«Человек в зеркале искусства. Жанр портрета» - урок углубления в тему «Искусство открывает новые грани мира» (8 класс) по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.
Эпиграфом к уроку предпосланы слова Пабло Пикассо: «Художник призван изображать не оригинал, но отношение к нему».
В процессе урока обучающиеся знакомятся с образцами произведений портретного жанра в соответствии с исторической хронологией его становления и развития, особенностями средств художественной выразительности, языком разных видов искусства (живописи, скульптуры, кино), совершенствуют свои способности к восприятию и осмыслению портретной живописи.
Учитель решает в ходе урока несколько задач: расширить культурно-художественный кругозор, научиться эмоционально откликаться на произведение искусства, развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной речи. Однако одной из важнейших задач является задача привить понимание непреходящей ценности человеческой личности для искусства на протяжении многих веков. Научить понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства другого времени, чувствовать связь эпох и поколений через вдумчивый анализ образов, созданных художниками разных эпох, путем сравнения, анализа, обобщения, установления связей и отношений между явлениями культуры.
В рамках урока прослеживается путь развития изображений человека от фресок из гробниц Древнего Египта периода Нового царства через скульптурные изображения людей Классического периода древнегреческого искусства к скульптурному портрету античного Рима. Всегда ли можно говорить о портретном жанре в связи с изображением человека? Или главное в портрете не столько внешнее сходство, сколько интерес к внутреннему миру конкретного человека. Для самостоятельной поисковой деятельности учащимся предложен портрет В. Э. Мейерхольда кисти А. Головина. В помощь учитель знакомит класс с некоторыми вехами биографии режиссера, дает эскизное описание эпохи.
Последний портрет Амбруаза Воллара кисти П. Пикассо доказывает, что внешнее сходство - отнюдь не главное свойство портрета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Человек в зеркале искусства. Жанр портрета. »
Автономное общеобразовательное учреждение города Королёва Московской области Лицей научно-инженерного профиля (АОУ ЛНИП)
Человек в зеркале искусства. Жанр портрета».
План – конспект открытого урока
с применением метода сравнительно-исторического анализа
по предмету Искусство
8 класс.
Учитель: Тихоненко Светлана Николаевна
2013год
Тема урока: «Человек в зеркале искусства. Жанр портрета».
Цель урока: развитие у обучающихся способности к восприятию и осмыслению изобразительного искусства, формирование устойчивого интереса к жанру портрета, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи урока:
Образовательная: расширение культурно-художественного кругозора через знакомство с образцами портретной живописи (далее портретами) разных эпох, культур, народов и стилей. Развивающие:
а) осмыслить логику восприятия и понимания портрета;
б) научиться эмоционально откликаться на произведение искусства, воспринимать художественный мир портрета;
в) способствовать развитию мышления учащихся и умения выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Воспитательная: осознание понимания непреходящей ценности человеческой личности для искусства на протяжении многих веков.
Возможная личностно – значимая проблема: научиться понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства другого времени, чувствовать связь эпох и поколений через вдумчивый анализ образов, созданных художниками разных эпох, путем сравнения, анализа, обобщения, установления связей и отношений между явлениями культуры.
Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся знакомятся с образцами произведений портретного жанра в соответствии с исторической хронологией его становления и развития, особенностями средств художественной выразительности, языком разных видов искусства, совершенствуют свои способности к восприятию и осмыслению портретной живописи.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Эмоционально – художественное «погружение», моделирование художественного образа по описанию и представлению.
Тип урока: урок - передача-усвоение новых знаний, умений и навыков.
Развитие умений учащихся:
Погружение в мир искусства, «общение» с художественными произведениями способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. Развиваются навыки групповой творческой деятельности, совершенствуется устная и письменная речь обучающихся. Развиваются воображение, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию и способность к оценке собственных знаний.
«Человек в зеркале искусства. Жанр портрета» - урок углубления в тему «Искусство открывает новые грани мира» (8 класс) по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.
План урока:
1.Вводная часть. Организационный момент.
2. Изложение учителем части нового материала.
3. Поисковая деятельность учащихся, направленная на получение новых знаний.
4. Закрепление-диагностика прочности знаний на новом материале путем ответов на вопросы учителя.
5. Заключительное слово учителя.
Эпиграфы урока:
«Всякий портрет, написанный с любовью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник». Оскар Уайльд
«Художник призван изображать не оригинал, но отношение к нему». Пабло Пикассо
«Сходство в портрете для меня не имеет решающего значения — я не знаю, с чем сравнивать. В каждом человеке столько противоречий, что крайние проявления их не только будут иметь существенные различия, но и достигнут уровня взаимоисключения. Какое там сходство?» Вильгельм Михайловский
Технологическая карта урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Добрый день. Тема сегодняшнего урока: «Человек в зеркале искусства. Жанр портрета».
Мы продолжаем знакомство с жанрами изобразительного искусства. Наша задача - внимательно рассмотреть, сравнить их между собой и дать художественную оценку нескольким шедеврам изобразительного искусства в новом для нас жанре – жанре портрета.
Изложение нового материала.
На экране проектора появляется отрывок из фильма «Приключения принца Флоризеля», когда принц разыскивает преступника по кличке Председатель по его портрету.
Портрет - (франц . portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель – узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе.
Зрителю невольно передается отношение художника к модели.
Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно несвойственные его времени, то есть стремимся понять неизвестное через известное. Тогда как в этом случае знакомство с конкретным произведением искусства надо начинать со знакомства с той социо-культурной ситуацией, с тем мышлением, которое было характерно для времени его создания.
Слайд 1.На экране появляется фреска «Пруд в саду Небамона» ок. 1400 г.до н.э.
Росписи и рельефы ярко обрисовывают жизнь древних египтян. Но при первом знакомстве они могут вызвать недоумение. Дело в том, что египетские художники изображали реальную жизнь иным, отличным от нашего способом, поскольку иными были стоящие перед ними задачи. Пренебрегая внешней привлекательностью, они стремились к целостности образа. Художнику нужно было передать все неизменные свойства объекта с предельно возможной ясностью и полнотой. Египтяне не пытались зарисовать натуру с какой-либо случайной точки зрения. Рисуя по памяти, они следовали строгим правилам, требовавшим четкости всех изобразительных элементов. Фактически их метод ближе к картографии, чем к живописи. Хороший пример тому дает изображение сада с прудом. Если бы мы с вами решили зарисовать такой мотив, нам пришлось бы поискать самый удобный угол зрения. Форма и очертания деревьев яснее всего видится с фронтальной позиции, пруд обозревается целиком только сверху. Египтяне не мучились такими проблемами. Они просто давали вид пруда сверху, а деревья изображали фронтально. Птиц и плавающих в пруду рыб трудно распознать сверху, поэтому они нарисованы в профиль. На этом простом примере легко понять метод египтян. Тем же приемом обычно пользуются дети. Отличие состоит в том, что египтяне применяли свой метод с гораздо большей последовательностью. Каждый элемент должен быть представлен в наиболее характерном ракурсе. К какому результату приводила такая система в изображении человеческой фигуры? Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Художник выстраивает свои картины из тех элементов, которые ему знакомы, которые он хорошо изучил, так же как художник племенного общества выстраивает фигуры из форм, содержащихся в его ремесле.
Одно из величайших достижений египетского искусства состоит в том, что любая скульптурная, живописная или архитектурная форма ложится точно на свое место, словно подчиняясь невидимому закону. Такой закон, управляющий всеми художественными созданиями народа, мы называем стилем. Трудно объяснить словами, что такое стиль, гораздо проще увидеть его. Единые нормы, пронизывающие все египетское искусство, наделяют каждое отдельное произведение чертами невозмутимой ясности и строгой выверенности форм.
Стиль Древнего Египта сформировался на основе кодекса законов, изучавшихся каждым художником с ранних лет. Но с освоением всех этих требований его обучение заканчивалось. От него не ждали ничего другого, никакой «оригинальности». Напротив, по всей вероятности наилучшим художником считался тот, кто мог сделать статую максимально сходную с почитавшимися памятниками прошлого.
Слайд 2. Статуя Аполлона Бельведерского ок. 330 – 320 г. До н.э.
Когда говорят, что греческие мастера «идеализировали» натуру, подразумевают что-то вроде работы ретушера, сглаживающего в фотоснимке мелкие недостатки. Но как в отретушированном портрете, так и в идеализированной статуе нет ни характера, ни выразительной силы. Так много стерто и вычеркнуто, что осталась лишь тусклая, расплывчатая тень модели. Подход греков был прямо противоположным. На протяжении столетий художники постепенно наполняли соками жизни древние сосуды. Во времена Праксителя их метод принес свои самые зрелые плоды. В руках талантливых скульпторов прежние отвлеченные схемы обрели дыхание, пришли в движение и предстали перед нами в виде живых человеческих существ, но все же - существ иного, лучшего мира. Они и в самом деле принадлежат возвышенному миру, но не потому, что греки были здоровее и красивее других народов - нет основания для такого предположения, - но потому, что их искусство достигло в своем развитии такой точки, где типичное и индивидуальное пребывают в тонко сбалансированном соответствии. Многие из прославленных произведений классики, признанных позднее совершеннейшими образцами человеческой красоты, являются лишь копиями или вариантами статуй середины IV века. Аполлон Бельведерский считается идеалом мужской красоты. Бог стоит перед нами в эффектной позе, отведя в широком движении руку, сжимающую лук, его голова повернута в сторону, словно он следит за полетом пущенной стрелы. Во всем этом нетрудно различить изначальный канон, прием развертывания частей тела по наиболее характерным позициям.
Слайд 3. Голова старика, ок. 60 г. до н.э., Мюнхенская глиптотека
Римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть,
Слайд 5. Портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Бронза. 70-е гг. н. э. Неаполь, Национальный музей
без всяких прикрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами
Слайд 6. Портрет Помпея в Нью-Карлсбергской глиптотеке в Копенгагене
и избыточным весом.
Поисковая деятельность.
Слайд 7. А.Я. Головин. Портрет В. Мейерхольда.
С появлением в XX веке фотографии, портретная живопись не утрачивает своей актуальности. Вопрос: Как вы думаете, почему? Ответ: Портрет в XX и XXI веке отражает не столько (или не столько) внешний облик модели, сколько ее внутренний мир, ее жизненный опыт. Вопрос: Рассмотрите внимательно портрет великого русского театрального режиссера Всеволода Мейерхольда кисти его современника, художника рубежа XIX – XX веков Александра Головина. Что необычного вы можете заметить в положении модели? Ответ: Изображаемый сидит перед зеркалом, в котором отражается, так что получается как бы два человека на картине. Вопрос: А эти два человека точно зеркально отражают друг друга? Ответ: Нет, человек отраженный в зеркале выглядит значительно старше оригинала, он седой и у него белый цвет кожи лица и рук, как бы безжизненный. Человек перед зеркалом наоборот выглядит более живым и молодым, благодаря отсутствию седины и цвету кожи. Вопрос: Скажите, что вам известно о событиях в истории России рубежа веков? Ответ: Это период нескольких революций и окончательного прихода к власти большевиков в 1917 году. Вопрос: А вам известно, какие отношения складывались у многих деятелей искусства с новой властью? Ответ: Да, часто очень сложные. Не все приняли революцию, многие вынуждены были эмигрировать, у тех кто остался так же жизнь не была легкой.
Всеволод Мейерхольд принадлежал к числу тех художников, которые поначалу всей душой приняли революцию и остались с России. Однако впоследствии новая власть всячески притесняла и ущемляла творческую личность Мейерхольда, отчего жизнь его как человека и художника не становилась легче. 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года и приговорило режиссёра к расстрелу.
Вопрос: Сейчас, когда вы узнали детали биографии Всеволода Мейерхольда, скажите, можно сказать что на портрете изображены Мейерхольд-человек и Мейерхольд-художник и если да, то где кто. Ответ: Да, можно сказать, что перед зеркалом сидит Мейерхольд человек, он и физически соответствует образу, а в зеркале отражается Мейерхольд-художник – постаревший раньше времени, словно очень уставший от жизненных тягот, опустошенный, даже не совсем и живой.
Закрепление знаний.
Слайд 8. Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара.
Вопрос: Скажите, что напоминает вам этот портрет. Ответ: Работу художника Перкинса из того отрывка фильма, который мы посмотрели в начале урока.
Правильно. Потому, что обе эти работы выполнены в одном стиле, который носит название кубизм. На этих портретах внешний вид изображаемого передан настолько абстрактно, что может оказаться практически неузнаваем. Однако его внутренний мир предстает перед нами достаточно ясно. Вопрос: Глядя на портрет Амбруаза Воллара, опишите как вы думаете, что это был за человек? Ответ: Недружелюбный, мрачный, несимпатичный, жесткий и т.д.
Вы абсолютно правы, Его внешность и манеры часто описывали беспощадными словами: «крупный, резкий, грубый человек» с «потупленным взглядом». Кстати, самой модели портрет не понравился, поэтому и оказался в коллекции купца-мецената Щукина в Москве.
В заключение у меня к вам непростой вопрос: что общего вы можете отметить между отношением к передаче внешнего облика героя скажем в Древнем Египте и в искусстве XX века? Ответ: Для портрета в Древнем Египте и в XX веке одинаково необязательно внешнее сходство с моделью.
Да, действительно, в развитии жанра портрета наблюдается путь от схематичности образа к большей реалистичности, а потом обратно к отходу от натурализма, простой «похожести» и так несколько подобных волн. В итоге – искусство XX-XXI века, когда в равной степени актуальны акценты и на внешнем сходстве и на раскрытии внутреннего мира персонажа.
Заключительное слово учителя.
Таким образом мы с вами убедились, что портрет как жанр живописи родился очень давно, развивался на протяжении веков и не потерял своей значимости и в современности, несмотря на появление фотографии. Почему?.. Благодаря тому, что никогда не ставил своей задачей только копирование внешнего облика модели, но акцентировал свое внимание на внутреннем мире изображаемого человека.
Домашнее задание.
Прочитать главу в учебнике «Человек в зеркале искусства» (с. 28- 33). На стр. 33 вопросы 1 и 2 – ответить устно.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Урок окончен.
Библиография
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, Искусство 8-9 классы, М., Просвещение, 2011.
Е.В. Амфилохиева, Изобразительное искусство. Полная энциклопедия, М., Эксмо, 2010.
Э. Гомбрих, История искусства, М., АСТ, 1998.
Материалы интернет-портала Библиотекарь.ру, http://www.bibliotekar.ru
Российский общеобразовательный портал, http://school.edu.ru