Целью урока является получение опыта первичных переживаний и наблюдений, связанных с особенностями мироощущения древнего грека. В результате ученик получает импульс для личностного открытия древнегреческого искусства и для самопознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Художественный контент: фото произведений греческого искусства из Интернета
ПАЛИТРА УРОКА
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой.
А. С. Пушкин «На перевод Илиады»
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает классу внимательно рассмотреть иллюстрации на доске, изображающие памятники греческого искусства, прочесть эпиграф. В течение этого времени звучит фрагмент из видео «The Orphic Hymn to Dionysos (Χαίρε Νύμφη)».
Мотивация учебной деятельности.
Вступительная беседа
Что вы видели и слышали? Чему сегодня посвятим наше занятие?
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите о Древней Греции?
Обратимся к эпиграфу. Что «слышит» и «чует» поэт в этом двустишии? Как он воспринимает «Илиаду» и ее автора – Гомера?
Знаете ли вы, чем покорила мир греческая цивилизация?
Учитель обозначает цель занятия.
Актуализация опыта первичных наблюдений.
Ритмическое упражнение
Учитель знакомит учеников с лирическим стихотворением Платона «На Афродиту Праксителя» и ее автором.
Плато́н (428/427 до н. э. — 348/347 до н. э.) — древнегреческий философ
НА «АФРОДИТУ» ПРАКСИТЕЛЯ
В Книдос однажды пришла // по вспенённому морю Киприда, Чтоб увидать наконец // изображенье свое, И, оглядевшись кругом // в огражденном приделе, вскричала: «Где же Пракситель мою // мог подсмотреть наготу?» Нет, запретного он // не видел; резец Афродите Придал тот образ, каким // воспламенен был Арей.
Далее трижды читается стихотворение следующим образом:
читает учитель, обращая внимание на ритмику гекзаметра (шесть ударных слогов в строке, пауза между двумя полустишиями);
ученики читают хором, вместе с учителем, по полустишию: 1-й ряд – первое полустишие, 2-й ряд – второе, 3-й ряд – третье, 1-й ряд – четвертое и так до конца (движение справа налево – ощущаем размеренный неторопливый ритм, наслаждаемся каждой минутой жизни);
ученики читают по партам, без учителя, но внимая его жестикуляции: три последние парты – первое полустишие, предпоследние – второе и т.д. до первых парт (движение с конца к началу – чувствуем приливы морского прибоя, переживаем гармонию его ритма).
Обсуждение упражнения
Как мы читали стихотворение? Какое ощущение мы испытывали, читая?
Почему мы читали по рядам и партам?
Какое настроение создает ритм гекзаметра?
Каким голосом мы читали? Почему? (громкость, темп, эмоциональность)
Живописное упражнение (арт-практикум)
Учитель просит учеников нарисовать восковыми мелками на листах А4 тот образ, который им навевает чтение стихотворения, или свою живописную фантазию к уроку. Через время учитель собирает готовые работы и вывешивает их на второй половине доски.
Обсуждение упражнения
Посмотрим на ваши работы. Какие образы в них предстают?
Что их объединяет? (тематика, формы, цвета)
Какое переживание мы испытываем, глядя на эти работы?
Обобщение и систематизация изученного материала.
Каким вы представляете человека древнегреческой эпохи? Как он ощущал, переживал свой мир?
Рефлексия.
Заключительная беседа
Чему сегодня мы посвятили наше занятие? Какие упражнения у нас были?
Для чего мы их выполняли?
Что нового мы открыли на занятии?
Домашнее задание.
Написать сочинение-впечатление к уроку «Человек древнегреческой эпохи».