Цели: ввести понятия «переменная», «выражение с переменной», «числовое значение выражения с переменной»; формировать умение находить значение выражения с переменной, используя различные формы записи; способствовать развитию вычислительных навыков учащихся; способствовать воспитанию внимания.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выражения с переменными.»
04.09. Выражения с переменными.
Цели: ввести понятия «переменная», «выражение с переменной», «числовое значение выражения с переменной»; формировать умение находить значение выражения с переменной, используя различные формы записи; способствовать развитию вычислительных навыков учащихся; способствовать воспитанию внимания.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Назовите числовые выражения, не имеющие смысла.
При решении многих практических задач удобно для обозначения различных чисел использовать буквы.
Например, если а и b – длины сторон прямоугольника, то выражение а · b показывает способ вычисления его площади. Это утверждение носит общий характер, оно относится к любому прямоугольнику, имеющему любые значения длин сторон; а и b – переменные, входящие в запись выражения.
Определение 1. Если в числовом выражении некоторые (или все) входящие в него числа заменить буквами, то получим выражение с переменными (переменной).
Определение 2. Если в выражение с переменными подставить вместо каждой переменной какое-либо её значение, то получится числовое выражение. Его называют значением выражения с переменными при выбранных значениях переменных.
3. Необходимо ввести понятие допустимых значений переменных, входящих в выражения с переменными. Рассматриваем различные примеры выражений с переменными, имеющих смысл при любых значениях переменных (всех значениях) и не имеющих смысла при некоторых значениях переменной.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке отрабатываются умения выполнять в буквенных выражениях числовые подстановки и производить соответствующие вычисления.
1. Найдите значение выражения.
а) х + 3,2 при х = –6,8; –3,2;
б) –5у при у = –2,6; 0; 1;
в) 12а – 7 при а = –1; 0;
г) 3 – 1,5т при т = 4; –2;
При выполнении задания обращаем внимание учащихся на запись решения.
Решение:
а) если х = –6,8, то х + 3,2 = –6,8 + 3,2 = –3,6;
б) если х = –3,2, то х + 3,2 = –3,2 + 3,2 = 0;
в) если х = 1, то x + 3,2 = 1 + 3,2 = + 3 = = = .
2. № 21.
Решение:
у
–3
–1
0
2
3
4
6
10 – 2у
16
12
10
6
4
2
–2
10 + 2у
4
8
10
14
16
18
22
Данное задание можно вынести на доску. Каждый ученик самостоятельно выполняет все задания в тетради, а затем «по цепочке» ученики выходят к доске и заполняют соответствующую ячейку таблицы. Также данное задание можно выполнить устно.
3. Заполните таблицу.
х
–3
–2
–1
0
1
2
3
х (3 – 5х)
–54
–26
–8
0
–2
–14
–36
4. Найдите значение выражения.
а) 8т + 3п + 1, при т = –4 и п = 10; т = –6,5 и n = 4.
б) (а + b) · (а – b), при а = 1,7 и b = –1,3;
в) 2 – 0,3 · (b + 3а), при а = –0,2 и b = 0,6;
г) , при а = 2,8 и b = 0.
5. Пусть х + у = 5 и z = –8. Найдите:
а) х + у – z; в) x – 5z + y; д) ;
б) 2z – (х + у); г) 3 (х + у) + 2z; е) z (х + у + 5z).
V. Дополнительные задания.
1. Заполните таблицу:
р
0
–1
2
–3
3
t
–7
–2
3
0
9
p (3t – p)
2. Найдите значение выражения х + у – 2z, если х + у = 3 и z = –2.
3. Заполните таблицу:
т
0
–1
3
2
–2
п
–2
–3
6
0
1
т (п – 2т)
4. Найдите значение выражения а – b + 3c, если а – b = 11 и с = –6.
VI. Итоги урока.
– Что называется выражением с переменной?
– Может ли выражение состоять из одной буквы?
– Как найти значение выражения с переменной при определенном значении переменной?
– Какие способы записи можно использовать при нахождении значения выражения с переменной?