идете по улице родного села, и нередко свысока, поглядываете на покосившиеся от времени здания, они уже почти вросли в землю, вы может быть, даже досадуете на то, что они портят вид улицы. Но задумываетесь, а не сама ли улица, да и может целое село начались когда-то именно с этого дома.
Вспомните:
- Вы уже знакомились с исконно русскими деревянными постройками? Как они называются?( Изба) Когда то древне-русское слово “Истьба”, “Истопка”,то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.
- Изба - очень древний вид жилища, сохранившийся до наших времен. А складывались стены избы так. (демонстрирую на макете). Говорили в народе: «Срубил мужик избу – клеть». Бревна клали друг на друга формой четырехугольника. Концы бревен, выложенных четырехугольником, 2
соединяют друг с другом с помощью специально вырубленных топором выемок-пазов. Получался сруб – клеть.
- Русская изба – настоящий шедевр народного строительного искусства, основа деревянного зодчества.
Вглядитесь внимательно. Попробуйте в простом - увидеть сложное, всмотреться в некрасивое и увидеть красивое, вслушаться в малое и увидеть затем великое!
Гении старого зодчества – Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое!
Леонид Мартынов
- Вспоминаем дальше!? С помощью топора, без единого гвоздя мастера научились рубить не только избы. Но и высокие красивые строения – как они назывались? (терема, хоромы)
Можете дать формулировку определения?
Хоромы — в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения называлисьпалатами.
- А теперь мы с вами рассмотрим репродукцию гравюры Ф. Гильфердинга « Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском», посмотреть ее можно на экране, в учебнике на странице 196.
- Перед вами выдающееся произведение искусства, известное только по рисункам и модели Дворец царя Алексея Михайловича В Коломенско.м ) Построенный Семеном Петровым и Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 году Савой Дементьевым ( разобран в 17 веке). Для строительства дворца использовался такой строительный материал как дерево. Я хочу, чтобы вы рассмотрели рисунок или прочли исторический документ, который у вас есть в рабочих материалах №1 (кому как больше нравиться) и ответили на вопрос:
-Что представлял собой Дворец царя Алексея Михайловича? В чем его отличие от такой простого жилища, как изба? Какие элементы деревянного зодчества можно в нем выделить?
- Для тех кто будет работать с текстом я предлагаю на полях ли в самом тексте, во время чтения, ставить определенные знаки,( v,+,-,?) для быстроты и удобства работы, они помогут вам осознаннее разобраться в прочитанном. Ознакомиться с их обозначением, вы сможете перед текстом. Если у кого возникнут вопросы по поводу маркировки текста, поднимите пожалуйста руку.( 1 мин)
3
Система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно вам;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит вашим представлениям;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
?«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Коломенское. Дворец царя Алексея Михайловича. 1660—1670-е гг. Гравюра Ф. Гильфердинга. II половина XVIII в.
Еще до начала XVII в. на красивом, возвышенном берегу Москвы-реки, в селе Коломенском, утопавшем в зелени садов, была создана летняя царская резиденция. На ее территории в 1660—1670-е гг. под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова был воздвигнут деревянный дворец.
Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы и царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства. Все палаты соединялись между собой переходами, которые образовывали внутренние дворики. Резные срубы хором завершались живописными кровлями самых различных и очень затейливых форм. Назывались они по-разному: кубы, маковки, луковицы, шатры, бочки, палатки и т. д. Очень нарядны были разноцветные чешуйчатые кровли с позолоченными гребешками, флюгерами, подзорами.
- Что представлял собой Дворец царя Алексея Михайловича? В чем его отличие от такой простого жилища, как изба? Какие элементы деревянного зодчества можно в нем выделить?
Дворец представлял собой сложное сочетание больших и малых срубов - клетей. Это ансамбль, который включает царские хоромы, многооконный терем, служебные помещения. Т.е это уже более сложная деревянная постройка, с той же основой что и изба.
- Кто работал с текстом, зачитайте отдельные словосочетания и выражения, характеризующие дворец.
- Ребята работаем дальше, стремимся решить поставленные задачи, не забывая о рабочих листах, последнюю колонку, «Узнал» можно заполнять по ходу урока.
- Откройте учебник на стр.196 – 197 и рассмотрим внимательно находящиеся там изображения, прочтем надписи к ним.
РАБОТА с УЧЕБНИКОМ.
- Итак, что это за постройки? (Храмы, церкви т.е не жилые помещения, а культовые сооружения)). Какие элементы деревянного зодчества вам здесь знакомы? (тот же сруб - клеть). Но что – то добавилось и новое? ( главы, купола с крестами).
4
- С одним шедевром деревянного зодчества мы познакомимся подробнее.
Коль помянуть хотим мы не добром
Чистим его дела: топорная работа…
Но есть в Кижах собор, он срублен топором
И меркнет перед ним любая позолота!
- Просмотрите этот видеофильм.
(Просмотр видеофильма « Восьмое чудо света)
- Прикоснуться еще раз к этому чудо я предлагаю через слово, познакомившись с текстом из книги «Живая древняя Русь» Евгения Осетрова « Деревянная сказка». Это рабочий материал №2. Сделаем наше чтение также осмысленным и вновь для удобства и быстроты работы ставим знаки на полях и можно прямо в тексте.
Читаем вслух.
« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов.
Плывем час…третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:
- В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.
Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.
Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.
Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
- Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. 5
Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя.
По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.
Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».
- Ребята что вы отметили для себя знаком +?
- Сколько глав у Преображенского собора?
- А что такое лемеха, в чем их особенность?
- А теперь пришло время вернуть к таблицам в рабочих листах и заполнить последний столбец « Узнал».
Кижский архитектурный ансамбль на острове Кижи – прекрасное творение рук человеческих.
Уникальность этой Преображенской церкви заключается в единой архитектурной идее – устремлённости вверх всех элементов композиции. 22 главы. Такой удивительной, ни на что не похожей церкви, пожалуй, не знает вся история русского зодчества.
- Давайте озвучим, по желанию, какие записи у вас там получились.
Прекрасно. Вы возьмете с собой рабочие листы, рабочие материалы и если у вас возникнет желание, то попробуете сами найти ответ на те вопросы, напротив которых поставили знак вопроса и затем обсудите их на следующих уроках со своим педагогом.
- А сейчас в завершении занятия мы обобщим полученную информацию и озвучим ее, для этого мы сочиним синквейн, тем самым подведем итог.
Что такое синквейн, как его сочинить? (слайд)
Как пишется синквейн.
Синквейн, в вольном переводе с французского, - пять вдохновений, то есть речь идет о стихотворении из пяти строк (рифма необязательна). Напишите свой синквейн на тему урока « Деревянное зодчество Руси». Вот что для этого надо знать.
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.
Я предлагаю побумать и сочинить один общий, сложив вместе не только слова , но и схему сруба - клети из деревянных палочек.
-я кладу свою палочку первой и тем самым начинаю синквейн сочинять.
Синквейн, в вольном переводе с французского, - пять вдохновений, то есть речь идет о стихотворении из пяти строк (рифма необязательна). Напишите свой синквейн на тему урока « Деревянное зодчество Руси». Вот что для этого надо знать.
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.
Система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно вам;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит вашим представлениям;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Исторический документ:
Коломенское. Дворец царя Алексея Михайловича. 1660—1670-е гг. Гравюра Ф. Гильфердинга. II половина XVIII в.
Еще до начала XVII в. на красивом, возвышенном берегу Москвы-реки, в селе Коломенском, утопавшем в зелени садов, была создана летняя царская резиденция. На ее территории в 1660—1670-е гг. под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова был воздвигнут деревянный дворец.
Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы и царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства. Все палаты соединялись между собой переходами, которые образовывали внутренние дворики. Резные срубы хором завершались живописными кровлями самых различных и очень затейливых форм. Назывались они по-разному: кубы, маковки, луковицы, шатры, бочки, палатки и т. д. Очень нарядны были разноцветные чешуйчатые кровли с позолоченными гребешками, флюгерами, подзорами. .
Что представлял собой Дворец царя Алексея Михайловича? Какие элементы деревянного зодчества можно в нем выделить?
Система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно вам;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит вашим представлениям;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
?«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Из книги Евгения Осетрова «Живая Древняя Русь».
« Деревянная сказка».
« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов.
Плывем час…третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:
- В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.
Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.
Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
- Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра.
Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя.
По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.
Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».
Архитектура или зодчество— искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют здания и сооружения собирательно, их облик.
Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).
Изба — русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции. Термин «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб – клеть.
Крестово- купольный храм — тип храма, сложившийся в византийской архитектуре VI в. и являвшийся основным в древнерусской архитектуре.План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии. К центральному квадрату плана примыкают концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами; образующиеся угловые помещения также перекрыты куполами или сводами.
Сруб — стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в клеть» — одно на другое и соединенных в пересечениях врубками с остатком («в чашу») или без остатка («в лапу»), для чего в нижнем горбе бревна протесывался желоб; щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом. Сруб издавна служил основной стеновой конструкцией деревянных домов.
Хоромы — в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами.