На заре человечества, наш далёкий предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие орнаментом, символами, узорами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.
Каковы же главные причины возникновения художественного творчества?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первые художники Земли »
На заре человечества, наш далёкий предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие орнаментом, символами, узорами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.
Каковы же главные причины возникновения художественного творчества?
Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки.
И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах.
Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры.
Подземная пещера близ селения Альтамира получила всемирную известность. Вскоре были обнаружены изображения и в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера ).
Самый длительный период истории человечества и его культуры – каменный век 40–4 тыс. лет до н. э.). В нём различают три этапа:
1. палеолит (40–12 тыс. лет до н. э.)- греч. palaios — древний — древний каменный век;
2. мезолит (12–8 тыс. лет до н. э.) греч. mesos — средний — средний каменный век;
3. неолит (10–4 тыс. лет до н. э.) греч. neos — новый — новый каменный век.
Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер , то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка, танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя ритуальный танец, первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя.
Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства . Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным образом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим изображениям следует отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
Для выполнения более монументальных изображений художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее стала типичной более тонкая проработка контуров. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал чёрный цвет.
Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных. Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного.
Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека. Художник не просто копировал окружающую природу, – а проникал в суть явлений, отбирал в ней самое важное. В созданных художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.
Если героем палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической скульптуры был человек. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры» , как их называют.
И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство — в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» — сосуд плодородия и ничего сверх этого. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизодов, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер , а правдоподобие отходит на второй план.
Менгир — простейший вид мегалитических сооружений , состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю.
Дольмен Сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен - два вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим.