kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Стихотворение А.С.Пушкина "Анчар". Истолкование. Восприятие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  комплексного применения  ЗУН. 

Вид учебных занятий: исследование текста произведения, наблюдение над изобразительно-выразительными средствами  лирического текста; творческая работа.

Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН осознанного прочтения лирического произведения и создания творческой работы, отражающей личное восприятие учащимися образов произведения, и умение  формулировать основную мысль художественного текста; формирование всесторонней гармонично развитой личности, способной к восприятию и всестороннему осмыслению произведений искусства.

Задачи урока:  развитие познавательного интереса учащихся 9 класса; воспитание культурного, увлечённого, творческого читателя, способного адекватно воспринимать замысел поэта; развитие образного мышления, абстрактного мышления, наблюдательности; знакомство с принципами анализа  лирического произведения; углубление умений и навыков наблюдения над выразительными средствами лирического текста.

 Для осмысления  особенностей произведения  необходимы как  анализ лингвопоэтической направленности  и  рассмотрение строения  текста, так и поиск речевого выражения  чувств, переживаний  юного читателя.  Ведущим на уроке  был метод наблюдения над художественным  текстом: это единственный способ осмысления текста, который позволяет не искажать информацию, заключённую в тексте, и передать  идею адекватно замыслу автора.

Урок отличается созданием этапа творческого процесса,  а также  использованием эвристических приёмов и метода исследования. Соблюдены также такие принципы обучения, как научность обучения, сознательность и активность обучения. Из логических методов обучения для урока  были выбраны методы анализа, сопоставления, определения и объяснения понятий, а также метод выделения главного. Контроль усвоения ЗУН был осуществлён в устной и письменной формах: при истолковании текста стихотворения;  при выполнении  творческого задания.

I этап урока  - организационный. Этот этап я объединила с постановкой задач урока.

Образовательный аспект: формирование ЗУН учащихся правильно продумывать план интерпретации лирического текста.

Воспитательный аспект: развитие умения  концентрировать внимание на главном и развитие познавательной активности.

Развивающий аспект: развитие стремления  к познанию.

II  этап  урока.

Подготовка к восприятию  текста была проведена  путём размышления учащихся над  смыслом названия произведения, над выбором поэтом жанра произведения и  загадками истории создания стихотворения.

Образовательный аспект: формирование  умений применять знания, полученные из справочников, для  понимания  темы и ведущих мотивов  лирического произведения.

Воспитательный аспект: развитие позитивного мышления и познавательной активности.

Развивающий аспект: развитие способности соотносить разнообразные явления мира человека и мира природы.

III   этап  урока.

 Организация  процесса наблюдения  над особенностями текста и поиска  взаимосвязи  композиции стихотворения с содержанием. Проверка домашнего задания в  творческой форме.

IV  и  V   этапы   урока.  Доминанта  урока.

Наблюдение над выразительными средствами лирического текста  и истолкование текста. Систематизация учебного материала.

Образовательный аспект: обучение выделению ключевых слов-образов текста, основных понятий текста и соотнесение их  с  образом   лирического героя.

Воспитательный аспект: развитие познавательной активности; осуществление нравственного воспитания и эстетического воспитания.

Развивающий аспект: формирование приёмов умственной деятельности: выделения главного, сопоставления, анализа, синтеза (интерпретация текста), абстрагирования, классификации понятий и обобщения.

VI  этап урока.

 Восприятие лирического текста.  Эмоциональная доминанта урока.

  Образовательный аспект:  формирование умений соотносить  ключевые образы произведения с художественными образами  других произведений искусства, находить переклички мотивов в  памятниках  мировой художественной культуры.

 Воспитательный аспект: осуществление  нравственного и эстетического воспитания.

 Развивающий аспект: развитие эмоциональной сферы  детей.

   Интересны  результаты   урока: иллюстрации учеников  отличались необыкновенной выразительностью,  выразительной символикой. Так, некоторые работы отразили  восприятие ребёнком мира анчара как  картины бесцветной (лишены цвета, так как в этом мире нет развития, жизни). В других работах  отмечено соединение  компонентов содержания картины Верещагина «Апофеоз войны» с  содержанием первой части  баллады Пушкина:  древо смерти  вместо листьев  имеет на ветках  человеческие черепа и т. п.

 Заключительный этап урока  - обобщение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Стихотворение А.С.Пушкина "Анчар". Истолкование. Восприятие" »

План – конспект урока литературы в 9 классе

по теме: «Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар». Истолкование.

Восприятие»

учителя русского языка и литературы ГОУ гимназии № 1582 И.В.Семёновой


Урок комплексного применения ЗУН.

Вид учебных занятий: исследование текста произведения, наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лирического текста; творческая работа.

Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН осознанного прочтения лирического произведения и создания творческой работы, отражающей личное восприятие учащимися образов произведения, и умение формулировать основную мысль художественного текста; формирование всесторонней гармонично развитой личности, способной к восприятию и всестороннему осмыслению произведений искусства.

Задачи урока: развитие познавательного интереса учащихся 9 класса; воспитание культурного, увлечённого, творческого читателя, способного адекватно воспринимать замысел поэта; развитие образного мышления, абстрактного мышления, наблюдательности; знакомство с принципами анализа лирического произведения; углубление умений и навыков наблюдения над выразительными средствами лирического текста.

Продолжительность урока: 1 час.

Подготовка к уроку: учащиеся получили задание поработать с толковым словарём и со словарём литературных терминов; ответить на вопросы учителя в рабочей тетради, написать творческую работу «В глубине слова…» и нарисовать иллюстрации к стихотворению.

ЭТАПЫ УРОКА

I этап

Подготовка к уроку

На доске учащиеся помещают свои рисунки, иллюстрации к стихотворению «Анчар». Одни работы выполнены акварелью, другие – в карандаше, а третьи – тушью (в зависимости от замысла художника). Учитель предлагает вниманию учащихся картину художника В.В.Верещагина «Апофеоз войны».

Слово учителя. Учитель называет тему урока, говорит о целях, задачах урока. Затем объявляются этапы исследовательской работы:

  • рассмотрение истории создания стихотворения;

  • определение жанра;

  • выразительное чтение произведения;

  • определение внутренней формы ключевого слова-образа;

  • определение ведущих мотивов произведения;

  • размышление об особенностях композиции стихотворения;

  • наблюдение над выразительными средствами произведения;

  • истолкование текста;

  • формулирование основной мысли произведения;

  • передача восприятия.

II этап

Один из учащихся рассказывает историю создания стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

Учитель:

- Ребята, вы дома работали со словарями. Скажите, пожалуйста, «анчар» - это дерево, созданное фантазией поэта или реальное растение?

Учащиеся:

- Анчар – это тропическое южноазиатское ядовитое дерево семейства хлебоплодниковых, соком которых смазывали стрелы. Слово пришло в русский язык из малайского языка через голландское посредство.

Вывод учащихся: «дерево смерти» анчар существует в реальном мире.

- Вы дома размышляли над жанровым своеобразием стихотворения. Назовите, пожалуйста, жанр произведения и докажите своё суждение.

Для справки:

«Анчар» - баллада. Баллада (из франц. языка) означает «танцевальная песня». Это лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Это повествовательная песнь с драматическим развитием сюжета. Сюжетными источниками баллад являются легенды, сказки, былины, исторические песни, обычаи. В стихотворении «Анчар» эпическое начало выражено в сюжете: в пустыне росло ядовитое дерево, и один властитель послал к этому дереву своего подданного за ядом. Когда слуга принёс яд, властитель велел пропитать стрелы этим ядом и пошёл войной на соседей; слуга умер. Лирическое начало баллады нашло своё выражение в мире переживаний человека, который глубоко и поэтично передаёт читателю трагическую историю «Анчара».

- Как вы думаете, как следует читать это стихотворение?

Учащиеся отвечают, что стихотворение А.С.Пушкина «Анчар» следует читать не спеша, торжественно, не забывая о логическом ударении и логических паузах, необходимость и место которых указал сам поэт структурой текста. Мелодика стихотворения нисходящая, поэтому в конце строфы голос следует понижать.

- Обратимся к самомý совершенному произведению, послушаем выразительное чтение.

Учащиеся читают стихотворение.

III этап

Учитель:

- Мы читаем, слушаем поэтические строки произведения, и почти мгновенно в нашем воображении возникает образ страшного «древа смерти». Какие ассоциации рождаются в нашем сознании? Давайте поразмышляем над внутренней формой слова. Какой образ сокрыт в глубине слова «дерево»?


Учащиеся зачитывают свои миниатюры.

( Достаточно послушать 2-3 работы)

- А какой образ скрывается в глубине слова «дерево»?

Слушаем 2-3 работы.

(Образцы работ учащихся даются в приложении к конспекту).

- «Древо смерти» мы воспринимаем как явление, противостоящее естеству, природе. Именно на эту мысль наводят нас ваши творческие работы. «Дерево смерти» - странное сочетание. Как называется художественный приём, который лёг в основу создания этого образа?

(Этот приём называется оксюморон)

- Каковы особенности этого приёма?

(Оксюморон – это стилистический приём, сочетание противоположных, несовместимых по значению слов в одном словосочетании, выражении. Оксюморон создаёт внутренне противоречивый и одновременно цельный образ).

- Назовите ведущие мотивы стихотворения.

(Это мотив угрозы, мотив опасности для жизни, который переплетается с мотивом одиночества, отчуждения явления, несущего смерть, от всего мира.)

- Каковы особенности композиции? Из каких частей состоит произведение?

(Композиция стихотворения - двухчастная. Первую часть можно назвать «Грозный часовой пустыни». Это облечённая в поэтическую форму легенда о ядовитом дереве, которое отчуждено от всего мира. История дерева зла. Зло в природе - аномалия, анчар противостоит естеству. Вторая часть – это история владыки и покорного раба. Зло в человеческом обществе – это власть одних и рабство других людей. Обе части взаимосвязаны, два явления сопоставлены. Зло пустыни сопоставлено со злом неправедных отношений в человеческом обществе).

IV этап

Наблюдение над выразительными средствами лирического текста.

- Какой художественный приём использован Пушкиным для показа отделённости анчара от всего мира?

(Гипербола - «один во всей Вселенной»; объясняем, почему это преувеличение).

- Какова функция сравнения «анчар, как грозный часовой…»?

(Анчар стоит на страже своего мира – пустыни; образ создаёт ощущение ограниченного пространства, замкнутого мира, так как у него есть границы, которые охраняются).

- Как сказалось происхождение анчара на его основной вредоносной функции?

(Природа его породила в «день гнева» и напоила ядом ветви и корни; это напоминает сказку о злой ведьме, которая в гневе рождает чудовище, несущее зло людям).

- Дайте истолкование эпитета «жаждущих» степей.

(Измученных жаждой, страдающих; пустыня, пустое пространство – образ напоминает о нездоровье природы).

- Дайте истолкование эпитетов «чахлой и скупой» пустыне, часовой «грозный».

- Дайте истолкование эпитета «тлетворный» (вихорь).

(Слово «тлетворный» - из высокой славянской лексики; имеет два корня: «тлен» - разрушение, гибель, уничтожение; «творить» - создавать. Тлетворный – «смертоносный», «ядовитый», «пагубный»).

- А.С Пушкин очень любил лес, деревья, и дерево всегда для него соотносилось с жизнью, с творческими силами природы. Поэтому сочетание дерева и смерти, тлена казалось поэту особенно противоестественным.

- Как изображена противопоставленность анчара всей остальной природе?

(Всё живое сторонится этого мира: «птица не летит», и даже хищник не идёт к этому дереву; вихрь становится ядовитым, дождевая влага, живительная, превращается в яд, коснувшись анчара).

- Как выражена неестественность отношения человека к человеку?

(Птицы, звери избегают «древа смерти», а человек должен идти к нему, так как находится во власти другого человека).

- Какие слова подчёркивают мощь власти владыки?

(Владыка взглядом управляет, а не словом, не жестом, не плёткой).

- Что особенного, завораживающего в строке «но человека человек послал»?

(И владыку, и раба «человеком» назвал поэт: относительно природы они равны, они оба занимают одну ступень на лестнице эволюции и должны были бы обладать свободой выбора).

- Объясните выражение «послушно в путь потек».

(Слово «потек» из старославянской высокой лексики, это синоним к слову «пошёл». Мы, современные читатели, воспринимаем это как плавное и безвольное движение; раб отправился за ядом без сопротивления).

- Как распространяется зло неправедных отношений между людьми?

(Раб - «послушный», и стрелы - «послушливые»; они разносят яд, несут смерть людям).

- Царь ведёт войну против соседей. Как воспринимается читателем образ войны?

(Война - это зло. Война, как и власть, как яд, противостоит естеству, природе, красоте вселенной. Война – это результат отчуждения людей от целого, от всего мира).

- А теперь давайте попробуем обобщить всё сказанное, соединить все наблюдения в одно целое. Дайте истолкование текста.

V этап

Истолкование

Движение лирической мысли стихотворения начинается с мотива оскудения природы пустыни, с мотива вымирания, разложения природы, поражённой ядом анчара и его низкой тяжёлой энергетикой. Анчар стоит «один», отдельный, отчуждённый от всего мира. Пространство в произведении – это пустой мир, пустыня. Мотив одиночества связан с мотивом бесплодности этого мира. В пространстве, где властвует анчар, не земля, а «почва», причём это «мёртвая почва», так как она «сухая» и «раскалённая». Земля в поэзии соотносится с образом матери, создающей жизнь: «земля-матушка», «Мать-сыра-земля», то есть влажная, плодородная. В мире анчара всё искажено, поэтому корни «древа смерти» уходят в почву, а не в землю. Образ «один во всей вселенной» устремляет нашу мысль в космическое пространство. И тогда мир зла «Анчара» мы понимаем как пространство антимира, твердыни зла. Анчар – угроза всему живому, самой жизни. Он стережёт границы своих владений. Во второй строфе называются условия противоестественного рождения анчара: «в день гнева» породила его природа. Мы читаем строки «природа жаждущих степей» и представляем страдания иссушённой, умирающей природы мира зла. Анчар враждебен всему в природе. не только птицы улетают от него, но и хищники убегают прочь. Анчар и источник зла, и создатель зла. В таком мире и дождь становится источником смерти, ядовитым.

Во второй части стихотворения начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Если в природе всё живое стремится от анчара прочь, то человек, напротив, заставляет человека идти к древу яда. «Человека» послал «человек». Этот повтор слова внушает мысль о равенстве того, кто послал, и того, кто был послан. Оба они – люди, равны друг другу. Один человек именуется «раб», а другой – «князь» и «непобедимый владыка». Так объясняется страшное нарушение закона свободного выбора среди равных, то есть стоящих на одной ступеньке эволюции сознаний. Почему один человек может послать другого на верную смерть? Зло существует в природе, но сама же природа его изолирует. И только человек, создавая владык и рабов, использует зло для угнетения других людей и для уничтожения народов. Анчар в этой части текста становится всего лишь средством в ещё более злых руках – руках владыки. Владыка – двойник анчара, источник зла. Покорность раба служит делу зла, уничтожения жизни. Раб – не только жертва, но и распространитель зла, его соучастник.


- А теперь мы можем сформулировать основную мысль произведения.

Учащиеся предлагают свои формулировки, учитель помогает найти более точные слова.

Основная мысль произведения: как анчар есть порождение природы и отрицание её самой, так и человеческая власть – тоже порождение человеческой природы и её отрицание.

VI этап урока

Восприятие.

  1. Учитель предлагает поразмышлять над идеей картины художника В.В. Верещагина «Апофеоз войны» и подумать, возникает ли в нашем сознании связь этой художественной мысли с идеей стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».

  2. Рассматриваются детские иллюстрации; дети объясняют свои замыслы, соотносят рисунки с текстом стихотворения.

Заключительный этап урока

Ученики говорят о своих читательских впечатлениях.

Дети вместе с учителем размышляют о том, что «анчар» - это пламенные строки в защиту жизни на земле, в защиту свободы выбора. И то, что противостоит любви, красоте, самой жизни, - изображено явлением мрачным, ужасающим. Безобразна сущность человеческой власти, это яд для человеческого общества.

Выводы:

Размышляя вместе с поэтом о природе добра и зла, мы приходим к выводу, что власть отнимает у человека самое ценное – сердечность, душевность, то есть то, что мы называем человечным в человеке. Сильное впечатление на нас производит образ рабства, который воспринимается как явление трагическое.

Интересно замечание детей такого содержания: «Когда мы прочитываем последние строки стихотворения «Анчар», мы невольно вспоминаем последние слова стихотворения «Вакхическая песня» и хочется воскликнуть: «Да скроется тьма!»


Приложение

Образцы творческих работ учащихся по теме: «В глубине слова «древо»…»


* * *

Что сокрыто в глубине слова «древо»? «Древо» - непременно древо жизни и познания. Это дерево с плодами устремлений к истине и с плодами добрых желаний. Плод – взращённое человеком чувство, подобное лучу света во внутреннем мире человека…

Саша Гончарова

* * *

Издревле дерево было символом жизни, плодородия, счастья. В глубине этого слова я вижу основу мира, Вселенной, всего сущего и древние корни мироздания…

В глубине словосочетания «древо смерти» я вижу аномалию, совмещение несовместимого…

Катя Шевченко

* * *

В глубине слова «древо» воплощена сама жизнь. Древо – символ долголетия и развития, воскрешения и обновления. В этом слове скрыта величественная и могущественная жизненная сила и очарование природы.

В сочетании «древо смерти» скрыто что-то зловещее, демоническое. Дерево и… смерть! Это противостоит естеству. Этот образ соотносится с понятием «Апокалипсис»…

Диана Приходько






















Самоанализ урока литературы для учащихся 9 класса

учителя ГОУ гимназии № 1582 Семёновой И.В.

Тема урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар». Истолкование. Восприятие».

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН. Форма урока и методы работы с лирическим текстом были выбраны правильно, так как для осмысления особенностей произведения необходимы как анализ лингвопоэтической направленности и рассмотрение строения текста, так и поиск речевого выражения чувств, переживаний юного читателя. Ведущим на уроке был метод наблюдения над художественным текстом: это единственный способ осмысления текста, который позволяет не искажать информацию, заключённую в тексте, и передать идею адекватно замыслу автора. Урок был методически грамотно построен в соответствии с принципом включения части в целое. Урок отличается созданием этапа творческого процесса, а также использованием эвристических приёмов и метода исследования. Соблюдены также такие принципы обучения, как научность обучения, сознательность и активность обучения. Из логических методов обучения для урока были выбраны методы анализа, сопоставления, определения и объяснения понятий, а также метод выделения главного. Контроль усвоения ЗУН был осуществлён в устной и письменной формах: при истолковании текста стихотворения; при выполнении творческого задания.

Триединая Дидактическая Цель урока была поставлена в полном объёме, в соответствии с требованиями усовершенствованной программы, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

I этап урока - организационный. Этот этап я объединила с постановкой задач урока.

Образовательный аспект: формирование ЗУН учащихся правильно продумывать план интерпретации лирического текста.

Воспитательный аспект: развитие умения концентрировать внимание на главном и развитие познавательной активности.

Развивающий аспект: развитие стремления к познанию.

II этап урока.

Подготовка к восприятию текста была проведена путём размышления учащихся над смыслом названия произведения, над выбором поэтом жанра произведения и загадками истории создания стихотворения.

Образовательный аспект: формирование умений применять знания, полученные из справочников, для понимания темы и ведущих мотивов лирического произведения.

Воспитательный аспект: развитие позитивного мышления и познавательной активности.

Развивающий аспект: развитие способности соотносить разнообразные явления мира человека и мира природы.

III этап урока.

Организация процесса наблюдения над особенностями текста и поиска взаимосвязи композиции стихотворения с содержанием. Проверка домашнего задания в творческой форме.

Образовательный аспект: формирование умения вести наблюдение над лирическим текстом и создавать творческий отчёт читателя в форме истолкования ключевого слова-образа и восприятия текста.

Воспитательный аспект: развитие стремления к творческой деятельности.

Развивающий аспект: развитие творческого мышления, развитие монологической речи учащихся.

IV и V этапы урока. Доминанта урока.

Наблюдение над выразительными средствами лирического текста и истолкование текста. Систематизация учебного материала.

Образовательный аспект: обучение выделению ключевых слов-образов текста, основных понятий текста и соотнесение их с образом лирического героя.

Воспитательный аспект: развитие познавательной активности; осуществление нравственного воспитания и эстетического воспитания.

Развивающий аспект: формирование приёмов умственной деятельности: выделения главного, сопоставления, анализа, синтеза (интерпретация текста), абстрагирования, классификации понятий и обобщения.

Содержание учебного материала соответствовало ТДЦ. Формы обучения применены следующие: общеклассная работа (поиск ответов на вопросы по тексту) и индивидуальная (истолкование текста) в их единстве. Цель на данном этапе была достигнута, дети включились в работу, наблюдение над текстом велось, предварительная работа со справочными материалами оказалась целесообразной.

VI этап урока.

Восприятие лирического текста. Эмоциональная доминанта урока.

Образовательный аспект: формирование умений соотносить ключевые образы произведения с художественными образами других произведений искусства, находить переклички мотивов в памятниках мировой художественной культуры.

Воспитательный аспект: осуществление нравственного и эстетического воспитания.

Развивающий аспект: развитие эмоциональной сферы детей.

Иллюстрации учеников отличались необыкновенной выразительностью, выразительной символикой. Так, некоторые работы отразили восприятие ребёнком мира анчара как картины бесцветной (лишены цвета, так как в этом мире нет развития, жизни). В других работах отмечено соединение компонентов содержания картины Верещагина «Апофеоз войны» с содержанием первой части баллады Пушкина: древо смерти вместо листьев имеет на ветках человеческие черепа и т. п.

Заключительный этап урока - обобщение.

На этом этапе урока дети учились обобщать, делать выводы и соотносить философскую идею произведения с теми познаниями, которые приобрели на предыдущих уроках.

Воспитывалась потребность размышлять над проблемами общества; формировалась гражданская позиция учащихся.

Развивали абстрактное мышление, способность сопрягать разнообразные явления человеческой жизни; развивали монологическую речь учащихся.

Задачи урока успешно решены. Тема урока раскрыта в полном объёме.








7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Стихотворение А.С.Пушкина "Анчар". Истолкование. Восприятие"

Автор: Семенова Ирина Вениаминовна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства