"Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Верещагин - жизнь и искусство.»
Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – «всесветно известный художник», родился в этом деревянном доме, где сейчас располагается музей. Из всего дворянского семейства наибольшую известность получили братья Николай и Василий, прославившие не только Череповец, но и всю Вологодчину. Николай Васильевич Верещагин (1839-1907) является основоположником промышленного молочного производства в России. Благодаря изобретенному им рецепту масла Вологодский край и вологодское масло стали известны далеко за пределами нашей страны. Имя В. В. Верещагина также носят центральная городская библиотека и Череповецкое училище искусств и художественных ремесел. В 1957 году в Череповце на улице, носящей имя В. В. Верещагина, был установлен бюст «Василию Васильевичу Верещагину – замечательному русскому художнику-баталисту» (скульпторы В.В. Едунов и А.М. Портянко, архитектор А.В. Гуляев)."Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее". Череповчане по праву гордятся талантливыми выходцами из дворянской семьи Верещагиных: известным на весь мир художником Василием Васильевичем и изобретателем вологодского масла Николаем Васильевичем. В их родном городе сохранился отцовский дом, где в настоящее время располагается мемориальный дом-музей Верещагиных.
Двухэтажный особняк, построенный в 30-е годы XIX века, на протяжении пятидесяти лет принадлежал семейству предводителя уездного дворянства Василия Васильевича Верещагина. В 80-е годы XIX века Анна Николаевна Верещагина продала его местному купцу Иванову. В начале XX столетия особняк национализировали и устроили в нем коммунальные квартиры, в которых проживало десять семей. В 1954 году на доме была установлена мемориальная доска, а в августе 1960-го он был поставлен под охрану государства как исторический памятник республиканского значения (в настоящее время это объект культурного наследия федерального значения). Жильцов расселили к 1979 году, тогда же началась реставрация.
В 1980-е наступил переломный момент в истории особняка. По архитектурному плану на месте современного музея должны были возвышаться многоэтажные дома, но за историческое прошлое города вступилась общественность. Череповчане отстояли родовое гнездо Верещагиных, и в 1984 году состоялось торжественное открытие музея. Для восстановления интерьера пригодились сохранившиеся документы 1902 года и воспоминания Василия Верещагина, опубликованные в его автобиографической книге «Детство и отрочество». От первых владельцев особняка осталось немало вещей, которые помогли не только создать уютную атмосферу, но и приблизить ее к эпохе XIX столетия. Среди семейных реликвий – стул, сделанный из лося – охотничьего трофея папаши (именно так называет родителя в своих воспоминаниях В. В. Верещагин), мебель с обивкой, вышитой руками матушки, книги, приобретенные главой семейства, а также зеркало, диван, буфет, шкафы, ружье и многое другое. В 1992 году из мемориального дома и соседнего с ним каменного здания был создан музейный комплекс.
Василий Васильевич Верещагин родился в городе Череповце Новгородской губернии в старинной дворянской семье. Его раннее детство прошло в Пертовке в имении отца, Василия Васильевича, – коллежского асессора. Отец будущего художника, тоже Василий Васильевич, три срока подряд был выборным уездным предводителем дворянства, и потому на семейные праздники съезжался в их дом «весь уезд» — именитые местные помещики. Так случилось, что второй по счету сын в этой семье появился на свет в день отцовского рождения, 14/26 октября 1842 года, когда дом в Череповце был полон гостей. Фиксируя это событие в своей книге, Верещагин писал: «Подали шипучки и поздравили предводителя и предводительшу с Василием Васильевичем № 2». Мальчика учить начали рано: уже в пять‑шесть лет он свободно читал, умел писать и знал счет. Сначала с ним занималась мать, Анна Николаевна, а потом немцы‑гувернеры и сын местного священника. Уже тогда у Василия проявилась любовь к рисованию.
«Из впечатлений самых первых годов не осталось у меня ничего сознательного; говорили, что я всегда просил у няни: «папки-кокс!» папки – хлеб; кокс – кости, глодать которые я очень любил. Мне рассказывали также, что очень маленького меня полушутя, полусерьезно мамаша иногда посекала, и чтобы не оставалось во мне сердитого чувства, после экзекуции заставляла кричать: кукуреку! – в горе, в слезах, я исполнял приказание, но, к счастию, совсем не помню об этом.
По отцовской линии, отмечал художник, их дворянский род, представители которого проживали в Вологодской и Новгородской губерниях, был известен примерно с середины XVII века. На основании постановлений дворянских депутатских собраний в шестую часть родословной дворянской книги был внесён премьер-майор Василий Матвеевич Верещагин с сыновьями Алексеем и Василием. Он приходился художнику дедом, служил соляным приставом и был человеком в своей среде уважаемым, нрава доброго. На хранившемся в их фамильном доме портрете Василий Матвеевич был написан, по воспоминаниям внука, «с длинными, напудренными волосами, в зеленом мундире с красными отворотами и золотым эполетом на левом плече». Вероятно, именно этот мундир носил премьер-майор Верещагин, когда в феврале 1790 года в числе трех видных «вологодского наместничества господ депутатов» был представлен императрице Екатерине II. Внукам не довелось сохранить о Василии Матвеевиче личные воспоминания: он скончался в 1806 году, задолго до их появления на свет.
Верещагин пишет этюды о Вологде.
Род мой из Вологды – тем с большею симпатиею я даю нисколько набросков этого городка, потонувшего в березках – одного из представителей старой «деревянной» России, с каждым годом уступающей место «каменной». Дома в Вологде низкие, с дурною вентиляцией, но с хорошим отоплением, что позволяет круглый год поддерживать ровную, высокую температуру и украшать комнаты множеством цветов – большая часть домов представляет настоящие теплицы тропических растений. Фабричная и заводская промышленность не развиты в крае и почти весь вывоз состоит из сырья – леса, льна. Русские заселили Вологодскую область совсем прочно со времени Ивана Грозного, а в 1796 году город назначен губернским. В старину он принадлежал к Новгороду и население его, как и всего края, составляла главным образом «чудь», неохотно, только после долгой упорной борьбы, подчинившаяся русскому влиянию. В 1612 году Вологда очень пострадала от Поляков. В 1619 году татарский царевич Араслан опять с поляками и литовцами еще раз так разорил область, что предание об этом бедствии сохранилось до наших дней, в народе. Грозный очень жаловал Вологду и даже думал одно время перенести в этот город свою резиденцию из Москвы.
В ней не видел он смуты боярской,
В ней не слышал крамольных речей,
И больной, беспокойный ум царский
Не страшился окружных людей…
Грозный не однажды гостил в Вологде, и раз прожил в ней два с половиною года сряду.
В большом Вологодском соборе – мимоходом сказать, прекрасном архитектурном памятнике того времени – указывают в куполе красное пятно: оттуда вывалился кирпич и едва не убил царя, пришедшего осмотреть новопостроенную церковь. Иван так рассердился на этот кирпич, что приказал заколотить собор и не давал освящать его до самой своей кончины, т.е. в продолжение 10 лет.
О родословной их семьи написал и младший брат художника, Александр Васильевич Верещагин, ставший военным и дослужившийся до генерал-майора, в книге «Дома и на войне»: «Бабушка Наталья Алексеевна имела большое состояние и происходила из старинного боярского рода Башмаковых. В жалованных грамотах… сказано, что предки её «крепко и мужественно стояли за веру Христову и церковь православную и служили еще царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу». Из семейной хроники известно, что после женитьбы на девице Башмаковой Василий Матвеевич перебрался на жительство в её родовое село Любец на берегу Шексны в Череповецком уезде. Деревня, куда из Череповца переехали родители будущего художника, когда ему было около трех лет, называлась Пертовка. Стояла она на той же реке Шексне, славной водившейся в ней стерлядью. Помимо Пертовки, родители будущего художника, Василий Васильевич и Анна Николаевна, владели еще несколькими деревнями в Новгородской и Вологодской губерниях с общим числом крепостных около пятисот «душ». Но именно Пертовке суждено было стать их родовым гнездом. Помещики средней руки, они вели жизнь размеренную, ничем особо не примечательную, имели постоянный доход от «железного промысла» своих крестьян, а временами — от продажи леса, который в их владениях имелся в изобилии. Начало создания фамильной библиотеки принадлежит прадеду художника – Алексею Петровичу Башмакову, владевшему имением в селе Любец Череповецкого уезда. Его дети, Петр и Наталья, продолжили формирование книжного собрания. Вплоть до 40-х годов XX столетия библиотека находилась в родовом имении Верещагиных в селе Пертовка, а после его затопления Рыбинским водохранилищем была передана семьей Кузьмы Николаевича Верещагина, племянника художника, в 1940 г. Череповецкому краеведческому музею. Из 220 книг большая часть представлена в экспозиции Мемориального дома-музея В.В. Верещагина в Череповце, остальная находится в фондах Череповецкого музейного объединения.