kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"искусство первобытного человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

план - конспект первого урока по МХК (Искусству) в 10 классе по учебнику "Искусство, автор Данилова. содержание: Первые художники Земли, открытие пещеры Альтамира, периоды первобытной эпохи, древнейшие сооружения человечества, музыкальное искусство первобытного человека. 

план - конспект урода написан не в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"искусство первобытного человека" »

Урок 1.

Тема: «Искусство первобытного человека».

Цели:

- формирование представлений о понятии «первобытная культура», расширение лексики учащихся в пределах темы урока;

- познакомить с древнейшими сооружениями;

- развить знания о первобытном искусстве;

- реализовывать возможности эстетического воспитания, способствующего воспитанию художественного вкуса.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Изучение нового материала

Изобразительное искусство возникло еще в глубокой древности. Люди научились изображать окружающий их мир раньше, чем научились писать. Человек преимущественно жил охотой, поэтому животный мир его интересовал больше всего. Он видел огромных бизонов, оленей, мамонтов и покрывал их изображениями стены жилища, придавая этим рисункам магическое значение. Рисунки в пещерах сделаны охрой и углем.

1.Искуство первобытного человека.

Петроглифы - высеченные на прибрежных скалах рисунки.

История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий. Научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).

Как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств – чувство красоты, чувство прекрасного? Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.

Первая из них – археология – изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов – найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры – животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.

В пещере Альтамира “залы” с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру “королевой всех расписанных пещер” и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.

Интересна история открытия этой пещеры.

Рассказ. Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. “А вдруг в ней жили первобытные люди?” – подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.

Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком “Бык!” бросилась к отцу.

- Откуда здесь взяться быкам? – успокаивал ее Саутуола.

Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет, траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.

О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру с множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. “Королевой” среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.

Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась, и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом, появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.

Первобытным искусством считают искусство времени первобытнообщинного строя, то есть от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам. Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:

I. Эпоха палеолита (“палео” – древний, “литое” – камень) – древний каменный век

(св. 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н. э.).

Эта эпоха делится на:

а) ранний палеолит (св. 2 млн. лет назад – 40 тыс. лет до н. э.);
б) средний палеолит (40-35 тыс. лет до н. э.);
в) поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет до н. э.), который, в свою
очередь, делится на:

- ориньяк (35-20 тыс. лет до н. э.)

- солютре (20-15 тыс. лет дон. э.)

- мадлен (15-10 тыс. лет до н. э.).

II. Эпоха мезолита (средний каменный век 10-6 тыс. лет до н. э.)

III.Эпоха неолита (новый каменный век 6-4 тыс. лет до н. э.)

IV.Эпоха энеолита (медный век 4-3 тыс. лет до н. э.)

2. Древнейшие сооружения человечества.

Первые сооружения архитектуры – мегалиты ( «мегос» - большой, «литос» - камень).

Существует три вида мегалитов: дольмены - место захоронения, менгиры (длинный камень) - объекты поклонения, кромлехи (круглый стол).

3. Музыка, танец и пантомима.

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра.

Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изображать сцены охоты, весь земледельческий цикл и другие ритуалы. В недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство.

Живопись эпохи палеолита:

  1. Пещера Альтамира, Испания. Открыл Саутуола. (25 бизонов) – самое величественное достижение палеолитического искусства.

  2. Каповая пещера на Урале. (мамонт, лошадь, носорог).

  3. Пещера Нио, Франция - олень.

  4. Пещера Ласко – раненный бизон, быки, лошади, олени. Пещеру Ласко называют «доисторической Сикстинской капеллой».

  5. Пещера Пеш – Мерль (кроме животных – руки человека)

Формы первобытной религии:

  1. Тотемизм - вера в связь между группой людей и тотемом.

  2. Фетишизм – почитание неодушевленных предметов, якобы обладающими сверхъестественными силами.

  3. Анимизм - вера в духов, в душу, что душой обладают растения, животные, явления природы, предметы. Почитание духов умерших предков.

  4. Магия – вера в колдовство.


III. Закрепление пройденного материала

IV. Итог урока. Д/з. глава 1.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"искусство первобытного человека"

Автор: Замотаева Наталья Владимировна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Искусство первобытного человека. Тест"
    ["seo_title"] => string(42) "iskusstvo_piervobytnogho_chielovieka_tiest"
    ["file_id"] => string(6) "432514"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1508084752"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_iskusstvo_pervobytnogo_obshchestva_ochagi_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "477004"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535957115"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Презентация к уроку на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_iskusstvo_pervobytnogo_obshchestva_ochagi_pervobyt"
    ["file_id"] => string(6) "477002"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535956200"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по теме "Возникновение искусства и религиозных верований" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-po-tiemie-vozniknovieniie-iskusstva-i-rielighioznykh-vierovanii"
    ["file_id"] => string(6) "114535"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411556810"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация к уроку на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА" (продожение)"
    ["seo_title"] => string(76) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_iskusstvo_pervobytnogo_obshchestva_prodozhenie"
    ["file_id"] => string(6) "477003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535956499"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства