kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура эстетического сознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Категории как узловые ступени и формы познания мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структура эстетического сознания»

СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

  1. Эстетическое сознание: категории как узловые ступени и формы познания мира; сознание как философская категория; место эстетического сознания в структуре общественного сознания; специфика эстетического сознания.

  2. Структура эстетического сознания: эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира: эстетическое чувство; эстетический вкус; хороший вкус; плохой вкус; критерий вкуса; эстетический идеал.



1. Эстетическое сознание — одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях вкуса образах.

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность. С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей. Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру. Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.

Категории как узловые ступени и формы познания мира:

ПОЗНАНИЕ - это интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis - знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представляет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познавательную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, отличающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

- познание не может быть объяснено посредством его сведения к некоторым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как является идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

- познание как отражение действительности не носит зеркального характера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосредственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспринимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания - чувственную и рациональную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведения познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной - общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным форма чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления, а рационального познания - понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

ОЩУЩЕНИЕ - это отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свойства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он обладает - тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каждый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах воспринимаемого предмета.

ВОСПРИЯТИЕ — это форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вместе или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не только то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс отражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «дорисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспринимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., формируем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это форма отражения, формирующая наглядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня организации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального познания присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умозаключения.

ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупности свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повторяющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством понятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, дистанцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характеристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее существенное свойство или признак данного класса предметов, абстрагируется от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.

СУЖДЕНИЕ - форма рационального познания, посредством которой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают понятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утверждающих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение представляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает себя в умозаключении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это процедура непосредственного выведения из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводится новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок - заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представленная в них непосредственно.

Например:

«Иван есть человек» — первая посылка.

«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.

«Иван обладает сознанием» —заключение.

На этом примере видно, что информация, полученная в результате умозаключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.

Названные две ступени познания: чувственная и рациональная представляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодостаточной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В теории познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм признает единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допущением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности человеческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное содержание, способы и формы проявления.

ИнтуицияИнтуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — пристально смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения установленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного познания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание предстает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозрения и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

- неожиданность решения познавательной задачи;

- неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяснения алгоритма движения к истине;

- непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

- безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процесса, ведущего к данному знанию;

- однократность, невозможность повторного проникновения в «лабораторию» производства полученного знания;

- субъективность, означающую исключительную индивидуальность сопрягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каждой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вносит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление взаимно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобретения им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущенная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания является обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков исследовательской работы.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий своей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обеспечения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыденный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и многозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контексте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-этическими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.

Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чистым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетическое познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.

Сознание как философская категория:

Первым, кто создал целостную концепцию возникновения сознания и его свойств был древнегреческий философ Платон. Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретных, чувственно-воспринимаемых предметов и вещей; они возникают и исчезают, подвержены случайным изменениям; другой мир - мир невещественных (нематериальных) образований, так называемых идей или идеальных сущностей; они не изменяются, самосохраняясь. По словам Платона, чувственно воспринимаемые предметы есть своего рода тени идеальных сущностей или идей. Олицетворением этих сущностей является душа - как некая особая невещественная сила, бессмертная, она существует всегда, хотя и небессмертен ее обладатель - человек. Душа, поселяясь в человека как природное существо, наделяет его способностью быть разумным, приобретать знания. Примерно таким образом длительное время решался вопрос о соотношении между вещественным, материальным и невещественным, нематериальным.

На протяжении истории философии, вплоть до ХIX в., все явления, которые так или иначе относились к области сознания, объяснялись наличием души, квалифицировались как духовные. Например, еще в конце XIX в. мыслители, в том числе и российские, доказывали, что, говоря словами В.С. Соловьева, не тело человеческое существует само по себе, а благодаря душе, которая обуславливает и его существование и действия, “живет и мыслит не организм, а душа посредством организма”. Далее он утверждает: “неправомерно отвергать существенную связь между индивидуальными душами, и, следовательно, солидарность всего существующего”. Это “одинаково противоречит и опыту и разуму”.

Другое направление в решении вопроса о сознании основывались на тезисе, гласящем о том, что в мире с самого начала его существования есть некое духовное начало - либо в форме составной части “Абсолютного единства” (как доказывал греческий философ Плотин), либо в форме бесчисленных деятельных субстанций - монад, изначально способных к психической жизни (Г. Лейбниц) и т.д.

Третье направление в объяснении сознания представлено значительно большим числом вариантов решения вопросов о сущности и происхождении сознания. Все они объединяются на основе признания двух постулатов: сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания (идеального) вне связи с мозгом (материальным). Отсюда следует, что рациональное объяснение сознания возможно лишь на основе обобщения результатов конкретных исследований конкретных проявлений сознания.

Первым отличительным признаком сознания является способность к обобщенному отражению, т.е. образованию и непосредственной и отвлеченной (неоднократно опосредованной) связи действия внешних факторов и формирования ответных реакций. Этот признак называют интегративным, синтетическим и т.п. 

Вторым отличительным признаком сознания является способность к неограниченному совершенствованию (благодаря обобщенности) отражения. 

Третьим признаком сознания как “свойства особым образом организованной материи” является способность воздействия (в силу обобщенности отражения) на материальный носитель - мозг, и тем самым на, так сказать, самое себя или, образно говоря, отражение на отражение.

Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека - как биологического и, особенно, как социального существа. Поэтому сознание в собственно смысле слова изначально есть общественное явление.

Сознание, как особое свойство материи, неразрывно связано с языком, речью и их развитием. С другой стороны, вне языка, речи невозможно сознание. Без слова - основы “конструкции” языка и речи невозможно обобщенное отражение. Так называемый язык жестов, мимики и т.п. вне слов не в состоянии отражать, и тем самым осуществлять передачу и обмен информацией. Слово, язык, речь будем употреблять в однозначном смысле. Уже самое простое слово обобщает, в то время, как другой “носитель” информации - жест, мимика, звуковые сигналы и т.п. - способен обозначить то или иное событие в его конкретно-чувственном, непосредственно данном виде.

Слово, конечно, изначально формировалось как потребность в выработке таких средств взаимного обмена информацией, которые соответствуют становлению и развитию трудовой деятельности, - деятельности по изготовлению и использованию орудий для создания или производства предметов потребления. Оно, слово, было вызвано - с самого начала вполне инстинктивно - необходимостью выработки целевой установки, т.е. того, что требовало объединения усилий в достижении конкретных результатов с наибольшей эффективностью. А каждый цикл деятельности: цель - достижение соответствующих результатов - удовлетворение потребности порождал новый цикл. Слово, кроме информативности, выполняло и выполняет функцию накопления и сохранения опыта, знаний и является средством регуляции отношений в обществе. Поэтому каждому уровню развития трудовой деятельности, в принципе, соответствовала степень совершенства словарного запаса, языка, речи.

Сознание человека, в целом являясь обобщенным отражением, наряду с этим имеет ярко выраженный активный характер. Его истоком может быть только переход от инстинктивного использования орудий деятельности естественного порядка к использованию специально сознанных орудий деятельности, т.е. к труду. Можно сказать, что активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Активностью сознания (или “отражением отраженного”) является то, что называется мышлением.

Мышление есть то же самое, что и обобщенно-активное отражение внешнего мира в мозгу человека. В силу такой особенности на определенном этапе своего формирования и развития сознание начинает приобретать (в ускоренном виде) относительную самостоятельность и характеризуется соответствующими нейрофизиологическими, психоневрологическими процессами. Развиваясь, мыслительный процесс достигает столь высокого уровня относительной самостоятельности, что воспринимается самим органом отражения как отдельное и особое явление, ему противостоящее и обозначается как духовная жизнь.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции, в которой сознание понимается как свойство отражения, основой сферы духовной жизни может быть только многократное и опосредованное отражение, в процессе которого, естественно, возникает абсолютизация относительной самостоятельности и, тем самым, придание ей полной самостоятельности, отрицание какой-либо ее связи с каким-либо признаком “вещественности”. Именно такой подход позволяет рационально понять и объяснять духовную жизнь, а вместе в тем не согласиться с утверждениями о наличии некоего духовного начала существующего мира.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т.д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле. Однако не все продукты отражения в голове человека “проходят” через порог его сознания, так как не все, а точнее - абсолютное большинство раздражителей не имеют в данное конкретное время существенного значения для нормальной жизнедеятельности. Все воспринимаемые организмом раздражители такого рода не исчезают, а навсегда оставляют - в том или ином виде, - след в “своей памяти”, проявляя себя в форме “непонятных” переживаний, немотивированных поступков и т.п. Все они - эти продукты отражения - образуют содержание бессознательного, а возникающие из “него” образы, мысли как бы вдруг, внезапно проявляются в русле определенного умонастроения.

Другую часть бессознательного образуют раздражители, “прошедшие” через порог осознания. Но они “вытеснены” из стадии активного состояния другой информацией, имеющей актуальное и более важное значение для жизнедеятельности организма в данное время. Эта часть бессознательного (которую З. Фрейд обозначил как сверхсознание), как правило, играет ведущую роль в отношении содержания сновидений и различного рода иных видений, которые постоянно сопутствуют человеку в состоянии сна, нарушениях психики, появления феноменов, обозначаются как интуиция, иррациональное и т.д.

Во время бодрствования сознания как бы приглушаются проявления сферы бессознательного, а раздражители, имеющие определенную значимость для организма - воспринимаются через призму осознания. Пассивная, в значительной степени хаотическая картина калейдоскопических образов, сменяется активным и, преимущественно, системным построением ответных реакций на раздражители (внешние и внутренние) в виде различных представлений, понятий, суждений, умозаключений и т.д. и соответствующих практических действий.

Процесс этого построения активной частью сознания представляет собой мыслительный процесс или, коротко, мышление, которое подчиняется определенным правилам или законам, а их строгое соблюдение обуславливает уровень мышления, его эффективность. Мысль - понятие, которое обозначает конкретный результат (независимо от его формы) функционирования сознания в активной фазе психического состояния. Его материальным носителем является слово (язык, речь) и его производными (в виде знаков, фигур и т.п.). Они - хранители и средство передачи информации.

Место эстетического сознания в структуре общественного сознания:

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния.

Необходимо разграничивать категории эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Точное знание категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.

Специфика эстетического сознания: 

Специфика эстетического сознания в сравнении с другими формами духовной жизни человечества заключается в том, что:

- представляет собой целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей;

- это особого рода духовное образование, характеризующее эстетическое отношение человека или общества к действительности: на уровне существа эстетическое сознание существует в форме общественного сознания, которое отображает уровень эстетического, на уровне индивидуальности - в форме личностной характеристики одного человека;

- формируется только на основе практики (чем богаче эстетическая практика личности или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание).



2. Структура эстетического сознания: эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира: эстетическое чувство; эстетический вкус; хороший вкус; плохой вкус; критерий вкуса; эстетический идеал.

Эстетическое сознание – это одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного – эстетического – идеала.

Эстетическое сознание выступает в качестве родового понятия, обозначающего разнообразие его проявлений, связанных в единую систему, которая имеет открытый мозаичный характер, образуемый взаимопроникающими и взаимодополняющими друг друга его видами: эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждение, взгляды, ценности, идеал и под. – это элементы структуры эстетического сознания.

Эстетические чувства – это непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая художественное творчество.

Эстетический вкус – это способность к личностному переживанию эстетически значимых сторон действительности и способность к вынесению эстетической оценки воспринимаемого эстетического объекта.

Эстетический вкус связан со способностью человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве; различать эстетическое и неэстетическое; обнаруживать в явлениях черты трагического и комического.

Эстетическое созерцание – это непосредственно-целостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта.

Эстетическое восприятие – это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Эстетическое суждение – это нетеоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку; один из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства.

Эстетические ценности – это особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности – непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры, организованности и упорядоченности реальных объектов.

Эстетические взгляды – это относительная устойчивая совокупность суждений, мнений и идей об эстетических сторонах действительности и об искусстве.

Эстетический идеал – это обобщенное представление о совершенстве в природе, обществе и искусстве, воспринимаемое как единство действительного и должного.

Эстетическая оценка – это суждение об эстетических качествах явлений природы, общества, результатов творческой деятельности, произведений искусства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Структура эстетического сознания

Автор: Кильк Ольга Сергеевна

Дата: 24.05.2021

Номер свидетельства: 581460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Структура музыкальной культуры ребенка"
    ["seo_title"] => string(36) "struktura_muzykalnoi_kultury_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "489185"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544083366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Методы и формы эмоционально - эстетического развития детей в процессе изучения декоративно прикладного искусства "
    ["seo_title"] => string(127) "mietody-i-formy-emotsional-no-estietichieskogho-razvitiia-dietiei-v-protsiessie-izuchieniia-diekorativno-prikladnogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "222232"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436022772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока "Наброски фигуры сидящего человека" (с методическими материалами для презентации) "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-nabroski-fighury-sidiashchiegho-chielovieka-s-mietodichieskimi-matierialami-dlia-priezientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "175064"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424206234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Презентация. Bollywood. "
    ["seo_title"] => string(25) "priezientatsiia-bollywood"
    ["file_id"] => string(6) "112846"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408961876"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме "Человек как существо духовное""
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiiakurokuobshchiestvoznaniiadliauchashchikhsia10klassapotiemiechieloviekkaksushchiestvodukhovnoie"
    ["file_id"] => string(6) "301877"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457006025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства