kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок МХК "Первые художники Земли" /10 класс/

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 
  Древние цивилизации. Первые художники Земли.
 

Ц е л и: 
• формирование представлений о понятии «первобытная культура»; 
• расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
• развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
• развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой.
 

Содержание. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, музыка и танец
 

Тип урока: урок-лекция.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок МХК "Первые художники Земли" /10 класс/ »

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 
  Древние цивилизации. Первые художники Земли.

Ц е л и: 
• формирование представлений о понятии «первобытная культура»; 
• расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
• развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
• развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой .
 

Содержание. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, музыка и танец
 

Тип урока: урок-лекция.
 

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение темы урока.
Друзья, вам всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво», «прекрасно», «безобразно». Откуда у человека чувство красоты? Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое? Кто его научил этому?
(Предполагаемые ответы учащихся:
- Красиво, это когда приятно смотреть.
- Когда видишь красивую бабочку, цветок.
- Красоте человек учится у природы.)
Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве.
Сегодня мы отправляемся в новое увлекательное путешествие по страницам истории искусства, шаг за шагом постигая идеалы красоты и совершенства.
Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.
 

III. Изучение нового материала.
История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты, чувство прекрасного? 
Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.
Науки изучающие историю культуры.
Археология – рисунок, живопись, скульптура, архитектура.
Этнография – обряды, ритуалы, верования.
Лингвистика – сказки, загадки, пословицы
Первая из них - археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры - животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?
Первобытным искусством считают искусство времени первобытно-общинного строя, то есть от появления Хомо сапиенс. и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам. 
 

Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:

СЛАЙД 3
I. Эпоха палеолита («палео» - древний, «литос» - камень) -древний каменный век (св. 2 млн лет назад - 10 тыс. лет до н. э.). Эта эпоха делится на:
а) ранний палеолит (св. 2 млн лет назад - 40 тыс. лет до н. э.);
б) средний палеолит (40-35 тыс. лет до н. э.);
в) поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет до н. э.), который, в свою очередь, делится на:
- ориньяк (35-20 тыс. лет до н. э.)
- солютрё (20-15 тыс. лет до н. э.)
- мадлен (15-10 тыс. лет до н. э.).
II. Эпоха мезолита (средний каменный век 10-6 тыс. лет до н. э.)
III. Эпоха неолита (новый каменный век 6-4 тыс. лет до н. э.)
IV. Эпоха энеолита (медный век 4-3 тыс. лет до н. э.)
 

СЛАЙД 4
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации.
1.Афро – европейский центр цивилизации.
2.Азиатский центр мировой цивилизации
 

СЛАЙД 5
Пути изучения первобытной культуры.
1. Историко – археологический.
Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов
2. Этнографически-сопоставительный
Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.
 

СЛАЙД 6 -15 
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.

В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знамени-той Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.
Интересна история открытия этой пещеры.
Рассказ. Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.
Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.
- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал ее Саутуола.
Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.
  О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.
Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобы

тного общества.
 

СЛАЙД 16
История скульптурного искусства
В основном это скульптурки малого размера (от 2 до 20 см). Они появляются в эпоху Ориньяк. Это преимущественно женские скульптурки, получившие название «палеолитические Венеры». 
Обратите внимание на то, как сделано скульптурное изображение женщины.
- Правильно ли, с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?
- Какие части тела гипертрофированы?
- Можем ли мы сказать, что это портрет какой-либо женщины?
- Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин?
Большинство статуэток обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки едва намечены, черт лица нет совсем (то есть наблюдается полное невнимание к портретной характеристике). Зато подчеркнуто преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием, рождением и вскармливанием ребенка, то есть новых поколений людей. Такая трактовка женских фигур объясняется магическим значением статуэток: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки находили в особых ямках-кладовках заботливо укрытыми и защищенными костями убитых на охоте животных.
Однако образ женщины представлен в искусстве палеолита не только такими утрированными безликими фигурками. Среди обнаруженных в нашей стране (на реке Ангаре, Восточная Сибирь) двадцати женских статуэток есть фигурки узкие, стройные; у некоторых изображений имеются глаза, рот, волосы, меховой капюшон на голове.
 

СЛАЙД 17
История возникновения архитектуры.

Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее событие в истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и выращивание злаков создавали устойчивость в обеспечении людей пищей, служили основой их благосостояния. Ведя оседлый образ жизни, люди строили теперь прочные дома, глинобитные или каркасные, стены которых окрашивались и даже расписывались. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении орудий труда (каменных) человек стал применять распиливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда, как серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши.
  Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват - человек становился врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал место патриархату. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология.
 В период мезолита, когда на земном шаре после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы; наблюдаются первые опыты возделывания земли. Все это привело к тому, что человек постепенно осел на одном месте (а не кочевал с места на место в поисках пищи) и стал его обживать.
 

СЛАЙД 18 – 25
История архитектуры (см.лист 2)
 

СЛАЙД 26 - 29

История возникновения музыки

СЛАЙД 30
Закрепление определений
 

СЛАЙД 31-32
Подведение итогов.
IV. Итог урока.
Слово учителя. На уроке мы с вами попытались обзорно проследить эволюцию материальной культуры и искусства первобытной эпохи. Мы увидели, как первобытный человек постепенно вышел из пещеры и начал сам учиться строить себе жилище, создавать предметы быта, обеспечивать себя и свое семейство пищей. Мы видим, что постепенно потребности человека в удобстве, уюте, уверенности в завтрашнем дне росли, росло его самосознание. По-началу не отделяя себя от природы и полностью завися от нее, с течением времени человек осознал свою «автономность», способность в определенной мере управлять ходом своей жизни, обеспечивать свое существование. На это ушли тысячи лет. Мы увидели, какие изменения произошли за эти сотни лет. Вместо пещеры у человека появился добротный дом, вместо палки для копания земли - добротные орудия труда, оснащенные металлом. Меняются и взаимоотношения людей в роду: главенство женщины сменилось главенством мужчины; появились неприкосновенные люди племени - вождь, жрец, старейшины; первоначальные племенные обрядовые действа превратились в различные формы первобытной религии, появилась система табу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок МХК "Первые художники Земли" /10 класс/

Автор: Михайлова Ольга Александровна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia_k_uroku_mkhk_10_klass_piervyie_khudozhniki_ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "423847"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1499505024"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""искусство первобытного человека" "
    ["seo_title"] => string(36) "iskusstvo-piervobytnogho-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "230668"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442229981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства