формировать умение работать коллективно и самостоятельно.
Ход урока
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам!
- Доброе утро! – приветливым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
- Чтобы к концу урока солнце засветило и в нашем классе, необходимо выполнить все задания. (Введение проблемы – солнце без лучей.)
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (осуществляется фронтально + проверка тетради одного учащегося). (1 луч солнца)
Выполнение заданий на карточках:
Вычисли:
12 т 125 кг · 6 =
72 м 13 дм · 4 =
Реши задачу:
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали две машины и встретились через 4 часа. Скорость первой машины была 83 км/ч. Найти скорость второй машины, если расстояние между городами – 636 км.
Реши уравнение:
х : 4 = 54075
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (2 луч солнца)
Устный счёт
1. Сравните величины
2 дм 3 см 30 см
1 т 80 кг 8 ц 60 кг
2 км 2000 дм
2 000 м² 2 а
3 сут 90 ч
2. Приучайтесь думать точно!
Всё исследуйте до дна!
Вместо точек на доске
Цифра точная нужна!
1854 8□□
□ 9
□□70 □389
3. Костя ушёл на тренировку в 8 ч 20 мин, а вернулся в 10 ч 42 мин. Сколько времени костя отсутствовал дома?
4. Решите закономерность:
4, 5, 8, 9, 12, 13, ___, ____.
150
5. Числовое выражение
200
1000
3000
1800
100
300
х 2 - 200 х 18 + 1200 - 2000 : 5
На обратной стороне ответов расположены буквы, из которых получится слово «задача». Ответы необходимо расположить в порядке возрастания.
Чистописание:
13022020 0833 109 6000
- Какие числа я зашифровала?
- Что они могут обозначать? (презентация)
13.02.2020 – сегодняшняя дата
08:33 – восход солнца
109 – во столько раз Солнце больше Земли
6000 – температура поверхности Солнца в Кельвинах
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (3 луч солнца)
- Для начала давайте решим простые задачи:
1. Дима и Петя купили почтовые марки по одинаковой цене. Дима – 2 марки, а Петя – 5 марок.
- Кто из мальчиков купил больше марок?
- Кто из них уплатил денег больше?
- За сколько марок Петя заплатил столько же денег, как и Петя?
2. Петя купил на 3 марки больше, чем Дима, и уплатил на 12 руб. больше, чем Дима.
- Сколько стоила одна марка?
- Для ознакомления с новым типом задач, мы с вами решим задачу в рамке. Решение задачи основано на выделении двух разностей.
1. Заполнение таблицы.
Масса яблок в одном ведре
Количество ведер
Общая масса
Первый
Одинаковая
40
?
Второй
43
?, на 27 кг больше
2. Разбор задачи:
- Чтобы узнать сколько кг яблок собрал каждый класс, нам необходимо знать сколько кг яблок в одном ведре.
- Что известно про вес одного ведра?
- Массу одного ведра мы можем найти по двум разностям.
- Первая – нам известна – это на сколько больше кг яблок собрал 2 класс.
- Как найти вторую разность?
- На сколько больше вёдер яблок собрал 2 класс.
- Почему второй класс собрал на 27 кг яблок больше, чем первый? (Потому что он собрал больше ведер.)
- На сколько? (На 3 ведра.)
- Как взаимосвязаны между собой 3 ведра яблок и 27 кг яблок?
- Можно найти массу яблок в одном ведре?
- Зная массу яблок в одном ведре и количество вёдер, которые собрал каждый класс, можно ли найти сколько кг яблок собрал каждый класс?
Решение задачи:
1) 43 - 40 = 3 (ведра) — разница в ведрах;
2) 27 : 3 = 9 (кг) — в одном ведре;
3) 9 • 40 = 360 (кг) — собрал первый класс;
4)9 • 43 = 387 (кг) или 360 + 27 = 387 (кг) — собрал второй класс.
Физкультминутка
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Задача 1. Света и Марина собирали груши и раскладывали их в одинаковые ящики. У Светы получилось 13 ящиков, а у Марины 20 ящиков. Сколько кг груш собрала каждая девочка, если Марина собрала на 56 кг груш больше?
Масса груш в одном ящике
Количество ящиков
Общая масса
Света
Одинаковая
13
?
Марина
20
?, на 56 кг больше
Решение задачи:
1) 20 - 13 = 7 (ящ.)
2) 56 : 7 = 8 (кг)
3) 8 · 13 = 104 (кг)
4) 8 · 20 = 160 (кг)
Ответ: Света собрала 104 кг груш, а Марина – 160 кг.
Задача 2. В среду привезли 10 мешков картошки, а в четверг – 6 таких же мешков. Масса мешков с картошкой, привезённых в среду, на 156 кг больше, чем масса мешков с картошкой, привезённых в четверг. Найдите массу картошки, которую привезли в среду и в четверг.
Масса картошки в одном мешке
Количество мешков
Общая масса
Среда
Одинаковая
10
?, на 156 кг больше
Четверг
6
?
Решение задачи:
1) 10 - 6 = 4 (меш.)
2) 156 : 4 = 39 (кг)
3) 39 · 6 = 234 (кг)
4) 39 · 10 = 390 (кг)
Ответ: среда – 390 кг, четверг – 234 кг.
Физминутка для глаз
6. Этап применения знаний и способов действий
С.28 №2 (устно) (4 луч солнца)
3030 см * 30 м 30 см 2 сут * 80 ч
70 дм 7 см * 770 см 3 т * 300 кг
3 км 20 м * 3 км 2 дм 1 м² * 1000 дм²
20 ц 30 кг * 23 ц 5 а * 500 м²
С.28 №1 (5 луч солнца)
Вычисли по вариантам
1402 ∙ 8 4729 ∙ 5
3039 ∙ 3 2084 ∙ 7
С.28 №3 (устно) (6 луч солнца)
Из чисел 53 761, 6401, 10 740, 89 623, 7524, 2342 назовите:
а) пятизначные числа, в записи которых используются разные цифры;
53 761 89 623
б) четырёхзначные числа, которые не имеют цифры 5 в разряде сотен.
6 401 2 342
в) числа, у которых в разряде десятков содержится 2 единицы.
7 524 89 623
г) числа, у которых в разряде сотен содержится 7 единиц.
53 761 10 740
д) круглое число.
10 740
С.29№6 (по вариантам) (7 луч солнца)
Реши уравнения.
х + 749 = 10 000 456 + х = 1004
2082 − х = 1536 х − 1028 = 472
7. Этап информации о домашнем задании
с. 29 № 9, 10
8. Этап подведения итогов занятия.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- В чем затруднялись? Что поняли и запомнили наверняка?
- Что открыли нового? Чему удивились?
9. Этап рефлексии
- Дополните солнце своими лучами (жёлтыми или оранжевыми на выбор)
ПРИТЧА:
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор выбросил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: