Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по теме "Логические задачи"»
Открытое занятие по теме « Логические задачи».
Учитель: Зубкова Л.И.
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.
Задачи: развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие внимания; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты образования:
Предметные:Учащиесянаучатся решать логические задачи, выполнять поиск закономерностей, сравнивать понятия, выполнять развивающие задания.
Личностные результаты: В предложенных ситуацияхделать
выбор как поступить при поддержке других участников группы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
Коммуникативные УУД:
- довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, чистые листочки.
Ход занятия.
1. Орг.момент.
Эдисон в ответ на разговоры о талантливости обычно говорил:
- В моих успехах 99% работы, труда в поте лица, а всё остальное приходится на талант, вдохновение, везение, удачу и тому подобное.
2. Разминка. (Слайд 1)
Задание 1. Постарайтесь как можно быстрее ответить на вопросы разминки.
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Кто говорит на всех языках? (эхо)
Дедушка, который раздает подарки? (Дед Мороз)
Маленький друг Карлсона? (Малыш)
Съедобный герой русской сказки ? ( Колобок)
Что у зайца впереди, а у цапли впереди? ( буква Ц)
Буква в русском алфавите третья с конца? ( буква Э)
Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
Наибольшее однозначное число? (9)
Сколько дней в сентябре? (30)
Начало дня (Рассвет)
Девочка, побывавшая в Зазеркалье? (Алиса)
Слово, состоящее из 100 отрицаний ? (стонет)
3. Этап : Диагностический тренинг «Поиск закономерностей»
Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:
Для группы №1
18, 20, 24, 32, …48
25, 21, 18, 16, …15
15, 12, 9, 6, …3
15, 16, 14, 17, 13, 18, …12
Для группы № 2
21, 18, 16, 13, 11, 8, …6
25, 24, 22, 21, 19, 18, …16
64, 48, 40, 36, 34, …33
4, 5, 8, 9, 12, 13, …16
Для группы № 3
6, 9, 12, 15,…18
3, 7, 11, 15, 19, …23
25, 24, 22, 21, …19
16,12, 15, 11,14, 10, …13
Для группы № 4
13, 16, 19, 22, …25
35, 29, 32, 26, 29, …23
21, 18, 16, 13, 11, 8, …6
64, 48, 40, 36, 34, …33
«Развивающий логикон»
Задание 3. Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса.
Солнце
З
?
6
О
Н
Луна
С
Ж
4
У
?
Марс
?
М
?
?
С
Предложите свои варианты заполнения последних двух столбцов
Ответ:
Солнце
З
(звезда)
?С (род)
6 (букв)
О (вторая буква)
Н (четвертая буква)
Луна
С (спутник)
Ж
(род)
4
У
? А
Марс
? П (планета)
М
(род)
? 4
? А
С
Возможны варианты количество слогов, количество согласных букв, ударные гласные и т.д.
4. Сообщение темы занятия
Задание 4. Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой, и прочитайте тему занятия.
16
13
2
15
5
6
12
17
1
8
7
11
14
3
9
4
10
и
д
о
ч
ч
е
а
.
Л
к
с
З
а
г
и
и
е
Тема занятия : «Логические задачи»
5. Логически-поисковые задания.
Задание 5. Расставьте математические знаки , и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.
1 2 3 4 5 = 4
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 10
1 2 3 4 5 = 12
1 2 3 4 5 = 55
Ответ:
(1·2) + 3 + 4 – 5 =4
1· 2· 3 + 4 - 5 = 5
((1·2·3) -4) · 5 = 10
((12+3) · 4) : 5 = 12
(12+3) · 4 - 5 =55
Задание 6. Логические задачи (работа в группах)
Для группы №1
Задача 1. Землекопы.
Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?
Ответ.5землекопов.
Задача 2. Малыш, Карлсон и варенье.
Малыш может съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?
Ответ.Малыш и Карлсон вместе съедят варенье за 2 минуты.
Для группы № 2
Задача 1. Сотня орехов.
Сотню орехов надо разделить между 25 людьми так, чтобы никому не досталось четное число орехов. Можете ли вы это сделать? “Съесть” орех нельзя.
Ответ. Задача не имеет решения.
Задача 2. Чистка картофеля.
Двое очистили 400 картофелин: один очищал три картофелины в минуту, другой – две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?
Ответ.Первый работал 70 минут, второй – 95 минут.
Для группы № 3
Задача 1. Три друга.
Три друга – Алеша, Коля и Саша – сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?
В мастерской отремонтировано в течение месяца 40 машин – автомобилей и мотоциклов. Всех колес было выпущено из ремонта ровно 100. Сколько было в ремонте автомобилей и мотоциклов?
Ответ.В ремонте было 10 автомобилей и 30 мотоциклов.
Для группы № 4
Задача 1. Рейс через океан.
Каждый день в полдень из Гавра в Нью-Йорк отправляется пароход через Атлантический океан, и в то же самое время пароход той же компании отправляется из Нью-Йорка в Гавр. Переезд в том и другом направлении совершается ровно за семь, дней. Сколько судов своей компании, идущих в противоположном направлении, встречает пароход на пути из Гавра в Нью-Йорк?
Ответ.Пароход встречает 15 судов.
Задача 2. Двое рабочих.
Двое рабочих могут выполнить некоторую работу за 7 дней при условии, что второй приступит к ней 2 днями позже первого. Если бы ту же работу каждый выполнял в отдельности, то первому понадобилось бы на 4 дня больше, чем второму. За сколько дней каждый мог бы единолично выполнить эту работу?
Задача допускает чисто арифметическое решение, причем можно обойтись даже без действий с дробями.
Ответ. Первый рабочий мог бы единолично выполнить работу за 14 дней, второй – за 10 дней.
Для группы № 5
Задача 1. Плащ, шляпа и калоши.
Купец купил плащ, шляпу и калоши и заплатил за все 140 рублей. Плащ стоит на 90 рублей больше, чем шляпа, а шляпа и плащ вместе на 120 рублей больше, чем калоши Сколько стоит каждая вещь в отдельности?
Задачу требуется решить устным счетом, без уравнений.
Число 66 надо увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. Как это сделать?
Ответ.Нужно написанное число 66 перевернуть “вверх ногами”.
6. «Веселая переменка» (физкультминутка)
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.
7. Тренируем координацию движений.
Изобразите треугольники обеими руками: а) в параллельном исполнении (Рис 1.) б) в зеркальном исполнении (рис 2).
рис.1 рис. 2
8. Информационный блок.
9. Рефлексия.
Предложить детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Провести такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Группа № 1
Диагностический тренинг «Поиск закономерностей»
Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:
Для группы №1
18, 20, 24, 32,…
25, 21, 18, 16,…
15, 12, 9, 6,..
15, 16, 14, 17, 13, 18,…
«Развивающий логикон»
Задание 3. Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса.
Солнце
З
?
6
О
Н
Луна
С
Ж
4
У
?
Марс
?
М
?
?
С
Предложите свои варианты заполнения последних двух столбцов
Сообщение темы занятия
и
д
о
ч
ч
е
а
.
Л
к
с
З
а
г
и
и
е
Задание 4. Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой, и прочитайте тему занятия.
16
13
2
15
5
6
12
17
1
8
7
11
14
3
9
4
10
Тема занятия:
Логически-поисковые задания.
Задание 5. Расставьте математические знаки, и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.
1 2 3 4 5 = 4
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 10
1 2 3 4 5 = 12
1 2 3 4 5 = 55
Задание 6. Логические задачи (работа в группах)
Для группы №1
Задача 1. Землекопы.
Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?
Задача 2. Малыш, Карлсон и варенье.
Малыш может съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?
6. «Веселая переменка» (физкультминутка)
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.
7. Тренируем координацию движений.
Изобразите треугольники обеими руками:
а) в параллельном исполнении.
б) в зеркальном исполнении
Группа № 2
Диагностический тренинг «Поиск закономерностей»
Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:
Для группы № 2
21, 18, 16, 13, 11, 8, …
25, 24, 22, 21, 19, 18, …
64, 48, 40, 36, 34, …
4, 5, 8, 9, 12, 13, …
«Развивающий логикон»
Задание 3. Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса.
Солнце
З
?
6
О
Н
Луна
С
Ж
4
У
?
Марс
?
М
?
?
С
Предложите свои варианты заполнения последних двух столбцов
Сообщение темы занятия
и
д
о
ч
ч
е
а
.
Л
к
с
З
а
г
и
и
е
Задание 4. Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой, и прочитайте тему занятия.
16
13
2
15
5
6
12
17
1
8
7
11
14
3
9
4
10
Тема занятия:
Логически-поисковые задания.
Задание 5. Расставьте математические знаки, и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.
1 2 3 4 5 = 4
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 10
1 2 3 4 5 = 12
1 2 3 4 5 = 55
Задание 6. Логические задачи (работа в группах)
Для группы № 2
Задача 1. Сотня орехов.
Сотню орехов надо разделить между 25 людьми так, чтобы никому не досталось четное число орехов. Можете ли вы это сделать? “Съесть” орех нельзя.
Задача 2. Чистка картофеля.
Двое очистили 400 картофелин: один очищал три картофелины в минуту, другой – две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?
6. «Веселая переменка» (физкультминутка)
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.
7. Тренируем координацию движений.
Изобразите треугольники обеими руками:
а) в параллельном исполнении.
б) в зеркальном исполнении
Группа № 3
Диагностический тренинг «Поиск закономерностей»
Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:
Для группы № 3
6, 9, 12, 15,…
3, 7, 11, 15, 19, …
25, 24, 22, 21, …
16,12, 15, 11,14, 10, …
«Развивающий логикон»
Задание 3. Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса.
Солнце
З
?
6
О
Н
Луна
С
Ж
4
У
?
Марс
?
М
?
?
С
Предложите свои варианты заполнения последних двух столбцов
Сообщение темы занятия
и
д
о
ч
ч
е
а
.
Л
к
с
З
а
г
и
и
е
Задание 4. Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой, и прочитайте тему занятия.
16
13
2
15
5
6
12
17
1
8
7
11
14
3
9
4
10
Тема занятия:
Логически-поисковые задания.
Задание 5. Расставьте математические знаки, и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.
1 2 3 4 5 = 4
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 10
1 2 3 4 5 = 12
1 2 3 4 5 = 55
Задание 6. Логические задачи (работа в группах)
Для группы № 3
Задача 1. Три друга.
Три друга – Алеша, Коля и Саша – сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?
Задача 2. Сколько машин?
В мастерской отремонтировано в течение месяца 40 машин – автомобилей и мотоциклов. Всех колес было выпущено из ремонта ровно 100. Сколько было в ремонте автомобилей и мотоциклов?
6. «Веселая переменка» (физкультминутка)
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.
7. Тренируем координацию движений.
Изобразите треугольники обеими руками:
а) в параллельном исполнении.
б) в зеркальном исполнении
Группа № 4
Диагностический тренинг «Поиск закономерностей»
Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:
Для группы № 4
13, 16, 19, 22, …
35, 29, 32, 26, 29, …
21, 18, 16, 13, 11, 8, …
64, 48, 40, 36, 34, …
«Развивающий логикон»
Задание 3. Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса.
Солнце
З
?
6
О
Н
Луна
С
Ж
4
У
?
Марс
?
М
?
?
С
Предложите свои варианты заполнения последних двух столбцов
Сообщение темы занятия
и
д
о
ч
ч
е
а
.
Л
к
с
З
а
г
и
и
е
Задание 4. Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой, и прочитайте тему занятия.
16
13
2
15
5
6
12
17
1
8
7
11
14
3
9
4
10
Тема занятия:
Логически-поисковые задания.
Задание 5. Расставьте математические знаки, и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.
1 2 3 4 5 = 4
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 10
1 2 3 4 5 = 12
1 2 3 4 5 = 55
Задание 6. Логические задачи (работа в группах)
Для группы № 4
Задача 1. Рейс через океан.
Каждый день в полдень из Гавра в Нью-Йорк отправляется пароход через Атлантический океан, и в то же самое время пароход той же компании отправляется из Нью-Йорка в Гавр. Переезд в том и другом направлении совершается ровно за семь, дней. Сколько судов своей компании, идущих в противоположном направлении, встречает пароход на пути из Гавра в Нью-Йорк?
Задача 2. Двое рабочих.
Двое рабочих могут выполнить некоторую работу за 7 дней при условии, что второй приступит к ней 2 днями позже первого. Если бы ту же работу каждый выполнял в отдельности, то первому понадобилось бы на 4 дня больше, чем второму. За сколько дней каждый мог бы единолично выполнить эту работу?
Задача допускает чисто арифметическое решение, причем можно обойтись даже без действий с дробями.
6. «Веселая переменка» (физкультминутка)
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.
7. Тренируем координацию движений.
Изобразите треугольники обеими руками:
а) в параллельном исполнении.
б) в зеркальном исполнении
Группа № 5
Диагностический тренинг «Поиск закономерностей»
Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:
Для группы № 5
13, 16, 19, 22, …
35, 29, 32, 26, 29, …
21, 18, 16, 13, 11, 8, …
64, 48, 40, 36, 34, …
«Развивающий логикон»
Задание 3. Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса.
Солнце
З
?
6
О
Н
Луна
С
Ж
4
У
?
Марс
?
М
?
?
С
Предложите свои варианты заполнения последних двух столбцов
Сообщение темы занятия
и
д
о
ч
ч
е
а
.
Л
к
с
З
а
г
и
и
е
Задание 4. Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой, и прочитайте тему занятия.
16
13
2
15
5
6
12
17
1
8
7
11
14
3
9
4
10
Тема занятия:
Логически-поисковые задания.
Задание 5. Расставьте математические знаки, и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.
1 2 3 4 5 = 4
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 10
1 2 3 4 5 = 12
1 2 3 4 5 = 55
Задание 6. Логические задачи (работа в группах)
Для группы № 5
Задача 1. Плащ, шляпа и калоши.
Купец купил плащ, шляпу и калоши и заплатил за все 140 рублей. Плащ стоит на 90 рублей больше, чем шляпа, а шляпа и плащ вместе на 120 рублей больше, чем калоши Сколько стоит каждая вещь в отдельности?
Задачу требуется решить устным счетом, без уравнений.
Задача 2. Число 66.
Число 66 надо увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. Как это сделать?
6. «Веселая переменка» (физкультминутка)
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.