ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ В ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ В ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕ
В связи с переходом на ФГОС ООО произошли изменения в технологиях преподавания предмета. В своей работе необходимо ориентировать на проектные задачи, носящий практикоориентированный и метапредметный характер. Статья – это план – конспект такого урока.
В проектной задаче описывается квазиреальная ситуация, приближенная к историческим условиям, - требуется составить маршрут кругосветной экспедиции Ф. Магеллана, решая практические задачи, приближенные к историческим условиям. В предложенной проектной задаче проверяются умения выполнять действия с десятичными дробями, округлять числа, решать логические задачи, а также ориентироваться в конкретной ситуации при работе с информацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ В ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ В ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕ»
Жаркова Ольга Анатольевна
Учитель математики
МБОУ «СОШ №10 с УИП им. академика Ю.А. Овчинникова», г. Красноярск
В связи с переходом на ФГОС ООО произошли изменения в технологиях преподавания предмета. В своей работе необходимо ориентировать на проектные задачи, носящий практикоориентированный и метапредметный характер. Статья – это план – конспект такого урока.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательныхучреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 21-е изд., стереотипное. – М.: Мнемозина, 2013
Название проектной задачи
Экспедиция
Предмет
Математика
Класс
5
Вид задачи
Предметная, метапредметная
Цели и педагогические задачи
Формирование умений учащихся пользоваться информацией, на ее основе осуществлять оптимальный выбор.
Развитие метапредметных УУД
Познавательные УУД: умение сравнивать, обобщать, обрабатывать информацию и делать правильный выбор.
Регулятивные УУД: создать эмоционально-положительный настрой на урок для постановки собственных целей, учить контролировать свои действия, оценивать результат.
Коммуникативные УУД: формировать умения работать в группе, договариваться и приходить к общему решению, уважать мнение и точку зрения каждого члена группы, вести устный диалог.
Личностные УУД: развитие самостоятельности и навыка сотрудничества, положительного отношения к учебной деятельности; формирование личной ответственности за результаты работы группы.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах. Владение способом выполнения действий с величинами. Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Умения решать логические задачи.
Работа в группе: организация работы, распределение заданий между учащимися группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
создание конечного “продукт”- маршрута кругосветной экспедиции Ф. Магеллана.
Способ и формат оценивания результатов работы
Оценивается правильность конечного результата, а так же активность каждого члена группы.
Учащиеся заполняют форму, отвечают на вопросы анкеты.
Материалы для проведения урока
Карта мира.
Раздаточный материал для каждой группы: задания № 1, 2, 3, 4; листы для самооценки для каждого ученика.
Замысел проектной задачи.
В проектной задаче описывается квазиреальная ситуация, приближенная к историческим условиям, - требуется составить маршрут кругосветной экспедиции Ф. Магеллана, решая практические задачи, приближенные к историческим условиям. В предложенной проектной задаче проверяются умения выполнять действия с десятичными дробями, округлять числа, решать логические задачи, а также ориентироваться в конкретной ситуации при работе с информацией.
Продолжительность проведения проектной задачи – 90 мин (2 урока)
Цель, которую должны достичь дети - произвести расчеты с использованием десятичных дробей и математических действий, необходимые для определения сметы расходов на продукты питания и составить таблицу расходов, определение географических координат основных точек маршрута экспедиции. Найти маршрут экспедиции Магеллана на физической карте мира.
Мотивационный этап I
Подготовка к описанию проектной задачи. Описание проектной задачи. Планирующий этап
Задание: Вычислить цепочки действий (табл. 1) и, используя результаты, заполните таблицу 2. Кто был этот человек?
Таблица 1. Цепочки вычислений
Таблица 2.
Слово учителя: Сегодня наш урок не совсем обычен – на уроке мы отправимся с вами в кругосветное путешествие. Понятно, что Америки нам уже не открыть, поэтому попробуем повторить экспедицию Ф. Магеллана.
Скажите, причем здесь математика? И будете совершенно правы. На личном опыте, в ходе подготовки и проведения экспедиции, вы поймете, какое практическое значение имеет математика. В ходе работы в группах – кораблях вы будете выполнять задания, необходимые для организации и проведения экспедиции. Результаты работы группы по заданию необходимо «отослать» группе «Казначейство», члены которой будут проверять правильность их выполнения и, при необходимости, выдавать координаты следующей точки маршрута. Полученные координаты необходимо нанести на карту мира. В конечном итоге на карте вы увидите весь маршрут экспедиции Ф. Магеллана.
Итак, какие цели вы ставите на сегодняшний урок?
Какие знания и умения нам потребуются для достижения цели?
Критерии оценивания заданий по 5-ти баллной системе:
1. Правильность решения поставленной задачи.
2. Правильность выполнение вычислительных действий.
3. Умение работать в группе.
4. Умение работать с информацией.
Информационный этап II
Слово учителя. Заручившись поддержкой финансистов, Магеллан сумел заинтересовать своим предложением испанского короля Карлоса I и получил его одобрение. Король подписал договор и дал отмашку на подготовку плавания. 22 марта 1518 Карлос I утверждает план Магеллана.
Задание 1. Смета продуктов питания экспедиции.
Изучите материал 1 о составе и снаряжение экспедиции Магеллана, а также табл. 1 о видах продуктах, входящих в ежедневный рацион питания.
Исходя из этих данных, составьте смету продуктов питания всей экспедиции (заполнив табл. 2).
Материал 1
Состав и снаряжение экспедиции
В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис.
На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (ее использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи.
По штатному расписанию на судах полагалось находиться около 250 моряков.
Таблица 1
Продукты, входящие в ежедневный рацион питания
1
Овощи и фрукты
2
Хлеб, крупы, картофель
3
Мясо, рыба
4
Молоко и молочные продукты
5
Жирная и сладкая пища
Таблица 2
Смета продуктов питания экспедиции
Продукты
Потребность в 1 сут. на 1 чел.
Стоимость 1 кг или 1 л
Стоимость питания 1 чел. в 1 сут.,мараведи
Овощи и фрукты
0,3 кг
1,2 мараведи
Хлеб, крупы, бобовые
0,242 кг
1,6 мараведи
Мясо, рыба, масло
0,25 кг
1,8 мараведи
Вино
0,1л
2 мараведи
Мёд
0,03 кг
0,8 мараведи
Итого
-----------------
-----------------
Стоимость питания на _______ чел экипажа в 1 сут.: ___________________________
Стоимость питания экспедиции на ___________ дней: __________________________
Ответ:
Слово учителя: 20 сентября 1519года 5 кораблей вышли в поход из устья Гвадалкивира. Магеллан заранее разработал для флотилии специальную систему сигналов, позволявшую судам не терять друг друга в открытом море. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний. Экспедиция стартовала.
Задание 2.
Найдите значение выражения, и вы узнаете координаты пролива, который открыл Магеллан. Отметьте полученные значения ширины и долготы на карте.
– южной широты;
:4,8+3,993:0,1 – западной долготы.
Задание 3.
Прочитайте информацию о Тихом океане, представленную ниже. Найдите в ней данные для того, чтобы найти среднюю скорость движения экспедиции по Тихому океану. Выполните необходимые действия для определения скорости движения. Полученный результат округлите до десятых долей.
Материал 2
Тихий океан
Выйдя из пролива, флотилия 15 дней шла круто на север. После 38° ю. ш. повернула на северо-запад, а дойдя до 30° ю. ш., повернул на северо-запад. Магеллан такими маневрами пытался «попасть» точно в Острова Пряностей, координаты которых по широте он знал.
Новый океан все время перехода оставался спокойным, за что получил от команды Магеллана прозвание Тихий. Так оно и закрепилось за ним. Всего прошли по водной глади этого океана 17000 километров. Почти четыре месяца длилось это плавание. Все запасы кончились, команда просто вымирала от истощения.
Задание 4.
Прибыв на остров Мактан, члены экспедиции стали готовиться к торговому обмену с туземцами. Были определены три сундука для следующих товаров: металлические изделия, материя, украшения. Сундуки имели таблички с соответствующими надписями. Безграмотный юнга, наполняя сундуки товарами, конечно же, не смог прочитать таблички и все перепутал. Магеллан, открыв сундук с табличкой «Металлические изделия», увидел там украшения. Что оказалось в ящике с табличкой «Украшения»?
III. Рефлексивно-оценочный этап
Группа «Казначейство» представляет результаты работы групп. Все учащиеся оценивают работу группы и дают самооценку (заполняют форму).
-Оцените, насколько интересной показалась тебе работа на уроке.
-Оцените, насколько дружно и слаженно работала твоя группа
-Продолжи предложение. «Сегодня на уроке самым сложным было….
Домашнее задание: Повторить правила действий с десятичными дробями. Оформить презентацию работы группы по данной проектной задаче.